Временный запрет на осуществление деятельности. Временный запрет деятельности: проблемы правоприменения Временный запрет деятельности структурных подразделений

В.И. МАЙОРОВ,

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и административного права ЮУрГУ

С 12 августа 2005 г. вступил в действие Федеральный закон от 09.05.2005 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Закон № 45-ФЗ). В КоАП РФ введены новая мера обеспечения - временный запрет деятельности и новое административное наказание - административное приостановление деятельности.
Изменения направлены на упорядочение действий уполномоченных органов государственного управления по приостановлению деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего на лишение уполномоченных органов по самостоятельному внесудебному применению этих действий. Практика выявила проблемы реализации новой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Решение этих проблем необходимо для совершенствования законодательства и обеспечения законности по применению временного запрета деятельности.
По мнению начальника отдела дознания Управления Госпожнадзора ГУ МЧС России по Челябинской области Н.Г. Тарасенковой, в Челябинске и Челябинской области оперативная обстановка с пожарами улучшилась, но тем не менее вызывает тревогу. Так, пожары за текущий год по сравнению с предыдущим годом уменьшились на 13,7%. Количество погибших от пожаров в Челябинске снизилось на 9,4%, в области - на 7,7, однако число погибших детей возросло на 50%. Показатель количества спасенных на пожарах людей снизился на 23,4%.
Одна из эффективных мер в профилактике пожаров - временный запрет деятельности. Однако на практике возникают трудности по применению этой меры, особенно при выявлении правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ. Так, согласно ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон о пожарной безопасности) и Положению о государственном пожарном надзоре государственные инспекторы по пожарному надзору при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении организаций, сооружений и других объектов в пределах своей компетенции имели право приостанавливать полностью или частично работу хозяйствующих субъектов. С вступлением в силу Закона № 45-ФЗ административное приостановление деятельности применяется только в случае угрозы жизни или здоровью людей.
Можно ли применять временное приостановление деятельности (с последующим административным наказанием - административным приостановлением деятельности) к объектам хранения и переработки нефтепродуктов, складским зданиям и сооружениям, авто-
транспортным и сельскохозяйственным объектам (зернохранилищам, элеваторам, сооружениям для хранения сена, размещения птицы и скота) и др.? На этих объектах нет массового пребывания людей, но при нарушении требований пожарной безопасности возможно возгорание с невосполнимыми потерями, причинением крупного материального ущерба, массовой гибелью скота.
Пожары возникают в основном из-за эксплуатации электрооборудования и монтажа электропроводки с нарушением правил и норм в области электроэнергетики или технологических процессов, что создает угрозу жизни или здоровью людей. Могут ли эти нарушения послужить основанием применения временного запрета деятельности? Кроме того, незаконченное строительство и реконструкция зданий и сооружений, осуществляемые с нарушением требований пожарной безопасности, в дальнейшем при эксплуатации могут создать реальную угрозу безопасности людей.
Требуют разъяснений и более точных определений такие формулировки ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, как «угроза жизни или здоровью людей», «отдельные виды деятельности», «эксплуатация агрегатов», «...если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания».
По словам старшего дознавателя Управления Госпожнадзора ГУ МЧС России по Челябинской области Д.В. Литвякова, основными причинами пожаров являются поджоги, неисправность электропроводки, неисправное печное отопление. В ходе применения новой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях возникают процессуальные трудности, в частности по процедуре вручения протокола. Так, неразрешимой является ситуация, когда представитель юридического лица отказывается принять протокол о временном запрете деятельности либо уклоняется от встречи с должностным лицом пожарного надзора. В этом случае обязанность должностного лица по вручению протокола не может быть выполнена.
До вступления в силу Закона № 45-ФЗ многим руководителям объектов были вынесены предписания о приостановлении деятельности, при этом фактически деятельность организаций не была прекращена. Однако Законом № 45-ФЗ не урегулирован механизм приведения в исполнение ранее вынесенных предписаний. Не определен и срок, в течение которого соответствующее юридическое лицо должно фактически прекратить свою деятельность после составления протокола о временном запрете деятельности. В результате эти лица имеют возможность продолжать свою деятельность после составления протокола о временном запрете деятельности.
Кроме того, если суд при рассмотрении дела об административном правонарушении не назначит такое наказание, как административное приостановление деятельности, лицо может обжаловать незаконные действия органа, применившего временный запрет деятельности, поднять вопрос о взыскании издержек в период временной приостановки деятельности.
По мнению заместителя начальника отдела по надзору за исполнением законов в социальной сфере прокуратуры Челябинской области С.В. Сусловой, в соответствии с ч. 2 ст. 27.1 КоАП РФ вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке гражданского законодательства. Вместе с тем Закон № 45-ФЗ внес изменения в п. 1 ст. 1070 ГК РФ, позволяющий рассматривать требования лиц о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, но не в результате применения меры обеспечения - временного запрета деятельности. В любом случае, чтобы взыскивать издержки, нужно доказать, что действия уполномоченного органа были незаконными.
Административное приостановление деятельности - исключительная мера. Она применяется судьей, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. В свою очередь применение за конкретное правонарушение менее строгого административного наказания не означает, что уполномоченным органом мера обеспечения в виде временного запрета деятельности применена незаконно.
Поскольку органы и должностные лица, составившие протокол о применении меры обеспечения, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, в случае несогласия с решением суда о назначении менее строгого административного наказания они не вправе обжаловать постановление судьи. Однако такими полномочиями обладает прокурор, и он вправе принести протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле.
Как считает О.В. Гречкина, Закон № 45-ФЗ внес изменения в отдельные положения 33 законодательных актов, в том числе признал утратившим силу абзац одиннадцатый ч. 7 ст. 6 Закона о пожарной безопасности. Утратившая законную силу норма закрепляла полномочия должностных лиц органов пожарного надзора по приостановлению работы хозяйствующих субъектов при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей. Теперь исключена возможность применения приостановления работы хозяйствующих субъектов по этим основаниям (статьи 3.12 и 27.16 КоАП РФ).
За создание угрозы возникновения пожара и (или) безопасности людей не может применяться временный запрет деятельности. Вместе с тем виновные деяния, создающие угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, могут квалифицироваться по ст. 20.4 КоАП РФ. При привлечении к ответственности должны применяться менее строгие виды административного наказания, предусмотренные санкцией этой статьи.
Угроза возникновения пожара в местах массового нахождения людей может создать угрозу жизни или здоровью людей. Такие обстоятельства могут быть заложены в обоснование доказательств создания угрозы жизни или здоровью людей на основании, например, норм СНиП 21-01-97, которые устанавливают меры по обеспечению безопасности людей при возникновении пожара. Не всякое нарушение пожарной безопасности может повлечь за собой угрозу жизни или здоровью людей, например в местах, где нет массового пребывания людей, но вследствие имеющихся нарушений требований пожарной безопасности может произойти возгорание с причинением крупного материального ущерба.
Законом № 45-ФЗ установлен иной, не менее серьезный механизм применения рычагов воздействия на виновных лиц. В соответствии с положениями Закона о пожарной безопасности должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности. За невыполнение в срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор в сфере пожарной безопасности, судья может к должностному лицу - руководителю юридического лица применить административное наказание в виде дисквалификации (см., например, ст. 19.5 КоАП РФ). Документы, свидетельствующие о невыполнении в срок предписания органов пожарной безопасности, могут быть приобщены к материалам дела об административном правонарушении (ст. 20.4 КоАП РФ). В суде они могут послужить основанием для применения административного приостановления деятельности в случае возникновения угрозы жизни или здоровью людей.
По мнению судьи Челябинского областного суда И.Н. Князева, Закон № 45-ФЗ не предусмотрел возможные мероприятия, которые могут быть предприняты должностным лицом к предполагаемому нарушителю при применении временного запрета деятельности. Вместе с тем установлены сокращенные сроки направления судье протокола об административном правонарушении, по которому была применена мера обеспечения в виде временного запрета деятельности, а также рассмотрения такого дела судьей. Материалы дела направляются судье немедленно после их составления. Должностное лицо может приобщить к материалам дела данные о надлежащем сообщении лицу о времени и месте составления протокола о применении временного запрета деятельности, если последний уклоняется от его получения.
Верховный суд РФ по вопросу соблюдения процедуры вручения протокола об административном правонарушении выразил свою правовую позицию. В порядке подготовки дела к рассмотрению судья устанавливает правильность составления протокола об административном правонарушении и соблюдения процедуры оформления протокола. Несущественным недостатком, не влекущим за собой возвращения протокола и других материалов дела в орган или должностному лицу, составившему протокол, признается составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Как считает А.П. Калетин, административное приостановление деятельности (как и временный запрет деятельности) должно быть не самоцелью контрольных (надзорных) и судебных органов, а мерой, направленной на устранение нарушений и угроз. При применении этих мер учитывается, как реагирует руководитель юридического лица при выявлении нарушения и возбуждении дела о правонарушении. В одном случае он относится равнодушно или отрицательно, т. е. не принимает мер к устранению выявленных нарушений, в другом - безотлагательно, бесспорно и деятельно принимает меры. Соответственно принимаемое по делу решение должно быть адекватным. Временный запрет применяется в отношении не юридического лица, а филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также отдельных агрегатов, объектов, зданий или сооружений.
По мнению А.П. Калетина, в материалах дела должен быть четко отражен факт доведения до сведения соответствующих лиц о применении меры обеспечения производства - временного запрета деятельности. Статья 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Об этом, если необходимо, предупреждается индивидуальный предприниматель или законный представитель юридического лица. Факт отказа в принятии протокола следует зафиксировать в присутствии понятых.
В соответствии с КоАП РФ меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в виде временного запрета деятельности уполномочены применять органы внутренних дел (статьи 6.3, 6.6, 6.13, 6.14 и 18.13), ФСНК России (статьи 6.13 и 6.15), Росздравнадзора (ст. 6.15), Роспотребнадзора (статьи 6.3-6.5, 8.2, ч. 2 ст. 8.6 и ст. 14.4), Россельхознадзора (статьи 8.3, 8.6, 10.3, 10.6 и 10.8), Росприроднадзора (статьи 8.6, 8.13, 8.31 и 8.38), Роструда (ст. 5.27), пограничной службы (статьи 8.20 и 8.38), Ростехнадзора (статьи 8.2, 8.6, 8.21, 9.1, 9.9, 9.11 и 11.20), Росгидромета (статьи 8.21 и 8.40), государственного архитектурно-строительного надзора (ст. 9.4), надзора в сфере связи (статьи 13.4, 13.7 и 13.12), Росфинмониторинга (ст. 15.27), МЧС России (ст. 20.4).
Как считает Т.М. Макосейчук, Закон № 45-ФЗ установил норму переходного характера. Решения о приостановлении деятельности хозяйствующих субъектов, вынесенные до вступления в силу этого закона, подлежат исполнению в соответствии с КоАП РФ, если действия, послужившие основанием такого приостановления деятельности, влекут за собой наказание в виде административного приостановления деятельности. Если после внесения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности фактически деятельность организации не была прекращена и хозяйствующий субъект не устранил нарушения, то по истечении срока исполнения предписания может быть составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в срок законного предписания.
При нарушении требований пожарной безопасности возникает вопрос: что подразумевается под угрозой жизни или здоровью людей?
Ответ на него необходимо формулировать исходя из определения требований пожарной безопасности, предусмотренных Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313. Согласно п. 1 установление требований пожарной безопасности обеспечивает защиту жизни и здоровья людей. Угрозу жизни и здоровью людей создает нарушение любого требования пожарной безопасности, предусмотренного этими Правилами или иными нормативными актами по пожарной безопасности, а также документами, содержащими требования пожарной безопасности (п. 3).

Библиография
1 См., например, подп. 7 п. 9 Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 № 820 «О государственном пожарном надзоре» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 52. Ст. 5491.
2 См. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» //Российская газета. 2005. 9 апр.

Инспектор труда при проверке вынес решение приостановить деятельность в одном из помещений, где располагаются ремонтные мастерские. Решение мотивировано тем, что помещение ветхое. Прав ли инспектор? На какой срок может быть приостановлена деятельность?

Выносить решение о приостановлении деятельности государственный инспектор труда не вправе. Административное приостановление деятельности назначает только судья. Скорее всего автор вопроса ошибся — речь идет о временном запрете на осуществление деятельности. Его инспектор труда установить может.

Отметим, что не следует путать понятия «административное приостановление деятельности» и «временный запрет деятельности». Первое — это вид административного наказания, а второе — мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Административное приостановление деятельности состоит во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Данная мера наказания применяется в том случае, если существует угроза жизни или здоровью людей (ст. 3.12 КоАП РФ).

Вероятно, инспектор труда обнаружил соответствующие обстоятельства (посчитал, что производственное помещение настолько ветхое, что работать в нем небезопасно). Временный запрет осуществляется, если за совершение административного правонарушения можно назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности. Оформлять протокол о временном запрете деятельности имеют право должностные лица, уполномоченные на составление протокола об административном правонарушении (п. 3 ст. 27.16

КоАП РФ). Статья 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде и об охране труда) предусматривает возможность назначения наказания в виде приостановления деятельности. Государственный инспектор по труду уполномочен оформлять протокол об административном правонарушении по ст. 5.27 КоАП РФ. Сказанное подтверждает правомерность действий инспектора.

О временном запрете деятельности составляется протокол, в котором указываются основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, оформившего протокол, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объект деятельности, на который распространился временный запрет, время фактического прекращения деятельности, объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или законного представителя юридического лица.

Должностное лицо, составившее протокол о временном запрете деятельности, сразу направляет его в суд. Эта мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении действует до вынесения решения судом.

Если суд сочтет, что организация действительно совершила правонарушение, предусмотренное ст. 5.27 КоАП РФ, и работа в ветхом помещении создает угрозу жизни и здоровью сотрудников, не исключено, что при вынесении решения по делу он назначит наказание в виде административного приостановления деятельности на 90 суток.

1. Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом или должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 настоящего Кодекса, прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), либо в повторном неприменении в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

При нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма временный запрет деятельности не применяется. Приостановление операций по счетам организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

3. О временном запрете деятельности составляется протокол, в котором указываются основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности, время фактического прекращения деятельности, объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица.

4. Протокол о временном запрете деятельности подписывается составившим его должностным лицом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица. В случае, если кем-либо из указанных лиц протокол не подписан, должностное лицо делает в нем об этом соответствующую запись.

5. Копия протокола о временном запрете деятельности вручается под расписку лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица.

6. При временном запрете деятельности должностным лицом, составившим протокол о временном запрете деятельности, производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению должностным лицом юридического лица, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица указанных в протоколе о временном запрете деятельности мероприятий, необходимых для временного запрета деятельности.

Госдума на заседании во вторник приняла в III чтении - максимальные штрафы для граждан увеличены до 300 тысяч рублей, для должностных лиц - до 600 тысяч рублей.

Во многих странах наряду с общим законодательством, регулирующим организацию и проведения митингов и демонстраций, существует также специальное законодательство, направленное на пресечение массовых беспорядков.

США
В США законодательство о публичных беспорядках относит к ним любые нарушения общественного порядка, связанные с совершением актов насилия группой из трех или более лиц . Полиции США предоставлено право производить аресты при массовых скоплениях людей. Аресты допустимы, если собравшиеся нарушают распоряжения местных властей или проводят демонстрации без соответствующего разрешения. Согласно местному законодательству, за нарушение правил проведения массовых мероприятий предусмотрен штраф до трех тысяч долларов. За участие в митинге с оружием (или предметами, которые могут использоваться как оружие) грозит до десяти лет тюрьмы. Согласование всех публичных и массовых мероприятий происходит в течение 40-45 дней, в отдельных городах взимается плата за проведение мероприятий - до 300 долларов. Штраф за воспрепятствование прохода людей и проезда составляет до трех тысяч долларов. В США каждый штат или муниципалитет принимает свои акты по данному вопросу, исходя из собственных территориальных, национально-этнических, криминогенных и иных особенностей. Практически везде дли проведения манифестации или митинга требуется получение специального разрешения на основе соответствующего заявления.

Канада
Парламент канадской провинции Квебек принял специальный закон, призванный , протестующих против повышения платы за обучение в университетах. Принятый 18 мая 2012 года закон, в частности, ограничивает возможности проведения акций и демонстраций без предупреждения полиции, запрещает любые массовые собрания ближе, чем в 50 метрах от учебных заведений, и предусматривает крупные штрафы для нарушителей от одной тысячи до 125 тысяч долларов.

Германия
В Германии участники несанкционированных митингов наказываются либо штрафом, размер которого определяется судом и зависит от уровня дохода гражданина (может составлять до 15 тысяч евро), либо несут уголовную ответственность и могут быть лишены свободы на срок до одного года. При этом особо оговаривается, что спонтанные мероприятия не должны планироваться заранее, в противном случае они в обязательном порядке подлежат запрету или пресечению. Так, полиция незамедлительно запрещает проведение "спонтанной" демонстрации, если ее организаторы раздают печатные материалы или используют заготовленные заранее плакаты, транспаранты. Участникам демонстрации или марша запрещается, например, выкрикивать лозунги или развертывать транспаранты, противоречащие основной цели демонстрации.

Великобритания
В Великобритании нарушителям грозит штраф до 400 фунтов стерлингов, временный запрет на проведение каких-либо акции, после которого разрешается проводить акции только в специально отведенных местах. За насильственное поведение, направленное как на самих потерпевших, так и на их имущество, законом предусмотрено наказание - до пяти лет тюрьмы и штраф в две тысяч фунтов стерлингов.

Франция
Во Франции умышленное продолжение участия в сборище после требований разойтись (даже для тех, кто не имеет при себе оружия) грозит тюремным заключением сроком на один год или эквивалентным денежным штрафом. Для вооруженных людей само участие в сборище наказывается тремя годами тюремного заключения, умышленное продолжение такого участия после требований разойтись увеличивает этот срок до пяти лет. Статья 431-3 УК Франции оговаривает два случая, когда полиция может применить силу непосредственно (без предварительного предупреждения): а) насильственные действия направлены против представителей органов правопорядка; б) органы охраны правопорядка не в состоянии иначе защитить территорию, которую они занимают.

Италия
В Италии за несанкционированное шествие и невыполнение требований полиции нарушителям грозит тюремное заключение от одного месяца до года и денежный штраф до 45 тысяч евро. Для тех участников митинга, кто имел при себе оружие, предусматривается лишение свободы сроком от шести месяцев.

Япония
В Японии за проведения мероприятия с нарушением ранее оговоренных условий организаторы (руководители) манифестации могут быть привлечены к уголовной ответственности, которая может состоять в виде штрафа до 50 тысяч иен (около 500 долларов) либо одного года принудительных работ или тюремного заключения на тот же срок.

Швейцария
В Швейцарии штраф за организацию несанкционированных акций составляет 100 тысяч долларов.

Швеция
В Швеции предусмотрено лишение свободы сроком до двух лет для участников несанкционированных мероприятий и до четырех лет для ее организаторов. Согласно статье 6 УК "лицо, публично распространяющее ложный слух или другое не соответствующее истине утверждение, способное создать опасность публичному спокойствию, порядку или безопасности, должно быть приговорено к уплате штрафа или к тюремному заключению на срок не более двух лет".
В большинстве стран существует понятие о "зонах запрета" проведения манифестаций. Чаще всего это правительственные здания, районы, прилегающие к историческим памятникам, парковые зоны, районы усиленного движения.

1. Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом или должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 настоящего Кодекса, прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), либо в повторном неприменении в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

(см. текст в предыдущей редакции)

При нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма временный запрет деятельности не применяется. Приостановление операций по счетам организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2. Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

3. О временном запрете деятельности составляется протокол, в котором указываются основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности, время фактического прекращения деятельности, объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица.

4. Протокол о временном запрете деятельности подписывается составившим его должностным лицом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица. В случае, если кем-либо из указанных лиц протокол не подписан, должностное лицо делает в нем об этом соответствующую запись.

5. Копия протокола о временном запрете деятельности вручается под расписку лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица.

6. При временном запрете деятельности должностным лицом, составившим протокол о временном запрете деятельности, производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению должностным лицом юридического лица, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица указанных в протоколе о временном запрете деятельности мероприятий, необходимых для временного запрета деятельности.