Запуск ОПО в эксплуатацию: комплекс мер и их специфика. Ввод в эксплуатацию производственных объектов Документ подтверждающий ввод в эксплуатацию опо

Итак, вступили в силу: Приказ Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 494 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» и Приказ Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495 «Об утверждении требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов».

Идентификация ОПО

Перед началом регистрации проводится идентификация ОПО, то есть эксплуатирующая (или приглашенная экспертная) организация, ориентируясь на приложение № 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. решает, относится ли объект к категории опасных производственных, выявляет все возможные признаки опасности объекта с учетом их количественных и качественных характеристик, проверяет, учтены ли все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности.

В ходе указанных выше действий владелец ОПО анализирует (п. 8 Требований к регистрации объектов в государственном реестре ОПО):
проектную документации (документацию) объекта;

  • обоснование безопасности ОПО (в случае его разработки);
  • декларацию промышленной безопасности (в случае ее разработки);
  • технологические регламенты;
  • генеральный план расположения зданий и сооружений;
  • сведения о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;
  • спецификации установленного оборудования;
  • документацию (паспорта, руководства по эксплуатации и т.д.) на технические устройства, используемые на объекте;
  • данные о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте.

На основании данных идентификации владелец объекта (или приглашенная экспертная организация) заполняет сведения, характеризующие ОПО. При подаче документов на регистрацию Ростехнадзор проверяет правильность проведенной идентификации, а также присвоение наименования и класса опасности ОПО.

Регистрация ОПО

Согласно п. 14 требований, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495, владелец ОПО (эксплуатирующая организация) не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации объекта подает в Ростехнадзор документы на его регистрацию.

Пакет документов может включать в себя (п. 19-21 Административного регламента, утв. Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 494):

  • заявление о регистрации ОПО;
  • сведения, характеризующие каждый ОПО (в двух экземплярах) по форме приложения № 4 к Административному регламенту, утв. Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 494;
  • копии документов, подтверждающих право владения ОПО (в том числе земельными участками, зданиями, строениями и сооружениями, на (в) которых размещаются ОПО);
  • обоснование безопасности ОПО с указанием реквизитов положительного заключения ЭПБ (в случаях, установленных п. 4 ст. 3 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 г.);
  • текстовую часть подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) на производственные объекты капитального строительства (с указанием реквизитов заключения соответствующей экспертизы).

Обратите внимание! Документы, указанные в п. 1-3 списка, являются обязательными для всех категорий ОПО.

С 14.02.2017 г. документы на регистрацию ОПО подаются только в управление Ростехнадзора по юридическому адресу владельца объекта, независимо от места нахождения ОПО.

Территориальный орган Ростехнадзора (по юр. адресу) теперь сам согласовывает сведения, характеризующие ОПО, с управлением ФСЭТАН, на территории которого расположен объект и которое осуществляет надзор за ним.

В свою очередь надзирающее управление Ростехнадзора в течение 10 рабочих дней передает в регистрирующий орган ФСЭТАН заключение о полноте и правильности проведения идентификации ОПО. То есть, по сути, согласовывает (или не согласовывает) сведения, характеризующие ОПО.

Если Ростехнадзор сомневается в правильности проведенной идентификации или качестве (полноте) представленных сведений, он может дополнительно запросить у владельца ОПО следующую информацию:

  1. Уставные документы организации, в том числе сведения об ее структуре.
  2. Генеральный план, экспликацию зданий и сооружений.
  3. Данные:
  4. Сведения о размерах и границах территории, санитарно-защитных и/или охранных зонах ОПО.
  5. Сведения о применяемых технологиях на основных и вспомогательных производствах, эксплуатируемых технических устройствах.
  6. Документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию ОПО (разрешение на ввод в эксплуатацию, акт ввода в эксплуатацию/пуска в работу и т.д.)

С 14.02.2017 г. изменился не только состав, но и формы документов, которые подаются на регистрацию ОПО. Поэтому считаем важным рассмотреть некоторые из них более подробно.

Форма заявления на регистрацию ОПО и рекомендации по ее заполнению даны в приложении № 3 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 494.
Шаблон этого документа также можно скачать на сайте вашего территориального управления Ростехнадзора.
Заявление на регистрацию ОПО включает в себя:
- сведения о заявителе (подробные реквизиты);
- краткую информацию об ОПО (согласно «2» п. 20 Административного регламента).
Ниже представлен образец заполненного заявления на примере ОПО «Участок транспортный».

Обратите внимание! В заявлении не допускается:
- исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства;
- двусторонняя печать на бумажном носителе;
- скрепление листов, приводящее к порче бумажного носителя.

Сведения, характеризующие ОПО

Форма сведений, характеризующих ОПО, и рекомендации по ее заполнению даны в приложении № 4 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 494.
Сведения оформляются на каждый ОПО, который хочет зарегистрировать заявитель. Документ должен содержать следующую информацию:

  • наименование и место нахождения ОПО;
  • признаки опасности ОПО;
  • класс опасности ОПО;
  • классификация ОПО по типам, указанным в приложении № 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. (п. 3-9 и п. 11);
  • виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии для эксплуатации ОПО;
  • информация о заявителе (владельце ОПО);
  • реквизиты ОПО и регистрирующего органа;
  • сведения о составе ОПО (как раньше) - перечень площадок, технических устройств и т.д.

Обратите внимание! С 14.02.2017 г. карты учета ОПО отменены.

Сведения заполняются по материалам проведенной идентификации, а также анализа документов, указанных в п. 8 требований, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495.

Ниже представлены сведения, характеризующие ОПО, на примере объекта «Участок транспортный».



Документы, подтверждающие право владения ОПО

Документы должны подтверждать основание и/или право, по которому заявитель (организация, которая подает документы на регистрацию ОПО) владеет опасным производственным объектом (его составными частями). Ими могут быть:

  1. Свидетельство о праве собственности/договор аренды (оперативного управления, хозяйственного ведения) на земельные участки, производственные площадки, здания, строения и сооружения, на (в) которых размещаются ОПО.
  2. Договор купли-продажи и/или ПТС (например, для мобильных подъемных сооружений - автокраны, манипуляторы, автоподъемники, вышки и т.д.).
  3. Договор на эксплуатацию объекта, заключенный с владельцем ОПО и проч.

Добавим конкретики. Например, для сетей газопотребления документами на право владения станут:

  • Свидетельство о праве собственности либо договор аренды (оперативного управления, хозяйственного ведения) на здание котельной, а также вспомогательные строения и сооружения.
  • Свидетельство о собственности на внешний (надземный или подземный) газопровод, который входит в состав ОПО и числится у вас на балансе. В этом случае Ростехнадзор может запросить документ о праве владения земельным участком, по которому пролегает газопровод.
  • Договор на эксплуатацию объекта (либо договор оперативного управления объектом), заключенный с владельцем ОПО, если речь идет об эксплуатирующей организации. В этом случае Ростехнадзор в любом случае запросит документы, указанные выше, которые есть у собственника ОПО.

Для стационарно установленных ГПМ подойдут:

  • свидетельство о праве собственности либо договор аренды (оперативного управления, хозяйственного ведения) на площадку с установленным ГПМ (стройплощадка, цех и т.д.);
  • договор купли-продажи ГПМ;
  • договор подряда (или иной договор о выполнении работ/оказании услуг с использованием ГПМ) с непосредственным владельцем/арендатором площадки, на которой ведутся работы с применением ГПМ.

В случае с мобильными ПС (краны и подъемники на автомобильном шасси), а также передвижными цистернами (сосудами) право владения подтверждают:

  • договор купли-продажи (лизинга) и/или ПТС;
  • документ на право владения (собственность, аренда, оперативное управление, хоз. ведение) площадкой, на которой объекты будут базироваться (куда будут возвращаться после выполнения работ), проходить техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт.

Заявление на регистрацию ОПО

Отдельные разделы проектной документации

Текстовая часть подраздела «Технологические решения» проектной документации (документации) предоставляется для регистрации ОПО, в состав которых входят объекты капитального строительства.

Это могут быть, к примеру, сети газопотребления, которые включают в себя здание котельной или склад (склады) хранения опасных веществ:

  1. Проектная документация на строительство, реконструкцию, капительный ремонт ОПО подлежит экспертизе (государственной или негосударственной) в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
  2. Проектная документация на техническое перевооружение (а также консервацию и ликвидацию) ОПО подлежит экспертизе промышленной безопасности (ст. 8 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г.).

Подавая в Ростехнадзор часть проекта при регистрации ОПО, нужно указать реквизиты положительного заключения соответствующей экспертизы.

Если объект капитального строительства уже был в эксплуатации, и проект на него утерян, то заменой документу может стать заключение экспертизы промышленной безопасности, зарегистрированное в Ростехнадзоре.

Результаты регистрации ОПО

Если вы правильно провели идентификацию ОПО, верно заполнили заявление и сведения, предоставили полный пакет документов, сообщили Ростехнадзору корректную и достоверную информацию, то максимум через 20 рабочих дней вы получите:

  1. Свидетельство о регистрации ОПО.
  2. Сведения, характеризующие ОПО, которые согласованы Ростехнадзором.

Вашему объекту (объектам) будет присвоен класс опасности, а также регистрационный номер из трех групп знаков, разделенных тире (дефисом), в формате XXX-XXXXX-XXXX, который является идентификатором регистрирующего органа, эксплуатирующей организации и самого ОПО.

После регистрации ОПО можно приступать к разработке нормативно-технических документов (ППК, ПМЛА и т.д.), а также к получению лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию вашего объекта (для ОПО I-III классов опасности).

Под регистрацией ОПО подразумевается постановка на учет и внесение в реестр Ростехнадзора опасного производственного объекта, эксплуатируемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, который имеет признаки опасности. При этом признаки опасности определяются согласно Приложению №1 Приложению и №2 к ФЗ №116-ФЗ.

Является ли регистрация ОПО обязательной?
Согласно существующему законодательству, регистрация ОПО в Едином госреестре ОПО проводится в целях возможности учета тех или иных опасных производственных объектов и организаций, их эксплуатирующих, в Ростехнадзоре. Данная процедура регламентируется пунктом номер 2 статьи 2 ФЗ №116. Если же объект не прошел обязательную регистрацию, но при этом продолжает функционировать, Ростехнадзор в праве наложить на владельца предприятия крупный административный штраф.

Когда нужно регистрировать опасный производственный объект?

Владелец опасного производственного объекта должен подать заявку на проведение регистрации в срок не превышающий 10 дней (согласно 14 пункту Приказа № 495 от 25.11.2016 года), с момента:
  • Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
  • Оформления акт ввода в эксплуатацию объекта.
На основании существующих Положений, сроки, в течение которых Ростехнадзор должен выдать Свидетельство о регистрации ОПО, ограничиваются 20 рабочими днями . При этом не предусматривается приостановка рассмотрения заявления на регистрацию ОПО. Но нередко на сбор документации и предварительный сбор данных уходит немало сил и времени, не говоря уже о необходимости долгого хождения по кабинетам.
Помните, что полученное Свидетельство о регистрации ОПО является БЕССРОЧНЫМ, а значит пройти эту процедуру достаточно один раз.

Порядок регистрации ОПО в Ростехнадзоре

Основополагающим документом регламентирующим порядок действий владельца опасного производственного объекта и Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору, является вступивший в силу в 2017 году административный регламент по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов №494.

Процесс получения свидетельства о регистрации ОПО можно разделить на несколько этапов:
  • Идентификация ОПО. На данном этапе владелец предприятия определяет, можно ли отнести тот или иной объект производства, на основании 116-ФЗ, к опасным;
  • Определение класса опасности объекта. Данная процедура проводится на основании результатов предыдущего пункта;
  • Сбор необходимых данных и документов для осуществления регистрации ОПО. Важно на этом этапе осуществить сбор как можно более полного пакета документов;
  • Уже на его основании будет заполнен пункт «Сведения, характеризующие ОПО» и подано заявление;
  • Заполнение сведений, которые характеризуют ОПО и подача заявления на регистрацию;
  • Оформление пакета документов для подачи в органы Ростехнадзора;
  • Подача в органы Ростехнадзора полного пакета документов;
  • Получение Свидетельства о регистрации опасного производственного объекта.
Отсутствие необходимых документов, подтверждающих регистрацию опасного производственного объекта, является серьезным административным правонарушением. Если слишком долго оттягивать с процедурой регистрации, то Ростехнадзор, как показывает практика, чаще всего передает дела в прокуратуру.

С чего начать регистрацию ОПО?

Первым делом, стоит определить, иначе говоря идентифицировать , опасные производственные объекты по выявленным в них признакам опасности и отнести их к той или иной категории опасных производственных объектов. Всего существует 4 класса опасности опасных производственных объектов, при этом независимо к какому классу относится объект, регистрации в органах Ростехнадзора подлежат объекты всех классов.
  • I класс опасности - объекты чрезвычайно высокой опасности;
  • II класс опасности - объекты высокой опасности;
  • III класс опасности - объекты средней опасности;
  • IV класс опасности - объекты низкой опасности.
Естественно, говорить о регистрации опасных производственных объектов в Госреестре ОПО, стоит только после их верной идентификации. Стоит отметить, что владелец опасного объекта, не только обязан самостоятельно идентифицировать эксплуатируемые объекты, но и несет полную ответственность за их верную идентификацию и присвоенный класс опасности.

Так же стоит отметить, что ряд технических устройств эксплуатируемых на опасных производственных объектах, может подлежать постановке на Учет в Ростехнадзоре, такие как:
Нужно отметить, что подъемные сооружения ставятся на учет еще до начала пуска устройства в работу,а оборудование работающее под избыточным давлением, ставится на учет только после принятия решения о их вводе в эксплуатацию.
Не стоит путать эту процедуру с Регистрацией ОПО. Постановка на учет того или иного оборудования осуществляется соответствующими отделами подразделения Ростехнадзора, находящимися по месту нахождения самого оборудования, а ставить на учет в Ростехнадзоре технические устройства, необходимо либо до регистрации опасных объектов, либо одновременно с Регистрацией ОПО.

Когда может возникнуть необходимость исключения из реестра ОПО?
Для начала стоит определиться, попадает ли Ваш случай под требования законодательства, и действительно нуждается в исключении. Правительством Российской Федерации установлены лишь несколько причин, на основании которых исключать ОПО из реестра стоит в связи с:

  • Изменением критериев отнесения объекта к категории опасных или требований к их идентификации;
  • Утратой объектом признаков опасности;
  • Ликвидацией ОПО или выводом его из эксплуатации.
Так же, Ростехнадзором может быть принято решение об исключении объекта из реестра опасных, основываясь на таких причинах, как:
  • Смена владельца объекта;
  • Сдача в аренду объекта;
  • Консервация объекта на срок от одного года.
Хотя процедура исключения объекта из реестра ОПО не относится к сложной, к ней необходимо отнестись со всей ответственностью.
Одним из важных аспектов, стоит отметить одну типичную ошибку которую совершают большинство эксплуатирующих компаний: они сначала разбирают объект и утилизируют оборудование и лишь после этого начинают обращаться в Ростехнадзор за исключением из реестра ОПО. Это неверный путь, который влечет за собой определенные проблемы административного характера, дополнительные бумажные проволочки и финансовые затраты.
Что бы не запутаться во всевозможных нюансах в области промышленной безопасности, рекомендуем Вам, для решения таких вопросо обращаться только к профессионалам.
Наша компания предлагает провести весь процесс регистрации опасного производственного объекта от начала и до конца в срок не превышающий 30 рабочих дней . Специалистами центра будет подготовлен полный пакет всех необходимых документов. Имея большой опыт работы в подобного рода делах, поможет вам быстро и без лишних усилий на любом этапе регистрации ОПО.

Современное законодательство в области обеспечения промышленной безопасности уделяет максимальное внимание объектам, эксплуатация которых представляет определенную угрозу жизни, здоровью и личным интересам человека, а также окружающей среде. Такие объекты классифицируются как ОПО (опасные производственные объекты), и для запуска любого из них в эксплуатации владельцам или арендаторам необходимо выполнить целый ряд требований. Органом, осуществляющим контроль над их выполнением, является Ростехнадзор . Эта федеральная служба не только принимает решение о возможности запуска ОПО в эксплуатацию, но также регулирует деятельность таких объектов в дальнейшем, посредством плановых и внеплановых проверок. Рассмотрим, что представляет собой процедура ввода ОПО в эксплуатацию, согласно требованиям Ростехнадзора.

Порядок запуска эксплуатации ОПО: регистрация опасных производственных объектов и другие этапы

Согласно действующему федеральному законодательству со всеми изменениями и дополнениями последних лет, для ввода ОПО в эксплуатацию владелец или арендатор обязан не позднее 10 рабочих дней подать в Ростехнадзор сведения, необходимые для регистрации. К таким сведениям относится карта учета объекта и подробные характеристики направления его деятельности. При этом заявитель самостоятельно определяет, к какому классу опасности относится данный ОПО. Этот пункт не является задачей регистрационной службы. Тем не менее, если на первой проверке будет выявлено, что заявитель неверно определил этот класс, в регистрации будет отказано (естественно, речь идет о занижении класса). Поэтому определение класса опасности или, как его принято называть, идентификация ОПО, требует высокой ответственности и профессионализма.

После передачи в Ростехнадзор всех необходимых сведений о запускаемом в эксплуатацию объекте, регулирующий орган проводит следующие работы:

  • Регистрация ОПО, состоящая из присвоения регистрационного номера и занесения объекта в реестр.
  • Выдача карты учета и регистрационного свидетельства ОПО его владельцу или арендатору.
  • Регулярное обновление информации из реестра, а также предоставление сведений заявителю при необходимости.

Все эти процедуры являются государственными услугами Ростехнадзора, предоставление которых регулируется законодательством. При этом параллельно с ними, в процессе эксплуатации ОПО, его владельцы или арендаторы всегда могут обращаться за дополнительной помощью в коммерческие службы. Здесь предоставляется полная консультационная поддержка по всем вопросам данного характера.

В теории данная процедура является обязательной в установленных законодательством случаях, но на практике не всегда здания, сооружения и оборудование начинают использоваться после оформления разрешительных документов. Как это влияет на бухгалтерский учет? Какие риски возникают при налогообложении в случае амортизации объектов, используемых в ситуации отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию?

Что такое разрешение на эксплуатацию?

Как правило, разрешение на эксплуатацию выдается в отношении объектов, которые при неправильном возведении (изготовлении) могут представлять опасность для пользователей объектов, обслуживающего персонала и окружающей среды. Среди этих потенциально опасных объектов выделяются объекты капитального строительства (здания и сооружения промышленного (и не только) назначения), а также размещаемое в них различное высокотехнологичное оборудование, требующее монтажа и наладки.

За пояснениями по поводу объектов капстроительства следует обратиться к нормам Градостроительного кодекса. В частности, в ст. 55 ГрК РФ сказано, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, удостоверяющий:

— выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме согласно разрешению на строительство;

— соответствие построенного, реконструированного объекта градостроительному плану земельного участка или — в случае строительства, реконструкции линейного объекта — проекту планировки территории, проекту ее межевания и проектной документации.

Разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию является итоговым документом, который выдается на основании перечня других документов. Он подтверждает выполнение строительства (реконструкции) согласно установленным законодательством требованиям. Все необходимые бумаги перечислять не будем, выделим два документа:

— заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (нужно в ситуации, когда предусмотрено осуществление государственного строительного надзора);

— заключение федерального государственного экологического надзора.

Перечисленные документы на объект можно получить лишь в том случае, если он готов к функционированию в запланированных целях, поэтому разрешение на ввод в эксплуатацию можно рассматривать как одно из подтверждений такой готовности. И хотя рассматриваемое разрешение удостоверяет соответствие объекта строительства требованиям технических регламентов, энергетической эффективности, техническим условиям эксплуатации сетей инженерно-технического обеспечения, даже при наличии разрешительного документа складываются ситуации, когда для обеспечения возможности использования объекта в целях, предусмотренных руководством, необходимо провести дополнительные работы, не влияющие на факт получения разрешения на эксплуатацию.

Например, разрешение на эксплуатацию сооружения и размещение в нем технологического оборудования получено, в то время как само оборудование только поступило на предприятие и начались работы по его монтажу. Без оборудования использование сооружения не предполагается, поэтому нет оснований утверждать, что объект готов к эксплуатации даже при наличии соответствующего разрешения.

Данный документ не всегда является итоговым, позволяющим перейти от этапа возведения объекта к этапу его полной готовности к эксплуатации в запланированных руководством целях. Он нужен скорее для контроля, а не для того, чтобы выразить мнение о полной готовности объекта к практическому использованию. Но чаще встречается обратная ситуация, когда есть производственная необходимость ввода в эксплуатацию объекта до того, как будут завершены все существенные затраты, предусмотренные проектом строительства (незавершенных объектов). Примером указанной ситуации может быть ввод в эксплуатацию скважины с момента получения первой тонны природных ресурсов, при том что работы по обустройству прилегающей территории в силу технологических причин были перенесены на ближайший климатический сезон.

И еще: при принятии решения о возможности эксплуатации объекта следует в том числе учитывать факт возможной задержки выдачи данного документа по административным, а не экономически обоснованным причинам. То есть виновниками могут оказаться как нерасторопные чиновники, так и подрядчик, который допустил несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, что может послужить причиной для отказа в выдаче разрешения на эксплуатацию объекта (п. 6 ст. 55 ГрК РФ). Это стоит взять на заметку не только для бухгалтерского учета, но и для налогообложения, в котором налоговики нередко трактуют экономическую обоснованность расходов как соблюдение требований различных сфер законодательства, о чем поговорим позже.

А сейчас обратим внимание на разрешение на ввод оборудования в эксплуатацию. Если оборудование является одной из систем обеспечения эксплуатации здания и сооружения, то отдельное разрешение на готовность функционирования оборудования может не выдаваться. Если же оборудование выполняет самостоятельные функции в здании и сооружении и представляет определенную опасность для персонала — на него может выдаваться отдельное разрешение на эксплуатацию. Тогда ввод в эксплуатацию — это документально оформленное событие, фиксирующее готовность оборудования к применению по назначению. Об этом сказано в ТР ТС 012/2011 «Технический регламент Таможенного союза. О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах». Как правило, ввод в эксплуатацию оборудования производится специалистами поставщика, а стоимость работ по монтажу и наладке включается в стоимость контракта. Оборудование до ввода в эксплуатацию не может использоваться по предназначению, что отчасти упрощает его бухучет в составе амортизируемого имущества.

Отражается ли ввод в эксплуатацию в бухучете?

Для ответа на указанный вопрос сначала обозначим, что в себя включает данная процедура. Это приемка здания (сооружения) или иного объекта приемочными комиссиями, оформление самого акта приемки и выдача разрешения на эксплуатацию здания (сооружения) или иного объекта. Ни одна из названных процедур сама по себе не отражается в бухгалтерском учете, так как не приводит к изменению финансовых показателей (активов и обязательств, доходов и расходов). Хотя нет. Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть платной для заявителей процедурой, в связи с чем у них возникают расходы. Они либо признаются текущими, либо капитализируются в стоимости вводимого в эксплуатацию объекта. Выбор варианта непрост.

Обратимся к ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В нем не упоминается термин «ввод в эксплуатацию», за исключением указания на то, что в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию информация об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации. В п. 4 поименованного документа перечислены условия, которые должны выполняться для принятия актива к бухучету в качестве ОС. Одним из условий является предназначение объекта для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией в аренду. Еще одно условие — способность объекта приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Первое условие вполне может быть выполнено и до ввода объекта в эксплуатацию, тогда как о втором можно говорить при условии его готовности к использованию по предназначению. В одних случаях последнее может быть приравнено к вводу в эксплуатацию (например, в отношении оборудования), в то время как в других ситуациях объект может не только быть готов, но и использоваться по предназначению до официального ввода в эксплуатацию (в части зданий, сооружений, объектов по освоению природных ресурсов).

Таким образом, с точки зрения норм ПБУ 6/01 принятие ОС к бухгалтерскому учету и его ввод в эксплуатацию не одно и то же. Интересно, а что думают на этот счет международные методологи? Обратимся к МСФО (IAS) 16 «Основные средства». В данном документе не сказано, когда конкретно актив принимается к учету в составе ОС, однако разделены первоначальные затраты, включаемые в стоимость амортизируемого имущества, и последующие, не включаемые в оценку ОС и признаваемые текущими затратами. Расходы, понесенные в течение периода, когда объект, способный функционировать в соответствии с намерениями руководства, еще не введен в эксплуатацию или работает не с полной нагрузкой, не включаются в балансовую стоимость объекта основных средств. Формирование же первоначальной стоимости ОС прекращается, когда объект доставлен в нужное место и приведен в состояние, обеспечивающее его функционирование согласно намерениям руководства предприятия.

Какой же вывод следует из сказанного? Очень простой. Объект признается ОС со сформированной первоначальной стоимостью до ввода в эксплуатацию при условии, что он способен фактически функционировать в соответствии с намерениями руководства. В некоторых случаях объект способен функционировать до завершения всех работ, однако не отвечает требованиям полного соответствия намерениям руководства. При таких обстоятельствах нужно оценить возможность начала эксплуатации объекта, необходимость и существенность дальнейших затрат, связанных с «доводкой» объекта.

Если объект становится доступен для использования, его местоположение и состояние позволяют осуществлять его эксплуатацию согласно намерениям руководства, то по названному объекту уже можно начислять амортизацию (п. 55 МСФО (IAS) 16). То есть начисление амортизации тоже напрямую не зависит от момента ввода в эксплуатацию ОС. Здесь уместно напомнить, что в п. 21 ПБУ 6/01 по-другому сформулирована дата начала начисления амортизации по объекту ОС — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия обозначенного объекта к бухгалтерскому учету. Но, как указано выше, и в российском законодательстве этот момент жестко не связан с датой ввода объекта в эксплуатацию.

Что делать при отсутствии разрешения на ввод в эксплуатацию?

Исходя из изложенных выше норм сформулируем выводы. Если есть уверенность, что объект капитального строительства полностью готов к эксплуатации в запланированных целях и никакие работы по достройке осуществляться не будут, а отсутствие разрешения на ввод означает задержку регламентированных процедур выдачи разрешения государственными службами, то нужно перевести объект в состав ОС независимо от наличия разрешения на ввод и факта начала эксплуатации объекта. Если есть основание полагать, что объект (в частности, технологическое оборудование) не готов к эксплуатации в текущем состоянии, то он продолжает учитываться в составе вложений во внеоборотные активы до момента начала фактической эксплуатации в соответствии с предназначением и намерениями руководства.

Заметим: эксперты БМЦ высказывают немного иную точку зрения, рекомендуя учитывать эксплуатируемые незавершенные объекты в составе вложений во внеоборотные активы. Амортизация по используемым объектам, учитываемым в составе вложений во внеоборотные активы, начинает начисляться с месяца, следующего за месяцем фактического начала промышленного использования объекта независимо от наличия разрешений или документов на ввод в эксплуатацию. Согласитесь, этот совет — из разряда совместить несовместимое: вложения во внеоборотные активы тем и отличаются от ОС, что не амортизируются, они, наоборот, являются накопительными для связанных с ними затрат, которые в последующем формируют стоимость амортизируемого имущества.

Как бы там ни было, озвученная позиция имеет право на существование, но автор придерживается иного подхода — когда амортизации подлежит только ОС. Если бухгалтер считает, что здание (сооружение) без разрешения на ввод в эксплуатацию не готово к использованию по предназначению (например, когда фактическое использование без данного документа запрещено и карается штрафом), то такой объект отражается в составе вложений во внеоборотные активы. И пока объект ОС не будет включен в производственный процесс (в частности, в производство продукции), амортизационные отчисления не должны участвовать в формировании себестоимости продукции.

К сказанному остается добавить: начало использования объекта в случае отсутствия разрешения на ввод в эксплуатацию производится на основе решения руководства организации. Бухгалтер здесь не более чем исполнитель. Причем названное решение должно быть обоснованным. Например, есть возможность проведения работ по пробной либо опытно-промышленной эксплуатации до формализованного ввода объекта в состав ОС после получения соответствующего разрешения, или же период, необходимый на получение разрешения на ввод объекта основных средств, достаточно продолжительный и может затянуться, что грозит предприятию упущенной выгодой в связи с задержкой в использовании объекта в производстве продукции. Это подталкивает хозяйствующего субъекта к использованию объекта до начала его официального ввода в эксплуатацию.

Между началом фактического использования и готовностью к нему проходит небольшой промежуток времени, поэтому автор считает, что не будет большой ошибкой в данной ситуации отразить объект в составе ОС на дату начала его использования. А амортизация начинает начисляться с месяца, следующего за месяцем фактического начала промышленного использования объекта независимо от наличия разрешений или документов на ввод в эксплуатацию. Как вам такое мнение? Если читатель с ним согласен, то выбор следует обозначить в учетной политике.

Что нужно знать о налогообложении?

Налог на имущество

Здания и сооружения, относящиеся к недвижимости, являются объектом имущественного налогообложения (ст. 374 НК РФ). Однако не все торопятся вводить объекты в состав ОС, даже если они фактически эксплуатируются. Как указано в Постановлении ФАС ЗСО от 23.04.2014 по делу N А81-2224/2013, объекты, отраженные в составе вложений во внеоборотные активы, эксплуатировались предприятием, в результате чего оно получало доход. Отсутствие правоустанавливающих документов на созданные объекты недвижимости не освобождает их от налогообложения. Но судебная практика не однородна, есть и другие судебные решения — например, Постановление ФАС МО от 18.07.2013 по делу N А40-54007/12-91-301, в котором судьи обратились к Положению по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций. В нем сказано, что в состав ОС включаются законченные строительством здания и сооружения, приемка в эксплуатацию которых оформлена в установленном порядке. Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию нужно представить акт приемки объекта капитального строительства. В отсутствие упомянутого акта и разрешения на ввод объекта нового строительства в эксплуатацию данный объект в учете учитывается как капитальное вложение и не включается в облагаемую базу по налогу на имущество.

А бывает так: ввод в эксплуатацию затягивается в связи с выполнением отделочных работ для доведения объекта до состояния, пригодного к использованию. В подобной ситуации преждевременно принимать недвижимость в составе ОС и в качестве объекта имущественного налогообложения. Например, в Постановлении ФАС ДВО от 16.01.2014 N Ф03-6223/2013 перед налоговиками удалось отстоять имущественный комплекс — целый газобетонный завод. Как указали судьи, при строительстве объектов недвижимости не могут быть признаны в качестве ОС объекты, в отношении которых необходимо осуществление дополнительных вложений для приведения их в состояние, пригодное для использования. Между тем формирование первоначальной стоимости спорного объекта продолжалось после постройки зданий (сооружений), о чем свидетельствует факт приобретения, доставки и монтажа оборудования по производству автоклавного газобетона. Таким образом, только после окончания производства всех работ объект как ОС облагается налогом на имущество.

Налог на добавленную стоимость

В части данного налога предприятие может столкнуться с претензиями по налоговому вычету, если он заявлен с опозданием, а точнее, за пределами трехлетнего срока, предусмотренного п. 2 ст. 173 НК РФ. То есть работы произведены, НДС предъявлен поставщиком, но налогоплательщик для применения вычета ждет того момента, когда будет получено разрешение на ввод объекта, на котором осуществлялись работы, в эксплуатацию. Конечно, три года — это много для получения названного разрешения, но подобная ситуация все же может сложиться по причине забывчивости заявителя. Пример — Постановление АС ЗСО от 18.08.2014 по делу N А75-4980/2013. В оправдание осуществления позднего вычета налогоплательщик указывал на то, что моментом окончания строительства соответствующего объекта следует считать момент выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Между тем действующее законодательство не содержит такого условия для применения вычета по НДС по объектам капитального строительства, как наличие у организации разрешения на ввод данных объектов в эксплуатацию. Момент возникновения права на применение налогового вычета по объекту капитального строительства связан с моментом принятия его к учету и периодом фактического введения объекта в эксплуатацию (готовностью к использованию) в запланированных целях.

Налог на прибыль

Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обозначенный объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Судьи считают, что в поименованной норме речь идет о фактической эксплуатации, которая дает право амортизировать ОС (Постановление ФАС ВВО от 13.01.2014 по делу N А11-7262/2012). Ведь разрешение на ввод объекта в эксплуатацию само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного доказательства, свидетельствующего о доведении строящегося объекта до состояния готовности и о возможности его эксплуатации. Указанный документ удостоверяет иные характеристики объекта: его соответствие градостроительному плану и проектной документации и выполнение строительства согласно разрешению на строительство (Постановление ФАС СЗО от 03.06.2014 по делу N А05-4503/2013).

Разрешение на ввод в эксплуатацию не является определяющим документом ни для бухгалтерского учета, ни для налогообложения. По сути, это контрольно-ревизионный, а не первичный документ, подтверждающий осуществление хозяйственной операции. Разрешение может подтвердить только расходы, связанные с его получением и относимые в состав текущих затрат, если стоимость объекта как ОС уже сформирована.