Особенности конституционно-правовых отношений. Конституционно-правовые отношения Объекты конституционно-правовых отношений

Конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, урегулированное нормами КП, содержание которого определяется юридической связью между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

1) конституционно-правовые отношения имеют свое собственное содержание: возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

2) конституционно-правовым отношениям свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений;

3) конституционно-правовые отношения характеризуются большим разнообразием, что создает многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые зачастую через цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.

Это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права,

обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами

правоотношений выражаются в следующем:

· Конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений,

составляющих предмет конституционного права;

· Конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный

состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других

видов правонарушений;

· Конституционно-правовые отношения характеризуются значительным

разнообразием, создающим многослойные юридические связи между субъектами,

устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных

правоотношений.

· Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения

политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от

юридической конституции.

· Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ,

науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.

· Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и

свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.

· Конституционные отношения есть отношения между социальными силами,

рождающими фактическую власть в государстве.

Особенностью конституционного права является наличие широкого круга субъектов конституционно-правовых отношений. Среди них выделяются такиеспецифические субъекты как:- народ;- государство;- субъекты Федерации;- депутаты;- коренные малочисленные народы;- население;- муниципальное образование;- органы государственной власти;- органы местного самоуправления;- избирательные комиссии;- собрания избирателей и др.Российской Федерации:- республики;- края;- города федерального значения;- автономная область;- атомные округа;Основы конституционно-правового статуса составных частей Федерацииопределяются Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ.Сторонами конституционно-правовых отношений являются также:- муниципальные образования;- органы государственной власти;- органы местного самоуправления;- население местного самоуправления;- этнические группы;- политическиепартии и другие общественные объединения граждан;- собрания граждан;- собрания избирателей;- граждане Российской Федерации;- иностранные граждане;- лица без гражданства и др.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются и государства - Российская Федерация и республики. К участникам конституционных правоотношений относятся и такие субъекты Федерации, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.

Народ выступает в качестве субъекта конституционно-правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента Российской Федерации.

Кроме перечисленных субъектами конституционно-правовых отношений являются органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.

Если сказать обобщенно, то субъектами конституционно-правовых отношений могут быть те субъекты, на которых правовые нормы данной отрасли права возлагают определенные обязанности и которым предоставляют права.

В некоторых случаях субъектами конституционно-правовых отношений выступают иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче ходатайства о приобретении российского гражданства).

3. Конституционно-правовые нормы: понятие, их особенности, виды

Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм.

Конституционно-правовая норма – это правило поведения субъекта в конкретных конституционно-правовых отношениях.

Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли права.

От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:

2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, - в Конституции РФ;

3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);

4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;

5) особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);

6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;

7) особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, - гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция.

Обладая спецификой по сравнению с нормами других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны. А для того чтобы правильно применять норму, необходимо ее всесторонне проанализировать, выявить присущие ей особенности, связи с иными нормами данной отрасли, принадлежность ее к группе родственных ей по предмету регулирования норм (институтов).

Вот почему важное значение имеет вопрос о классификации конституционно-правовых норм. Их принято классифицировать по следующим основаниям:

1) по содержанию. То есть по кругу регулируемых общественных отношений, а следовательно, и по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту. Одни нормы связаны с основами конституционного строя, другие - с основами правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвертые - с органами государства, органами местного самоуправления. Внутри этих крупных группировок норм в свою очередь выделяются взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов. И здесь важно установить все эти взаимосвязи, определить место данных конституционно-правовых норм в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений. Только при таком условии может быть обеспечено достаточно квалифицированное истолкование и применение конституционно-правовой нормы, выявлены все нюансы ее регулирующего воздействия на соответствующие отношения, которое во многих случаях является промежуточным в достижении правового результата, определяемого обычно действием ряда норм, а не единичной нормы.

Так, если применяется норма, входящая в 1, 2 и 9 главы Конституции РФ, то следует принимать во внимание, что она не может быть изменена в рамках данной Конституции;

2) по юридической силе. Это основание находится в прямой зависимости от того, в каком нормативном правовом акте выражена та или иная норма, от места нормативных правовых актов данного вида в общей системе нормативных актов, а также от разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты. По отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации высшей юридической силой обладают конституции республик и уставы других субъектов. Названные акты, а также иные нормативные правовые акты субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.

Следует, однако, учесть, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в пределах предметов ведения, по которым субъекты обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), действует нормативный правовой акт субъекта. От уровня юридической силы конституционно-правовой нормы зависит та правовая база, исходя из которой формулируется содержание данной нормы. От этого же зависят и порядок отмены нормы, ее взаимодействие с другими нормами, их соотношение. Если правовая норма закреплена в нескольких правовых актах, то следует ссылаться на акт, имеющий высшую юридическую силу. В случае закрепления нормы в актах одного уровня надо ссылаться, как правило, на акт, принятый позже. Однако при этом следует учитывать, какую функцию выполняет норма в конкретном акте, и поэтому допустимы исключения из данного правила;

3) по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования). Территориальные пределы действия норм, содержащихся в актах субъектов Федерации и муниципальных образований, не исключают признания юридической значимости данных норм и возникших на их основе правоотношений на всей территории Российской Федерации;

4) по характеру предписания. Это основание раскрывает механизм регулирующего воздействия конституционно-правовой нормы. Предписания, содержащиеся в ней, могут иметь различный характер, в своеобразной форме определять права и обязанности субъектов возникающих на основе данной нормы конституционно-правовых отношений. По этому основанию различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73, 83 - 90, 102, 103 Конституции). В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: "запрещается", "не допускается", "обязаны", "не вправе" и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям.

5) по степени определенности предписаний. По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы - такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах.

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

В качестве примера можно привести нормы, содержащиеся в ч. 3 ст. 117 Конституции РФ. Они предусматривают, что после выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Думы. В случае если Дума выразит повторно в течение трех месяцев недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Эти нормы являются диспозитивными.

Примером императивной нормы является установленное в ч. 4 ст. 111 Конституции РФ положение о том, что после трехкратного отклонения Думой кандидатур Председателя Правительства Президент распускает Думу и назначает новые выборы;

6) по назначению в механизме правового регулирования. По этому основанию принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.

Государство.

Субъекты РФ.

Вопрос 7. Федеральные конституционные законы как источник государственного (конституционного) права в РФ: понятие, особенности.

Помимо Конституции в РФ действует еще 2-е разновидности закона: конституционные и ординарные федеральные (обычные законы).

Конституционный закон в мировой практике знает 3 вида:

1) Которые вводят конституцию в действие, такие законы были у нас, только с принятием новой конституции 1993 г. решили, что они не нужны, и этот закон был включен в раздел второй конституции.

2) Которые изменяют и/или дополняют конституцию или конституционные поправки. Этот вид у нас тоже существует, имеет большую силу, чем конституционный закон и принимается в более сложном порядке.

3) Которые развивают отдельные конституционные положения и о принятии которых прямо сказано в конституции государства. Но у нас некоторые такие положения не действуют, например, положение о государственной символике не уточнено в конституционном законе на самом деле не действует.

У нас сейчас действуют незаконная символика и при ее оскорблении, человек не может быть привлечен к ответственности именно по этой статье. Федеральные ординарные законы – это законы, которые по юридической силе стоят после конституции и конституционных законов. Они регулируют иные наиболее важные вопросы государственной жизни, не урегулированные конституцией и конституционными законами.

Федеральные законы принимаются государственной думой и одобряются советом федерации, подписываются и обнародуются президентом РФ. Президент может не подписывать закон, вернув его обратно государственной думе со своими замечаниями, а вот федеральный конституционный закон подписать обязан. Федеральный закон и федеральный конституционный закон это те, которые приняты после принятия конституции 1993 г.

Но до принятия конституции принимались и другие законы: законы РФ (что принято до конституции, применяется в той части, где не противоречит ныне действующей конституции), законы бывшего СССР (например, о правовом положении иностранных граждан) применяется в РФ в той части, где не противоречит конституции 1993 г. и в той мере, в которой данные отношения не урегулированы российскими федеральными законами.

Вопрос 9. Место конституционного права в системе российского права

К.п. является ведущей отраслью права РФ. К.п. служит основой для других отраслей права:

1) административного, т.к. определяет систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию

2) гражданского и хозяйственного, т.к. закрепляет различные формы собственности, права собственников, принципы хозяйствования

3) финансового, т.к. регулирует основы бюдж. системы РФ, систему налогов

4) уголовного права и уголовного процесса, т.к. устанавливает систему органов судебной власти, констит. принципа правосудия, права граждан в судопроизводстве.

РФ - суверенное государство

Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на его территории и за её пределами, в международном общении.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, её единстве и независимости.

В буквальном смысле слово «суверенитет», происходит от латинского слова «supro», означает то свойство власти, в силу которого она является «высшей», т.е. её верховенство. Верховенство государственной власти проявляется в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории страны конституции и других законов, издаваемых высшими органам государственной власти.

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в совокупности высшую государственную власть. Эти органы охватывают все полномочия, необходимые для осуществления всех функций государства.

Независимость государственной власти, которая проявляется в сфере международных, межгосударственных отношений, означает самостоятельность в отношениях с другими государствами и равноправие с ними.

Сказанное позволяет выделить основные признаки государственного суверенитета. К ним относятся: 1) полновластие в области внутренне и внешней политики; 2) независимость государственной власти от других властей в осуществлении функций государства; 3) равноправие с другими участниками международных отношений; 4) реальные гарантии полновластия государства в лице высших представительных органов: законодательно установленный порядок их отношений с другими государственными органами и общественными организациями, экономические гарантии. Согласно Конституции РФ (ст. 4) суверенитет РФ распространяется на всё её территорию и характеризуется следующими основными чертами Конституция РФ. - Ростов-на-Дону.: Феникс,2008.- С.5:

1) Россия является много национальным государством, поэтому носителем суверенитета и единственным источником власти является её многонациональный народ (ч. 1 ст. 3);

2) народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

3) высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3);

4) Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей на всей территории России (ч. 2 ст. 4);

5) РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4);

6) Российская Федерация является равноправным членом международных организаций (ООН, Совет Безопасности, ЮНЕСКО);

7) Российская Федерация добровольно ограничивает свои полномочия при вступлении в межгосударственные союзы (например, СНГ).

Суверенитет государства должен обеспечиваться определенными гарантиями. Такие гарантии были предусмотрены Декларацией «О государственном суверенитета РСФСР», принятой 12 июня 1990 г. Первым Съездом народных депутатов РСФСР. Декларация провозгласила государственный суверенитет РСФСР на всей территории и заявила о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. Декларация предусматривала политические, экономические и правовые гарантии суверенитета РСФСР.

31 октября 1990 г. Верховный Совет РФ принял Закон «Об обеспечении экономический основы суверенитета РСФСР». Согласно закону земля, её недра (запасы алмазов, золота, платины, драгоценных и полудрагоценных камней, серебра, нефти, угля, газа, урана, редкоземельных цветных и черных металлов и иных полезных ископаемых), воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир и другие ресурсы, расположенные на территории РФ, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны России, а также образующихся в реках России запасов андромных видов рыб за пределами морской экономической зоны, хозяйственные и культурные ценности являются национальным богатством народов России Декларация о государственном суверенитете РСФСР // Ведомости съезда на-родных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990, №2, - Ст. 33. Порядок и условия владения, пользования и распоряжения указанными объектами регулируются законодательством РФ и республик, входящих в её состав. Основные идеи Декларации и закона «Об обеспечении экономической основы суверенитета РФ» получило отражение в Конституции РФ. Защита РФ и её государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной - Вооруженными Силами РФ, которые защищают её государственные интересы и территориальную целостность; дипломатической - осуществляется Президентом и Правительством России, а также государственными органами, руководящими различными отраслями управления. Важная роль в охране государственного суверенитета возложена на правоохранительные органы.

Вывод: Россия обладает государственным суверенитетом, т.е. независимостью решений внутренней и внешней политики. Суверенитет реализуется высшими государственными органами в законодательной, распорядительной и исполнительной деятельности.

Россия определяет свой путь экономического развития: рыночная экономика, существование различных видов собственности, многоукладность хозяйственной деятельности.

РФ. самостоятельно решает вопросы о правоохранительной системе (прокуратура, суд, милиция), о вооруженных силах, о развитии образования, науки культуры, об отношениях между различными народами, населяющими нашу страну.

Суверенитет России закреплен в Конституции РФ. Россия обеспечивает целостности и неприкосновенности своей территории. Охрана суверенитета России является одной из главных обязанностей главы государства - Президента РФ. Именно он определяет основные направления российской внешней политики. Суверенные права России - это забота Федерального собрания (Государственной думы и Совета федерации). Правительство Российской Федерации, которые является исполнительной властью, в лице министра иностранных дел, Министерства иностранных дел непосредственно осуществляет внешнюю политику Российской Федерации, не допускает вмешательства во внутренние дела со стороны иностранных государств.

2.2 РФ -правовое государство

В Конституции РФ нашли свое признание и нормативное закрепление все три основных аспекта правовой государственности - гуманитарно-правовой (права и свободы человека и гражданина), нормативно-правовой (конституционно-правовая природа и требования ко всем источникам действующего права) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей).

Действующая конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, конституировала РФ как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства и республиканской формой правления. Кроме того, Конституция определяет РФ как социальное государство и как светское государство. Определенная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.

Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991 г.) путча Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Издательская группа ИНФРА-М, 2001.- с 86.. Получил общее признание принцип «правового государства», были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм Коваленко А.И. Конституционное право России. Учебник. - М.: Закон и правопорядок, 1997.- с. 55. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства.

На территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права - становление в новых «независимых государствах» государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

Конституционная модель российской правовой государственности остается еще не сформированной до конца. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных институтов. Наряду с существенными достоинствами конституционная модель РФ имеет и ряд недостатков, т. к. процесс формирования правового государства в РФ сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства.

Грубо нарушается в стране принцип верховенства закона. Достаточно распространенной является практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, соц. обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации федеральных законов.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.

Таким образом, основная задача состоит в том, чтобы наконец преодолеть застарелый порок российской власти - тенденцию к ее монополизации и бесконтрольности, развить и упрочнить систему разделения властей. Опыт российской политической истории учит, что это очень трудно, но крайне необходимо. Пока возможно, это должны сделать сторонники действующей конституции, не откладывая дело до прихода к власти ее противников.

Таким образом, правовым государством является государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство - это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

2.3 РФ -социальное государство

Принципы демократического, правового, федеративного государства и республиканской формы правления, суверенитета народа, так или иначе, отражают взаимосвязь государственной власти с народом, т.е. обществом в целом, производность власти от общества, подчинение его потребностям.

Признание прав и свобод высшей ценностью непосредственно вытекает из зафиксированного в ст. 1 Конституции положения о Российской Федерации как о демократическом правовом государстве. Провозглашение приоритета человека, его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям, ориентация на эти права и свободы в государственной деятельности - один из важнейших принципов такого государства. Права и свободы во многом определяют место человека в обществе, его взаимосвязи с государством.

По отношению к государству человек выступает в разных ролях: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, как личность по отношению к обществу. Вся система связей, которые человек поддерживает, его индивидуальное положение - личность человека. «Само общество формируется с помощью личности. Чем более развито общество, тем более развита личность, и наоборот». Сукало А. Е. Основы конституционного строя. //“Право и экономика”, № 9-10, 1994, с. 11. Для нормального развития общества нужно, чтобы свободно развивалась личность. К признанию этого человечество шло очень долго. Если не защищена личность, то и государство может погибнуть, т. к. личность с помощью силовых мер будет освобождаться от угнетения. Признание этого нашло свое отражение в ряде международных конвенций, которые регулируют отношения человека, общества и государства. В них подчеркнуто, что личность имеет такой суверенитет независимо от того, в каком государстве он находится и от статуса этой территории.

Главная задача Конституции - признать правосубъектность и правоспособность каждого человека, установить систему взаимоотношений.

Следует обратить внимание на проводимое в Конституции разграничение на права и свободы человека и права и свободы гражданина. Такой подход не традиционен для нашего конституционного законодательства, которое прежде исходило из представления о гражданстве как о лице, получающем свои права в качестве «дара» государства и всецело подчиненном ему. Проводя различия между человеком и гражданином, Конституция восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые впервые в истории человечества были закреплены в законодательных актах - в Декларации независимости (1776 г., США), в Билле о правах (1789 г., США), в Декларации прав человека и гражданина (1789 г., Франция).

В соответствии с Конституцией Россия - социальное государство. Из ч. 1 ст. 7 Конституции РФ следует, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Таким образом, закрепляя принцип социального государства Конституционное право. Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Новый юрист. 2000.- с.90, Конституция РФ определяет его обязанность поддерживать малообеспеченные и в ином плане социально незащищенные слои населения. Такая деятельность государства, направленная на создание условий достойного существования каждого человека, осуществляется путем определения социальных государственных стандартов в сфере охраны труда, здоровья населения, гарантированного минимального размера оплаты труда, государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, безработных за счет систем социальных служб, государственных пенсий, пособий и др.

Конституция рассматривает принцип социального государства как одну из основ конституционного строя и в этом качестве гарантирует ему особую защиту: он может быть пересмотрен только новой Конституцией, принимаемый особым органом - Конституционным Собранием (ст. 135).

Понятие «социальное государство» ново для российского законодательства: оно впервые употреблено у нас именно в Конституции и подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека.

Принцип социального государства тесно связан с другими основами конституционного строя России, в особенности с тем, что она является демократическим правовым государством, а также с равенством прав граждан (ст. 1 и 19 Конституции).

В социальном государстве демократические формы власти должны строиться с учетом ее социального предназначения. Высокоразвитая правовая система как важнейший признак правового государства должна непременно включать в себя гарантии социальных прав. Связанность всех государственных органов, общественных объединений и лиц нормами права предполагает закрепление в них социальных гарантий.

Часть первая статьи 7 определяет принцип социального государства и как политический, предусматривая, что Российская Федерация - это государство, политика которого направлена на создание определенных условий существования его граждан. Пункт «е.» статьи 71 Конституции относит к ведению Федерации установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития.

Таким образом, социальным называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие. Социальное государство как бы исправляет формализм понятий «свобода» и «равенство», помогая людям непредприимчивым и бедным.

2.4 РФ -светское государство

Духовная жизнь общества многообразна, она включает в себя культуру, в том числе искусство, область верований, национальный аспект, в том числе языковый и др. Действующая Конституция отказалась от принципа жесткой опеки государства над духовной жизнью общества и устанавливает принцип светского государства.

Отделение религиозных объединений от государства (это более четкая формула, чем отделение церкви от государства), закрепленное частью второй ст. 14 Конституции РФ, означает, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений и не поручают последним выполнение каких-либо государственных функций. В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Религиозные объединения не участвуют в выборах органов государственной власти и в деятельности политических партий. Вместе с тем религиозные объединения могут принимать участия в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений. Указанные положения содержатся в ст. 8 Закона РСФСР от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий» Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. “О свободе вероисповеданий”..

Статья 9 Закона «О свободе вероисповеданий» называется «Светский характер системы государственного образования». Она устанавливает, что обучение в государственных и национальных образовательных учреждениях носит светский характер и не преследует цели формирования какого-либо отношения к религии. В то же время в негосударственных образовательных учреждениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативах (по желанию граждан) во всех учебных заведениях преподавание вероучений и религиозное воспитание допускается. Указанное положение нельзя путать, как это часто бывает, с возможностью включения в официальное обучение программы государственных и муниципальных образовательных учреждений Закона Божьего или других религиозных дисциплин. Светское образование несовместимо с этим.

Вопрос 3. Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, структура

Правоотношения - есть обусловленная интересами субъектов и складывающаяся на основе норм права юридическая двустороння связь, стороны которой наделены субъективными правами и юридическими обязанностями.

Субъекты правоотношений - это физические лица и организации, наделенные правосубъектностью и вследствие этого обладающие способностью (возможностью) выступать участниками правоотношений - участник, сторона правоотношений.

В праве выделяют две группы субъектов:

1. индивиды (физические лица) - граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства;

2.организации (государство, его органы, предприятия и учреждения, общественные объединения и другие).

Юридическое лицо - это организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, самостоятельно отвечать за нарушение гражданских обязательств и договоров (статья 482 ГК РФ).

Правосубъектность - способность субъекта иметь субъективные права и юридические обязанности и осуществлять их в своих действиях. Физические лица и организации, обладающие правосубъектностью, выступают в качестве субъектов права.

Правоспособность - способность лица иметь юридические права и обязанности. Для граждан правоспособность возникает с момента рождения; для юридических лиц она неотделима во времени от дееспособности и возникает с момента регистрации устава юридического лица.

Дееспособность - это способность субъекта реализовать предоставленные ему права и обязанности, а также приобретать своими действиями новые права и обязанности.

Деликтоспособность - это способность субъекта отвечать за свои неправомерные действия.

Конституционная правосубъектность лица вытекает из государственно-правовой правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

Объектом правоотношений признается то, по поводу чего складываются правоотношения, или то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений.

Юридический факт - событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Юр. факты всегда влекут возникновение определенных юридических последствий и, кроме того, всегда наряду с нормами права вызывают возникновение у участников гражданских правоотношений конкретных субъективных прав и юридических обязанностей. Принято выделять две группы юридических фактов - действия (всегда являются результатом проявления воли, активности субъекта) и события (обстоятельства, не связанные с волей человека.). Такая классификация проводится по признаку зависимости от воли субъектов. Все действия подразделяются на правомерные (соответствуют предписаниям закона и принципам права) и неправомерные (влекущие нарушения предписаний закона и принципов гражданского права).

Конституционно-правовые отношения (КПО) - это общественные отношения, которые урегулированы нормами КП и содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данными правовыми нормами.

КПО имеют единую для всех правоотношений структуру: Субъект, Объект, Содержание (субъект. право и юр. обязанность).

Вопрос 4. Субъекты конституционно-правовых отношений: понятие, особенности, виды. Субъекты конституционно-правовых отношений - участники общественных отношений, регулируемых конституционным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта в силу норм конституционного права. Субъекты конституционно-правовых отношений разделяются на индивидуальные (физические лица) и коллективные. К индивидуальным субъектам относятся: а) граждане РФ; б) иностранные граждане; в) лица без гражданства; г) лица с двойным гражданством. Иностранные граждане ограничены в некоторых правах (прежде всего, политического характера), но им на конституционном уровне гарантированы все личные права. Также иностранные граждане исполняют соответствующие обязанности (в частности, по уплате законно установленных в РФ налогов и сборов). Правовой статус иностранцев различается в зависимости от вида проживания на территории России: у постоянно проживающих и временно проживающих права различны. Более широкую классификацию имеют коллективные субъекты конституционно-правовых отношений. Они делятся на следующие виды:

Государство.

Субъекты РФ.

Государственные органы и учреждения.

Органы местного самоуправления.

Общественные объединения (в частности, политические партии).

Некоторые другие субъекты (например окружные избирательные комиссии, не являющиеся государственными органами). Универсальным конституционно-правовым субъектом является многонациональный народ РФ, принявший на всероссийском референдуме Конституцию РФ.

В общей теории права под правоотношением пони-мается возникающая на основе норм права обществен-ная связь, участники которой имеют права и обязанно-сти. Это определение распространяется и на конститу-ционно-правовые отношения, где юридические связи между субъектами опосредствованы нормами конституционного права.

Конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой конституци-онного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, пре-дусмотренных данной правовой нормой.

Наиболее сложные и важные для общества отношения, включающие в себя определенную часть общественных отношений, затрагивающих связь граждан с государственной властью, отражающих многообразие проявления этой власти в современном обществе; являются базовыми для государства и общества.

Конститу-ционно-правовые отношения по своей структуре во многом сходны с правоотношениями, возникающими на основе норм других отраслей права. В то же время они достаточно специфичны, причем главные их особенности обусловлены своеобразием предмета регулирования кон-ституционного права.

Перечислим эти особенности:

1) отличаются своим содержанием, т. е. возникают в особой сфере отношений, которые составляют предмет конституцион-ного права;

2) особый субъектный состав. Среди субъектов конституционно-правовых отношений имеются такие субъекты, ко-торые не могут быть участниками других видов правоотношений (государство, народ, нации, народности и др.);

3) обладают значительным политическим потенциалом ; характеризуются высоким уровнем обобщения; специфическими источниками и большим разнообразием.

В составе конституционно-правового отношения выделяются содержание, субъекты и объекты.

Субъекты конституционно-правовых отношений - это их участники, между которыми в соответствии с конституционно-правовыми нормами возникают юридиче-ские права и обязанности. Круг таких субъектов исклю-чительно широк, причем одной из сторон отношения всегда выступает государство в целом, орган государ-ства или его представитель либо иное лицо, но опять-таки по уполномочию государственного органа.

В число субъектов конституционно-правовых отно-шений входят:

· народ в целом;

· нации, народности, а в от-дельных случаях национальные группы;

· государство (Российская Федерация);

· национально-государственные образования;

· территориально-государственные образования;

· административно-территориальные единицы;


· органы государства;

· общественные организа-ции и политические партии, органы общественного территориального самоуправления;

· трудовые коллек-тивы;

· депутаты;

· граждане, лица без гражданства, ино-странные граждане;

· органы местного самоуправления.

Объекты конституционно-правовых отношений - это предметы или явления реальной действительности, по поводу которых субъекты правомочий вступили в пра-вовую связь. Можно сказать, что данные объекты есть определенное благо, на использование или охрану ко-торого направлены юридические права и обязанности субъектов.

К объектам конституционно-правовых взаимо-связей относятся:

· государственная территория,

· материаль-ные ценности,

· поведение людей,

· действия органов госу-дарства или должностных лиц,

· личные неимуществен-ные права граждан (честь, достоинство).

В конституционном праве, как и в иных отраслях, существуют так называемые классические правоотношения . Они возникают при реализации норм, которые представляют собой правила, указывающие на права и обязанности субъекта. Иногда их именуют конкретными правоотношениями, ибо в них определены и субъекты, и их права и обязанности (избирательное законо-дательство, законодательство о гражданстве и др.). В конкретных конституционно-правовых отношениях субъективное право - это допустимая и гарантированная Конституцией возможность определенного поведения лица, наделенного этим правом. Субъективная обязанность - выступает как установленная конституционными нормами необходимость действий лица, на которое данная обязанность возложена.

В общих конституционно-правовых отношениях содержание проявляется через конституционный статус, конституционное состояние их участников. Так, например, Конституция, предусматривая, что «Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации» (ч.1 ст. 87), придает ему специфическое состояние, которое определяет его положение как субъекта конституционно-правовых отношений применительно ко всем другим субъектам, связанное с руководством Вооруженными Силами и с использованием их в особых ситуациях.

Конституционно-правовые отношения , как и любые другие правоотношения, возникают, изменяются, либо прекращаются в связи с определенными жизненными явлениями и обстоятельствами (событиями или действиями), именуемыми юридическими фактами. Юридические факты вызывают предусмотренные конституционными нормами правовые последствия и как бы вводят субъективные права и обязанности в механизм конституционного регулирования, наполняют реальным юридическим содержанием конституционные правовые отношения.

Как правило , развитие правоотношения, его движение побуждаются целой системой, цепью юридических фактов. Например, возникновение правоотношений по гражданству порождаются таким событием, как рождение гражданина. Обращение в государственный орган будет являться действием, а уклонение от подписания закона, принятого парламентом, бездействием и т.д.

Круг конституционно-правовых отношений весьма широк. В целях их более глубокого изучения их можно классифицировать на отдельные группы (виды).

1) По предмету правового регулирования :

· связанные с основами конституционного строя Российского государства, с сущностью и формами власти народа;

· связанные с основами правового положения личности в РФ;

· по поводу государственного устройства РФ;

· связанные с установлением системы, порядка формирования, принципами организации и механизмами деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в РФ.

2) По степени обобщенности :

· общие конституционно-правовые отношения (правовые состояния). Эти отношения существуют объективно, вне зависимости от конкретных действий соответствующих субъектов. Типичным примером общего конституционно-правового отношения является состояние гражданства;

· конкретные конституционно-правовые отношения возникают только при совершении соответствующих действий субъектами подобных отношений.

3) По фактору существования во времени:

· постоянные правоотношения - срок действия не определен,

например, отношения, вытекающие из гражданства;

· временные правоотношения - возникают в результате реализации конкретных норм - правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается. Например, правоотношения между сторонами, оспаривающими конституционность положений закона, и Конституционным Судом РФ.

4) По юридическому значению:

· материальные - составляют выражающие интересы конституционных субъектов права и обязанности, которыми они наделены для осуществления возложенных на них функций;

· процессуальные - возникают в связи с соблюдением процедуры, процессуальных форм осуществления прав и обязанностей конституционных субъектов.

5) По целевому назначению :

· правоустановительные отношения - реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения. Например, норма ч. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»;

· правоохранительные отношения - реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно - правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов. Например, норма ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей…».

Конституционно-правовые отношения могут классифицироваться и по другим основаниям.

Это нормативные правовые акты, образующие систему законодательства отрасли конституционного права, обусловленную предметом его регулирования.

Профессор О.Е. Кутафин отмечал, что в конституционном (государственном) праве термин «источник права в юридическом смысле» является общепризнанным. Под ним принято понимать нормативный акт, в котором содержатся конституционно-правовые нормы.

Специфика источников конституционного права состоит в следующем:

· они принимаются по вопросам, связанным с установлением и реализацией народовластия в формах непосредственной и представительной демократии , закреплением государственного устройства, системы государственных органов и основ правового положения личности;

· являются результатом правотворческой деятельности представительных органов государственной власти, либо результатом правотворчества, осуществляемого непосредственно народом путем референдума ;

· носят комплексный характер, поскольку объединяют материальные и процессуальные нормы;

· они непосредственно связаны с организацией и функционированием государственной власти, от которой исходят все нормативные акты;

· источники конституционного права фактически определяют правотворческую деятельность тех государственных органов, которые компетентны создавать нормы права. Они, прежде всего, формулируют основные начала для всех других отраслей права и определяют систему нормотворческих актов. Другими словами, конституционным правом определяются основы содержания и форма источников права для всех отраслей права, включая и само конституционное право.

Источники конституционного права связаны с регулированием общественных отношений, складывающихся в связи с осуществлением государственной власти. Они (источники) определяют основы содержания и форму источников права для всех других отраслей, фактически определяют правотворческую деятельность всех государственных органов, правомочных создавать нормы права, а также формулируют основные начала для всех остальных отраслей права.

Многообразие общественных от-ношений, регулируемых конституционным правом, порождает множество источников права.

Система источников конституционного права характеризуется следующими чертами:

· множественностью форм выражения правовых норм, что проявля-ется в существовании и развитии на общероссийском (федеральном) уровне таких нормативных решений, как Конституция РФ, федеральные конститу-ционные и иные законы, подзаконные акты. Кроме того, существуют нормативные акты субъектов Федерации и местного самоуправления;

· иерархической подчиненностью . Важнейшим признаком, который определяет место изданных норм в общей системе источников права, является юридическая сила акта. При этом одни источники обладают наивысшей силой (конституция), другие наибольшей (закон), тре-тьи, такие как указ или правительственное постановление, относятся к актам менее высокого уровня;

· приоритетом закона;

· изменением соотношения внутригосударственного и международного права. Возрастание роли внешних факторов, интеграционные процессы привели к тому, что к числу источников права относятся и общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры.

Форма тех или иных источников конституционного права позволяет распределить их на определенные группы, в совокупности образующие систему источников.

1. Общее понятие конституционно-правовых норм и отношений

2. Классификация конституционно-правовых норм и их особенности

3. А Субъекты конституционно-правовых отношении.

1. Конституционно-правовая норма - это выраженное в конституции, зако­нах и иных источниках права общеобязательное правило возможного или должного поведения в сфере регулирования конституционного права.

Конституционно-правовые отношения- социальные отношения, регу­лируемые конституционным правом, имеющие общеобязательный харак­тер и охраняемые государством, посредством которых их участники реа­лизуют свои права и исполняют обязанности .

2. По характеру предписания конституционно-правовые нормы можно разделить на:

а) императивные, в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора и четко предписывает поступать в соответствии с указанием. Например, согласно ст. 87 Конституции Президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил РФ;

б) диспозитивные , в которых субъект имеет свободу действий. Напри­мер, в силу ст. 117 Конституции, в случае, если Правительство РФ по­дает в отставку, Президент РФ может как принять данную отставку, так и отклонить ее.

Особенностью конституционно-правовых норм является то, что не все из них могут породить правоотношения.

Пример данных норм: декларации - общие указания на определенные факты, имеющие значение для организации демократического порядка ("Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью" - ст. 2 Конституции).

3. Субъектами конституционно-правовых отношений являются:

ü человек;

ü группы людей - собрания избирателей, общественные организации, партии и др.;

ü государственные органы;

ü органы местного самоуправления;

ü составные части государства - субъекты федерации, административно-территориальные образования;

ü государство;

ü иные субъекты.


ВОПРОС 3. Источники конституционного права

1. Общее понятие источников и их роль.

2. Естественное и позитивное право

3. Виды источников писанного -позитивного права

1. Формы выражения норм конституционного права называются источ­никами конституционного права.

Источники конституционного права не равны по своей юридической силе и составляют определенную иерархию. Например, Конституция превы­шает по своей юридической силе закон, а закон - указ Президента.

Наиболее распространенным источником конституционного права (как и права в целом) является нормативно-правовой акт. Признание того или иного акта источником права влечет определенные правовые последствия - возникновение прав и обязанностей, которые могут быть защищены в судебном порядке.



2. Источники конституционного права образуют две основные сферы -естественное право и позитивное право.

Под естественным правом понимаются те права и свободы, которые принадлежат человеку от рождения и не нуждаются в каком-либо зак­реплении. Это:

ü право на жизнь;

ü право на свободу;

ü право на личную неприкосновенность;

ü иные естественные права.

Марксистская теория отвергала естественное право, несмотря на то, что оно было распространено во многих развитых государствах. В насто-. ящее время Конституция России закрепила все основополагающие прин­ципы естественного права. В настоящее время наблюдается тенденция взаимозависимости и сближения естественного и позитивного (писан­ного) права.

3. Позитивным считается право, закрепленное в документах - норматив­но-правовых актах, которые не равны по своей юридической силе и образуют иерархическую систему.

Источниками позитивного права в РФ являются:

ü Конституция РФ;

ü федеральные конституционные законы;

ü федеральные законы;

ü международные договоры;

ü указы и распоряжения Президента РФ;

ü постановления Правительства РФ;

ü декларации;

ü регламенты палат Федерального Собрания и законодательных собра­ний субъектов РФ;

ü нормативно-правовые акты субъектов РФ;

ü акты органов местного самоуправления;

ü правовые акты бывшего СССР и РСФСР, продолжающие действовать в РФ;

ü судебные решения;

ü иные нормативно-правовые акты.

Конституционно-правовые отношения – это возникающие на основе норм конституционного права общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Особенности конституционных правоотношений:

1. Они возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

2. Им свойственен особый субъектный состав (среди субъектов конституционно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений).

3. Они характеризуются значительным разнообразием, создающим многоаспектные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.

Виды конституционно-правовых отношений:

1. По степени конкретности связей между субъектами:

Конкретные (они возникают на основе конкретнорегулятивных норм, в них четко обозначены субъекты, их права и обязанности);

Общие (они возникают на основе общерегулятивных норм, их субъекты точно не определены, не установлены их конкретные права и обязанности).

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния. Их особенность – четкая определенность субъектов правоотношений. Однако конкретное содержание их прав и обязанностей, как правило, однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, нахождение субъектов РФ в составе РФ.

2. По продолжительности существования:

Постоянные (срок их действия не определен, но они могут прекратить существование при определенных условиях: например, смерть гражданина прекращает отношения гражданства);

Временные (они существуют до тех пор, пока права и обязанности не будут выполнены: например, избирательное правоотношение).

3. По характеру:

Материальные (они возникают на основе материальных норм права; например, отношения гражданства);

Процессуальные (они возникают на основе процессуальных норм права: например, отношения, возникающие в процессе рассмотрения Конституционным Судом РФ дела о соответствии федерального закона Конституции РФ).

4. По функциям права:

Регулятивные (они возникают вследствие правомерного поведения субъектов на основе регулятивных норм права; в них реализуются субъективные права и юридические обязанности субъектов. Например, избирательное правоотношение);

Охранительные (они возникают вследствие неправомерного поведения субъектов на основе охранительных норм права. В них реализуются меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав).

Состав конституционного правоотношения образуют следующие элементы:

1) субъект,

2) субъективное право,

3) юридическая обязанность,

4) объект.

Субъекты конституционных правоотношений – это участники конституционных правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Субъекты конституционных правоотношений:

Народ как исторически сложившаяся в рамках определенной территории общность людей, которая является источником власти (народ выступает в качестве субъекта в отношениях по осуществлению власти: избирательных и референдумных отношениях), а также население субъекта Российской Федерации и население муниципального образования;

Государство, государственные образования, муниципальные образования;

Государственные органы;

Органы местного самоуправления;

Должностные лица;

Общественные объединения;

Физические лица;

Собрания граждан;

Собрания избирателей и другие.

Определяющий критерий и другие идентификации субъекта конституционно-правовых отношений заключаются в установлении того факта, регулируется ли его статус нормами конституционного права или нет. Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого конституционно-правовые нормы возлагают определенные обязанности и кому представляют права.

Субъективные права и юридические обязанности субъектов конституционного правоотношения образуют его юридическое содержание. Фактическим (материальным) содержанием конституционного правоотношения является поведение его участников. Материальное содержание правоотношения обусловлено его юридическим содержанием.

Субъективное конституционное право – это предусмотренная конституционно-правовыми нормами мера возможного поведения субъекта конституционного правоотношения.

Субъективная конституционная обязанность – это предусмотренная конституционно-правовыми нормами мера должного поведения субъекта конституционного правоотношения.

Объект конституционного правоотношения – это имущественное или неимущественное благо, по поводу которого возникает конституционное правоотношение.

Объектами конституционно-правовых отношений выступают:

Социально-политические ценности (суверенитет, государственная целостность, разделение властей, федерализм, республиканская форма правления и другие);

Социально-экономические блага (собственность, земля и другие природные ресурсы);

Личные блага (жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и т. д.) и другие.

Основанием возникновения, изменения или прекращения конституционного правоотношения является юридический факт.

Юридический факт – это предусмотренное конституционно-правовой нормой конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение конституционного правоотношения.

Особенностью юридических фактов в конституционном праве является широкое распространение юридических фактов-состояний, то есть обстоятельств, которые существуют длительное время, непрерывно или периодически (например, состояние гражданства). Такие юридические факты–состояния одновременно сами являются правоотношениями.

Для возникновения, изменения или прекращения конституционного правоотношения часто требуется не один, а несколько юридических фактов, образующих фактический состав. Например, для возникновения у лица права быть избранным Президентом РФ необходим фактический состав, включающий несколько юридических фактов: наличие гражданства РФ, достижение 35-летнего возраста, постоянное проживание в Российской Федерации в течение 10 лет, а также несостояние лица в должности Президента РФ в течение двух предыдущих сроков полномочий

6.Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей . Обращает на себя внимание тот факт, что в Основном законе РФ указан ограниченный круг основных обязанностей, в отличие от прежних советских конституций, где почти каждому праву корреспондировала обязанность. В конституционном праве под юридической (конституционной) обязанностью понимается социально возможная необходимость определенного поведения личности, установленная государством.

Конституция устанавливает следующиеосновные обязанности:

▪ соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);