Правовые нормативные и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности Правовые нормативные и организационные основы обеспечения бжд
Правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности
Любая производственная, хозяйственная или иная деятельность человека должна гарантировать безопасность его самого, окружающих его людей и природной среды, в которой он осуществляет свою деятельность. Одним из условий обеспечения безопасности является выполнение требований правовых и нормативно-технических документов, регламентирующих такую деятельность.
К правовым документам, регламентирующим некоторые вопросы безопасности жизнедеятельности, относятся: Конституция РФ, Основы законодательства РФ об охране труда, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 №7-ФЗ.
К основным нормативно-техническим документам, регламентирующим вопросы безопасности жизнедеятельности, относятся санитарные нормы (СН, СанПиН), Нормы радиационной безопасности (НРБ), Строительные нормы и правила (СНиП), стандарты в области охраны труда, окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях. К стандартам, формулирующим требования, выполнение которых необходимо для обеспечения безопасности жизнедеятельности, относятся Система стандартов безопасности труда (ССБТ), Система стандартов охраны природы (ССОП) и Комплекс государственных стандартов безопасности в чрезвычайных ситуациях (БЧС).
На основе государственных стандартов разрабатываются отраслевые стандарты и стандарты предприятий, учитывающие отраслевые и местные условия, а также конкретные условия и технологии производства.
Еще одну группу нормативно-технической документации составляют различные Правила, Положения и Инструкции. Разрабатывают и утверждают эти документы министерства, ведомства, органы Госнадзора.
Срок действия нормативных документов обычно составляет 5 лет, местных - 3 года. После чего эти документы пересматривают и срок действия продлевают на 5 лет или они утрачивают силу вообще.
Законодательная база по охране окружающей среды
Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 №7-ФЗ, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РФ (2001 г.), законы Российской Федерации "О недрах" (1992 г.) и "Об экологической экспертизе" (1995 г.).
Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды включает федеральные, республиканские, местные санитарные нормы и правила Министерства здравоохранения РФ, строительные нормы и правила Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ, систему стандартов "Охрана природы", документы Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающий среды, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Правовые вопросы природопользования регламентируются как Конституцией РФ (ст.9, 36, 42, 58, 72), так и рядом федеральных законов, среди которых, также, следует указать Гражданский кодекс РФ, закон "О животном мире", и др., соответствующие нормативные акты Президента и Правительства РФ, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Санитарные нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и излучений от различных источников, ионизирующих излучений).
В системе строительных норм и правил рассмотрены нормы проектирования сооружений различного назначения, учитывающие требования охраны окружающей среды и рационального природопользования. В группе 12 части 2 системы представлены нормы отвода земель под различные строительные объекты. Особо отметим СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения", в котором подробно рассмотрены мероприятия и устройства по очистке сточных вод, их обеззараживанию, а также по утилизации осадков, полученных при очистке (группа 04 части 2 системы СНиПов).
Система стандартов "Охрана природы" - составная часть государственной системы стандартизации (ГСС), ее 17-я система. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов-совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Эта система разрабатывается в соответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.
Несколько примеров.
1) Закон "Об охране атмосферного воздуха". В нем изложены основные положения по охране воздушного бассейна от загрязнения и шумов, от электромагнитного, радиационного и иного воздействий по предотвращению истощения кислородных запасов, рациональному использованию воздуха в хозяйственных целях и др.
В этом законодательном акте предусмотрен разрешительный порядок выбросов загрязняющих веществ и других негативных воздействий на воздушную среду, включая воздействие на погоду и климат. Ряд разделов Закона посвящен государственному контролю в области охраны атмосферного воздуха и ответственности должностных лиц и граждан страны за нарушения воздухоохранного законодательства.
2) Основополагающим правовым актом водного законодательства является Водный кодекс РФ. Он регулирует водные отношения путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов. Кроме того, водопользование осуществляется в соответствии с законодательством о природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местах и курортах. Общие экологические требования к водопользованию отражены в Федеральном законе "Об охране окружающей природной среды". Значительное число подзаконных правовых актов о водопользовании принято Правительством РФ.
Водное законодательство предусматривает систему мер по охране водных объектов от загрязнения, засорения, истощения водных источников, а также предотвращению вредного воздействия вод вследствие наводнения, водной эрозии, развития оползней и др. Этим вопросам посвящена гл.11 Водного кодекса РФ, в которой изложены общие требования к охране водных объектов, сведения о нормативах предельно допустимых воздействий на водные объекты и водоохранные зоны.
3) Правовая охрана почв и земельных ресурсов РФ осуществляется в первую очередь в соответствии с требованиями Конституции страны (ст.9, 36, 58). Так, в ст.9 указывается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В развитие основополагающих конституционных положений в земельном законодательстве страны предусмотрена система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предотвращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель (в том числе земель лесного фонда), воспроизводство и повышение плодородия почв.
4) Правовой режим недропользования основан на Конституции РФ, законах РФ "О недрах" и "Об охране окружающей природной среды", а также на ряде Указов и распоряжений Президента РФ. Основные требования по рациональному использованию и охране недр изложены в разд. III Закона РФ "О недрах". С экологической точки зрения наиболее важные из них: предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с их использованием; предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод; охрана месторождений полезных ископаемых от затоплений, пожаров и других факторов, снижающих их качество.
В отличие от других природных объектов недра практически невозобновимы как в настоящее время, так и в отдаленной перспективе. В связи с этим возникает необходимость в установлении особых требований, способствующих их рациональному использованию и надлежащей охране.
По результатам научно-практической конференции на тему: "Совершенствование государственного регулирования и законодательной базы в области природных ресурсов и природопользования как важнейший фактор обеспечения национальной безопасности" прошедшей 23 октября 2007 г. были даны следующие рекомендации:
Подготовить и внести изменения:
В Федеральный закон от 20 октября 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" об уточнении понятия "прибрежное рыболовство", о нормах, направленных на обеспечение привлекательности доставки уловов на российский берег, об определении общих допустимых уловов для ряда видов водных биоресурсов; в проект федерального закона "Об аквакультуре";
Ускорить разработку и принятие технических регламентов о коммунальном водоотведении;
Внести изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" в части более чёткого определения полномочий работников особо охраняемых природных территорий";
На основе программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) разработать комплекс мероприятий по обеспечению населения питьевой водой надлежащего качества.
Правовой основой обеспечения государственной безопасности являются целый ряд законов. Основные из них: Федеральные законы «О безопасности» (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288); «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ); «Об обороне» (в ред. Федерального закона от 30 декабря 1999 г. № 223-ФЗ); «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ); «О радиационной безопасности населения» (от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ); «О борьбе с терроризмом» (от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ).
На современном этапе важное значение имеет Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (с изменениями и дополнениями в новой редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24). Эта Концепция представляет собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Вначале в ней рассматриваются взаимоотношения России с мировым сообществом. Здесь акцентируется внимание на формировании международных отношений и перспектив их развития.
Важное значение придается национальным интересам России, представляющим совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.
В Концепции рассмотрены и угрозы национальной безопасности России . Среди внутренних угроз выделяются угрозы экономики, которые имеют комплексный характер и обусловлены существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалан-сированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга и др.
Обращается внимание на то, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу страны.
Серьезную угрозу для страны представляет криминализация общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности.
Внешние угрозы национальной безопасности обусловлены рядом факторов, среди которых можно выделить: стремление отдельных государств и международных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности; расширение НАТО и возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз; притязания на территорию нашей страны.
В Концепции намечены основные задачи обеспечения национальной безопасности : реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз; обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны; подъем экономики страны; преодоление научно-технической и технологической зависимости от внешних источников; обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод; совершенствование системы государственной власти, федеративных отношений, законодательства Российской Федерации; обеспечение неуклонного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми субъектами; подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала; улучшение экологической ситуации в стране. Указаны также важнейшие задачи и основные направления во внешне- и внутриэкономической деятельности государства.
В Концепции четко выделены основные направления защиты конституционного строя России, представлены все органы и силы, участвующие в формировании и реализации политики национальной безопасности.
Кроме обеспечения государственной безопасности можно выделить и такие направления, как охрана окружающей природной среды; обеспечение охраны труда; прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
Правовой основой охраны окружающей среды в России является Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требования охраны окружающей среды зафиксированы в Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (1993 г.) и в Законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.).
Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологическойбезопасности, является Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.). Закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. Данный Закон определил следующие пути разрешения противоречий, возникающих между экологией и экономикой.
Закон об охране окружающей природной среды устанавливает принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экономические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы Закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответственности за экологические правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда.
Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды можно выделить Земельный кодекс РФ (2001 г.), Водный кодекс РФ (1995 г.), Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.), Закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995 г.).
Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают санитарные нормы и правила Минздрава РФ, обеспечивающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв); СНиПы Госстроя РФ, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Госгортехнадзора, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефедеральные нормативные документы, устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т. д.
Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы » (ГОСТы).
В реализации основ природоохранного законодательства важную роль играют органы управления, контроля и надзора в области окружающей природной среды . Действующей структурой органов управления охраны окружающей природной среды предусматриваются две категории: органы общей и органы специальной компетенции.
К государственным органам общей компетенции относятся : Президент РФ, Федеральное собрание, Государственная Дума, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы.
К государственным органам специальной компетенции относится Министерство природных ресурсов (Минприроды).
Экологическая политика данного ведомства осуществляется по следующим направлениям:
- решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории;
- достижение на каждой конкретной территории надлежащего качества среды обитания, отвечающего принятым санитарно-гигиеническим нормам, а также системе оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения;
- восстановление и сохранение биосферного равновесия генетического фонда животного и растительного мира;
- рациональное использование всего природоресурсного потенциала страны.
Контроль за окружающей природной средой осуществляется на различных уровнях. Органы государственного экологического контроля включают: органы исполнительной власти, Минприроды РФ, Госатомнадзор России, Госкомсанэпиднадзор, Рослесхоз и некоторые другие ведомства, осуществляющие госконтроль в достаточно узком направлении.
Ведомственный экологический контроль осуществляют службы охраны природы министерств и ведомств.
Общественный экологический контроль проводится профсоюзными организациями, общественными организациями и объединениями.
Особой формой экологического контроля является мониторинг окружающей среды. Различают следующие виды мониторинга:
- 1 ) глобальный , проводимый на всем земном шаре или в пределах материков;
- 2 ) национальный , проводимый на территории одного государства;
- 3 ) региональный , проводимый на большом участке территории одного государства или на сопредельных участках нескольких государств;
- 4 ) локальный , проводимый на сравнительно небольшой территории (города, водного объекта, района крупного предприятия и т. п.).
Наблюдение, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды в нашей стране возложены на Федеральную службу России по гидрометеоролоши и мониторингу окружающей среды.
Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве включает законодательство о труде и охране труда. Основными законами, на основе которых осуществляется управление охраной труда, являются: Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ; Трудовой кодекс РФ, принятый 30 декабря 2001 г.; Гражданский кодекс РФ.
Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками.
В данном Законе рассматриваются вопросы, связанные с конкретным решением проблем охраны труда физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателем. Нормы Закона распространяются как на работодателей, так и на работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, а также на студентов и учащихся, проходящих производственную практику.
В Трудовом кодексе РФ достаточно широко представлены вопросы охраны труда - в частности, в таких разделах, как «Общие положения», «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», «Оплата и нормирование труда», «Охрана труда», «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства».
В разделе I «Общие положения» констатируется, что каждый работник имеет право на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и ряд других.
В ст. 41 Трудового кодекса (далее - ТК РФ) установлено, что в коллективный договор включаются вопросы по улучшению условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; по экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве.
В ст. 92 и 94 ТК РФ зафиксированы требования сокращения продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Для работников, занятых на работах с вредными (или) опасными условиями труда, ст. 116-119 ТК РФ установлены ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
- государственное управление охраной труда;
- государственный надзор и контроль соблюдения требований охраны труда;
- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
- координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
- распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда, международное сотрудничество в этой области;
- установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателя.
В частности, ст. 212 и 214 ТК установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и обязанности работника в области охраны труда; ст. 215 ГК определяет требования соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда; ст. 219 ГК устанавливает право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены; ст. 221 ГК устанавливает порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.
Нормативные правовые акты по охране труда включают следующие документы: гигиенические нормативы ( ГН); санитарные нормы (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиНы) Минздрава России; правила безопасности (ПБ) Госгортехнадзора России; правила Госэнергонадзора России; система строительных норм и правил (СНиП) Госстроя России; межотраслевые правила по охране труда (ПОТМ) Минтруда РФ.
Основным видом нормативных правовых актов по охране труда является Система стандартов безопасности труда (ССБТ) Госстандарта России. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как общефедерального, так и отраслевого значения.
Стандарты ССБТ могут быть государственными, отраслевыми и стандартами предприятий. Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатывают с учетом специфики отрасли, они могут содержать требования более жесткие, чем в соответствующем государственном стандарте (снижение уровня требований по сравнению с государственным стандартом не допускается). Такой же подход принят в стандартах предприятий (СТП).
ССБТ включает следующие подсистемы.
Стандарты подсистемы «О» устанавливают цели, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ, терминологии в области охраны труда; классификацию опасных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности.
Стандарты подсистемы «1» устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы контроля нормируемых параметров опасных и вредных производственных факторов.
Стандарты подсистемы «2» устанавливают общие требования безопасности к производственному оборудованию, требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования; методы контроля выполнения этих требований.
Стандарты подсистемы «3» устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности.
Стандарты подсистемы «4» устанавливают классификацию средств защиты; методы контроля и оценки средств защиты, требования безопасности к ним.
Стандарты подсистемы «5» устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям.
Правовую основу защиты населения в ЧС составляют отдельные разделы законов «Об Охране окружающей природной среды», «О безопасности», «О чрезвычайных ситуациях», «О пожарной безопасности». Основополагающим законом, регламентирующим организацию работ по профилактике, порядку действий, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Государственное управление в чрезвычайных ситуациях определено Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС. Данная система объединяет органы управления субъектов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и органы управления ЧС организаций. Она обеспечивает меры предупреждения ЧС, определяет организационный порядок реагирования на их реализацию и порядок действий в ЧС. Система включает соответствующие организации, силы и средства, координирует их действия в целях предупреждения ЧС, защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при применении возможным противником современных средств поражения.
Правовой основой законодательства в области обеспечения БЖД является Конституция – основной закон государства, где установлено, что в РФ охраняется труд и здоровье людей; каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
В состав этих основ входит: экологическая безопасность, охрана труда и чрезвычайные ситуации.
1. Экологическая безопасность. Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии Федерального закона 1992 г. «Об охране окружающей среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия.
Закон содержит свод правил охраны окружающей среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство. Задачами этого законодательства являются: охрана природной среды, предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.
К нормативам относятся ПДК (химического, физического, биологического происхождения). Экологические требования предъявляются всем хозяйственным субъектам независимо от форм собственности и подчиненности.
2. Охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Основные направления государственной политики в области охраны труда: 1) признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий; 2) установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности; 3) защита интересов работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и другие.
3. Чрезвычайные ситуации. С 1998 г. действует Федеральный закон «О гражданской обороне». Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны. Основные задачи ГО: 1) обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; 2) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; 3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; 4) предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; 5) проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения и т. п.
Реферат на тему :
ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА
Предмет:
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение
1. Экологическая безопасность
2. Охрана труда
3. Чрезвычайные ситуации
Список литературы
Введение
Правовой основой законодательства в области обеспечения БЖД является Конституция - основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Гарантом Конституции РФ является Президент. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, рассматриваются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом.
Экологическая безопасность
Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992 г. федерального закона «Об охране окружающей природной cpeды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.
Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.
Эти задачи реализуются через три группы норм: - нормативы качества окружающей среды,
Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду,
Механизм исполнения этих требований.
К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (в частности, Госсанэпиднадзором России) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.
Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны Окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях - проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Закон гарантирует право граждан на здоровую и благоприятную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений в охране окружающей природной среды: требовать предоставление экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.
Механизм реализации Закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. Это прямые экологические стимулы в охране окружающей природной среды. Влияние на экономический интерес осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий.
Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.
Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля. Мониторинг организуется с целью наблюдения за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферы, воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной cpeдe предупреждениями и прогнозами ее состояния.
Организационную основу службы экологического контроля составляет Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет) и ее подразделения на местах. В проведении государственного экологического мониторинга участвуют: Госсанэпиднадзор России - в части мониторинга неблагоприятных воздействий факторов окружающей среды на здоровье человека, Минсельхоз России в части мониторинга загрязнения почв, растительной продукции, вод и снега тяжелыми металлами, пестицидами, нитратами в агропромышленном комплексе, а также, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и· радиационной безопасности. Основная нагрузка ложится на государственную систему мониторинга Росткомгидромета. В ее состав входит сеть пунктов режимных наблюдений за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, поверхности вод, морской среды, лесной растительности, за химическим составом осадков, снежного покрова, уровнем радиации.
Основные положения производственного экологического контроля были введены постановлением правительства СССР 1968 года « О мeрax по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране». Постановление предусматривало организацию лаборатории в составе заводских лабораторий для постоянного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов в цехах, а также за загрязнением атмосферного воздуха, почвы и водоемов промышленными выбросами. В соответствии с федеральным законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990) предприятия получили самостоятельность в определении структуры и финансирования своих подразделений. Однако обязанностью всех предприятий и предпринимателей является проведение экологического контроля производства и недопущение загрязнения окружающей среды, выпуск продукции, не приносящей вреда здоровью человека.
Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право налагать запрет на размещение проекта, совместно с органами власти принимать меры административно-правового пресечения вредной деятельности, привлекать виновников к ответственности за экологические правонарушения.
Система стандартов. Охрана природы. ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы) в части защиты их от антропогенного воздействия. Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользования. Государственные стандарты дают признаки и методики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей.
Система государственных стандартов включает более 200 стандартов, касающихся охраны окружающей среды. Она подразделяется на несколько групп стандартов и обеспечивает применение единых и обязательных методов и правил охраны природы. Стандарты нулевого комплекса ГОСТ 17.0.0.01 и другие составляют группу организационно-методических стандартов. Так, ГОСТ 17.0.0.04-90 регламентирует основные положения экологического паспорта предприятия.
Стандарты в области охраны вод объединяются в первый комплекс - ГОСТ 17.1.1.01 и другие; а, например, ГОСТ 17.1.3.07. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов - в третий. К четвертому комплексу относятся стандарты в области охраны и рационального использования почв, к пятому - использования земли, к шестому - охраны растительности.
Федеральный закон «Об охране окружающей при родной среды» дополняется законодательными актами, конкретизирующими его положения. В 1992 году принят «Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов». В 1993 году принят Указ «Об образовании Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по экологической безопасности». В 1994 году «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития.
Проблема охраны окружающей среды имеет глобальный характер. В Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (1972) сформулированы 26 принципов, положенных в основу международного экологического сотрудничества. Декларация провозгласила право человека на жизнь в благоприятной окружающей среде. Природные ресурсы Земли должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений.
Конференция ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро единодушно приняла Декларацию по окружающей среде и развитию, провозгласившую цель установить новое, справедливое глобальное партнерство для сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.
Российской Федерацией приняты к исполнению, в частности:
Протокол 1985 года о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков, Протокол 1988 года об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков.
Россия стала членом многосторонних конвенций, таких как конвенция о защите Черного моря от загрязнений (1992г.), об охране морской среды Балтийского моря (1992г.), конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий и др.
Охрана труда
Основы законодательства Российской Федерации об охране труда обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе· трудовой деятельности и в связи с ней.
Охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, основ законодательства РФ об охране труда и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.
Основные направления государственной политики в области охраны труда :
Признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий;
Установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;
PAGE_BREAK--
Государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законов и иных нормативных актов об охране труда;
Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда, осуществляемый через профессиональные союзы и иные представительные органы;
Защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;
Проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, средств коллективной. и индивидуальной защиты;
Применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по охране труда.
Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:
На рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
На возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;
На обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя и др.
Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной властей гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контакту) с работодателем. Условия трудового договора (контакта) должны соответствовать требованиям законодательных и нормативных актов по охране труда.
В 1994г. была создана межведомственная комиссия на уровне заместителей министров и ведомств РФ для координации деятельности министерств и ведомств РФ, привлечения компетентных организаций, ученых и специалистов в целях реализации Основ законодательства РФ об охране труда.
На федеральном уровне установлено, что в РФ действует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. В нее входят:
Государственные стандарты (ГОСТы) РФ;
Система стандартов безопасности труда (ССБТ);
Отраслевые стандарты ОСТ ССБТ;
Правила безопасности ПБ;
Инструкция по безопасности ив;
Правила по охране труда отраслевые ПОТО;
Типовые отраслевые инструкции по охране труда ТОИ.
Органы государственной власти субъектов РФ на основе государственных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.
Предприятия, учреждения и организации разрабaтывают и утверждают стандарты предприятия. системы ССБТ, инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных, правовых актов.
Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.
ССБТ - комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
ССБТ устанавливает требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов:
Требования безопасности к производственному оборудованию;
Требования безопасности к производственным процессам;
Требования к средствам защиты работающих. Система стандартов безопасности труда ССБТ насчитывает несколько сот государственных и отраслевых стандартов. На основе ССБТ создаются новые безопасные_ техника и технологии, планируются и осуществляются мероприятия по улучшению санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах, осуществляется контроль состояния условий и охраны труда.
Обеспечение безопасности производственного оборудования и технологических процессов должно достигаться при ведением их в соответствие с требованием ССБТ.
Стандарты предприятий по безопасности труда (СТПБТ) являются составной частью ССБТ. Стандарт предприятия регламентирует организацию работы по обеспечению безопасности труда на предприятии.
Инструкция по охране труда (ИОТ) является нормативным документом, устанавливающим требования безопасности при выполнении работ в производственных помещениях и в иных местах, где работающие выполняют порученную им работу или служебные обязанности. Инструкции могут разрабатываться как для работающих отдельных профессий, так и для отдельных видов работ. Инструкции должны включать только те требования, которые касаются безопасности труда и выполняются самими работающими.
Инструкции разрабатываются на основе типовых инструкций, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной документации используемых технических средств, а так же с учетом конкретных условий работы.
Требования ИОТ являются обязательными для работающих. Невыполнение их рассматривается как нарушение производственной дисциплины.
Для организации работы по охране труда на предприятии создаются в случае необходимости службы охраны труда или привлекаются специалисты по охране труда на договорной основе. Структура и численность работников службы охраны труда предприятия определяется работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда.
Ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя. В обязанности работодателя входит обеспечение безопасности оборудования, технологических процессов и применяемых сырья и материалов, выполнение требований законодательства и нормативных актов, в частности, организация медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических осмотров в процесс е работы.
Оценка фактического состояния условий труда производится на основании данных аттестации рабочих мест или специальных инструментальных замеров уровней факторов производственной среды, которые отражаются в карте условий труда на рабочем месте.
Превышение ПДК и ПДУ на рабочих местах считается нарушением норм и правил по охране труда.
Государственное управление ОТ, надзор и контроль осуществляет государственный орган, полномочия которого определяются Президентом РФ и по его поручению Правительством РФ. Нормы и правила ОТ, утверждаемые этим государственным органом управления ОТ, обязательны для исполнения на территории рф предприятиями всех форм собственности.
Правовые нормы в области защиты населения всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей при родной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Федеральное собрание Российской Федерации утверждает ассигнования на финансирование мероприятий, проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Правительство устанавливает
Чрезвычайные ситуации
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного» характера (1994 г.) определяет общие для Российской Федерации правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации, объектов производственного и Социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, Снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.
Единая государственная Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Президент вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решение по вопросу предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их последствий, вводит при необходимости и в соответствии с Конституцией чрезвычайное положение.
Федеральное собрание Российской Федерации утверждает ассигнования на финансирование мероприятий, проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Правительство устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных Органов государственной власти по их ликвидации.
Органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содержат в готовности необходимые силы и средства для защиты населения и территорий от ЧС, проводят обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях.
Для осуществления Государственного управления и Координации органов исполнительной власти создан федеральный орган - Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и Ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), который Создает подведомственные ему территориальные Органы. Эти органы в свою очередь, организуют работу в "области защиты населения и территории от ЧС в своей сфере Деятельности и порученных им отраслях экономики.
Продолжение
--PAGE_BREAK--
Федеральные органы исполнительной власти:
Разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в ЧС;
Утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от ЧС;
Обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственно. го и социального назначения;
Финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных, ситуациях;
По отношению к другим организациям осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно федеральными органами Исполнительной власти, субъектами РФ, органами местного самоуправления. Постановлением от 24 июля 1995 года. О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС. Определены основные задачи, формы и методы подготовки населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Подготовка населения осуществляется путем проведения занятий по месту работы и самостоятельного Изучения действий в чрезвычайных ситуациях согласно рекомендуемым программам с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках.
В целях проверки подготовленности населения в области защиты от ЧС регулярно проводятся командно-штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки. Командно-штабные учения или штабные тренировки на предприятиях, в учреждениях и организациях проводятся один раз в год продолжительностью до одних суток. Тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с формированиями предприятий один раз в три года, с формированиями повышенной готовности - один раз в год.
Комплексные учения продолжительностью до двух суток проводятся один раз в три года в органах местного самоуправления, на предприятиях и в учреждениях, имеющих численность работников более 300 человек. В других организациях один раз в три года проводятся тренировки продолжительностью до восьми часов.
Тренировки с учащимися и студентами должны проводиться ежегодно. Подготовка осуществляется в учебное время. по общеобразовательным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Подготовка руководителей федеральных органов исполнительной власти субъектов федерации осуществляется на ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых начальником гражданской обороны Российской Федерации - Председателем Правительства РФ.
Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу. Непосредственное руководство ГО в городах, поселках, селах осуществляется руководителями органов исполнительной власти. Ответственность за организацию и состояние обороны на объекте экономики несет его руководитель, он является начальником ГО на объекте. При начальнике ГО объекта создается штаб ГО - орган управления начальника ГО, организатор всей практической деятельности на объекте по вопросам ГО. Он комплектуется в зависимости от величины и важности объекта штатными работниками ГО и из должностных лиц, не освобожденных от основных обязанностей. Начальник штаба ГО является первым заместителем начальника ГО объекта. Ему предоставляется право от имени начальника ГО отдавать· приказы и распоряжения по вопросам ГО на объекте.
На объектах экономики создаются также службы ГО: оповещения и связи, медицинская, противопожарная, аварийно-техническая, противорадиационной и противохимической защиты, убежищ и укрытий, энергоснабжения, светомаскировки, охраны общественного порядка, транспортная, материально-технического снабжения. На объектах сельскохозяйственного производства создаются, кроме того, служба защиты сельскохозяйственных животных и растений.
Предназначение служб - подготовка необходимых сил и средств для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и руководство этими силами при выполнении ими указанных работ. Службы возглавляются руководителями соответствующих отделов, цехов, бригад и других подразделений объектов, на базе которых они создаются.
Силами ГО объектов обычно являются невоенизированные формирования ГО. На большинстве объектов комплектуются спасательные отряды, команды или группы, состоящие соответственно из команд, групп и звеньев, а также санитарных дружин. На эти формирования возлагаются розыск пострадавших, извлечение их из-под завалов, из разрушенных зданий и заваленных защитных сооружений, вынос пораженных и оказание им первой медицинской помощи. Формирования оснащаются необходимой техникой.
Сводные отряды (команды, группы) - наиболее мобильные и хорошо оснащенные формирования предприятий. Они предназначены для решения задач, как в военное, так и в мирное время и всегда должны находиться в готовности к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и к ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.
Кроме формирований общего назначения на объектах создаются формирования служб: разведывательные группы (звенья), посты радиационного и химического наблюдения, группы связи, отряды санитарных дружин и санитарные посты, противопожарные команды, аварийно-технические команды, команды противорадиационной и противохимической защиты, звенья по обслуживанию убежищ и укрытий, группы охраны общественного порядка, подразделения общественного питания и торговли.
Силы гражданской обороны могут привлекаться для ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.
За последние 20 лет стихийные бедствия на Земле унесли жизни 3 млн. человек, ранено свыше 800 млн. человек, стоимость ущерба по подсчетам зарубежных специалистов превысила 100 млрд. долларов. Масштабы бедствий вынуждают пострадавшие страны обращаться за международной помощью. В составе ООН выделены подразделения, объединяющие специалистов для ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.
В 1971году Генеральной ассамблеей ООН был создан исполнительный комитет ВОЗ по оказанию медицинской помощи при Стихийных бедствиях (ЮНДРО). В его Составе постоянно функционирует сектор здравоохранения в ЧС и оперативная группа по стихийным и другим бедствиям.
В международном Комитете Красного Креста (МККК) объединены 125 национальных обществ Красного Креста. МККК занимается организацией и осуществлением экстренной помощи при антропогенных катастрофах, включая вооруженные конфликты.
В 1975 году в Женеве создано Международное общество медицины катастроф (МОМК) в составе около 30 государств. Задачей общества является координация разработки проблем медицины катастроф в международном масштабе.
Руководство России принимает меры по объединению усилии всех министерств и ведомств в предотвращении катастроф и ликвидации их последствий.
ЛИТЕРАТУРА
1. П.Г. Белов, АФ. Козьяков, С.В. Белов, Г.П. Павлихина, Д.М. Якубович, Б.Г. Давыдов, БА. Еременко. Безопасность жизнедеятельности, ч. 2. - М.: 1995.
2. Ю.Д. Жилов,·Г.Н. Куценко. Справочник по медицине труда и Экологии. - М.: ВШ, 1995.
3. Энциклопедия по безопасности и Гигиене труда (в 4 т.). Пер. с англ. - М.: 1985.
4. Ю.Н. Богоявленский, Т.Н. Улиссова и др. Биология. - М.: 1982.
5. ЕА. Воробьева и др. Анатомия и физиология человека. - М.: 1975.
6. Основы законодательства РФ об охране труда. Человек и труд, 1994, № 5.
7. З.А. Нечаев, М.Н. Фаршатов. Военная медицина и катастрофы мирного времени. М., 1994.
Цель и задачи БЖД
Вопрос обеспечения БЖД человека в ОС стоит очень остро. Это связано с обеспечением безопасности человека везде - в транспорте, быту, т.д. Аварии связаны со многими факторами: человеческим (человек привыкает к опасности и потом ее не замечает), износом технических средств, нарушением технологии строительства, развитием НТП, т.д. Т.е., как дисциплина БЖД - не нова.
В 1965 г. был введен предмет “охрана труда” в ВУЗах, а также читались курсы “Охрана окружающей среды”, “Гражданская оборона” – предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина БЖД. Основная цель – выработка общих правил, закономерностей безопасности, защита человека в СО от негативных воздействий антропогенного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.
Среда обитания (СО):
1 – производственная
2 – бытовая
3 – окружающая
Человек контактирует с различными СО посредством машин.
БЖД – наука о сохранении жизни и здоровья человека в среде обитания, которая выявляет опасности, разрабатывает меры и средства защиты от опасности и разрабатывает мероприятия по ликвидации последствий ЧС; наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой и биосферой.
Для достижения цели решают задачи:
1. Для защиты человека необходимо знать опасности, которые ему грозят. Т.е., необходима идентификация опасности – распознание опасности с указанием качественных и количественных характеристик.
2. Защита от опасности на основе сопоставления затрат с видом опасности (ее подбирают не только исходя из социального аспекта, но и с экономической точки зрения).
3. Ликвидация последствий ЧС.
Объект изучения дисциплины БЖД – комплекс явлений и процессов в системе “Человек- Среда обитания”, негативно действующих на человека и среду обитания.
Цель изучения дисциплины – получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла.
Опасности подстерегают нас в первую очередь в связи с развитием НТП (т.к. он развивается быстрее, чем успевает человечество), с использованием на производстве недостаточно изученных новых видов энергии (взрывы, пожары). Кроме того, большое значение имеет и человеческий фактор – человек быстро привыкает к опасности и впоследствии ее не различает.
Опасность – явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека.
Сама опасность обусловлена неоднородностью системы “Человек - Окружающая среда” и возникает, когда их характеристики не совпадают.
Источники формирования опасности.
1. сам человек, его труд, деятельность, средства труда;
2. окружающая среда;
3. явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.
В БЖД существуют 2 понятия:
1. гомосфера (сфера, пространство, в которой присутствует человек);
2. ноксосфера (“ноксо”(лат.)- опасность; пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности.).
Совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо с позиций безопасности. Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер.
Безопасность – свойство систем “Человек – Машина - Среда ” сохранять при функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасности на незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а ущерб при этом от энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого.
В законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Жизнедеятельность людей - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.
Нормальная жизнедеятельность человека является безопасной. Состояние безопасности достигается также при условии , когда действующие опасности снижены до предельного допустимых уровней.
Т. е. безопасность, это такое состояние объекта (человека) при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.
Обеспечение безопасности достигается 3-мя основными методами:
1. Состоит в пространственном и (или) временном разделении гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, организации деятельности и т.п.
2. Состоит в нормализации ноксосферы путем исключения опасностей. Это совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, пыли, опасности травмирования и другие средства коллективной защиты.
3. Включает (использование ) гамму приемов и средств, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности. Данный способ реализуется профотбором, обучением, психологическим воздействием, средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
1 – в мирных условиях
2 – в условиях войны, ЧС - ГО
БЖД обеспечивается комплексом наук:
1. ОБЖ (общие вопросы БЖД – понятия и терминология)
2. ОТ или БТ (охрана труда или безопасность труда) – красная нить курса
3. ООС (охрана окружающей среды)
4. Промышленная безопасность ПрБ
5. Пожарная безопасность ПоБ
6. Экологическая безопасность ЭБ
7. Санитарно-эпидемиологическая безопасность СЭБ
8. Электробезоп. и защита от излучения, радиационная, ядерная безопасность ЭБиРИЯБ
9. Гражданская оборона и предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций ГОЧС (мирное время, военное, условия ЧС)
Т.к. БЖД – наука, касающаяся многих аспектов жизнедеятельности человека, то сложилось несколько аксиом БЖД для разработки методик защиты человека от опасности:
Опасность создается особыми свойствами материальных объектов и реализуется в форме заболевания, травмы или смерти человека. Различают опасность реальную и потенциальную.
Условия реализации опасности:
· Опасность должна существовать (по умолчанию)
· Человек находится в зоне опасности
· Человек не обладает средством защиты (СЗ) от опасности
Схемы взаимодействия человека и опасности
1. Безопасная ситуация (Разделены пространством и временем)
2.Опасная ситуация . ОП существует, человек находится в зоне ОП, при этом не обладает СЗ.
3. Условно безопасная ситуация . ОП существует, человек находится в зоне ее действия, но при этом обладает СЗ. Например, пыль на производстве при наличии СЗ.
Классификация опасностей (классифицируют под различным углом зрения).
№ | Классификация | Вид ОП |
По видам источника | -Естественная (цунами,тп) -Антропогенная (искусств.созданное человеком оружие) -Техногенная (выход из строя б. количества техсредств, который влечет за собой б. моральный и материальный ущерб – Саяно-Шушенская ГЭС) | |
По видам потов к жизненном пространстве человека | -Энергетическая (электроэнергия, солнечная, тепловая, тд) -Массовая -Информационная (дезинформация – паника, война) | |
По величине потоков в жизненном пространстве (с тз воздействия на ч-ка) | -Допустимые -Предельно допустимые -Опасные -Чрезвычайно опасные | |
По моменту возникновения | -Прогнозируемые -Спонтанные | |
По количеству людей, подвергшихся ОП | -Индивидуальные -Коллективные -Массовые | |
По возможности распознавания (идентификации) ОП | -Ощущаемые (газовая – кашель, дыхание) -Неощущаемые (радиация) | |
По виду негативного воздействия | -Вредные (временное ухудшение самочувствия человека) -Травмоопасные (травма, гибель) (отличаются по степени воздействия) | |
По вероятности воздействия на человека | -Потенциальные -Реальные (настоящее время) -Реализованные (прошедшее время, есть последствия от нее) |
Опасными могут быть все объекты, которые содержат энергию (любые явления) или опасные вещества.
Источник опасности – объект создающий потоки вещества энергии информации.
Правовые и нормативно-технические основы БЖД
Законодательство, НТД, регламентирующие вопросы безопасности
Законы на стратегическом уровне:
· они усматривают принципы государственной политики в области охране труда;
· права и гарантии прав работников на охрану труда;
· принципы государственного управления охраны труда;
· обязанности работодателя по обеспечению охраны труда;
· экономические механизмы по обеспечению охраны труда;
· ответственность работников, работодателей и должностных лиц.
Нормативно-техническая документация
1. Конституция РФ.
Человек имеет право на безопасные условия труда.
2. Все виды кодексов - Трудовой кодекс (ТК РФ), НК РФ, УК РФ ГК РФ и тд (+конституц.законы)
Раздел 10 – посвящен безопасности труда, оговаривается все – обучение, освещение, ОТ.
3. Федеральные законы (ФЗ 116- промышленная безопасность, Закон об основах охраны окружающей среды, тд, Указы Президента, Постановления Правительства)
4. НТД – подзаконные акты: ГОСТ, СанПин, СП, СН, СНиП (ссылки на конкретные цифры, измеряемые параметры безопасности).
5. ОСТ – ведомственные нормативные акты, законодательные акты.
6. ЛНА – локальные нормативные акты (более узкие - инструкции, приказы, распоряжения).
Каждый последующий слой конкретизирует предыдущий. Н., инструкции по ОТ.
В области обеспечения ОТ принята ССБТ – система стандартов безопасности труда. Регламентируется большим количеством документов:
- ГОСТ (основа)
- ОСТ (адаптированный к конкретной отрасли стандарт)
- СТП (стандарт предприятия конкретного)
- СНиП, СанПиН, СН, СП. ТУ, ТехИ, техпаспорта, и тд.