Порядок проверки еддс муниципального образования. Положение о единой дежурно-диспетчерской службе (еддс) муниципального образования

Муниципального образования (города, района)

1. Основные положения

1.1. Настоящее положение определяет основные задачи, состав и порядок функционирования единой дежурно-диспетчерской службы города и района (далее по тексту - ЕДДС «01»). Положение разработано на основании федерального и областного законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.7.199 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба города. Основные положения».

1.2. ЕДДС «01» является органом повседневного управления звена областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

1.3. ЕДДС «01» предназначена для координации действий дежурных и диспетчерских служб города (района), в первую очередь имеющих силы и средства постоянной готовности к реагированию на возникающие ЧС: экстренного вызова «01», «02», «03», «04»; топливноэнергетического и жилищно-коммунального хозяйства; потенциально опасных производственных объектов.

1.4. Взаимодействие между ДДС организуется через ЕДДС «01», только если реагирование на угрозу возникновения ЧС требует совместных действий трех и более ДДС.

1.5. Создание и функционирование ЕДДС «01» не отменяет существующего порядка приема сообщений от населения о происшествиях дежурно-диспетчерскими службами (ДДС) города (района) (по телефонам - «02», «03», «04», «05» и др.).

1.6. ЕДДС «01» совмещает функции оперативной дежурной службы органа управления по делам ГО и ЧС города (района) и центрального пункта пожарной связи (ЦППС) отряда Государственной противопожарной службы (ОГПС).

1.7. Непосредственное руководство деятельностью ЕДДС «01» осуществляет начальник пункта органа управления по делам ГО и ЧС города (района).

1.8. ЕДДС «01» является вышестоящим органом для всех ДДС города (района) по вопросам сбора, обработки и обмена информацией по предупреждению и ликвидации ЧС и их совместных действий.

1.9. В своей деятельности ЕДДС «01» руководствуется законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами губернатора и администрации города (района, области), решениями комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, приказами начальника органа управления по делам ГО и ЧС, а также настоящим Положением.

2. Основные задачи ЕДДС «01»

2.1. Прием от населения и организаций сообщений о пожарах и любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС природного, техногенного или биолого-социального характера.

2.2. Проверка достоверности и анализ поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение.

2.3. Обеспечение надежной связи с наиболее важными объектами и взаимодействующими службами.

2.4. Сбор от взаимодействующих ДДС, систем мониторинга окружающей среды (автоматизированных систем контроля аварий и интегрированных автоматизированных систем безопасности потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения населения, систем автоматической пожарной и пожарно-охранной сигнализации и др.) и доведение до них информации об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС.

2.5. Обработка данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава взаимодействующих ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования звена РСЧС.

2.6. Оперативное управление силами и средствами постоянной готовности, постановка и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий и других ЧС, принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий).

2.7. Обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, уточнение и корректировка (по обстановке) заранее разработанных и согласованных с взаимодействующими ДДС вариантов решений по ликвидации ЧС.

3. Основные функции ЕДДС «01»

3.1. Обеспечивает круглосуточный прием сообщений о пожарах и любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС природного, техногенного или биолого-социального характера.

3.2. Обеспечивает своевременное направление подразделений на тушение пожаров или ликвидацию последствий аварий и стихийных бедствий, а в необходимых случаях обеспечение временной передислокации подразделений.

3.3. Информирует взаимодействующие ДДС, привлекаемые к ликвидации ЧС силы постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах.

3.4. Доводит задачи, поставленные вышестоящими органами управления территориальной подсистемы РСЧС, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, осуществляет контроль за их выполнением и организует взаимодействие.

3.5. Обобщает информацию о ЧС и ходе работ по их ликвидации.

3.6. Обеспечивает представление докладов (донесений) вышестоящим органам управления по подчиненности об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов).

3.7. Обеспечивает оперативное управление подразделениями, принимающими участие в ликвидации пожаров и ЧС.

3.8. Осуществляет передачу и прием информации с места работы подразделений.

3.9. Осуществляет прием сообщений и вызов на крупные пожары подразделений пожарной охраны отдельных объектов.

3.10. Обеспечивает устойчивое управление силами и средствами во всех режимах функционирования ЕДДС «01».

3.11. Обеспечивает взаимодействие с органами управления ДДС;

3.12. Обеспечивает сбор от ДДС и населения, служб контроля и наблюдения за окружающей средой информации об угрозе или факте возникновения ЧС и доведение ее до соответствующей ДДС по предназначению.

3.13. Представляет информацию об угрозе возникновения и факте ЧС начальнику органа управления по делам ГО и ЧС города и оперативному дежурному территориального органа управления МЧС России по __________ области в соответствии с критериями информации о ЧС.

3.14. Осуществляет наращивание сил и средств ЕДДС «01» при переводе ее в повышенные режимы функционирования.

3.15. Участвует в учениях и тренировках по обеспечению взаимодействия ЕДДС «01», ДДС города и районов области.

3.16. Обеспечивает своевременное направление подразделений на тушение пожаров или проведение аварийно-спасательных работ.

3.17. Осуществляет оперативно-диспетчерскую связь с подразделениями пожарной охраны, наиболее важными объектами и взаимодействующими службами.

3.18. Обеспечивает оперативный учет пожарной и другой аварийно-спасательной техники, находящейся в боевом расчете, в резерве, на выполнении заданий.

3.19. Обеспечивает соблюдение режима секретности при использовании средств автоматизации.

3.20. Обеспечивает поддержание систем связи в готовности к приему и передаче команд (сигналов) и информации оповещения.

3.21. Организует оповещение должностных лиц комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению , органов управления по делам ГО и ЧС и ЕДДС «01».

3.22. Организует оповещение населения о возникновении чрезвычайной ситуации и информирование его об использовании средств и способов защиты от поражающих факторов источника ЧС.

4. Режимы функционирования ЕДДС

4.1. В режиме повседневной деятельности ЕДДС «01» осуществляет круглосуточное дежурство в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС.

В этом режиме ЕДДС обеспечивает:

— прием от населения, организаций и ДДС сообщений о пожарах и любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или возникновении ЧС, их регистрацию и сортировку по принадлежности ДДС и уровням ответственности;

— обобщение и анализ информации о чрезвычайных происшествиях за текущие сутки и представление соответствующих докладов по подчиненности;

— поддержание в готовности к применению программно-технических средств автоматизации и связи;

— осуществление контроля за готовностью ДДС в зоне ответственности, оперативное информирование их диспетчерских смен об обстановке и ее изменениях;

— внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию на ЧС;

— учебные и тренировочные занятия с личным составом дежурных смен с целью отработки их действий при переводе ЕДДС «01» в режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, а также выполнения обязанностей в условиях угрозы и возникновения ЧС.

ДДС организаций города и района действуют в соответствии со своими ведомственными инструкциями и представляют в ЕДДС «01» обобщенную статистическую информацию о чрезвычайных происшествиях, локальных ЧС и предпосылкам к ним за прошедшие сутки.

4.2. В режим повышенной готовности ЕДДС «01» и привлекаемые ДДС переводятся по решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при получении информации об угрозе ЧС, а также по сигналу оперативного дежурного территориального органа управления МЧС России по __________ области.

В этом режиме ЕДДС «01» обеспечивает:

— заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения ЧС;

— оповещение должностных лиц комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, органа управления по делам ГО и ЧС, ЕДДС «01», ДДС и подчиненных сил постоянной готовности;

— получение и обобщение данных наблюдения и контроля за обстановкой в городе (районе), на потенциально опасных объектах, а также за состоянием окружающей среды;

— корректировку алгоритмов действий ЕДДС «01» при реагировании на угрозу возникновения вероятной ЧС и уточнение порядка взаимодействия с другими ДДС;

— координацию действий ДДС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению ее последствий.

В этом режиме ДДС действуют в соответствии с Положением о городском звене областной территориальной подсистемы РСЧС, временным Положением о ЕДДС «01» и ведомственными инструкциями.

4.3. В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС «01» и привлекаемые ДДС переводятся при получении информации о ЧС и по решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также по сигналу оперативного дежурного территориального органа управления МЧС России по __________ области при возникновении ЧС.

В этом режиме ЕДДС выполняет задачи:

— координация действий ДДС и привлекаемых сил и средств городского звена областной территориальной подсистемы РСЧС при проведении работ по защите населения и территории от ЧС;

— контроль за выдвижением и отслеживание передвижения оперативных групп в районе ЧС;

— оповещение и передача оперативной информации между органами управления при организации ликвидации ЧС и в ходе аварийно-спасательных работ, мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики и первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

— контроль за установлением и перемещением границ зон ЧС, своевременное оповещение и информирование населения о складывающейся обстановке и опасностях в районе ЧС;

— осуществление непрерывного контроля состояния окружающей среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.

В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС осуществляется непосредственно через ЕДДС «01». Информация, поступающая в ЕДДС «01», доводится до взаимодействующих ДДС.

4.4. Информация, поступающая в ЕДДС о ЧС, обрабатывается и передается в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности для принятия мер и подготовки решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации ЧС.

4.5. Функционирование ЕДДС «01» в военное время осуществляется в соответствии с положениями о гражданской обороне города и района, инструкциями дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС «01» по действиям в условиях особого периода в соответствии с планами гражданской обороны города и района.

В случае если ЕДДС продолжает свою деятельность в соответствии с утвержденными положениями в военное время, предусматривается размещение их дежурно-диспетчерских смен на соответствующих пунктах управления.

5. Состав ЕДДС «01»

5.1. ЕДДС «01» включает в себя пункт управления, дежурно-диспетчерский персонал и комплекс средств автоматизации и связи. В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС предусматриваются дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства.

5.2. Дежурно-диспетчерский персонал обязан знать:

— оперативную обстановку в городе (районе);

— данные о составе ДДС, силах и средствах постоянной готовности, сроках их готовности, способах вызова;

— дислокацию и районы выезда пожарных частей и аварийно-спасательных формирований, опорных пунктов тушения крупных пожаров;

— особо важные объекты, на которые при первом сообщении о пожаре высылаются подразделения по повышенному номеру вызова;

— безводные районы, техническое вооружение и тактические возможности подразделений и аварийно-спасательных формирований;

— местонахождение основных запасов огнетушащих средств, оснащенность и места расположения опорных пунктов тушения крупных пожаров;

— правила эксплуатации и пользования средствами связи и организационно-техническими средствами на рабочем месте.

5.3. Порядок несения и смены дежурства определяется Инструкцией дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС «01».

Дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС имеет право самостоятельно принимать решения по защите населения и территории (в рамках своих полномочий) и отдавать соответствующие распоряжения (указания) взаимодействующим дежурно-диспетчерским службам, высылать подразделения пожарной охраны для ликвидации ЧС, не связанных с тушением пожара, путем согласования с оперативным дежурным по гарнизону пожарной охраны.

5.4. Комплекс средств автоматизации и связи ЕДДС предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения персоналом ЕДДС следующих управленческих функций:

— сбор и передача данных об угрозе и факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств;

— организация связи при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

— подготовка информации о ЧС;

— оценка и контроль сложившейся обстановки на основе сопоставления информации, поступающей из различных источников;

— накопление социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных по городу (району), силах и средствах постоянной готовности, потенциально опасных объектах, возможных и планируемых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;

— представление требуемых данных вышестоящим, подчиненным и взаимодействующим органам управления.

5.5. Для приема и передачи экстренных сообщений о пожарах и ЧС на территории города и района предусматривается использование единого телефонного номера - «01».

Готовности Администрации и служб района к реагированию на пожары и чрезвычайные ситуации, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств районных служб при совместных действиях по предупреждению и ликвидации последствий пожаров и чрезвычайных ситуаций.

ЕДДС муниципального образования должна осуществлять круглосуточное дежурство и находиться в постоянной готовности к организации экстренного реагирования на вызовы от населения и сообщения о происшествиях, возникающих на территории муниципального образования.

Предварительная проработка и анализ вопросов создания Системы-112 показали, что предпочтительней всего начинать формирование ЕДДС (Системы-112) с наиболее крупных муниципальных образований (в городских округах и муниципальных районах).

4.1. Цель создания и задачи единых дежурно-диспетчерских служб

муниципальных образований

Целью создания и развития ЕДДС является повышение оперативности реагирования на пожары, угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, информирования населения и организаций о фактах возникновения чрезвычайных ситуаций и принимаемых мерах, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств постоянной готовности и слаженности их совместных действий.

ЕДДС района является органом повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС, одной из главных задач которой является прием-передача сигналов управления, оповещения руководящего состава и населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, а также координация действий дежурных и дежурно-диспетчерских служб при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера.

Несение дежурства ЕДДС является выполнением оперативных задач.

4.2. Создание ЕДДС муниципального образования


Для создания ЕДДС муниципального образования предлагается следующий алгоритм:

1. Провести заседание КЧС и ОПБ администрации муниципального образования по созданию ЕДДС.

2. Разработать:


  • план создания ЕДДС муниципального образования с указанием конкретных мероприятий и определением должностных лиц, ответственных за их выполнение;

  • положение о ЕДДС (приложение №2);

  • организационно-штатную структуру ЕДДС (приложение №3);

  • должностные инструкции (приложение №4);

  • алгоритмы действий (приложение №5);

  • информационные карточки (приложение №6).
3. Утвердить постановление Главы муниципального образования «О создании единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования» (Приложение №1).

4. Переоборудовать помещение для размещения дежурной смены ЕДДС (приложение №7).

5. Выделить требуемые штатные единицы для организации ДДС.

6. Организовать обучение должностных лиц ЕДДС на базе ОУМЦ ГОЧС Тюменской области (Приложение №8).

7. Подготовить автоматизированные рабочие места диспетчеров, оборудовав их требуемым комплектом средств связи, оповещения и компьютерной оргтехникой.

8. Обеспечить информационное взаимодействие с организациями и учреждениями на уровне муниципального образования и с ЦУКС ГУ МЧС России по Тюменской области.

9. Иметь прямые каналы связи с ведомственными ДДС («служба пожарной охраны - 01», «служба милиции - 02», «служба скорой медицинской помощи-03», «аварийная служба газовой сети-04», «служба ЖКХ»), ДДС потенциально опасных объектов, объектов ж/д транспорта, объектов трубопроводного транспорта и др.

10. Продолжить работу по созданию и поддержанию в актуальном состоянии информационно-справочных систем, баз данных, паспорта территории и паспортов потенциально-опасных объектов.

Создание инфраструктуры:

1. Анализ существующей базы (размещение), системы связи и передачи данных.

2. Расчет финансовых средств, необходимых для создания ЕДДС - по достройке (ремонту) помещений, по средствам ЭВТ и оргтехнике, по средствам связи, по привязке к операторам связи.

3. Стройка (модернизация помещений).

4.11. Примерная схема организационно-штатной структуры ЕДДС

муниципального образования

НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ГОЧС

(главная должность муниципальной службы)

1
НАЧАЛЬНИК ЕДДС

(руководитель группы)

1
ДИСПЕТЧЕР ЕДДС

Организационно-штатная структура ЕДДС и количество сотрудников зависит от численности населения, количества потенциально-опасных и социально-значимых объектов, а так же количества возможных рисков и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях на территории муниципального образования.


Создание баз данных (информационно-справочных систем)

В целях организации информационного обеспечения деятельности должностных лиц ЕДДС и руководства муниципального образования формируется и постоянно поддерживается база данных.

Пошаговое создание баз данных:

закрепление ответственных за разработку баз данных (ведущий специалист по делам ГО и ЧС муниципального образования, начальник пожарного гарнизона);

проведение анализа угроз техногенного и природного характера на территории муниципального образования;

разработка структуры баз данных;

формирование паспорта безопасности территории, паспортов безопасности потенциально-опасных объектов;

организация практической работы по наполнению базы данных (график исполнения);

организация еженедельного контроля;

обучение работе с базой данных диспетчеров.


Всевозможные нештатные ситуации, угрожающие жизни и здоровью людей, требуют от служб экстренного реагирования предельно быстрых и точных решений и действий.

Почти во всех странах мира для решения подобных задач существуют службы оказания помощи населению в чрезвычайных ситуациях (спасательная служба, скорая медицинская помощь, противопожарная служба, полиция и др.). В работе этих служб есть три общих момента:

Скорость реагирования системы (промежуток времени, прошедший с момента получения сигнала о бедствии и до момента начала оказания помощи);

Как правило, комплексный характер требуемой помощи;

Зависимость эффективности действий служб экстренного реагирования от времени поступления, объема и достоверности информации, которой с самого начала располагают спасатели.

Это обусловило создание специальных телекоммуникационных систем, в задачи которых входит организация оказания помощи в чрезвычайной ситуации независимо от вида и масштабов этой ситуации. Основу этих служб составляют современные средства обработки информации, средства связи и передачи данных. Такие системы получили название служб общественной безопасности. Эти службы не подменяют собой такие службы экстренного реагирования, как полиция, скорая медицинская помощь и противопожарная служба. Служба общественной безопасности лишь организует (координирует) действия этих структур, снабжая их необходимой оперативной и достоверной информацией.

Наибольшее развитие службы общественной безопасности, использующие самые современные технологии, получили в США, Канаде и странах Европейского Союза. В США и Канаде это телекоммуникационные системы общественной безопасности « 911 » , а в странах Европейского Союза - системы «112». Название эти системы получили по единому телефонному номеру выхода на диспетчерские службы - «911» и «112» (единые объединенные диспетчерские системы). Эти системы работают с начала 70-х годов XX века и достаточно хорошо себя зарекомендовали. В частности, в настоящее время систему 911 используют 90 % населения США.

В России работы по созданию единых объединенных диспетчерских систем (ЕДДС), являющихся определенным аналогом систем «911» и «112», начались сравнительно недавно. В то же время в России уже имеются во многих городах так называемые «базовые системы» единых диспетчерских систем, в которых телефонные обращения обрабатываются пока еще вручную. Ряд из этих систем использует единые (для данного города) телефонные номера (005, 051, 059 и др.), но, пока нет единого номера для всей территории России.

Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) является элементом органа повседневного управления местного (городского) звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создается при органе управлении ГОЧС города и является центральным звеном в объединенной системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ОСОДУ), в состав которой наряду с ЕДДС входят дежурно-диспетчерские службы (ДДС) экстренного реагирования («01», «02», «03», «04»), жилищно-коммунального хозяйства, наблюдения и контроля за окружающей средой.

Создание ЕДДС не отменяет существующего до ее появления в городских ДДС порядка приема от населения сообщений о происшествиях (по телефонам «01», «02», «03», «04» и другим).

Вместе с тем ЕДДС является вышестоящим органом для всех ДДС города по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в чрезвычайных ситуациях.

Основные задачи ЕДДС:

Прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях;

Анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;

Сбор от дежурно-диспетчерских служб, служб контроля и наблюдения (систем мониторинга) за окружающей средой и распространение между ДДС города информации об угрозе или факте возникновения чрезвычайной ситуации;

Обработка и анализ данных о чрезвычайной ситуации, уточнение состава дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для реагирования на чрезвычайную ситуацию, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования городской РСЧС;

Оценка и контроль обстановки, подготовка вариантов управленческих решений по ликвидации чрезвычайной ситуации, принятие необходимых решений;

Представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации чрезвычайной ситуации вышестоящим органам управления по подчиненности;

Информирование об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации, подчиненных сил постоянной готовности;

Обобщение информации о произошедших чрезвычайных ситуациях (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.

ЕДДС города функционирует круглосуточно и при этом должна:

Немедленно приступать к экстренным действиям по предотвращению и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации после получения необходимых данных;

Самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления.

ЕДДС создаются при городских органах управления ГОЧС. В небольших городах и сельских районах, в которых отсутствует орган управления ГОЧС, ЕДДС может создаваться при органе местного самоуправления. В городах - административных центрах субъектов Российской Федерации ЕДДС могут создаваться на базе органа повседневного управления (министерства или главного управления ГОЧС) субъекта Российской Федерации с возложением на последний дополнительных задач. В крупных городах, имеющих в своем составе административные округа или (и) муниципальные районы, при соответствующих органах управления ГОЧС могут создаваться окружные или (и) районные ЕДДС.

ЕДДС города должна включать в себя дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, технические средства автоматизации управления, связи и оповещения.

В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС должны быть предусмотрены оперативные дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства. В каждую смену должны быть включены старший оперативный дежурный и его помощник, а также специалисты - аналитики информации по направлениям (для обобщения поступающей из различных источников информации и подготовки вариантов решений) и операторы - диспетчеры (для сбора и распространения между ДДС информации о чрезвычайной ситуации).

ЕДДС и дежурно-диспетчерские службы, входящие в ОСОДУ города, функционируют в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации функционирования ОСОДУ информационное взаимодействие между ДДС, входящими в ОСОДУ, осуществляется через ЕДДС города.

Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе или факте чрезвычайной ситуации, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительных силах и средствах. Поступающая информация распространяется ЕДДС до всех заинтересованных ДДС.

Вся информация, поступающая в ЕДДС, обрабатывается и обобщается. В зависимости от поступившего документа (сообщения), масштаба чрезвычайной ситуации, характера принятых мер и высказанных предложений (просьб) по каждому принятому документу (сообщению) готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации чрезвычайной ситуации.

С целью создания необходимого нормативно-правового пространства для разработки и внедрения ЕДДС, обеспечения возможности интеграции автоматизированных систем (АС) ОСОДУ в рамках автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС, снижения финансовых затрат МЧС России осуществляет единую научно-техническую политику в части создания ЕДДС.

В 1998 году по поручению Председателя Правительства Российской Феде рации МЧС России был подготовлен пакет документов по созданию единых дежурно-диспетчерских служб в городах России (концепция, технико-экономическое обоснование и др.), который был согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В результате Правительством Российской Федерации было выпущено поручение по вопросу создания ЕДДС в городах России.

Во исполнение поручения вышел приказ МЧС России № 517 от 25.08.98 г., который ввел в действие разработанную «Концепцию создания ЕДДС в городах Российской Федерации». В соответствии с требованиями этого приказа был также разработан и утвержден ГОСТ Р22.7.01-99 «ЕДДС. Общие положения».

Стандарт разработан с целью единого понимания назначения, состава решаемых задач, структуры, порядка создания и функционирования едины дежурно-диспетчерских служб в городах Российской Федерации. Этот документ является первым разработанным государственным стандартом в системе стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» в области создания единых дежурно-диспетчерских служб. Объектами стандартизации в настоящее ГОСТ приняты общие организационно-технические положения, общетехнические требования и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь при создании и обеспечении функционирование: ЕДДС на всей территории Российской Федерации.

На федеральном уровне проводится определенная работа по снижению стоимости создания ЕДДС. Практика показывает, что затраты на разработку проекта автоматизированной системы (включая разработку специального программного и информационного обеспечения) составляют не менее 50 % от стоимости всей системы. Таким образом, при централизованном типовом проектировании АС ЕДДС в каждом городе может быть сэкономлено не менее половины тех средств, которые пришлось бы затратить при самостоятельной ее разработке. МЧС России проводит большую работу по организации разработки типовых проектов автоматизированных систем (АС) ЕДДС, созданию типового программного обеспечения на основе долевого участия субъектов Российской Федерации, обеспечению скидок на поставляемые программно-технические средства с учетом их массовой поставки в регионы, использованию таких современных форм финансирования как лизинг, товарные кредиты и других.

Состав и функционирование ЕДДС города

ЕДДС города должна включать в себя личный состав, пункт управления, а также узел связи, центр оповещения и геоинформационную систему. Совокупность взаимосвязанных систем и средств связи, оповещения и автоматизации управления составляет АС ЕДДС, которая должна представлять собой локальную вычислительную сеть (ЛВС), включающую в себя автоматизированные рабочие места (АРМ) должностных лиц дежурной смены на базе персональных ЭВМ (ПЭВМ). АС ЕДДС города должна сопрягаться с городским информационно-управляющим центром или абонентским пунктом автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС.

В режиме повседневной деятельности ДДС несут круглосуточное дежурство и находятся в постоянной готовности к экстренному реагированию при возникновении чрезвычайной ситуации. В этом режиме осуществляется постоянный контроль обстановки в городе, поддерживаются в готовности к использованию программно-технические средства, обеспечивается сбор, обобщение и анализ информации о возникших чрезвычайных ситуациях за сутки дежурства, представляются соответствующие доклады по подчиненности, готовятся корректируются специальные оперативные планы по реагированию ДДС на чрезвычайные ситуации.

В режиме повседневной деятельности в ЕСОДУ осуществляется обмен информацией:

О наличии, состоянии и возможностях сил и средств постоянной готовности;

Обобщенными данными за сутки о возникших чрезвычайных сигуациях и принятых мерах по их ликвидации.

ЕДДС переводится в высшие режимы функционирования (повышенной готовности или чрезвычайной ситуации), когда для ликвидации угрозы ЧС или самой ЧС требуются совместные действия трех и более городских ДДС, входящих в ЕСОДУ.

Оперативные дежурные службы городских районов в высшие режимы переводятся в том случае, когда на их территории возникла угроза или непосредственно чрезвычайная ситуация, требующая совместных действий городских ДДС. Центральные диспетчерские органы (ЦДО) городских служб переводятся в высшие режимы при чрезвычайной ситуации, к ликвидации которой они привлекаются совместно с другими службами.

Источниками информации для ЕДДС могут быть:

Взаимодействующие ЦДО городских служб;

Оперативные дежурные службы (ОДС) городских районов;

Диспетчерские службы потенциально опасных объектов;

Население (в порядке личной инициативы);

Средства массовой информации.

Прием первичной информации об угрозе ЧС или возникновении ЧС от населения организуется в ЕДДС, ЦДО городских служб, ОДС районов города (в дальнейшем этот прием будет обеспечиваться только в ЕДДС).

Информационное взаимодействие между ДДС, входящими в ЕСОДУ, как правило, организуется через ЕДДС. При этом ЕДДС от других ДДС передается информация только о таких чрезвычайных ситуациях, реагирование на угрозу и возникновение которых потребует совместных действий трех и более ДДС. По возможности информация передается по нескольким видам связи.

Объединенная диспетчерская служба ЕДДС анализирует и распространяет первичную информацию о чрезвычайной ситуации между ДДС, входящими в ЕСОДУ.

Вся информация, поступающая в ЕДДС, анализируется главным оперативным дежурным и дежурной сменой. В зависимости от масштаба чрезвычайной ситуации, характера принятых мер и высказанных предложений (просьб) по каждому принятому сообщению принимаются необходимые решения.

ЕДДС обобщает полученные данные, готовит рекомендации по совместным действиям ДДС и доводит подготовленную информацию до всех служб, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации или ее угрозы.

Основные направления и этапы создания ЕДДС города

Для создания ЕДДС города необходимо провести комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий по следующим основным направлениям:

Определение и согласование между администрацией города и городскими службами цели создания, задач, принципов построения и функционирования ЕДДС, а также состава существующих дежурно-диспетчерских служб, взаимодействующих с ЕДДС;

Уточнение городской группировки сил и средств постоянной готовности, определение и согласование основных мероприятий экстренного реагирования, выполнение которых должна организовать ЕДДС;

Разработка порядка информационного обеспечения ЕДДС во всех режимах ее функционирования;

Разработка и утверждение необходимых правовых, организационно-методических и нормативно-технических документов, являющихся основой для создания, функционирования и дальнейшего совершенствования ЕДДС;

Совершенствование существующих систем связи и оповещения применительно к задачам и потребностям ЕДДС;

Создание геоинформационной системы ЕДДС и ее сопряжение с другими взаимодействующими системами.

Основными этапами создания ЕДДС должны являться:

а) организационный этап, в течение которого решаются организационные вопросы построения, функционирования и развития ЕДДС;

б) технический этап, в продолжении которого разрабатываются и внедряются программно-технические средства ЕДДС города.

На организационном этапе создания ЕДДС города необходима подготовка следующих документов:

Положения о ЕДДС города;

Инструкции по обмену информацией с ЕДДС;

Плана действий ЕДДС при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации;

Дополнений и изменений в действующие инструкции дежурно-диспетчерских служб (в части их взаимодействия с ЕДДС);

Технического задания на создание автоматизированной системы ЕДДС;

Других регламентирующих документов (при необходимости).

Технический этап создания ЕДДС должен завершиться вводом в штатную

эксплуатацию АС ЕДДС в составе следующих элементов: узла связи; центра оповещения; геоинформационной системы.

Участниками создания ЕДДС могут являться:

Местные органы власти (вопросы согласования организационных вопросов между различными службами, какими правами наделяется ЕДДС, что переходит от экстренных служб к ЕДДС, вопросы финансирования создания и содержания ЕДДС, административное деление, адресация зданий, административные границы, наименование площадей, улиц и переулков, пожарные команды, станции скорой помощи, офисы милиции);

Местные органы управления ГОЧС (оборудование центра управления, вопросы согласования действий различных служб, подготовка операторов, подготовка проекта создания ЕДДС и др.);

Ведомственные службы экстренного реагирования - милиция, скорая медицинская помощь, пожарные и др. (использование и пополнение базы данных, согласование вопросов взаимодействия с ЕДДС и др.);

Телефонные компании (оборудование, номера телефонов, маршрутизация вызовов, модернизация телефонных сетей, создание интегрированных сетей связи и передачи данных);

Компании сотовой радиосвязи (номера, развитие зон обслуживания, маршрутизация вызовов и др.).


Согласно основным положениям ГОСТ Р, целью создания ЕДДС является «повышение готовности администрации и служб города к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств городских служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС»




Получение сведений от подчинённых пожарно-спасательных подразделений в режиме реального времени, непрерывный контроль готовности подразделений к выполнению задач Формирование и ведение нормативно-справочной информации о потенциально-опасных объектах, ведение реестра зданий и сооружений Сбор, обработка, анализ и передача в дежурно- диспетчерские службы города информации о пожарах, происшествиях и действиях пожарных подразделений и служб Автоматическая высылка расчетов пожарных частей по команде Центра управления силами (ЦУС), документирование обстановки и времени выезда средствами системы видеонаблюдения








По получении приказа сервер ПЧ отдает команду исполнительному устройству, которое включает сигнал тревоги, информационное табло, светофоры, приводит в действие механизмы открывания ворот и шлагбаумов. Расчеты выезжают на место происшествия. Алгоритм автоматической высылки
























Формирование списка подразделений; формирование списка личного состава; формирование штатного расписания подразделений и дежурных смен; определение районов выезда подразделений; учет техники по штату и в наличии; учет материально-технического обеспечения (МТО); формирование графика технического обслуживания (ТО). Учет сил и средств



























Оперативный сбор, надежное и своевременное представление информации, обеспечение ее полноты, актуальности и необходимой конфиденциальности; прогноз источников ЧС и возможных рисков чрезвычайных ситуаций; всесторонняя информационная поддержка в ходе формирования и принятия управленческих решений по ЧС; оперативное доведение (с использованием различных телекоммуникационных сетей) необходимой управляющей информации и команд (сигналов) оповещения в интересах управления силами и средствами. Автоматизированная информационно-управляющая система «ЧС Москва»

























Модуль формирования отчетов Является составной частью всех автоматизированных систем, входящих в состав АС ЕДДС. Обеспечивает формирование отчетов: Оперативных (для оценки текущей обстановки) Сводных (по районам, типам ЧС и происшествий и т.д.) Аналитических (в разрезе выбранного типа данных); Сравнительных (сравнение текущих данных с определенным периодом прошлого года)



Единая система классификации и кодирования (ЕСКК) Поддержка работы специализированных программных модулей системы с использованием общероссийских классификаторов (ОКАТО, ОКВЭД, ОКОГУ, ОКОПФ, ОКПО, ОКФС, ОКСМ, ОКЕИ) и ведомственных классификаторов Ведение словарей и классификаторов: –добавление/редактирование записей словарей (классификаторов); –многоаспектный поиск записей; –импорт словаря (классификатора) или изменений к нему; –расчет статистических данных по словарю (классификатору); –проверка и восстановление целостности данных.


Архитектура системы работа системы в автономном режиме; подключение автономной системы к единой автоматизированной государственной системе «АИУС РЧС»; двунаправленная репликация данных между серверами различных уровней; контроль работы каналов связи с соседними серверами; оповещение пользователей о разрыве канала связи с соседними серверами и/или остановке передачи данных Возможности


Архитектура системы АС работает на серверах, образующих иерархическую структуру типа «дерево». В структуре может быть до трёх уровней. Например, для АС управления силами и средствами пожарных формирований «дерево» может содержать уровни: Городской. Городской. Содержит сервер Центра управления силами (ЦУС) и сервер резервного хранения данных (ЗПУ) Окружной. Включает серверы центральных пунктов пожарной связи (ЦППС) административных округов Низовой. Низовой. Включает серверы пожарных частей (ПЧ) Структура


Архитектура системы Средства межуровневого взаимодействия обеспечивают двунаправленную передачу данных между ЦУС и ЦППС, между ЦППС и ПЧ. Резервный сервер в каждый момент времени содержит копию базы данных сервера ЦУС. репликации На каждом узле работа с данными осуществляется локально. Временное пропадание каналов связи не критично для системы в целом. Синхронизация информации (передача данных) между узлами происходит в процессе сеансов репликации данных, инициируемых подчиненным узлом. Сеансы репликации инициируются: с заданной периодичностью; сразу после восстановления канала связи; при появлении в БД критически важной информации, например, сведений о возникновении чрезвычайной ситуации или происшествии Репликация данных 64 ЗАО «СТИНС КОМАН» , Москва, ул. Первомайская, д. 126 Телефон: (495) , Факс: (495) Спасибо за внимание!

Данные методические рекомендации имеют целью, оказание методической помощи руководителям органов местного самоуправления в вопросах создания в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа ЕДДС на штатной основе, организации оперативной службы и их материально – технического обеспечения.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие создание ЕДДС

Общие положения.

Алгоритм создания ЕДДС муниципального образования.

Приложение. Положение о единой дежурно – диспетчерской службе.

Приложение. Организационно – штатная структура.

Приложение. Должностные инструкции дежурному диспетчеру.

Приложение. Алгоритмы действий дежурного диспетчера.

Приложение к приложению №4 Форма 1, 2, 3, 4 ЧС.

Приложение. Информационные карточки.

Приложение. Типовое постановление о создании ЕДДС муниципального образования.

Приложение. Схема оснащения помещения ЕДДС муниципального образования

Приложение. Программа профессиональной подготовки дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС муниципального образования

Приложение. Организация оперативной – технической службы в ЕДДС муниципального образования

Приложение к приложению №9. Структура проведения инструктажа личного состава ЕДДС муниципального образования

постановлением Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (п.11 «Орган повседневного управления на муниципальном уровне – единые дежурно – диспетчерские службы муниципальных образований»).

Общие положения

Цель создания и задачи, единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований

Целью создания и развития ЕДДС является повышение оперативности реагирования на пожары, угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, информирования населения и организаций о фактах возникновения чрезвычайных ситуаций и принимаемых мерах, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств постоянной готовности и слаженности их совместных действий.

Единая дежурно – диспетчерская служба (далее по тексту ЕДДС) района, является органом повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС, одной из главных задач которой является прием-передача сигналов управления, оповещения руководящего состава и населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, а также координация действий дежурных и дежурно-диспетчерских служб при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера.

Несение дежурства ЕДДС является выполнением оперативных задач.

ЕДДС муниципальных образований решают следующие основные задачи:

прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных ситуациях, информации об угрозе возникновения ЧС, а также информации о пожарах;

анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до руководящего состава и дежурно - диспетчерских служб, в компетенцию которых входит реагирование на принятые сообщения;

сбор от взаимодействующих дежурных, дежурно-диспетчерских служб, организаций и учреждений межрегиональной системы мониторинга и прогнозирования ЧС информации о развитии чрезвычайной ситуации и доведение полученных сведений до взаимодействующих структур;

обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава взаимодействующих (подчиненных) сил и средств, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования звена ТП РСЧС;

инструкция диспетчера ЕДДС по мерам пожарной безопасности .

Для обеспечения нормальных условий жизни и быта дежурной смены во время несения дежурства в ЕДДС оборудуется место приготовления и приема пищи.

Для отдыха дежурной смены в ЕДДС оборудуется место отдыха.

Подбор и обучение персонала единых дежурно-диспетчерских служб

Количество диспетчеров ЕДДС рассчитывается исходя из четырехсменного графика работы персонала.

В связи с изменением порядка вызова оперативных служб и необходимостью организации информационного взаимодействия этих служб в рамках ЕДДС возникает задача повышения уровня квалификации персонала единых дежурно-диспетчерских служб и дежурно-диспетчерских служб объектов.

Для этого должно быть обеспечено проведение подготовки специалистов этих служб в образовательных учреждениях по программам профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования .

Такая подготовка достигается путем обучения на специализированных курсах в образовательных учреждениях:

для операторов, диспетчеров и начальников смены – в учебно-методическом центре по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций _____________ области.

Основное и практическое обучение должностных лиц ЕДДС следует осуществлять на базе оперативной дежурной смены ЦУКС по _____________ области.

Программа профессиональной подготовки дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС приведена в приложение №8.

Создание баз данных(информационно-справочных систем)

В целях организации информационного обеспечения деятельности должностных лиц ЕДДС и руководства муниципального образования формируется и постоянно поддерживается база данных.

Пошаговое создание баз данных:

закрепление ответственных за разработку баз данных (ведущий специалист по делам ГО и ЧС муниципального образования, начальник пожарного гарнизона);

проведение анализа угроз техногенного и природного характера на территории муниципального образования;

разработка структуры баз данных;

формирование паспорта безопасности территории, паспортов безопасности потенциально-опасных объектов;

организация еженедельного контроля;

обучение работе с базой данных диспетчеров.

Организация межведомственного взаимодействия на уровне муниципального образования:

1. Анализ потоков информации в различных режимах функционирования городского (районного) звена ТП РСЧС.

2. Заключение соглашений с взаимодействующими структурами по информационному обмену по линии дежурно-диспетчерских служб.

3. Создание прямых каналов связи с ДДС взаимодействующих структур.

Положение

о Единой дежурно-диспетчерской службе

____________________________________

(муниципальное образование)

1. Основные положения

1.1. Настоящее положение определяет основные задачи, состав и порядок функционирования ЕДДС муниципального образования (далее по тексту – ЕДДС). Положение разработано на основании федерального и областного законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.7.01­99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба города. Основные положения».

1.2. ЕДДС является органом повседневного управления городского (районного) звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта РФ.

1.3. ЕДДС предназначена для:

координации действий дежурных и диспетчерских служб района (города), в первую очередь имеющих силы и средства постоянной готовности к реагированию на возникающие ЧС: экстренного вызова «01», «02», «03», «04»; топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства (далее – ТЭК и ЖКХ); потенциально опасных объектов (далее – ПОО).

1.4. ЕДДС города (района) создается на штатной основе, при администрации муниципального образования за счет введения дополнительных штатных единиц с местом размещения по адресу ________________________________.

1.5. Создание и функционирование ЕДДС не отменяет существующего порядка приема сообщений ДДС от населения о происшествиях по телефонам «02», «03», «04» и др.

1.6. Непосредственное руководство деятельностью ЕДДС осуществляет начальник отдела (ведущий, главный специалист) по делам ГОЧС муниципального образования.

1.7. ЕДДС является вышестоящим органом для всех ДДС муниципального образования по вопросам сбора, обработки и обмена информацией по предупреждению и ликвидации ЧС и их совместных действий.

1.8. В своей деятельности ЕДДС руководствуется законами Российской Федерации , указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами губернатора и Администрации субъекта РФ, Главы и Администрации муниципального образования, решениями комиссии по

предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее по тексту – КЧС и ПБ), а также настоящим Положением.

2. Основные задачи ЕДДС муниципального образования

2.1. Прием от населения и организаций, а так же от других источников сообщений о любых происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС природного, техногенного или биолого-социального характера.

2.2. Проверка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение.

2.3. Сбор от взаимодействующих ДДС объектов и доведение до них информации об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС.

2.4. Обработка данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава взаимодействующих ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в повышенные режимы функционирования городского (районного) звена ТП РСЧС.

2.5. Оперативное управление силами и средствами постоянной готовности, постановка и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий и других ЧС, принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий).

2.6. Обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мерах по ликвидации чрезвычайной ситуации, уточнение и корректировка (по обстановке) заранее разработанных и согласованных с взаимодействующими ДДС вариантов решений по ликвидации ЧС.

3. Основные функции ЕДДС города (района)

3.1. Обеспечивает круглосуточный прием сообщений о любых происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС природного, техногенного или биолого-социального характера.

3.2. Информирует взаимодействующие ДДС, привлекаемые к ликвидации ЧС силы постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах.

3.3. Доводит задачи, поставленные вышестоящими органами управления территориальной подсистемы РСЧС, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, осуществляет контроль за их выполнением и организует взаимодействие.

3.4. Обобщает информацию о ЧС и ходе работ по их ликвидации.

3.5. Обеспечивает представление докладов (донесений) вышестоящим органам управления по подчиненности об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов).

3.6. Осуществляет оперативно-диспетчерскую связь с подразделениями, участвующими в проведении аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работах.

3.7. Обеспечивает устойчивое оперативное управление силами и средствами во всех режимах функционирования ЕДДС.

3.8. Обеспечивает взаимодействие с органами управления ДДС города;

3.9. Представляет информацию об угрозе возникновения и факте ЧС начальнику отдела (ведущему, главному специалисту) по делам ГОЧС города (района) и старшему оперативной дежурной смены ГУ ЦУКС МЧС России по _________ области в соответствии с критериями информации о ЧС.

3.10. Осуществляет наращивание сил и средств ЕДДС муниципального образования при переводе ее в повышенные режимы функционирования.

3.11. Участвует в учениях и тренировках по обеспечению взаимодействия ЕДДС, ДДС муниципального образования.

3.12. Осуществляет контроль за своевременным направление подразделений на проведение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

3.13. Обеспечивает соблюдение режима секретности при использовании средств автоматизации.

3.14. Обеспечивает поддержание систем связи в готовности к приему и передаче команд (сигналов) и информации оповещения.

3.15. Организует оповещение должностных лиц КЧС и ПБ администрации муниципального образования.

4. Режимы функционирования ЕДДС

4.1. В режиме «Повседневная деятельность» ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство в готовности к приему информации об угрозе или возникновении ЧС.

Прием от населения, организаций и ДДС сообщений о любых происшествиях, несущих информацию об угрозе или возникновении ЧС, их регистрацию и сортировку по принадлежности ДДС и уровням ответственности;

Обобщение информации о происшествиях за текущие сутки и представление соответствующих докладов по подчиненности (КЧС и ПБ города);

Поддержание в готовности к применению программно-технических средств автоматизации и связи;

Осуществление контроля за готовностью ДДС в зоне ответственности, оперативное информирование их диспетчерских смен об обстановке и ее изменениях;

Внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных , а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию на ЧС;

Учебные и тренировочные занятия с личным составом дежурных смен с целью отработки их действий при переводе ЕДДС в режимы «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ» и «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ», а также выполнения обязанностей в условиях угрозы и возникновения ЧС.

ДДС действуют в соответствии со своими ведомственными инструкциями и представляют в ЕДДС муниципального образования обобщенную статистическую информацию о происшествиях, ЧС и предпосылкам к ним за прошедшие сутки.

4.2. В режим «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ» ЕДДС и привлекаемые ДДС переводятся по решению КСЧ и ПБ администрации муниципального образования при получении информации об угрозе ЧС.

В этом режиме ЕДДС обеспечивает:

Заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения ЧС;

Оповещение должностных лиц КЧС и ПБ администрации муниципального образования, ЕДДС и ДДС;

Получение и обобщение данных наблюдения и контроля за обстановкой в городе, на потенциально опасных объектах, а также за состоянием окружающей среды;

Корректировку алгоритмов действий ЕДДС при реагировании на угрозу возникновения вероятной ЧС и уточнение порядка взаимодействия с другими ДДС;

Координацию действий ДДС, контроль за принятием экстренных мер силами постоянной готовности организаций и ведомств по предотвращению ЧС или смягчению ее последствий.

В этом режиме ДДС действуют в соответствии с Положением о районом (городском) звене ТП РСЧС, Положением о ЕДДС и ведомственными инструкциями.

4.3. В режим «Чрезвычайная ситуация» ЕДДС и привлекаемые ДДС переводятся при получении информации о ЧС и по решению КЧС и ПБ администрации муниципального образования.

В этом режиме ЕДДС выполняет задачи:

Координацию действий ДДС, контроль за привлечением сил и средств (районного) городского звена ТП РСЧС при проведении работ по защите населения и территории от ЧС;

Контроль за выдвижением и отслеживание передвижения оперативных групп в районе ЧС;

Оповещение и передачу оперативной информации между органами управления при организации ликвидации ЧС и в ходе аварийно-спасательных работ, мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики и первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

Своевременное информирование КЧС и ПБ города (района) о складывающейся обстановке и опасностях в районе ЧС.

В режимах «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ» и «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ» информационное взаимодействие между ДДС осуществляется непосредственно через ЕДДС. Информация, поступающая в ЕДДС, доводится до взаимодействующих ДДС.

4.4. Информация, поступающая в ЕДДС о ЧС, обрабатывается и передается в КЧС и ПБ администрации муниципального образования для принятия мер и подготовки решения.

4.5. Функционирование ЕДДС в военное время осуществляется в соответствии с положениями о гражданской обороне муниципального образования, инструкциями дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС по действиям в условиях особого периода в соответствии с планами гражданской обороны муниципального образования.

5. Состав ЕДДС муниципального образования

5.1. ЕДДС включает в себя пункт управления, дежурно-диспетчерский персонал и комплекс средств автоматизации и связи. В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС предусматриваются дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства.

5.2. Порядок несения и смены дежурства определяется Инструкцией дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС.

Дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС имеет право самостоятельно принимать решения по защите населения и территории (в рамках своих полномочий) и отдавать соответствующие распоряжения (указания) взаимодействующим дежурно-диспетчерским службам.

5.3. Комплекс средств автоматизации и связи ЕДДС предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения персоналом ЕДДС следующих управленческих функций:

сбор и передача данных об угрозе и факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств;

организация связи при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

подготовка информации о ЧС;

оценка и контроль сложившейся обстановки на основе сопоставления информации, поступающей из различных источников;

накопление социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных по району, силах и средствах постоянной готовности, потенциально опасных объектах, возможных и планируемых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;

представление требуемых данных вышестоящим, подчиненным и взаимодействующим органам управления.

5.4. Для приема и передачи экстренных сообщений о пожарах и ЧС на территории города и района предусматривается использование единого телефонного номера – _____________________ (он же факс).

Примерная схема организационно-штатной структуры ЕДДС

муниципального образования*

* Организационно-штатная структура ЕДДС и количество сотрудников зависит от численности населения, количества потенциально-опасных и социально-значимых объектов, а так же количества возможных рисков и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях на территории муниципального образования.

УТВЕРЖДАЮ

Глава ___________________

_____________________

от «___» __________ 2010 г.

ИНСТРУКЦИЯ

дежурному диспетчеру ЕДДС _______________________

I. Общие положения

Единая дежурно-диспетчерская служба ____________________________ является органом повседневного управления, обеспечивающим постоянную оперативную готовность органов исполнительной власти муниципального образования, взаимодействующих служб, имеющих силы постоянной готовности к реагированию на пожары, угрозу или возникновение ЧС, эффективное взаимодействие привлекаемых сил и средств при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций.

ЕДДС ________________ предназначена для приема (передачи) сигналов управления, приема информации от населения, взаимодействующих ДДС, оповещения руководящего состава, информирования населения, обеспечения пожарной безопасности и координации действий дежурных и диспетчерских служб при угрозе или возникновении ЧС.

ЕДДС _________________ является вышестоящим органом для всех дежурных и диспетчерских служб _________________ по вопросам сбора, обработки и обмена информации о пожарах и ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ЕДДС.

I . Основные задачи ЕДДС:

прием от населения, организаций и взаимодействующих ДДС сообщений о пожарах, угрозе или возникновении ЧС;

анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до дежурных и диспетчерских служб (ДДС), в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;

сбор от дежурных служб контроля и наблюдения за окружающей средой (системы мониторинга и прогнозирования ЧС) и распространение между ЕДДС района полученной информации о пожарах, угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС;

обработка и анализ данных о пожарах и ЧС, определение их масштабов и

уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на пожары и ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования;

обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мерах по ликвидации пожаров и ЧС, подготовка и коррекция заранее разработанных и согласованных с районными службами вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС, принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);

информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации пожаров и ЧС, подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

представление докладов (донесений) о пожарах, угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации пожаров и ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов) вышестоящим органам управления по подчиненности;

доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;

обобщение информации о происшедших пожарах и ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.

Главная задача дежурного диспетчера ЕДДС - своевременная оценка полученной информации о пожарах, угрозе или возникновении ЧС, оповещение дежурных и диспетчерских служб муниципального образования (имеющих силы и средства постоянной готовности), предназначенных для ликвидации пожаров, последствий ЧС и немедленный доклад о складывающейся обстановке главе администрации, председателю КЧС и ПБ муниципального образования, на ЦУКС __________ области.

1.2. Дежурный диспетчер ЕДДС при несении дежурства руководствуется Положением о ЕДДС, обязанностями, определенными настоящей инструкцией, инструкцией и схемой о порядке сбора и представления информации о ЧС и несет персональную ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования.

Дежурный диспетчер ЕДДС в рамках своих полномочий имеет право самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с руководством муниципального образования и взаимодействующих служб.

Дежурный диспетчер ЕДДС подчиняется начальнику ЕДДС, а по вопросам организации и несения дежурства – начальнику смены ЕДДС, в оперативном отношении старшему оперативной дежурной смены ЦУКС _________ области.

При решении задач повседневной деятельности подчиняется главе администрации и его заместителям.

1.3. Дежурный диспетчер ЕДДС отвечает за:

своевременный прием и доведение сигналов (распоряжений);

немедленное реагирование на любую информацию о пожарах, угрозе или возникновении ЧС, поступившей от любого информационного источника (дежурные службы, организации, учреждения, предприятия и граждане);

своевременный сбор данных об обстановке, обобщение полученной информации и доклад начальнику смены ЕДДС;

осуществление координации действий дежурно-диспетчерских служб экстренного реагирования, полноту их информирования об обстановке, обеспечение информационно-технического сопряжения служб, привлекаемых к ликвидации пожаров и ЧС, друг с другом;

своевременное оповещение и принятие необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей;

исправное состояние электронно-вычислительной техники, средств оповещения и связи;

подготовку и своевременное представление форм донесений о пожарах, ЧС и докладов об обстановке в зонах возможных или возникших ЧС.

II . Обязанности дежурного диспетчера ЕДДС.

2.1. Дежурный диспетчер ЕДДС обязан:

при приеме дежурства проверить наличие служебной документации;

уточнить местонахождение, порядок оповещения и связи с руководством муниципального образования;

изучить обстановку за предыдущие сутки на территории муниципального образования, состояние дел по возникшим ЧС и принятым мерам по их ликвидации;

уточнить состав сил и средств служб экстренного реагирования, привлекаемых на ликвидацию пожаров и ЧС;