Информация ограниченного распространения. Порядок обращения со служебной информацией

Общие положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти утверждены Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233.

Положения определяют общий порядок обращения с документами и другими материальными носителями информации (далее - документами), содержащими служебную информацию ограниченного распространения, в федеральных органах исполнительной власти, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях (далее - организациях).

Положения не распространяется на порядок обращения с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну.

К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью.

Не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения:

Акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

Сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;

Описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;

Решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;

Сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;

Документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования». Руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции определяет:

Порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям;

Порядок снятия пометки "Для служебного пользования" с носителей информации ограниченного распространения;

Организацию защиты служебной информации ограниченного распространения.

Должностные лица, принявшие решение об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения, несут персональную ответственность за обоснованность принятого решения и за соблюдение ограничений, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения.

Служебная информация ограниченного распространения без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению).

За разглашение служебной информации ограниченного распространения, а также нарушение порядка обращения с документами, содержащими такую информацию, государственный служащий (работник организации) может быть привлечен к дисциплинарной или иной предусмотренной законодательством ответственности.

В случае ликвидации федерального органа исполнительной власти (организации) решение о дальнейшем использовании служебной информации ограниченного распространения принимает ликвидационная комиссия.

Порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах разработан в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны незамедлительно представлять информацию об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации или их уполномоченные структурные подразделения по средствам электронной или факсимильной либо телефонной связи по адресам (номерам телефонов), указанных на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов.

Информирование об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками посредством имеющихся средств связи осуществляется по месту фактического нахождения ОТИ, месту регистрации и фактического нахождения ТС.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики при информировании об угрозах совершения и о совершении АНВ на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах государственных органов используют телефонные и радиосредства связи, в случае их отсутствия используют электронные и/или факсимильные средства связи.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики представляют информацию об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС применительно к конкретным видам транспорта.

При отсутствии полной информации об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС, подлежащей представлению, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики незамедлительно представляют информацию в государственные органы, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, и дополняют ее по мере поступления данных.

При получении анонимной информации об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики представляют информацию в государственные органы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка.

При представлении информации об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС в государственные органы, по средствам телефонной или радиосвязи, в первую очередь называется фамилия, имя и отчество лица, передающего сообщение об угрозах совершения и о АНВ на ОТИ и ТС, занимаемая им должность на ОТИ (ТС), в субъекте транспортной инфраструктуры или перевозчике, их наименование.

Лицо, передавшее сообщение, фиксирует фамилии, имена, отчества, занимаемые должности лиц государственных органов, принявших сообщение об угрозах совершения и о АНВ на ОТИ и ТС, указывает дату и время ее передачи и удостоверяет своей подписью.

При представлении информации об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС по средствам электронной связи в электронном виде, информация подписывается электронно-цифровой подписью лица, заполнившего соответствующее приложение к настоящему Порядку (при ее наличии).

При представлении информации об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС по средствам факсимильной связи лицо, заполнившее соответствующее приложение к настоящему Порядку на бумажном носителе, удостоверяет его своей подписью.

При заполнении соответствующего приложения на бумажном носителе рукописным способом запись производится на русском языке разборчивым почерком или печатными буквами чернилами синего либо черного цвета. Помарки, подчистки и исправления не допускаются.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики фиксируют факт передачи, дату и время передачи информации об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС государственным органам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, по средствам электронной, факсимильной связи в соответствии с их программными и техническими средствами.

При передаче информации об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС государственным органам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, по средствам телефонной и радиосвязи лицо, передавшее информацию, фиксирует факт ее передачи, дату и время посредством аудио- и/или видеосредств.

Срок хранения носителей информации об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС, подтверждающих факт передачи информации, дату и время, а также заполненное соответствующее приложение (приложения) к настоящему Порядку составляет не менее одного месяца.

Представляемая информация об угрозе совершения и о совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта включает в себя следующие данные:

1. Дата предоставления информации: Число Месяц Год.

3. Место получения информации об угрозе совершения/совершении АНВ (субъект Российской Федерации, индекс, край, область, город, район, улица, дом).

4. Дата получения информации: Число Месяц Год.

5. Время получения информации: Часы Минуты UTC мск местное.

8. Наименование собственника или арендатора ОТИ.

9. Адрес местонахождения ОТИ (субъект Российской Федерации, индекс, край, область, город, район, улица, дом).

10. Количество пассажиров, пользователей, посетителей на ОТИ (если есть).

11. Количество персонала на ОТИ.

12. Количество ТС на ОТИ.

13. Тип, модели ТС на ОТИ.

14. Тип, количество груза/багажа, производственных запасов на ОТИ:

15. Количество ТС по типу на ОТИ: локомотив. Пассажирские вагоны, грузовые вагоны, путевая техника (прочее).

16. Другие данные.

Представляемые сведения при получении анонимной информации об угрозе совершения АНВ в деятельность ОТИ железнодорожного транспорта:

1.Дата предоставления информации: Число Месяц Год.

2. Время предоставления информации: Часы Минуты UTC мск местное.

3. Кто принял информацию: Фамилия Имя Отчество

4. Номер телефона (электронный адрес), принадлежность, место нахождения

средства связи, в адрес которого поступила информация: Номер телефона, электронный адрес, принадлежность, местонахождение средств связи).

5. Откуда получена информация: Номер телефона, электронный адрес, прочее.

7. Наличие фонограммы (текста).

8. При получении речевой информации:

8.3. Речь: быстрая, медленная, отчетливая, искаженная, с заиканием, невнятная, прочее.

8.4. Акцент (выговор): отсутствует, иностранный, диалектный.

8.5. Манера изложения: спокойная, раздраженная, рассудительная, безрассудная, шутливая, непоследовательная, продуманная, эмоциональная, серьезная, прочее.

8.6. Языковой стиль: изысканный, хороший, посредственный, прочее.

8.7. Характер шумов на заднем фоне: уличное движение, оргтехника в офисе, заводской шум, транспорт, музыка, животные, голоса, смешанные шумы, строительный шум, прочее.

Заключение

Перед человеком и обществом в XXI в. все более отчетливо вырисовывается новая цель - глобальная безопасность. Достижение этой цели требует изменения мировоззрения человека, системы ценностей, индивидуальной и общественной культуры. Необходимы новые постулаты в сохранении цивилизации, обеспечении ее устойчивого развития, принципиально новые подходы в достижении комплексной безопасности. При этом весьма важным является то, что в обеспечении безопасности не должно быть доминирующих проблем, так как их последовательное решение не может привести к успеху. Решать проблемы безопасности можно только комплексно.

Изучив материалы лекции «Информационное обеспечение в области транспортной безопасности », проверьте свои знания, ответив на вопросы и выполнив указанные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

Законспектировать : определения, понятия, сокращения и термины.

Быть в готовности: устно и письменно ответить на вопросы:

1. Дайте определение понятиям «информационное обеспечение», «информационная безопасность» и «информационная система».
2. Перечислите сведения и документы, которые не относятся к служебной информации ограниченного распространения.
3. Перечислите основные задачи обеспечения информационной безопасности.
4. Перечислите основные мероприятия, обеспечивающие информационную безопасность.
5. Назовите компоненты информационного обеспечения работы компетентных органов в области транспортной безопасности.
6. Назовите цель и структуру Единой государственной информационной системы.
7. Раскройте порядок информирования об АНВ.
8. Перечислите сведения, которые необходимо зафиксировать при получении информации об АНВ.
9. Назовите компоненты информационного обеспечения.
10. Назовите объекты автоматизации ЕГИС ОТБ.

ВВЕДЕНИЕ.

«Делопроизводство, документационное обеспечение управления: отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с документами».

1. Введение.

2. Гриф ограничения доступа.

3. Работа с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения;

4. Понятия «конфиденциально» и «для служебного пользования»;

5. Конфиденциальный документ;

5.1. Коммерческая тайна;

5.2. Технология документирования конфиденциальной информации.

6. Заключение.

7. Список литературы.

8. Приложение.

Гриф ограничения доступа. Данный реквизит свидетельствует о конфиденциальности информации, содержащейся в документе, и наличии ограничения доступа и ознакомления с ней. Он проставляется на самом документе и/или на сопроводительной документации к нему.

Реквизит располагается на правом верхнем углу документа на расстоянии 100 мм от границы левого поля.

При определении степени конфиденциальности документов следует руководствоваться Положением о коммерческой тайне.

Гриф ограничения доступа проставляется не только на самом документа, но и на всех его частях, способных выступать в качестве самостоятельной единицы при работе с данным документом в процессе решения того или иного вопроса, например на приложении к документу.

Одновременно с наименованием гриф ограничения доступа должен содержать указание на номер экземпляра данного документа, например:

    Секретные документы;

    Государственные документы;

    Документы, содержащие конфиденциальную информацию;

    Внутриорганизационные документы.

Работа с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения.

Работа с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, осуществляется в том же порядке, как и с документами без грифа.

Необходимость в ограничении распространения конкретного документа определяет разработчик документа, руководитель структурного подразделения, заместитель руководителя или руководитель.

Эти должностные лица несут персональную ответственность за обоснованность принятого решения и за соблюдение ограничений.

Приём и учёт (регистрация) документов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, осуществляется так же, как с остальными документами. При этом к регистрационному номеру документа добавляется пометка «Для служебного пользования».

Передача таких документов сотрудникам структурных подразделений осуществляется под запись.

Документы «Для служебного пользования» не могут передаваться по незащищённым каналам компьютерно-модемной связи.

Печатание проектов и копирование документов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, осуществляется в организации с разрешения руководителя подразделений.

Отправка документов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, осуществляется канцелярией или секретарём организации. При необходимости направления таких документов нескольким адресатам составляется указатель рассылки, в котором около каждого адреса проставляется соответствующий номер экземпляра отправляемого документа. Указатель рассылки подписывается исполнителем и руководителем подразделения, подготовившим документ.

Исполненные документы с грифом «Для служебного пользования» формируются в дела в соответствии с номенклатурой дел организации. При этом на обложке дела, в которое помещены такие документы, так же проставляется гриф «Для служебного пользования». Документы «Для служебного пользования» группируются в дела отдельно.

Понятия «конфиденциально» и «для служебного пользования»

Обращение к вопросу влияния отдельных понятий на организацию и проведение работ по документационному обеспечению управления на примере процессов документирования конфиденциальной информации вызвано следующими обстоятельствами.
Смена общественно-экономической формации в стране, появление наряду с государственной частной формы собственности и ряд других факторов привели к необходимости пересмотра отдельных действовавших норм, созданию новых законов, других правовых актов, в том числе в той или иной мере связанных с вопросами защиты информации.

Отчасти состояние нормотворчества по ведению конфиденциального делопроизводства в организациях напоминает историю вопроса 20–40-х гг. прошлого столетия: сам себе норму устанавливаю, сам ее соблюдаю. Мы говорим так потому, что сегодня нет каких-либо государственных инструкций по ведению делопроизводства с документами, содержащими коммерческую или служебную тайну; методик составления перечней сведений, составляющих эти тайны; государственных органов, которые вели бы это направление. Также отсутствует четко сформулированный понятийный аппарат. Поэтому учреждения, предприятия, работающие с конфиденциальной информацией и организующие ее защиту, ориентируются на рекомендации, изложенные в учебной литературе. В связи с этим представляется небезынтересным провести анализ литературы, высказать отдельные предложения, связанные с теоретическими и практическими вопросами конфиденциального делопроизводства.

В русском языке общепринято, что слово «конфиденциальный» означает «не подлежащий оглашению, секретный».

Ни в одном федеральном законе, связанном с защитой информации, не оговаривается, что секретная информация не является конфиденциальной. Законодательно закреплено деление всего документного (информационного) массива страны на общедоступные документы и документы ограниченного доступа. Документы ограниченного доступа содержат сведения, составляющие государственную, коммерческую, служебную и иную тайну. Выделение секретного делопроизводства как самостоятельного направления вызвано его спецификой.

В то же время предлагаемое в работах определение: «Под конфиденциальной информацией понимается документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством» – носит более широкий характер. С учетом свободного толкования понятий появилось любопытное определение документа: «Под конфиденциальным (закрытым, защищаемым) документом, т. е. документом, к которому ограничен доступ персонала, понимается в современном делопроизводстве необходимым образом оформленный носитель ценной документированной информации, составляющий интеллектуальную собственность предпринимателя (фирмы)». Близкие по сути определения термина «конфиденциальный документ» предлагают У. Р. Лукьянчук и Ю. М. Данилов. С точки зрения защиты информации непонятно, почему к конфиденциальному документу ограничивается доступ лишь персонала; что понимать под «необходимым образом оформленным носителем…»; почему конфиденциальная информация обязательно должна содержать «интеллектуальную собственность».

Открытый документ также может содержать в себе результаты интеллектуальной деятельности. Более того, выделение «интеллектуальной собственности» как мерила конфиденциальности является, на наш взгляд, попыткой привести в соответствие с четвертой частью Гражданского кодекса РФ существующий понятийный аппарат.

К коммерческой тайне относятся «сведения… любого характера, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности».

С учетом определения понятий «конфиденциальная информация», «конфиденциальный документ» в работах дается трактовка конфиденциального делопроизводства как «деятельности, обеспечивающей документирование конфиденциальной информации; организацию работы с конфиденциальными документами и защиту содержащейся в них информации».

Конфиденциальное делопроизводство не участвует в документировании научной, проектной, конструкторской и некоторых других видов деятельности, обеспечивающихся соответствующими нормативными документами.

В то же время открытое делопроизводство распространяется в части документирования не только на управленческую, но и на отдельные специальные системы документации. В открытом делопроизводстве не учитываются черновики и проекты документов, но никто не запрещает это делать.

Главная задача служб конфиденциального делопроизводства – защита документированной информации от разглашения, утраты, хищения и т. п., которую конфиденциальное делопроизводство не обеспечивает в полной мере, а лишь участвует в решении этой задачи.

Для специалистов в области открытого делопроизводства главным представляется регистрация документов в целях обеспечения их количественного учета, сохранности и устранения возможности их утраты.

Если следовать рекомендациям авторов отдельных пособий, секретарь-референт одни документы должен регистрировать, а другие – учитывать, составлять несколько номенклатур, формировать в разные дела документы по одному вопросу. Такая схема не всегда применима на практике.

Непроработанность содержания понятий «конфиденциальная информация», «конфиденциальный документ», «конфиденциальное делопроизводство» и определение его как самостоятельного, отличного от открытого делопроизводства направления влияет на сферу их распространения и, что особенно важно, на разработку технологических процедур.

В связи с этим, по нашему мнению, под конфиденциальной документированной информацией, конфиденциальным документом следует понимать обобщающее понятие зафиксированной на материальном носителе информации, содержащей коммерческую или служебную тайну, с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать и обеспечивать защиту, доступ к которой ограничивается федеральными законами, а также ее обладателем.

    Данное определение позволяет:
    – связать его с ГОСТом «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»;
    – определить сферу его распространения (относится к коммерческой и служебной тайнам);
    – выделить из понятия «информация» только документированную информацию;
    – пояснить, что доступ к информации может быть ограничен не только законодательно, но и обладателем информации.

Такое определение конкретизирует место конфиденциального делопроизводства, не выводит его из понятийного аппарата открытого делопроизводства. Технологии открытого делопроизводства в основном идентичны технологиям конфиденциального делопроизводства, за исключением дополнительных технологий и мероприятий, направленных на защиту информации.

Реферат >>

... документов ограниченного доступа. 1. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА 1.1. Виды конфиденциальной информации : государственная, банковская, налоговая и служебная тайны Некоторые документы ограниченного ...

  • Регламентация состава конфиденциальных документов

    Реферат >> Промышленность, производство

    ... документов , содержащих конфиденциальную информацию . Наиболее удобным при оформлении докумен­тов ограниченного распространения ... элементами защиты информации . В акте, регламентирующем работу с до­кументами , содержащими конфиденциаль­ную информацию , должен...

  • Характеристика организационных и технических мер инженерно технической защиты информации в государственных

    Курсовая работа >> Менеджмент

    ... документы , содержащие информацию ... служебную информацию ограниченного распространения , именуемую в чиновничьем обиходе информацией для служебного пользования, т. е. информацией , отнесенной к служебной тайне, а также документы ... работы с документами ограниченного ...

  • Игорь Агурьянов

    Очередной набросок документа из папки "нужно разобрать":
    name="more">

    1. Общие положения

    Настоящее Положение разработано с целью защиты интересов <организация> и его клиентов на случай раскрытия (передачи) информации, которая не предназначена для широкого распространения, а также соблюдения надлежащих правил обращения с конфиденциальной информацией.

    Настоящее положение предназначено для использования всеми сотрудниками <организация> и регулирует правила работы с конфиденциальной информацией.

    Сотрудники <организация>, доступ которых к конфиденциальной информации, необходим для выполнения ими своих служебных обязанностей, должны быть ознакомлены под роспись с настоящим Положением и предупреждены о возможной ответственности за его нарушение.

    К работе со сведениями, содержащими конфиденциальную информацию, допускаются сотрудники <организация> заключившие трудовой договор, содержащий соответствующее «Соглашение о конфиденциальности и не разглашении информации».

    Отнесение сведений к категории конфиденциальной информации осуществляется в соответствии с «Перечнем сведений, составляющих конфиденциальную информацию <организация> .

    2. Порядок обращения с документами

    Конфиденциальная информация фиксируется на бумажных (документы, издания и т.п.), магнитных (дискеты, CD , flash ) и других носителях (Далее - Документы). Все Документы, содержащие конфиденциальную информацию подлежат обязательному учету. Таким Документам присваивается одна из пометок ограничения распространения «конфиденциально (К) », «строго конфиденциально (СК) » или «для служебного пользования (ДСП) ».

    Создание, обработка, пересылка, хранение и уничтожение конфиденциальных документов на технических средствах обработки информации разрешается только при наличии установленных на них специальных средств защиты.

    2.1. Оформление документов

    Необходимость проставления пометки ограничения на документах, содержащих конфиденциальные сведения, определяется исполнителем документа на стадии подготовки документа. Подтверждение соответствия грифа на документах производится руководителем подразделения или руководством <организация> , подписывающим или утверждающим документ.

    Указанная пометка ограничения проставляется:

      в правом верхнем углу первой страницы документа;

      на обложке или титульном листе;

      на первой странице в правом верхнем углу сопроводительного письма;

      к учетному номеру документа;

      в правом верхнем углу конверта пересылаемых документов;

      к индексу дела по номенклатуре дел.

    На магнитных носителях информации (CD – диск, флоппи диск) такая пометка проставляется в любом удобном месте на элементе конструкции носителя информации.

    Пометка ограничения распространения «ДСП», «К» или «СК» могут не проставляться на документах строгой отчетности, расчетно-денежных документах, договорах с клиентами, кредитных и иных досье клиентов. Руководитель структурного подразделения, где находятся эти документы, несет персональную ответственность за организацию работы с ними, за обеспечение доступа к ним сотрудников структурного подразделения согласно списку, а также лиц, имеющим разрешение на работу с этими документами.

    2.2. Учет документов

    Обработка входящей и исходящей корреспонденции, содержащей конфиденциальные сведения, а также учет внутренних Документов в <организация> осуществляет секретариат.

    Вся входящая конфиденциальная корреспонденция вскрывается сотрудниками секретариата.

    Работа с входящими конфиденциальными Документами включает следующие этапы:

      прием входящих Документов;

      регистрация;

      доклад руководству о полученных Документах;

      рассмотрение руководством и принятие решения;

      направление на исполнение;

      исполнение;

      помещения Документа в дело;

      дальнейшее использование;

      передача в архив;

      уничтожение.

    При получении проверяется:

      целостность их упаковки;

      количество листов;

      количество экземпляров;

      наличие приложений (если они указаны в сопроводительном письме).

    В случае обнаружения нарушения целостности конверта или отсутствия некоторых документов - составляется акт в двух экземплярах. Один экземпляр акта отправляется в адрес отправителя, а другой – хранится у сотрудника секретариата.

    Все Документы(поэкземплярно) должны быть зарегистрированы (учтены).

    Регистрация Документов заключается в присвоении учетного номера и проставлении его на документе с указанием даты регистрации. Учётный номер Документу присваивается сотрудником секретариата.

    После регистрации Документы передаются Руководству для принятия решения. Руководитель после рассмотрения Документа определяет исполнителя и дает указания по исполнению Документа. Эти указания оформляются на самом Документе в виде резолюции.

    С резолюцией руководителя конфиденциальный документ передается исполнителю.

    При приеме конфиденциального документа на электронном носителе проверяется наличие и подлинность электронной цифровой подписи (далее ЭЦП) корреспондента.

    При отсутствии ЭЦП на входящем конфиденциальном документе, уполномоченный сотрудник обязан проставить в нем свою ЭЦП для гарантии неизменности документа.

    При обнаружении недостачи вложения составляется акт, в котором перечисляются все вложения, оказавшиеся в наличии, а также недостающие, их тематика, наличие или отсутствие повреждений на конверте, другие необходимые, по мнению составителей акта, сведения, а для конфиденциальных документов в электронном виде – объем и тематика полученного документа, факт нарушения ЭЦП.

    По завершении работы над Документом на нем проставляется отметка о его исполнении и направлении в дело. После чего Документ сотрудником секретариата подшивается в дело.

    Решение о дальнейшем использовании конфиденциального Документа определяется его значением и практической ценностью. В зависимости от этого конфиденциальные Документы могут:

      использоваться в дальнейшем;

      передаваться в архив на хранение;

      уничтожаться.

    Работа с конфиденциальными исходящими Документами включает следующие этапы:

      согласование документа;

      подписание документа;

      регистрация документа;

      отправка документа.

    Проект исходящего конфиденциального Документа разрабатывается исполнителем документа и по необходимости согласовывается с другими сотрудниками <организация> После чего передается на подпись Председателю Правления <организация>. После подписания документа, он регистрируется сотрудником секретариата в журнале регистрации исходящих конфиденциальных документов. Рассылка конфиденциальных Документов осуществляется согласно подписанных руководством списков с указанием учетных номеров отправленных Документов.

    Конфиденциальная информация в электронном виде может приниматься и передаваться только с использованием защищенных каналов связи на рабочих местах, специально предназначенных для этих целей.

    Исходящие конфиденциальные Документы в электронном виде скрепляются ЭЦП исполнителя и помещаются в электронное сообщение.

    Порядок работы с конфиденциальными внутренними Документами.

    Работа с конфиденциальными внутренними Документами включает следующие этапы:

      разработка проекта документа;

      согласование;

      подписание документа;

      регистрация документа;

      направление на исполнение;

      исполнение;

      помещение документа в дело;

      принятие решения о дальнейшем использовании:

      дальнейшее использование;

      передача в архив;

      уничтожение.

    Отправка Документов, содержащих конфиденциальную информацию, средствами факсимильной связи допускается только после получения на это разрешения руководства <организация> .

    При передаче Документов между структурными подразделениями <организация> их регистрация не производится.

    2.3. Печатание и копирование документов

    Печать конфиденциальных Документов осуществляется исполнителями, либо лицами, имеющими право допуска к работе с конфиденциальной информацией. При печати Документов должна быть исключена возможность просмотра информации посторонними лицами. Посторонними лицами являются не только лица, не работающие в <организация>, но и лица, находящиеся в помещении, где происходит печать, у которых нет доступа к данной информации.

    Черновики и варианты Документов, уничтожаются лично исполнителем, который несет персональную ответственность за их уничтожение. Уничтожение осуществляется на стандартных бумагорезательных машинах, либо другими способами, исключающими возможность прочтения.

    Распечатки конфиденциальной информации следует сразу же забирать из принтера.

    Документы, поступившие из сторонних организаций, копируются с их согласия, если на документе есть пометка “Без права размножения”.

    Входящие Документы копируются (тиражируются) с обязательной отметкой в журнале регистрации о количестве размноженных экземпляров. В журнале также отмечается, кому направлен каждый экземпляр размноженного Документа. Каждый экземпляр передается исполнителю (согласно визе на документе).

    Копирование Документов, исполнителями которых является структурное подразделение <организация>, осуществляется в этом подразделении. Количество копий указанных Документов определяется исполнителем документа по визе руководителя структурного подразделения, подготовившего документ.

    Копирование Документов для сторонних организаций осуществляется по письменному запросу организации за подписью ее руководителя и с разрешения Руководства <организация> .

    Ответственность за несанкционированное копирование Документоввозлагается на руководителя структурного подразделения <организация> .

    2.4. Порядок комплектования документов в дела

    Исполненные конфиденциальные Документы подшиваются в дела (отдельно от несекретных документов). На обложке дела, в которое помещены Документы, проставляется ограничительная пометка.

    Делами, в которые подшиты Документы, могут пользоваться только сотрудники, которым это необходимо для выполнения своих функциональных обязанностей. На отдельном листе, хранящемся в деле, указывается список сотрудников, которым разрешено ознакомление с Документами, подшитыми в дело.

    2.5. Хранение документов

    Конфиденциальная информация хранится в <организация> в электронном виде (в т.ч. в компьютерных сетях, на магнитных носителях), а также в форме печатных документов.

    Средства обработки и хранения конфиденциальной информации должны быть расположены так, чтобы уменьшить возможность подглядывания.

    Запрещается оставлять на рабочем месте документы без присмотра.

    Документы, не используемые в данный момент, следует убирать в особенности при уходе из помещения.

    Конфиденциальные Документы в электронном виде должны храниться только на СВТ, оснащенных специальными средствами защиты.

    Хранение Документов и дел вне рабочее время осуществляется в надежно запираемых служебных помещениях <организация> .

    2.6. Снятие грифа ограниченного распространения

    Снятие грифа с конфиденциального Документа производится руководителем подразделения или руководством <организация>, подписавшим (утвердившим) документ при условии, что сведения, содержащиеся в нем, утратили конфиденциальность, а также при корректировке «Перечня сведений конфиденциальной информации <организация> ».

    Снятие грифа с информации, владельцем которой на договорных началах является сторонняя организация, разрешается только с ее письменного согласия.

    О снятии грифа делается отметка на самом Документе, в учетных экземплярах и в учетном журнале.

    2.7. Уничтожение документов

    Уничтожение Документов и дел осуществляется по акту путем их сжигания (измельчения) или иным путем, исключающим возможность восстановления текста.

    Уничтожение электронной документации производится путем ее стирания с использованием специальных средств.

    Акты на уничтожение регистрируются и комплектуются в отдельное дело.

    Запрещается конфиденциальные Документы просто выбрасывать в мусорное ведро.

    После уничтожения Документов в журналах регистрации делается отметка об уничтожении со ссылкой на соответствующий акт.

    2.8. Порядок отправки документов

    Оформленные и зарегистрированные Документы передаются на отправку.

    Отправляемые Документы должны быть упакованы в отдельные от другой документации конверты.

    К конвертам с Документами составляется опись вложения в двух экземплярах, один из которых вместе с Документами направляется получателю, другой - подшивается в дело.

    Доставка Документов в сторонние учреждения (предприятия, организации) осуществляется службами доставки (фельдсвязь, спецсвязь, заказными или ценными почтовыми отправлениями). При необходимости Документы с пометкой ограниченного распространения могут доставляться курьером по вопросам, содержание

    которых составляет конфиденциальную информацию, руководство <организация> назначает лицо, ответственное за проведение совещания.

    Лицо, ответственное за подготовку и проведение совещания, переговоров, на которых планируется использование конфиденциальных сведений, разрабатывает проект программы проведения совещания, переговоров, список участников и перечень вопросов, с которыми каждому участнику разрешено знакомиться.

    На совещание приглашаются лица, которые имеют непосредственное отношение к обсуждаемым на нем вопросам, и участие которых вызывается служебной необходимостью.

    Совещания проводятся в помещениях, где может быть обеспечена

    сохранность обсуждаемых вопросов. В необходимых случаях эти помещения могут быть обследованы соответствующими специалистами с целью обеспечения защиты от утечки информации по техническим каналам и при необходимости - обеспечены физической охраной.

  • Служебные совещания с участием работников сторонних организаций и переговоры с деловыми партнерами, на которых рассматриваются вопросы, связанные с конфиденциальными сведениями, проводятся с разрешения Председателя Правления.

    5. Ответственность

    5.1. Сотрудник, получивший конфиденциальный Документ, обязан принимать меры для обеспечения его сохранности и не разглашать содержащиеся в нем сведения в беседах с посторонними людьми, а также с сотрудниками <организация>, если этого не требуется для выполнения им своих служебных обязанностей.

    5.2. Разглашение сведений или утрата Документов конфиденциального характера является чрезвычайным происшествием и влечет за собой последствия, предусмотренные действующим законодательством РФ, а также договорными обязательствами между <организация> и принятым на работу сотрудником.

    5.3. Ответственность за разглашение таких сведений несет сотрудник, допустивший их разглашение или нарушивший порядок обращения с ними.

    ВВЕДЕНИЕ.

    «Делопроизводство, документационное обеспечение управления: отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с документами».

    1. Введение.

    2. Гриф ограничения доступа.

    3. Работа с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения;

    4. Понятия «конфиденциально» и «для служебного пользования»;

    5. Конфиденциальный документ;

    5.1. Коммерческая тайна;

    5.2. Технология документирования конфиденциальной информации.

    6. Заключение.

    7. Список литературы.

    8. Приложение.

    Гриф ограничения доступа. Данный реквизит свидетельствует о конфиденциальности информации, содержащейся в документе, и наличии ограничения доступа и ознакомления с ней. Он проставляется на самом документе и/или на сопроводительной документации к нему.

    Реквизит располагается на правом верхнем углу документа на расстоянии 100 мм от границы левого поля.

    При определении степени конфиденциальности документов следует руководствоваться Положением о коммерческой тайне.

    Гриф ограничения доступа проставляется не только на самом документа, но и на всех его частях, способных выступать в качестве самостоятельной единицы при работе с данным документом в процессе решения того или иного вопроса, например на приложении к документу.

    Одновременно с наименованием гриф ограничения доступа должен содержать указание на номер экземпляра данного документа, например:

    1. Секретные документы;

    2. Государственные документы;

    3. Документы, содержащие конфиденциальную информацию;

    4. Внутриорганизационные документы.

    Работа с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения.

    Работа с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, осуществляется в том же порядке, как и с документами без грифа.

    Необходимость в ограничении распространения конкретного документа определяет разработчик документа, руководитель структурного подразделения, заместитель руководителя или руководитель.

    Эти должностные лица несут персональную ответственность за обоснованность принятого решения и за соблюдение ограничений.

    Приём и учёт (регистрация) документов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, осуществляется так же, как с остальными документами. При этом к регистрационному номеру документа добавляется пометка «Для служебного пользования».

    Передача таких документов сотрудникам структурных подразделений осуществляется под запись.

    Документы «Для служебного пользования» не могут передаваться по незащищённым каналам компьютерно-модемной связи.

    Печатание проектов и копирование документов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, осуществляется в организации с разрешения руководителя подразделений.

    Отправка документов, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, осуществляется канцелярией или секретарём организации. При необходимости направления таких документов нескольким адресатам составляется указатель рассылки, в котором около каждого адреса проставляется соответствующий номер экземпляра отправляемого документа. Указатель рассылки подписывается исполнителем и руководителем подразделения, подготовившим документ.

    Исполненные документы с грифом «Для служебного пользования» формируются в дела в соответствии с номенклатурой дел организации. При этом на обложке дела, в которое помещены такие документы, так же проставляется гриф «Для служебного пользования». Документы «Для служебного пользования» группируются в дела отдельно.

    Понятия «конфиденциально» и «для служебного пользования»

    Обращение к вопросу влияния отдельных понятий на организацию и проведение работ по документационному обеспечению управления на примере процессов документирования конфиденциальной информации вызвано следующими обстоятельствами.
    Смена общественно-экономической формации в стране, появление наряду с государственной частной формы собственности и ряд других факторов привели к необходимости пересмотра отдельных действовавших норм, созданию новых законов, других правовых актов, в том числе в той или иной мере связанных с вопросами защиты информации.

    Отчасти состояние нормотворчества по ведению конфиденциального делопроизводства в организациях напоминает историю вопроса 20–40-х гг. прошлого столетия: сам себе норму устанавливаю, сам ее соблюдаю. Мы говорим так потому, что сегодня нет каких-либо государственных инструкций по ведению делопроизводства с документами, содержащими коммерческую или служебную тайну; методик составления перечней сведений, составляющих эти тайны; государственных органов, которые вели бы это направление. Также отсутствует четко сформулированный понятийный аппарат. Поэтому учреждения, предприятия, работающие с конфиденциальной информацией и организующие ее защиту, ориентируются на рекомендации, изложенные в учебной литературе. В связи с этим представляется небезынтересным провести анализ литературы, высказать отдельные предложения, связанные с теоретическими и практическими вопросами конфиденциального делопроизводства.

    В русском языке общепринято, что слово «конфиденциальный» означает «не подлежащий оглашению, секретный».

    Ни в одном федеральном законе, связанном с защитой информации, не оговаривается, что секретная информация не является конфиденциальной. Законодательно закреплено деление всего документного (информационного) массива страны на общедоступные документы и документы ограниченного доступа. Документы ограниченного доступа содержат сведения, составляющие государственную, коммерческую, служебную и иную тайну. Выделение секретного делопроизводства как самостоятельного направления вызвано его спецификой.

    В то же время предлагаемое в работах определение: «Под конфиденциальной информацией понимается документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством» – носит более широкий характер. С учетом свободного толкования понятий появилось любопытное определение документа: «Под конфиденциальным (закрытым, защищаемым) документом, т. е. документом, к которому ограничен доступ персонала, понимается в современном делопроизводстве необходимым образом оформленный носитель ценной документированной информации, составляющий интеллектуальную собственность предпринимателя (фирмы)». Близкие по сути определения термина «конфиденциальный документ» предлагают У. Р. Лукьянчук и Ю. М. Данилов. С точки зрения защиты информации непонятно, почему к конфиденциальному документу ограничивается доступ лишь персонала; что понимать под «необходимым образом оформленным носителем…»; почему конфиденциальная информация обязательно должна содержать «интеллектуальную собственность».

    Открытый документ также может содержать в себе результаты интеллектуальной деятельности. Более того, выделение «интеллектуальной собственности» как мерила конфиденциальности является, на наш взгляд, попыткой привести в соответствие с четвертой частью Гражданского кодекса РФ существующий понятийный аппарат.

    К коммерческой тайне относятся «сведения… любого характера, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности».

    С учетом определения понятий «конфиденциальная информация», «конфиденциальный документ» в работах дается трактовка конфиденциального делопроизводства как «деятельности, обеспечивающей документирование конфиденциальной информации; организацию работы с конфиденциальными документами и защиту содержащейся в них информации».

    Конфиденциальное делопроизводство не участвует в документировании научной, проектной, конструкторской и некоторых других видов деятельности, обеспечивающихся соответствующими нормативными документами.

    В то же время открытое делопроизводство распространяется в части документирования не только на управленческую, но и на отдельные специальные системы документации. В открытом делопроизводстве не учитываются черновики и проекты документов, но никто не запрещает это делать.

    Главная задача служб конфиденциального делопроизводства – защита документированной информации от разглашения, утраты, хищения и т. п., которую конфиденциальное делопроизводство не обеспечивает в полной мере, а лишь участвует в решении этой задачи.

    Для специалистов в области открытого делопроизводства главным представляется регистрация документов в целях обеспечения их количественного учета, сохранности и устранения возможности их утраты.

    Если следовать рекомендациям авторов отдельных пособий, секретарь-референт одни документы должен регистрировать, а другие – учитывать, составлять несколько номенклатур, формировать в разные дела документы по одному вопросу. Такая схема не всегда применима на практике.

    Непроработанность содержания понятий «конфиденциальная информация», «конфиденциальный документ», «конфиденциальное делопроизводство» и определение его как самостоятельного, отличного от открытого делопроизводства направления влияет на сферу их распространения и, что особенно важно, на разработку технологических процедур.

    В связи с этим, по нашему мнению, под конфиденциальной документированной информацией, конфиденциальным документом следует понимать обобщающее понятие зафиксированной на материальном носителе информации, содержащей коммерческую или служебную тайну, с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать и обеспечивать защиту, доступ к которой ограничивается федеральными законами, а также ее обладателем.

    Данное определение позволяет:
    – связать его с ГОСТом «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»;
    – определить сферу его распространения (относится к коммерческой и служебной тайнам);
    – выделить из понятия «информация» только документированную информацию;
    – пояснить, что доступ к информации может быть ограничен не только законодательно, но и обладателем информации.

    Такое определение конкретизирует место конфиденциального делопроизводства, не выводит его из понятийного аппарата открытого делопроизводства. Технологии открытого делопроизводства в основном идентичны технологиям конфиденциального делопроизводства, за исключением дополнительных технологий и мероприятий, направленных на защиту информации.

    В качестве критерия отнесения информации к различным видам тайны (служебной или коммерческой) выдвинули «различие субъектов, в собственность которых поступили сведения». Критерий можно понимать так: информация, собственником которой являются государственные органы и их учреждения, составляет служебную тайну, информация коммерческих структур – коммерческую тайну. Следует отметить, что сегодня в органах государственной власти, подведомственных им предприятиях образуются два вида служебной тайны: информация, поступившая как коммерческая тайна других субъектов и собственная служебная тайна. Кроме того, на государственных предприятиях создаются документы, содержащие сведения, составляющие коммерческую тайну. В коммерческих структурах кроме коммерчески ценной информации имеется информация, доступ к которой ограничен служебной необходимостью. Именно это нужно учитывать при разделении информации на служебную и коммерческую тайны.

    Документы с грифами «Для служебного пользования» и «Коммерческая тайна» при организации конкретных работ нельзя рассматривать как единый «конфиденциальный документ» и что отдельные понятия в публикациях требуют более точных определений.

    Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти такую форму не установило, но возложило на соответствующих руководителей в пределах их компетенции определять категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную тайну к разряду ограниченного распространения, что по понятным причинам предполагает необходимость разработки перечня сведений, составляющих служебную тайну.

    Главное при составлении перечней – определение содержания тех или иных сведений ограниченного доступа.

    В литературе для включения в перечень предлагаются различные сведения, которые могут составлять коммерческую тайну, что представляется излишним. Законодательство предоставило право обладателю информации определять наиболее ценные, значимые для него сведения. Важнейшей задачей на сегодняшний день является определение критериев отнесения сведений к коммерческой или служебной тайнам и разработка методики определения материального ущерба в случае использования информации третьими лицами.

    Остановимся на критериях ценности информации. В качестве базового критерия «возможность получения преимуществ от использования информации за счет неизвестности ее третьим лицам». Преимущество (выгоду) в бизнесе можно получить за счет использования более современного оборудования, технологий, закупки по ценам значительно ниже рыночной и продаже чуть выше рыночной. Информация может быть известна третьим лицам, но по различным причинам они не могут ею воспользоваться. Поэтому считать данный критерий, тем более, базовым не представляется целесообразным. Однако для оценки информации, содержащей служебную тайну, он вполне применим.

    В качестве базовых для любого вида тайны следует рассмотреть, принципы, сформулированные в Федеральном законе «О государственной тайне»: законность, обоснованность, своевременность.

    Под законностью понимается, что включаемые в перечни сведения не противоречат законодательству, другим правовым актам, запрещающим ограничивать доступ к тем или иным сведениям. Под обоснованностью – установление путем экспертной оценки целесообразности ограничения доступа. Под своевременностью – установление ограничения доступа на распространяемые сведения с момента их появления или заблаговременно. Для отнесения информации к коммерчески ценной заслуживает рассмотрения критерий «наличие действительной или потенциальной ценности». Этот критерий позволяет разделить информацию на более и менее ценную, что важно для установления режима коммерческой тайны.

    Для отнесения информации к служебной тайне можно применить критерий «возможность косвенного раскрытия коммерческой тайны, ее носителей и режима защиты» (например, адреса и телефоны сотрудников, пропускной режим и т. д.).

    Для того, чтобы экспертная комиссия учреждения решала обе указанные задачи, в Примерное положение о постоянно действующей экспертной комиссии учреждения, организации, предприятия в установленном порядке должны быть внесены соответствующие изменения, т. е. понятие «экспертная комиссия» получило бы иное содержание.

    Чем меньше грифов, тем больше порядка. Не следует запутывать работников служб делопроизводства, исполнителей различными грифами. Установить гриф – значит добавить его к учетному номеру документа, отразить в номенклатуре дел, в учетных формах и т. п.

    Для коммерческой организации вполне достаточно трех степеней: «Для служебного пользования», «Коммерческая тайна», «Коммерческая тайна ОВ» (особо выделенная). Представляется целесообразным сформулировать определение понятия «гриф ограничения доступа» к конфиденциальным документам как устанавливаемую законодательством, другими правовыми актами степень конфиденциальности сведений, определяющей тяжесть ущерба в случае их распространения, включающий наименование степени конфиденциальности и номер экземпляра документа.

    Меры защиты конфиденциальной информации в процессе создания документа должны предусматривать прежде всего защиту носителя и содержащейся в нем информации, а при необходимости – и средств документирования.

    Лейтмотив публикаций – черновики и проекты конфиденциальных документов перед выдачей исполнителю должны учитываться в соответствующих формах учета, а после подписания (утверждения) документа – уничтожаться с отметкой в формах учета. Отметки об уничтожении надо проставлять и в форме учета, а на обороте копии документа, остающейся в деле, делать запись об их уничтожении. При этом одни такой порядок работы относят к документам, содержащим коммерческую тайну, другие – к «конфиденциальным документам».

    Не надо смешивать в один условный «конфиденциальный документ» документы с грифами «Для служебного пользования» и «Коммерческая тайна».

    Согласно Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти черновики и варианты документов «Для служебного пользования» не учитываются, уничтожаются работником службы делопроизводства с отражением факта уничтожения в учетных формах. Такой же порядок работы с документами вполне применим и в коммерческих структурах. Безусловно, информация, связанная с созданием принципиально новых изделий, технологий и др., требует учета черновиков с максимальной степенью защиты, что должно быть отражено еще на стадии составления перечней.

    Мы отдаем себе отчет в том, что конфиденциальная информация в черновике присутствует, как и в том, что только трудозатраты на документирование с учетом черновиков увеличиваются на 20–25 %. Однако право выбора, учитывать или не учитывать черновики, – за обладателем информации.

    Давно известны организационные меры по защите информации при ее документировании:
    – организация внезапных проверок работы исполнителей с конфиденциальными документами;
    – выделение специально оборудованных помещений;
    – установка опечатываемых службой делопроизводства хранилищ для черновиков, испорченных проектов и их централизованное уничтожение и т. п.

    Другим реквизитом конфиденциального документа помимо текста является гриф ограничения доступа.

    Например: В ГОСТ Р 6.30-2003 говорится, что в реквизит «адресат» может входить почтовый адрес, но на практике обычно адрес указывают на конверте. Пометка «А. Ю. Чукину», действительно, законодательству не противоречит. На наш взгляд, законодательству противоречит приведенный в качестве примера гриф «Конфиденциально». В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона «О коммерческой тайне» на документах устанавливается гриф «Коммерческая тайна», тем более что речь идет об отправляемом (исходящем) документе.

    Проведенный нами анализ публикаций по проблемам конфиденциального делопроизводства показывает, что многие вопросы, связанные с его понятийным аппаратом, с технологиями отдельных видов работ, в частности документирования, еще недостаточно проработаны. Нечетко сформулированные определения понятий «конфиденциальная информация», «конфиденциальный документ» приводят к разработке технологий, распространяемых только на документы, содержащие коммерческую тайну, или, что еще хуже, единых технологий для работы с документами, содержащими служебную и коммерческую тайны. При выборе отдельных технологий недостаточно учитываются многолетняя практика работы с документами «Для служебного пользования», действующая правовая база. Прослеживаемая попытка выделения конфиденциального делопроизводства в самостоятельную отрасль деятельности также требует уточнения. Принципиально важным представляется дальнейшая разработка критериев оценки конфиденциальных сведений, методики определения ущерба в случае несанкционированного использования информации третьими лицами.

    В заключение считаем необходимым отметить, что мы не ставили целью предложить конкретные технологии документирования, а лишь сформулировали вопросы, которые, на наш взгляд, требуют решения. Авторы статьи с признательностью и большим вниманием рассмотрят любые предложения по уточнению сформулированных определений понятий «конфиденциальный документ», «конфиденциальное делопроизводство», а также по совершенствованию технологии документирования конфиденциальной информации.

    Вопросы конфиденциального документооборота в фирме несомненно играют важную роль в достижении ею экономических успехов. В данной статье даны некоторые рекомендации, позволяющие упорядочить работу в фирме с конфиденциальными документами.
    Всю информацию в фирме (организации) можно разделить на две большие группы:

    · открытую;

    · с ограниченным доступом.

    В свою очередь информация с ограниченным доступом (Рис.1.) может быть:

    · государственной тайной;

    · конфиденциальной информацией.

    А, следовательно, и документы, содержащие ту или иную информацию подразделяются на секретные и конфиденциальные. Причем, секретные документы могут быть с грифом "Секретно", "Совершенно секретно", "Особой важности". Конфиденциальные документы соответственно с грифами "Коммерческая тайна", "Банковская тайна" и т.д. В настоящее время видов конфиденциальной информации (а, следовательно, и возможных грифованных документов) насчитывается более 30. Что в целом не создает благоприятной атмосферы в смысле обеспечения их безопасности. По этой причине количество видов конфиденциальной информации в перспективе, надо полагать, уменьшится. Каждый вид конфиденциальных документов имеет реквизиты.

    По своей природе (Рис. 2.) конфиденциальные документы бывают:

    • нормативно-методические (НМД);
    • руководящие (РД);
    • распорядительные (РПД);
    • информационно-справочные (ИСД);
    • организационные (ОД);
    • финансово-бухгалтерские (ФБД);
    • кадровые (по личному составу) КД.

    Правила оформления реквизитов регламентированы ГОСТом "Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов". Конфиденциальные документы, содержащие коммерческую тайну, должны иметь гриф ограничения доступа к документу. Он располагается в правом верхнем углу, например: коммерческая тайна (или сокращенно КТ). Дополняется гриф с номером экземпляра.
    Конфиденциальные документы должны обрабатываться в конфиденциальном делопроизводстве фирмы, либо в общем делопроизводстве, специально назначенным должностным лицом, ответственным за конфиденциальные документы. Конфиденциальные документы должны храниться в отдельном помещении в запираемых и опечатываемых шкафах. Допускается хранение конфиденциальных документов в общем делопроизводстве. Но обязательно они должны находиться отдельно от других дел делопроизводства.
    В зависимости от назначения конфиденциальные документы подразделяются на:

    · входящие;

    · исходящие;

    ·внутренние.
    Прием входящих конфиденциальных документов (рис. 3) осуществляется сотрудником конфиденциального делопроизводства.

    При этом проверяется:

    · количество листов;

    · количество экземпляров;

    · наличие приложений (если они указаны в сопроводительном письме).

    В случае отсутствия в пакете (конверте) некоторых перечисленных документов - составляется акт в 2-х экземплярах. Один экземпляр акта отправляется в адрес отправителя.

    Регистрация конфиденциальных документов производится в журналах регистрации (рис. 4), либо на карточках.

    На каждом зарегистрированном документе должен проставляться штамп, в котором указывается:

    · наименование;

    · регистрационный номер;

    · дата поступления.
    После регистрации документы передаются руководству фирмы для принятия решения. Руководитель после рассмотрения документа определяет исполнителя и дает указания по исполнению документа. Эти указания оформляются на самом документе в виде резолюции.
    С резолюцией руководителя конфиденциальный документ передается исполнителю под расписку в журнале регистрации входящих конфиденциальных документов (рис. 4).
    По завершении работы над документом на нем проставляется отметка о его исполнении и направлении в дело. После чего документ сотрудником конфиденциального делопроизводства подшивается в дело.
    Решение о дальнейшем использовании конфиденциального документа определяется его значением и практической ценностью. В зависимости от этого конфиденциальные документы могут:

    · использоваться в дальнейшем;

    · передаваться в архив на хранение;

    · уничтожаться.
    Все эти действия должны выполняться с соблюдением требований к конфиденциальным документам.
    Работа с конфиденциальными исходящими документами включает следующие этапы (рис. 5):

    • разработка проекта документа;
    • согласование документа;
    • подписание документа;
    • регистрация документа;
    • отправка документа.

    Проект исходящего конфиденциального документа разрабатывается исполнителем документа в 2-х экземплярах и по необходимости согласовывается с другими специалистами фирмы. Далее проект документа предоставляется на подпись руководителю фирмы. После подписания документа, он регистрируется сотрудником конфиденциального делопроизводства в журнале (карточке) регистрации исходящих конфиденциальных документов. Рассылка конфиденциальных документов осуществляется согласно подписанных руководителем списков с обязательным указанием учетных номеров отправленных документов. Порядок работы с конфиденциальными внутренними документами показан на рис. 6.

    Выдача и возврат конфиденциальных документов должны своевременно отражаться в журнале учета и выдачи конфиденциальных документов (рис. 7).
    При получении конфиденциального документа сотрудник должен сверить номер полученного документа с его номером в журнале, проверить количество листов и расписаться за полученный документ. При возврате конфиденциального документа сотрудник конфиденциального делопроизводства должен сверить номер этого документа с номером в журнале, проверить количество листов документа и в присутствии сотрудника, возвращающего документ поставить в журнале (в соответствующей графе) свою подпись и дату возврата документа.
    Все дела с конфиденциальными документами и журналы их учета вносятся в номенклатуру дел фирмы.
    По окончании каждого года руководителем фирмы создается комиссия, которая должна:

    · проверить наличие конфиденциальных документов;

    · определить конфиденциальные документы для архивного хранения;

    · определить конфиденциальные документы, подлежащие уничтожению.
    Архивное хранение конфиденциальных документов производится в опечатанных коробках, в помещениях, исключающих несанкционированный доступ посторонних лиц. На конфиденциальные документы, отобранные к уничтожению комиссией, составляет акт. Акт утверждается руководителем фирмы.
    В случае утери конфиденциального документа руководителем фирмы создается комиссия, которая проводит расследование по факту утраты данного документа. По результатам работы комиссии руководителем фирмы принимается решение о привлечении к ответственности лиц виновных в утрате конфиденциального документа.
    Таким образом, представленный в статье материал в очень сокращенном виде дает некоторые рекомендации по организации конфиденциального делопроизводства в фирме, что несомненно поможет сотрудникам службы безопасности в обеспечении безопасности конфиденциальной информации в целом в фирме.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    В данной работе, по моему мнению, написано самое основное, о документах с грифом ограничения доступа.

    Источники информации:

    Сайты: , http://www.top-personal.ru,

    Книги: М. В. Кирсанова, С. П. Кобук, Ю. М. Аксёнов «Делопроизводство в органах власти и местного самоуправления»; Л. А. Румынова «Документационное обеспечение управления».

    ПРИЛОЖЕНИЕ.

    Рис.1. Виды информации и документов

    Рис.2. Виды конфиденциальных документов

    Рис. 3. Порядок работы с входящими конфиденциальными документами

    Рис. 4. Журнал регистрации входящих конфиденциальных документов


    Рис. 5. Порядок работы с конфиденциальными исходящими документами

    Рис. 6. Порядок работы с конфиденциальными внутренними документами

    Рис.7. Журнал учета выдачи конфиденциальных документов

    размер шрифта

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 03-11-94 1233 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОБРАЩЕНИЯ СО СЛУЖЕБНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ... Актуально в 2018 году

    2. Порядок обращения с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения

    2.1. Необходимость проставления пометки "Для служебного пользования" на документах и изданиях, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, определяется исполнителем и должностным лицом, подписывающим или утверждающим документ. Указанная пометка и номер экземпляра проставляются в правом верхнем углу первой страницы документа, на обложке и титульном листе издания, а также на первой странице сопроводительного письма к таким документам.

    2.3. Документы с пометкой "Для служебного пользования":

    печатаются в машинописном бюро. На обороте последнего листа каждого экземпляра документа машинистка должна указать количество отпечатанных документов, фамилию исполнителя, свою фамилию и дату печатания документа. Отпечатанные и подписанные документы вместе с черновиками и вариантами передаются для регистрации работнику, осуществляющему их учет. Черновики и варианты уничтожаются этим работником с отражением факта уничтожения в учетных формах; учитываются, как правило, отдельно от несекретной документации.

    При незначительном объеме таких документов разрешается вести их учет совместно с другими несекретными документами. К регистрационному индексу документа добавляется пометка "ДСП";

    передаются работникам подразделений под расписку;

    Пересылаются сторонним организациям фельдъегерской связью, заказными или ценными почтовыми отправлениями;

    Размножаются (тиражируются) только с письменного разрешения соответствующего руководителя. Учет размноженных документов осуществляется поэкземплярно;

    хранятся в надежно запираемых и опечатываемых шкафах (ящиках, хранилищах).

    2.4. При необходимости направления документов с пометкой "Для служебного пользования" в несколько адресов составляется указатель рассылки, в котором поадресно проставляются номера экземпляров отправляемых документов. Указатель рассылки подписывается исполнителем и руководителем структурного подразделения, готовившего документ.

    2.5. Исполненные документы с пометкой "Для служебного пользования" группируются в дела в соответствии с номенклатурой дел несекретного делопроизводства. При этом на обложке дела, в которое помещены такие документы, также проставляется пометка "Для служебного пользования".

    2.6. Уничтожение дел, документов с пометкой "Для служебного пользования", утративших свое практическое значение и не имеющих исторической ценности, производится по акту. В учетных формах об этом делается отметка со ссылкой на соответствующий акт.

    2.7. Передача документов и дел с пометкой "Для служебного пользования" от одного работника другому осуществляется с разрешения соответствующего руководителя.

    2.8. При смене работника, ответственного за учет документов с пометкой "Для служебного пользования", составляется акт приемки-сдачи этих документов, который утверждается соответствующим руководителем.

    2.9. Проверка наличия документов, дел и изданий с пометкой "Для служебного пользования" проводится не реже одного раза в год комиссиями, назначаемыми приказом руководителя. В состав таких комиссий обязательно включаются работники, ответственные за учет и хранение этих материалов.

    В библиотеках и архивах, где сосредоточено большое количество изданий, дел и других материалов с пометкой "Для служебного пользования", проверка наличия может проводиться не реже одного раза в пять лет.

    Результаты проверки оформляются актом.

    2.10. О фактах утраты документов, дел и изданий, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, либо разглашения этой информации ставится в известность руководитель организации и назначается комиссия для расследования обстоятельств утраты или разглашения. Результаты расследования докладываются руководителю, назначившему комиссию.

    На утраченные документы, дела и издания с пометкой "Для служебного пользования" составляется акт, на основании которого делаются соответствующие отметки в учетных формах. Акты на утраченные дела постоянного срока хранения после их утверждения передаются в архив для включения в дело фонда.

    2.11. При снятии пометки "Для служебного пользования" на документах, делах или изданиях, а также в учетных формах делаются соответствующие отметки и информируются все адресаты, которым эти документы (издания) направлялись.



  •