Административное право в области дорожного движения. Кодекс рф об административных правонарушениях Объект и субъект правонарушения в области дорожного движения

Административные правонарушения в области дорожного движения

Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра

1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.

1 1 . Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей ши лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

2. Управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов, которые не прошли государственный технический осмотр или технический осмотр, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.

Примечания.

Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также иные транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

Порядок регистрации TC установлен Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ». B данной статье, исходя из текста примечания, речь идет только о TC с рабочим объемом двигателя более 50 см 3 или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, а также прицепах к ним, подлежащих государственной регистрации.

При назначении штрафа, сумма которого может варьироваться от минимального до максимального предела, должны учитываться как смягчающие, так и отягчающие административную ответственность обстоятельства. B ст. 4.2 КоАП РФ содержится перечень смягчающих обстоятельств:

1) раскаяние нарушителя;

2) добровольное прекращение противоправного поведения;

3) добровольное сообщение о совершенном административном правонарушении;

4) оказание нарушителем содействия в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение нарушителем вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения;

8) совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) несовершеннолетие;

10) нарушитель – беременная женщина или женщина, имеющая малолетнего ребенка.

Отметим, что приведенный перечень не полный. Должностному лицу или судье, рассматривающему дело об административном правонарушении, дается право признать смягчающими обстоятельствами и те, которые не указаны в Кодексе и законах субъектов Российской Федерации об административном правонарушении. Судья, сотрудник ГИБДД или должностное лицо ГИБДД при рассмотрении дела могут учесть и ваше материальное положение, и раскаяние в совершенном правонарушении, и то, что вы совершили нарушение впервые.

Поговорим о правонарушении, предусмотренном ч. 2 рассматриваемой статьи. Водители легковых авто не обязаны иметь при себе диагностическую карту или талон о прохождении TO (талоны, выданные до 1 августа 2012 года, действуют до истечения указанного в них срока наравне с диагностическими картами). Соответственно, проверить прохождение TO сотрудник ГИБДД не может и не имеет на это права. Однако диагностическая карта или талон TO необходим для заключения договора ОСАГО на автомобили возрастом старше трех лет (автомобилям возрастом до трех лет проходить TO не нужно). Именно наличие у вас полиса ОСАГО, который обязателен для предъявления сотруднику ГИБДД, подтверждает факт прохождения TO.

Только водители легковых такси, автобусов или грузовых автомобилей, а также специализированного транспорта (все, кто перечислен в тексте ч. 2 рассматриваемой статьи) обязаны предъявлять диагностическую карту или талон о прохождении TO (отсутствие карты или талона влечет штраф).

Следует напомнить, что в соответствии с п. 3 ст. 16 федерального закона «О безопасности дорожного движения» владельцы транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом. B отношении транспортных средств, владельцы которых не исполнили данную обязанность, регистрация не проводится. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется только при условии проведения в отношении транспортного средства государственного технического осмотра или технического осмотра, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств.

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения Статья 12. 1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 12. 29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения 1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения –влечет предупреждение или наложение административного штрафа в

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Глава 21. Административные правонарушения в области воинского учета Статья 21. 1. Непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет Непредставление руководителем

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Глава 12. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО

Из книги Засады, подставы и другие хитрости инспекторов ГИБДД автора Кузьмин Сергей

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения 1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения –влечет предупреждение или наложение административного штрафа в

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

Глава 21. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВОИНСКОГО

Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

Глава 12. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ СТАТЬЯ 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения 1. Управление

Из книги Общение с правоохранительными органами автора Кучерена Анатолий Григорьевич

СТАТЬЯ 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения 1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения -влечет предупреждение или наложение административного штрафа в

Из книги автора

Глава 12. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра 1. Управление транспортным

Из книги автора

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения 1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения -влечет предупреждение или наложение административного штрафа в

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

66. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ К административным нарушениям в области информации и связи относят следующее.1. Самовольные установка или эксплуатация узла проводного вещания.Установка или эксплуатация без специального разрешения

Из книги автора

Глава XIII ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Статья 228. Нарушение правил эксплуатации транспортных средств (1) Эксплуатация транспортных средств, имеющих технические неисправности в тормозной системе или механизме рулевого управления, системах освещения

Из книги автора

Статья 245. Нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения (1) Неподчинение пешеходов сигналам регулирования дорожного движения, переход проезжей части автомобильной дороги или движение по ней в неустановленных местах,

Из книги автора

4.1.3. Правонарушение в области дорожного движения Какие документы должны быть у водителя транспортного средства?Управление автомобилем водителем, не имеющим при себе документов на право управления, регистрационных документов на транспортное средство, страхового полиса

Понятие правонарушения в административном праве

Одним из видов административных правонарушений являются правонарушения в области безопасности дорожного движения . Этому виду правонарушений присущи все признаки, которые относятся и к обычным правонарушениям.

Определение 1

Административные правонарушения в области дорожного движения понимается как нарушение Правил дорожного движения (ПДД) и Закона «О безопасности дорожного движения».

Ответственность за данный вид правонарушений закреплена в Главе 18 кодекса об Административных правонарушениях.

Основанием для применения ответственности за правонарушения в данной области права являются действия , которые имеют все признаки правонарушения, закрепленные в Главе 18 КоАП.

Основной формой ответственности за данный вид административного правонарушения является административное взыскание, главной целью которого является пресечение и предупреждение правонарушений в данной области права.

Опасность правонарушений в области дорожного движения

Опасность данного вида административных правонарушений для общества состоит в следующем:

  • участниками дорожного движения создаются ситуации, последствиями которых может стать причинение вреда здоровью и жизни граждан;
  • участниками дорожного движения создаются ситуации, последствиями которых может стать причинение материального ущерба.

Объект и субъект правонарушения в области дорожного движения

Объект правонарушений в данной области административного права в юридической науке принято разделять на два вида:

  • родовой объект;
  • видовой объект.

Родовым объектом правонарушений в данной области административного права являются социальные отношения, которые призваны обеспечивать порядок и безопасность в обществе.

Под видовым объектом данных правонарушений подразумевают безопасность дорожного движения.

Определение 2

Безопасность дорожного движения с юридической точки зрения понимается как совокупность социальных отношений, которые направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, сохранность имущества, правильную работу автотранспортных средств.

Определение 3

Под объективной стороной правонарушения в данной области административного понимают действия противоправного характера виновного лица, которые связанны с нарушением ПДД, технических правил ремонта и содержания дорог, эксплуатации транспортных средств, железнодорожных переездов.

Определение 4

Под субъектом правонарушения в данной области административного права принято понимать физических, юридических, должностных лиц, которые признаны вменяемыми и достигли установленного законом возраста. Таким образом, субъектами данных правонарушений являются все участники дорожного движения.

Участников дорожного движения можно разделить на следующие категории:

  • водители транспортных средств и самоходных машин;
  • пешеходы;
  • всадники и погонщики скота;
  • пассажиры транспортных средств;
  • лица, которые обучаются управлению транспортным средством;
  • лица, которые сдают экзамен на право управления транспортным средством.

Среди данных субъектов правонарушений наиболее часто встречающимися являются водители транспортных средств.

В соответствии с нормами современного законодательства, под водителем подразумевается физическое лицо, которое управляет транспортным средством. К водителям не относятся лица, проходящие обучение по управлению транспортным средством, и лица, сдающие экзамен на право им управлять.

Особенности административных правонарушений в области безопасности дорожного движения (основные составы, характеристика объективных и субъективных признаков)

Административные правонарушения в области безопасности дорожного движения являются одним из видов административных правонарушений. Данным правонарушениям присущи все свойства характерные для других видов административных правонарушений, включая общественную опасность, противоправность, виновность деяния, за совершение которых, предусмотрена административная ответственность действующим законодательством. Наиболее обобщенно эти правонарушения можно представить как нарушение Закона «О безопасности дорожного движения» и Правил дорожного движения, за которые предусмотрена административная ответственность нормами Главы 18 КоАП. Таким образом, основанием применения административной ответственности в области безопасности дорожного движения является совершение деяния, признаки которого соответствуют признакам состава соответствующего правонарушения, которые определены нормами статей Главы 18 КоАП. При наличии в деянии всех элементов и установленных законодательством признаков состава правонарушения, данное деяние следует считать административным правонарушением, за совершение которого предусматривается применение мер административной ответственности, выраженных в административном взыскании, как формы государственного принуждения, направленного на пресечение и предупреждение правонарушений.

Для административных правонарушений в области безопасности дорожного движения характерны определенные особенности составов данных правонарушений, отличающих их не только по объекту правонарушения, но и по ряду других признаков, обусловленных особенностями других объективных и субъективных признаков.

В отношении административных правонарушений в области безопасности дорожного движения родовым объектом правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность и порядок. Видовым объектом данных правонарушений является безопасность дорожного движения, которую можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих в целом безопасность жизни и здоровья людей, сохранность материальных ценностей, безаварийную работу автотранспортных средств.

Под установленным порядком эксплуатации транспортных средств подразумеваются правила допуска транспортных средств к эксплуатации, правила технической эксплуатации для отдельных видов автомототранспорта, учитывающие специфику их использования, правила перевозки пассажиров и грузов на определенных видах и типах транспорта, иные правила, действующие в сфере обеспечения безопасности эксплуатации транспортных средств.

Общественная опасность правонарушений, совершаемых участниками дорожного движения, состоит, с одной стороны, в том, что ими создается опасность причинения вреда жизни и здоровью людей, с другой стороны, может быть причинен материальный ущерб.

В качестве непосредственного объекта посягательства следует рассматривать общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения, соблюдение установленного порядка регистрации транспортных средств, проведения государственного технического осмотра автомототранспорта, безопасное функционирование железнодорожных переездов и пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и т.д.

Объективную сторону состава административного правонарушения в области дорожного движения можно представить как противоправные деяния виновного лица, связанные с нарушением правил дорожного движения, эксплуатации транспортных средств, технических правил ремонта и содержания дорог, эксплуатации железнодорожных переездов. Как правило, объективная сторона административных правонарушений описывается в диспозициях соответствующих статей КоАП и предполагает применение мер административной ответственности за совершение тех или иных действий участников дорожного движения, которые могут являться причиной дорожно-транспортного происшествия, например, нарушение правил пользования транспортным средством (ст. 18.9 КоАП) эти действия могут выражаться в выбрасывание мусора или иных предметов из транспортного средства или открытие дверей транспортного средства во время движения, нарушение правил эксплуатации транспортного средства (ст. 18.12 КоАП) может выражаться в управление транспортным средством, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), стеклоочистителей (во время выпадения осадков), с негорящими фарами и задними габаритными огнями, управление транспортным средством лицом, не имеющим при себе документа, подтверждающего право на управление транспортным средством данной категории, регистрационных или иных документов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (ст.18.18 КоАП) заключается в отсутствии у водителя соответствующих документов подтверждающих его право на эксплуатацию соответствующим транспортным средством. В соответствии с нормами п. 2.18 Правил дорожного движения дорожно-транспортное происшествие - происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица.

Таким образом, дорожно-транспортное происшествие следует рассматривать, прежде всего, как общественно опасный результат административного правонарушения в области дорожного движения. Важным элементом объективной стороны правонарушений в области безопасности дорожного движения является причинная связь, которую можно представить как процесс, в котором причина всегда предшествует следствию. Таким образом, нарушение правил дорожного движения должно предшествовать наступлению общественно опасных последствий, установленных нормами действующего законодательства. Следует согласиться, что одной последовательности во времени для установления причинно-следственных связей недостаточно, так как «последовательность во времени между определенными событиями нельзя смешивать с причинной связью между ними» . В отношении административных правонарушений в области безопасности дорожного движения уместно применить следующее определение причинно-следственных связей: Причиной последствия должно признаваться такое деяние, которое с внутренней необходимостью вызвало его наступление, то есть если нарушение, допущенное в конкретной ситуации, определило направление развития явлений, приведших к общественно опасному результату, то оно выступает необходимой причиной наступившего результата . Значительные сложности при установлении причинно-следственной связи между деянием и наступлением общественно опасных последствий если правила дорожного движения нарушают одновременно несколько лиц. В литературе высказывалась точка зрения, что по общему правилу, виновным в совершении правонарушения может быть признано только одно лицо . Очевидно, что подобный подход приводит к тому, что к ответственности за совершение административного правонарушения может быть привлечено только лицо, которое последним из нескольких нарушителей правил дорожного движения совершило нарушение. Хотя очевидно, что причинная связь может носить двухзвеньевой характер, то есть одно правонарушение может порождать другое, а то в свою очередь общественно опасные последствия и в такой ситуации лицо, которое непосредственно совершило деяния, вызвавшие общественно опасные последствия, несет административную ответственность, а другое лицо, нарушение правил дорожного движения которого, привело к следующему нарушению, избегает ее, что противоречит принципам применения юридической ответственности, фактически, делая безнаказанным правонарушение и исключая неотвратимость административного взыскания за его совершение.

Субъектом правонарушения в области дорожного движения является физическое вменяемое лицо, достигшее установленного возраста, - граждане и должностные лица, а также юридические лица. В соответствии с нормами ст. 3 Закона «О дорожном движении» субъектами правонарушений в области безопасности дорожного движения могут являться участники дорожного движения, то есть физические лица, находящиеся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщиков и работников, выполняющих в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы. К участникам дорожного движения относятся: водитель транспортного средства, самоходной машины; пешеход; пассажир; всадник, погонщик скота; лицо, обучаемое управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной и находящееся в них; лицо, сдающее квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной.

Наиболее распространенным специальным субъектом правонарушений, предусмотренных Главой 18 КоАП, является водитель. В соответствии с нормами п. 2.8 Правил дорожного движения водителем является водитель - физическое лицо, управляющее транспортным средством, за исключением лица, обучаемого управлению механическим транспортным средством (сдающего квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством). К водителю приравниваются лицо, обучающее управлению механическим транспортным средством (принимающее квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством) и при этом находящееся в нем, а также всадник, погонщик скота. Другими физическими лицами, которые могут являться субъектами административных правонарушений в области дорожного движения являются: пешеход - физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на роликовых коньках, лыжах, на другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску, и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы (п.2.46 Правил дорожного движения) и пассажир непричастное к управлению транспортным средством физическое лицо, находящееся в (на) транспортном средстве, а также входящее (садящееся) в (на) транспортное средство или сходящее (высаживающееся) с транспортного средства (п. 2.44 Правил дорожного движения). В отношении физических лиц, как субъектов административного правонарушения действующее законодательство устанавливает требования к возрасту (ст. 4.3 КоАП) и к вменяемости (4.4 КоАП) данных лиц. В соответствии с нормами данных статей КоАП субъектами административных правонарушений могут быть лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, за исключением правонарушителей, совершивших административные правонарушения, предусмотренные нормами ч.1,3,5 ст. 18.3, ст. 18.4, ст. 18.10, 18.43 КоАП, где применение административной ответственности предусмотрено с четырнадцатилетнего возраста (ч. 2 ст. 4.3 КоАП).

С субъективной стороны правонарушения в области безопасности дорожного движения характеризуются, как правило, умышленной формой вины. Только некоторые правонарушения в области безопасности дорожного движения являются неосторожными, например, управление транспортным средством лицом, не имеющим документов, предусмотренных правилами дорожного движения (ст. 18.18 КоАП) , управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности (ч. 4 ст. 18.12 КоАП) нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства (ч. 1 ст. 18.22 КоАП). Безусловно, что субъективная сторона любого административного правонарушения должна выражаться в виновном поведении правонарушителя, при этом вину, лица совершившего административное правонарушение доказывают соответствующие компетентные органы. Однако, новый порядок фиксации превышения скорости, внес существенные изменения в порядок определения вины лица, совершившего правонарушение. Так, в соответствии со ст. 26 Конституции Республики Беларусь, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. В соответствии с нормами ст. 4.9 «Ответственность собственников (владельцев) транспортных средств», введена административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств, если превышение этими транспортными средствами скорости движения зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи. На основании данной статьи установлено, что в случае фиксации превышения скорости движения транспортного средства спецсредствами административной ответственности подлежит его собственник (владелец), за исключением случаев, когда у органа, ведущего административ-ный процесс, до вынесения постановления о наложении административного взыскания есть точная информация об истинном нарушителе скоростного режима, к которому и будут применены меры административной ответственности. Таким образом, устанавливается возможность привлечения лица к административной ответственности без вины (институт «объективного вменения»), которая законодательно закреплена в ряде зарубежных стран . При применении норм ст. 4.9 КоАП обязанность доказывать свою невиновность возлагается на лицо, привлекаемое к административной ответственности. С другой стороны, закреплением указанной нормы презюмируется виновность этого лица. Как представляется, данное положение вряд ли согласуется с конституционными положениями о невиновности лица, пока его виновность не будет доказана в установленном порядке, и о том, что обвиненный не обязан доказывать свою невиновность.

На основании норм ст. 4.9 КоАП возникает новый субъект административной ответственности: собственника (владельца) транспортного средства. Его правовой статус характеризуется рядом особенностей. Появление данного субъекта административной ответственности связано исключительно с фактом фиксации нарушения Правил дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Таким образом, данный метод фиксации административных деликтов в области дорожного движения существенно изменил традиционные подходы к назначению наказаний (учет личности нарушителя, его имущественного положения, смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств и др.) и тем самым фактически исключил из этого процесса общепринятый в юриспруденции принцип индивидуализации назначения наказания. Однако, несмотря на это, данные меры следует признать оправданными, так как законодательно предусмотрена возможность владельца (собственника) транспортного средства доказать свою не виновност. На подачу этого заявления собственнику транспортного средства отведен 1 месяц. Продление этого срока не предусмотрено. Поэтому в связи с его истечением данное лицо теряет право на подачу такого заявления, оно будет оставлено ГАИ без рассмотрения. Основанием для подачи письменного заявления могут являться: несогласие лица с привлечением его к административной ответственности в указанном выше порядке; наличие доказательств того, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Кроме этого, применение такого способа фиксации административного правонарушения, должно учитывать возможность доказательства виновности правонарушителя. Применяемый в настоящее время способ, приложение к постановлению о вынесении административного взыскания изображения транспортного средства в момент совершения правонарушения как нам представляется в полной мере таким доказательством являться не может и здесь необходимо использование видеоматериалов, отражающих факт нарушения скоростного режима. В целом этот способ видеофиксации и применения административного наказания в области безопасности дорожного движения следует признать обоснованным, так как он позволяет более эффективно фиксировать правонарушения, облегчает контроль за скоростными режимами, создает условия для максимальной неотвратимости административного наказания за совершение правонарушения. Вместе с тем, необходимо внесение ряд изменений в порядок наложения административного взыскания, которое должно учитывать общие принципы применения административных наказаний, в частности необходимо учитывать личность правонарушителя, смягчающие и отягчающие обстоятельства правонарушения, что в условиях действующих правовых норм, определяющих административную ответственность лиц, установленную с использованием средств видеофиксации невозможно. Как нам представляется, необходимо установление всех обстоятельств дела, что возможно сделать только после получения объяснений обвиняемого лица, таким образом, факт видеофиксации следует рассматривать только как основание привлечения к административной ответственности, но не основанием вынесения административного взыскания. Поэтому постановление о вынесении административного взыскания должно выноситься не по факту совершения административного правонарушения, после установления все обстоятельств дела.

Общая характеристика административных правонарушений в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ)

Перечислим административные правонарушения в области дорожного движения (согласно КоАП РФ):

  • 1. Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке
  • 2. Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил утановки на нем государственных регистрационных знаков
  • 3. Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения
  • 4. Статья 12.4. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов
  • 5. Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена
  • 6. Статья 12.6. Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов
  • 7. Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством
  • 8. Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
  • 9. Статья 12.9. Превышение установленной скорости движения
  • 10. Статья 12.10. Нарушение правил движения через железнодорожные пути
  • 11. Статья 12.11. Нарушение правил движения по автомагистрали
  • 12. Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
  • 13. Статья 12.13. Нарушение правил проезда перекрестков
  • 14. Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования
  • 15. Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
  • 16. Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги
  • 17. Статья 12.17. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными световыми и звуковыми сигналами
  • 18. Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения
  • 19. Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств
  • 20. Статья 12.20. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки
  • 21. Статья 12.21. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки
  • 22. Статья 12.22. Нарушение правил учебной езды
  • 23. Статья 12.23. Нарушение правил перевозки людей
  • 24. Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего
  • 25. Статья 12.25. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства
  • 26. Статья 12.26. Невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения
  • 27. Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием
  • 28. Статья 12.28.. Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах
  • 29. Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения
  • 30. Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого вреда здоровью потерпевшего
  • 31. Статья 12.31. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками или имеющего неисправности, с кот
  • 32. Статья 12.32. Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством
  • 33. Статья 12.33. Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений
  • 34. Статья 12.34. Нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений
  • 35. Статья 12.35. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию
  • 36. Статья 12.36. Воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств

Административные правонарушения в сфере дорожного движения имеют общий признак -- это общественная опасность, то есть противоправное действие или бездействие (нарушение правил дорожного движения, нормативных актов о безопасности дорожного движения), совершенное физическим или юридическим лицом, за которое на основании закона предусмотрена административная ответственность.

Однако она не может быть возложена на лицо, если в его действиях (бездействии) нет вины.

Для характеристики объекта правонарушений в области дорожного движения необходимо определить те конкретные отношения, которые регулируются и охраняются административно-правовыми нормами, предусматривающими ответственность за нарушения правил дорожного движения, установленного порядка эксплуатации транспортных средств.

Анализ этих норм позволяет сделать вывод о том, что они направлены на строгое соблюдение порядка дорожного движения, обеспечивающего нормальную, ритмичную и четкую работу автомобильного транспорта, что в конечном итоге обеспечивает безопасность всех участников дорожного движения.

Объектом посягательства дорожных правонарушений является безопасность дорожного движения и установленный порядок эксплуатации транспортных средств.

Безопасность дорожного движения, рассматриваемая в качестве объекта правонарушения, означает совокупность общественных отношений, обеспечивающих в целом безопасность жизни и здоровья людей, сохранность материальных ценностей, безаварийную работу автотранспортных средств.

Под установленным порядком эксплуатации транспортных средств подразумеваются правила допуска транспортных средств к эксплуатации, правила технической эксплуатации для отдельных видов автомототранспорта, учитывающие специфику их использования, правила перевозки пассажиров и грузов на определенных видах и типах транспорта, иные правила, действующие в сфере обеспечения безопасности эксплуатации транспортных средств.

Общественная вредность правонарушений, совершаемых участниками дорожного движения, состоит, с одной стороны, в том, что ими создается опасность причинения вреда жизни и здоровью людей, с другой стороны, может быть причинен материальный ущерб.

В качестве непосредственного объекта посягательства следует рассматривать общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка регистрации транспортных средств, проведения государственного технического осмотра автомототранспорта и прицепов к нему, безопасное функционирование железнодорожных переездов и пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и т.д.

Объективную сторону состава административного правонарушения в области дорожного движения составляют противоправные деяния виновного лица, связанные с нарушением правил дорожного движения, эксплуатации транспортных средств, технических правил ремонта и содержания дорог, эксплуатации железнодорожных переездов.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" дорожное движение есть совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Закон устанавливает основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Следует подчеркнуть, что Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Правила дорожного движения регулируют общественные отношения только в сфере дорожного движения, не распространяясь на иные виды движения (например, водное, воздушное и т.д.).

Для правильной квалификации дорожных проступков необходимо знать, что дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Следовательно, речь идет о движении, которое осуществляется только в пределах дорог.

Субъектом правонарушения в области дорожного движения является физическое вменяемое лицо, достигшее установленного возраста, - граждане и должностные лица, а также юридические лица.

Наиболее распространенным специальным субъектом правонарушений, предусмотренных главой 11 КоАП, является водитель.

Правила дорожного движения водителем признают лицо, управляющее каким-либо транспортным средством; погонщика, ведущего по дороге вьючных верховых животных или стадо.

По смыслу ст. 12.7 КоАП водителем следует считать лицо, непосредственно управляющее транспортным средством, вне зависимости от того, получено ли им право на управление транспортными средствами, лишено оно его или нет.

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения, определен ст. 2.3 КоАП: административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что удостоверения на право управления автомобилями, троллейбусами и трамваями могут получить лица, достигшие 18 лет, а мотоциклами, мотороллерами, мопедами и мотоколясками - 16 лет.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов, как известно, несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

Однако за нарушение правил дорожного движения эти лица несут административную ответственность на общих основаниях.

Следует также подчеркнуть, что к указанным лицам могут быть применены все виды административных наказаний, предусмотренные соответствующими санкциями, за исключением административного ареста (а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - еще и административного штрафа).

Кроме того, органы (должностные лица), которым предоставлено право назначать административные наказания, вправе вместо этого передать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

Водитель транспортного средства выступает субъектом дорожного правонарушения вне зависимости от того, чьей собственностью является транспортное средство, а также от времени и места работы водителя.

Лицо считается водителем, когда оно само ведет автомототранспортное средство, а также тогда, когда, осуществляя управление параллельно с учеником-водителем, оно обучает ученика вождению транспортного средства, дает ему указания по поводу управления транспортным средством, сидя рядом с ним.

По смыслу закона каждое лицо несет административную ответственность только за персонально совершенное им правонарушение.

Перенос ответственности непосредственных нарушителей правил дорожного движения на лиц, находящихся у них в служебном подчинении, недопустим.

В то же время для административных правонарушений в области дорожного движения характерны ситуации, когда в связи с совершением одного правонарушения к ответственности привлекаются два, три и более лиц.

Так, например, за эксплуатацию неисправного транспортного средства к административной ответственности могут быть привлечены как водитель, так и должностное лицо автотранспортного предприятия, которое отвечает за техническое состояние транспорта.

В подобных случаях административная ответственность виновных лиц наступает не за соучастие в одном и том же правонарушении, а за совершение каждым самостоятельных правонарушений, предусмотренных различными правовыми нормами.

Согласно ч. 2 ст. 12.31 КоАП выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, влечет наложение штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда.

В то же время управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещается, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 0,5 минимального размера оплаты труда, применяемых к водителю.

Помимо водителя специальным субъектом административного правонарушения в области дорожного движения закон признает также пешехода, пассажира транспортного средства, лицо, управляющее мопедом, велосипедом, иного (помимо водителя транспортного средства) участника дорожного движения (ст. ст. 12.29, 12.30).

Должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств, должностные лица, ответственные за перевозку, должностные лица, ответственные за состояние дороги, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, другие должностные лица являются субъектами правонарушений, предусмотренных ст. ст. 12.4, 12.21, 12.31 - 12.36 КоАП.

Следует подчеркнуть - и это одна из новаций КоАП, - что в качестве таких должностных лиц в соответствии со ст. ст. 12.35 и 12.36 могут выступать сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.

Юридические лица как субъекты дорожных правонарушений упоминаются только в ст. ст. 12.33 и 12.34 КоАП.

С субъективной стороны административные правонарушения в области дорожного движения характеризуются чаще умышленной, реже - неосторожной формами вины.

Необходимо отметить, что, если умыслом лица, совершившего нарушение Правил дорожного движения, охватывалось причинение в результате такого нарушения вреда здоровью потерпевшего или материального ущерба, ответственность наступает по иным, не входящим в главу 11 КоАП, статьям либо по соответствующим статьям УК РФ.

Протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

Кроме указанных лиц, протоколы о нарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП, уполномочены составлять:

Должностные лица органов управления дорожным хозяйством - об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.33 КоАП.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.35 и 12.36 КоАП, возбуждаются только прокурором.

Рассматривать дела об административных правонарушениях в области дорожного движения вправе:

  • - судьи - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.35, 12.36 КоАП, а если орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье, то и ч. 1 ст. 12.10, ч. 3 ст. 12.15, ч. 2 ст. 12.17, ч. 2 ст. 12.21, ст. ст. 12.24, 12.26, ч. 2 ст. 12.27 КоАП;
  • - органы внутренних дел (милиции) - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.1, 12.2, ст. 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ст. ст. 12.4 - 12.34 КоАП;
  • - органы российской транспортной инспекции - об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.3 КоАП (об управлении транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки).

Перечень административных наказаний за совершение правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ:

Самым распространенным видом наказания за совершение нарушений в области дорожного движения является административный штраф.

Размеры его составляют от одной второй до двадцати МРОТ (минимальный размер оплаты труда) для физических лиц, не являющихся должностными лицами.

Дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде штрафа, имеют право рассматривать в пределах своей компетенции начальник подразделения ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) ДПС, его заместитель, сотрудники ГИБДД, имеющие специальные звания (далее -- уполномоченные лица).

Московский
автомобильно-дорожный институт
(Государственный технический университет)

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Контрольная работа

по дисциплине «Правоведение»

На тему:

« Административная ответственность за нарушение ПДД.

Нормативно-правовая база, особенности расследования

и рассмотрения административных правонарушений

в сфере дорожного движения»

МОСКВА 2008 г

Введение

Основная часть

    Понятие административного правонарушения

    Виды административных правонарушений

    Административная ответственность за нарушение ПДД

    Нормативно-правовая база административно-правовых нарушений в сфере дорожного движения

    Особенности расследования административных нарушений в сфере ПДД

Список литературы.

Введение

Функционирование и успешное развитие современной государственной системы неразрывно связано с необходимостью упорядочивания внутренних отношений между гражданами и государственными органами в целом. Административно-правовые нормы регулируют все жизнен-но важные управленческие отношения, которые возникают между гражданами (как физическими, так и юридическими лицами) и го-сударством (органами исполнительной власти, госу-дарственного управления). Также Административное право регулирует отношения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Само понятие «административный» означает в переводе «управленческий или руководящий», т.е. Административное право - этоотрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

В дореволюционной России данная отрасль права называлась также полицейским правом. Как отмечал В. Ф. Дерюжинский (1861 - 1920 гг., русский ученый административист), «полицейское право принадлежит к кругу наук о государстве и предметом своим имеет изучение так называемого внутреннего управления».

1. Понятие административного правонарушения

Под административным правонарушением в Административном кодексе РФ понимается противоправное, действие (бездействие) лица (физического или юридического), за которое Административным кодексом РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность может наступить, если совершено административное правонарушение, т.е. лицо может быть привлечено к административной ответственности, если в его действиях содержатся все признаки конкретного состава правонарушения и отсутствуют основания, предусмотренные соответствующей статьей Кодекса Административных Правонарушений (КоАП), исключающие ответственность.

    Виды административных правонарушений

К административным правонарушениям относятся в т.ч. деяния, нарушающие права граждан, правонарушения в области: охраны окружающей природной среды и природопользования, в области дорожного движения; посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Нарушаемые противоправным деянием указанные общественные отношения называются объектом соответствующего административного правонарушения. Объективная сторона административного правонарушения - это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения. Объективная сторона состава характеризует проступок как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

    Административная ответственность за нарушение ПДД

Нарушение водителями транспортных средств Правил дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ) может выражаться в разных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и др. Последствиями таких действий могут быть: создание опасности в дорожном движении, создание помехи другим участникам движения, создание аварийной ситуации или совершение дорожно-транспортного происшествия.

При разборе дорожно-транспортного происшествия должно быть выяснено (как правило, путем производства автотехнической экспертизы), мог ли водитель избежать наезда на пешехода, если бы не превысил установленную скорость движения. Положительный ответ на этот вопрос свидетельствует, что наезд на пешехода явился следствием нарушения Правил дорожного движения водителем, в его действиях имеется состав, предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. Отрицательный ответ означает, что наезд не был следствием превышения установленной скорости движения, ибо в сложившейся ситуации он был неминуем и при движении с разрешенной скоростью из-за неправомерного поведения самого пешехода. В этом случае в действиях водителя не усматривается состав правонарушения, предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. Водитель должен будет понести более мягкую административную ответственность, чем предусмотрена ст. 12.24 КоАП РФ, - ответственность за превышение установленной скорости движения по ст. 12.9 КоАП РФ. Субъектом административного правонарушения являются физические и юридические лица.

С первого июля 2008 года вступили в силу поправки к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Одно из главных нововведений - это ответственность не того, кто находился за рулем в момент превышения скорости или обгона по встречной полосе, а хозяина машины. То есть того, на кого автомобиль зарегистрирован в ГИБДД.

В статью 1.5 КоАП внесено изменение, которое ощутимо изменит отношения между водителем и ГИБДД. А именно: в презумпции невиновности появилось исключение. Теперь эта норма законодательства не распространяется на нарушения статьи 12 КоАП, в случаи их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки или видеозаписи. Ответственность автовладельцев прописана отдельной статьей КоАП - 2.6.

В части первой этой статьи говориться, что в случае фиксации нарушения приборами, к ответственности привлекается именно собственник транспортного средства. Впрочем, во второй части статьи предусмотрена возможность избежать этой ответственности, если автовладелец докажет свою непричастность к данному нарушению. Для этого достаточно предоставить копию доверенности, если автомобиль был кому-либо передан в пользование, или документы о том, что в момент совершения правонарушения, автомобиль уже не принадлежал собственнику. Например, находился в угоне.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В первом случае умысел является прямым - лицо желало наступления вредных последствий. Во втором и третьем случаях умысел - косвенный, так как лицо прямо не желало наступления вредных последствий, но сознательно допускало их наступление либо относилось к этим последствиям безразлично. Умышленным правонарушением, совершенным с прямым умыслом, считается, например, проезд водителя на запрещающий сигнал светофора, когда он видел этот сигнал, но очень торопился и не стал останавливать транспортное средство. Примером умышленного правонарушения, совершенного с косвенным умыслом, может служить случай, когда водитель не разобрался, какой сигнал светофора горит (положим, из-за яркого солнца, светившего в глаза), и, сознательно допуская, что едет на запрещающий сигнал светофора, или вообще относясь к этому факту безразлично, проехал на красный свет, хотя прямо наступления подобных вредных последствий не желал.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. В первом случае неосторожность проявляется в форме легкомыслия (самонадеянности), так как лицо предвидело возможность наступления вредных последствий, но самонадеянно рассчитывало их предотвратить; во втором - в форме небрежности. Случай, когда водитель подъехал к перекрестку на большой скорости, рассчитывая успеть остановить автомобиль при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный свет, является типичным примером неосторожного правонарушения, совершенного по легкомыслию (самонадеянности). Если же, отвлекшись от дороги, водитель проехал на красный свет (хотя не предвидел возможности такой ситуации, ибо не знал участка дороги, не знал, что там установлен светофор), то он совершил неосторожное правонарушение в форме небрежности. Водитель должен был и мог предвидеть вредные последствия своей невнимательности и не имел права притуплять внимание.

Лишение прав - самая болезненная для водителей тема. Именно такое наказание грозит в большинстве случаев за выезд на полосу встречного движения. Статья 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за выезд на полосу встречного движения в случаях, когда это запрещено правилами. Под эту статью попадают нарушения пунктов 9.2, 9.3, 9.6, 11.5, 15.3 Правил дорожного движения. Один из самых спорных случаев обгон на перекрестке. Общеизвестно, что обгон на перекрестке, тем более с выездом на встречную полосу, запрещен. И наказание за такое тяжкое нарушение тоже должно быть серьезным. Однако в любом правиле есть исключения. В некоторых случаях обгонять на перекрестке, даже с выездом на встречную полосу, можно безнаказанно. Например, если совершается обгон на нерегулируемом перекрестке, двигаясь по главной дороге. Но только в том случае, если обгон не запрещен соответствующими знаками и если это допускает линия разметки. Если же, совершая обгон на таком перекрестке, автомобиль пересек сплошную линию, то лишения прав водителю не избежать. Запрещен обгон на нерегулируемом перекрестке, если он происходит на второстепенной дороге. В этом случае действия водителя будут однозначно квалифицированы по части 4 статьи 12.15. Соответственно суд лишит водителя права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Бывают случаи, в которых человек за рулем даже не подозревает о тяжести своего нарушения. В обычных случаях без каких-либо ограничений разрешен обгон через прерывистую линию разметки, однако, если на двухполосной дороге совершается обгон по встречной полосе, в зоне действия знака "Обгон запрещен" это нарушение будет квалифицировано по части 4 статьи 12.15 (ситуация 1). В судебном порядке будет произведено лишение прав на управление автомототранспортом на срок 4-6 месяцев. Другого наказания часть четвертая статьи 12.15 не предусматривает. Даже в том случае, когда знаки, установленные на дороге временные.

Также правилами запрещен и обгон на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними. Такой обгон по встречной полосе тоже будет квалифицирован по части 4 статьи 12.15, предусматривающей лишение прав на 4-6 месяцев.

Один из самых спорных маневров - это обгон с выездом на встречную полосу в конце подъема и на других участках с ограниченной видимостью. Даже если на этих участках нет никаких знаков, но видимость ограничена, инспектор вправе квалифицировать это нарушение по части 4 статьи 12.15. Такая жесткость данной нормы оправдана - жертв именно подобного нарушения на дорогах более чем достаточно. Известный радиоведущий Геннадий Бачинский погиб в аварии, которая произошла именно в результате аналогичного маневра.

Лишением права управления на срок от 4 до 6 месяцев, карается случай, когда водитель, поворачивая на перекрестке, в результате проехал по встречной полосе той улицы, на которую повернул. В Правилах дорожного движения говорится, что "поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения".

Также лишением прав по части 4 статьи 12.15 КоАП наказывается и выезд через сплошную на встречную полосу, предназначенную для движения общественного транспорта.

Лишение права управления автомототранспортными средствами может быть назначено (причем только как наказание, альтернативное административному штрафу) за самые опасные нарушения Правил дорожного движения. К ним относятся:

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, или передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

Превышение установленной скорости движения транспортного средства более чем 60 км/ч;

Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, остановка или стоянка на железнодорожном переезде;

Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения (в том числе обозначенные знаком «Въезд запрещен»);

Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, которое имеет нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, при условии включенных одновременно проблескового маячка синего цвета и специального звукового сигнала;

Нарушение правил перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов;

Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего;

Невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Кроме того, лишение права управления транспортными средствами предусмотрено в качестве альтернативного наказания административному штрафу или административному аресту за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

Статьей 3.8 КоАП РФ установлено также, что лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев:

Управления транспортным средством в состоянии опьянения;

Уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

Оставления указанным лицом в нарушение существующих правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Административный арест представляет собой задержание и содержание нарушителя в условиях изоляции от общества. Это один из наиболее строгих видов административных наказаний, который назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений, в т.ч. это оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ч. 2 ст. 12.27) и неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции.

Административный арест назначается судьей.

Административный арест за нарушения в сфере дорожного движения не может применяться беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; лицам, инвалидам I и II групп.

В КоАП РФ, наряду с административным арестом всегда предусмотрена альтернативная мера наказания, как правило, административный штраф в повышенном размере. Так, обычно судом назначается арест, если считается, что применение иных предусмотренных в соответствующей статье мер наказания было бы в данном случае недостаточным карательным воздействием на виновных.

4. Особенности расследования административных нарушений в сфере ПДД

Под составом административного правонарушения пони-мается совокупность признаков, закрепленных нормативно-правовыми актами, наличие которых в конкретном правонарушении может повлечь админис-тративную ответственность.

Правильная юридическая квалификация состава админис-тративного правонарушения облегчает его разграничение, с уголовно наказуемым преступлением. Разделение их проводится в ос-новном по юридическим критериям элементов их составов. Например, мелкое ДТП отличается от ДТП уго-ловно наказуемого по степени общественной опасности или вредоносности деяния, повлекшего за собой значительный ущерб и нанесение вреда жизни и здоровью людей.

Правильность установления виновного в произошедшем ДТП лица и классификация вида нарушения в частности зависит от корректности составления схемы ДТП, полноты свидетельских показаний, проведения технических экспертиз и т.д. Во внимание принимается также техническое состояние дорожного покрытия, дорожная разметка, наличие внешних факторов воздействия, как то: погодные условия, наличие посторонних предметов на дорожном полотне. В схеме места дорожно-транспортного следует отражать:

Место дорожно-транспортного происшествия (участок автодороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);

Ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением;

Ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);

Положение транспортных средств после ДТП, следы торможения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;

Направление движения участников ДТП до момента его наступления. В соответствии со ст. 26.8 КоАП РФ показания специальных технических средств отражаются в административном протоколе, а также указываются наименование измерительного прибора, его номер, дата проведения метрологической поверки.

Все имеющиеся данные подробно заносятся в протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия и подписываются всеми сторонами такого происшествия. Согласно ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в административном протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Каждый из участников в письменном виде предоставляет свои показания по ДТП, указывая, в частности, все данные владельца а/м, и/или лица допущенного к управлению а/м, все данные своего автотранспортного средства, место аварии (направление движения с указанием улиц, номеров домов), времени и подробностей произошедшего инцидента.

При составлении административного протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

Административный протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Копия административного протокола вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе.

При необходимости изложить дополнительные сведения, которые могут иметь значение для правильного принятия решения по делу, сотрудник милиции, оформляющий материалы по факту выявленного правонарушения, вправе составить рапорт, который прилагается к административному протоколу.

По факту ДТП на месте его совершения должностным лицом в соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ составляется административный протокол. В соответствии со ст. 28.6 Кодекса при совершении административного правонарушения, предусмотренного главой 12 Кодекса, за которое назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается административный штраф. При наложении административного штрафа физическому лицу, совершившему административное правонарушение, выдается постановление-квитанция установленного образца. В случае, когда при оформлении материалов по факту ДТП на месте его совершения установить состав административного правонарушения не представляется возможным, должностному лицу рекомендуется принимать решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

На основании собранных документов в соответствующем подразделении ГИБДД производится установление лиц, нарушивших Правила Дорожного Движения. Далее документы передаются в суд.

5. Нормативно-правовая база рассмотрения административных нарушений в сфере дорожного движения

Нормативно-правовой базой при рассмотрении административных правонарушений ПДД являются:

Конституция РФ;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Глава 12, статьи 1-37);

Федеральным законом №210 от 24 июля 2007 года в Кодекс об административных правонарушениях РФ внесены изменения, суть которых состоит в следующем: изменены размеры и определения штрафов за нарушения ПДД, также изменения коснулись статей КоАП РФ: в статьях 1.5, 2.61, 26.8, 26.8 внесены изменения, касающееся ответственности владельцев а/м, в случае фиксации нарушения ПДД специальным, ра-ботающими в автоматическом режиме техническим средством или устройством, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи; изменения, касающиеся освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в статьях 27.1 , 27.12; касательно изменений при задержании и эвакуации транспортного средства в статье 27.13; касательно порядка рассмотрения дела об административном правона-рушении в статьях 4.1, 24.3, 25.1, 29.7.

Постановление Правительство Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.01.1996 N 3, от 31.10.1998 N 1272, от 21.04.2000 N 370, от 24.01.2001 N 67, от 21.02.2002 N 127, от 28.06.2002 N 472, от 07.05.2003 N 265, от 25.09.2003 N 595, от 14.12.2005 N 767, от 28.02.2006 N 109, от 16.02.2008 N 84, от 19.04.2008 N 287).

Выводы.

В целом, на мой взгляд, имеющиеся нормативные акты в достаточной степени способны регулировать взаимоотношения субъектов административного права в области дорожного движения. Важно, как я считаю, более тщательно отслеживать нарушения и контролировать исполнение правил, больше сил направить на профилактику правонарушений. Спорные вопросы большей частью возникают в результате несоблюдения правил оформления протоколов и разногласий при недостаточности описательной базы.

На данный момент широко обсуждается необходимость дальнейшего ужесточения борьбы с серьезными нарушениями ПДД, такими как: состояние алкогольного опьянения водителя, несоблюдение правил приоритета проезда перекрестков, непредоставление преимущественного права пешеходам на пешеходных переходах.

Особенно своевременно была узаконена необходимость обязательного использования специальных удерживающих устройств (кресел) для перевозки детей и штраф за их отсутствие при наличии ребенка младше 12 лет в автомобиле (статья 22.9 ПДД РФ). Я постоянно использую автомобиль при поездках с моими детьми (у меня их трое, у каждого свое кресло, соответственно возрасту, ребята с младенчества привыкли только к такой возможности передвигаться в автомобиле), могу сказать, что такая мера воздействия на родителей, не представляющих возможный исход поездки с ребенком на руках, очень правильна. А отговорки родителей, руководствующихся мнимым неудобством ребенка, вынужденного провести все время пути в зафиксированном состоянии, должны быть опровергнуты демонстрацией краштестов автомобилей с маленькими манекенами в креслах и вне них. Думаю, все сомнения отпадут моментально, ибо мало кто сейчас ездит со скоростью ниже той, на которой проводятся краштесты (не более 55 км/ч, удар о неподвижное препятствие), а последствия трагичны даже при такой скорости движения, не говоря уже об лобовых столкновениях.

Считаю, также, что необходимо проведение работы по предотвращению всё чаще встречающихся нарушений Правил дорожного движения пешеходами, путем активного распространения информации о правилах дорожного движения на самых ранних этапах – в детских садах, в школах. Вспомнить практику юных инспекторов движения, прививать с детства навыки правильного поведения на улицах города.

Список литературы.

1. Конституция РФ,1993г.

3. Правила Дорожного Движения РФ, 2008 г.

4. Россинский Б.В., «Административная ответственность за нарушения в области дорожного движения.» - Москва, издательство Норма, 2002.

5. Административное право./Учебник/ Под редакцией Л.Л.Попова. М.: Изд-во Юрист, 2006 г.

6. Д. Н. Бахрах, Б. В. Российский, Ю. Н. Старилов, “Административное Право», Учебник для вузов, издательство Норма, Москва, 2005

Расследуя ... иные нормативные акты 1.1 Кодекс Российской Федерации об административных ...

  • Ответы по уголовному праву общая часть

    Реферат >> Государство и право

    ... Особенной части;  Особенная часть - учение об особенностях ... фед. нормативный правовой акт, ... например, нарушение ПДД и... образуют базу , на... привлекаются к ответственности за приго­товление... расслед - ... нарушение потерпевшим правовых норм (уголовных, административных , ...

  • Техника безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом

    Конспект >> Безопасность жизнедеятельности

    ... особенностей ... за техническим состоянием, соблюдением ПДД ... руководством ответственного за электрохозяйство... расследуется комиссией... нарушения требований безопасности и охраны труда, законодательных, правовых , нормативных ... базы ... канализации, административно -бытовые...

  • Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений (2)

    Реферат >> Государство и право

    ... особенности расследования отдельных видов дорожно-транспортных преступлений. Теоретической базой ... результате нарушений , допускаемых лицами, ответственными за техническое... , об административном правонарушении) ... нарушения ПДД ... нормативно -правовой ... расследовать ...



  •