Порядок признания и исполнения решений иностранных судов. Судебное разбирательство гражданских дел с иностранным элементом Исполнение судебных решений в международном частном праве

Источники международного гражданского процесса

Основным источником международного гражданского процесса является национальное законодательство, в первую очередь гражданско-процессуальное и гражданское. Нормы международного гражданского процесса в российском праве закреплены в ГПК, ГК, СК, АПК, Регламенте МКАС и МАК. Нормы российского международного гражданского процесса частично кодифицированы - АПК (гл. 31-33) и ГПК (разд. V). Недостатками кодификации российского международного гражданского процесса являются: неполнота регулирования специфики рассмотрения споров с иностранным элементом в специальных разделах ГПК и АПК; наличие норм международного гражданского процесса в разных разделах ГПК и АПК; постоянная необходимость применения в сфере международного гражданского процесса общих норм процессуального законодательства.

Гражданско-процессуальное законодательство выступает основным источником национального международного гражданского процесса в праве большинства государств (Аргентина, Болгария, Италия, Польша, Португалия, Румыния, ФРГ, Франция). В некоторых государствах приняты единые законы о МЧП и процессе (Албания, Венгрия, Венесуэла, Чехия). Особенности англо-американских источников международного гражданского процесса заключаются в общей специфике системы общего права - главенствующую роль среди вообще играет судебный прецедент .

Международныедоговоры также являются источниками международного гражданского процесса. Среди универсальных многосторонних международных договоров следует отметить: Гаагскую конвенцию по вопросам гражданского процесса 1954 г.; Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г.; Нью-Йоркскую конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.; Европейскую конвенцию о внешнеторговом арбитраже 1961 г.; Гаагскую конвенцию об отмене требования легализации иностранных официальных документов 1961 г. Примерами региональных международных договоров , в которых регулируются вопросы международного гражданского процесса, являются: Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ, Кодекс Бустаманте, конвенции ЕС (Брюссельская, Лугано и др.). Основную роль среди международно-правовых источников международного гражданского процесса играют двусторонние договоры: о взаимном признании и исполнении судебных и арбитражных решений, консульские конвенции, соглашения о торговле и мореплавании, договоры о правовой помощи.

Общие начала процессуального положения иностранных лиц в гражданском судопроизводстве

Порядок обращения судов одного государства в суды других государств:

  1. непосредственные сношения судов;
  2. дипломатический и консульский путь - обращение в министерства иностранных дел, посольства и консульства;
  3. использование специально назначенных уполномоченных;
  4. передача поручений через центральные органы юстиции. Процедура выполнения поручения иностранного суда регулируется законом государства места исполнения поручения.

В континентальном праве установлен общий порядок: судебные поручения передаются дипломатическим путем, если иное не предусмотрено международным договором . Судебная практика - правовая помощь оказывается на условиях взаимности. При исполнении поручения используется гражданское процессуальное право государства места исполнения поручения. Не выполняются поручения, направленные на совершение процессуальных действий, запрещенных законом государства, исполняющего поручение. Порядок и условия выполнения поручений установлены в основном не в законе, а в правилах и инструкциях министерств юстиции.

В англо-американском праве отсутствует общее понятие правовой помощи. Широко используется институт специальных уполномоченных (комиссионеров). Предусмотрена возможность непосредственных сношений судов при запросе об исполнении поручения. Основная проблема заключается в том, что для англо-американских судов доказательства, полученные в соответствии с континентальным процессуальным правом, могут не иметь юридической силы. С другой стороны, для европейских судов действия комиссионеров могут представляться нарушением их государственного суверенитета.

В законодательстве РФ общий порядок исполнения иностранных судебных поручений установлен в ст. 407 ГПК и ст. 256 АПК. При отсутствии международного договора правовая помощь может оказываться в порядке и на условиях международной вежливости. Отсутствует требование взаимности. Дипломатический путь является основным способом передачи судебных поручений. Общее правило - процедура выполнения поручения иностранного суда на территории РФ регулируется исключительно российским правом. Современная тенденция - по просьбе иностранного государства возможно исполнение поручения с применением его процессуального права. Основания отказа в оказании правовой помощи: исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации; исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

Основное количество двусторонних международных договоров в мире касается именно оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. С точки зрения международно-правового регулирования оказание правовой помощи представляет собой обязанность государства по международному праву . В двусторонних соглашениях определяются предмет и объем правовой помощи, «маршрут» судебного поручения. Предусмотрено как использование дипломатических каналов, так и непосредственные сношения органов юстиции и судов. Правовая помощь оказывается безвозмездно.

Среди многосторонних международных соглашений о правовой помощи основным универсальным регулятором порядка исполнения судебных поручений является Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. Конвенция определяет понятие «судебные документы» и устанавливает общее правило, что поручение передается консульским путем. Возможно отступление от этого правила: использование как дипломатического пути, так и непосредственных сношений судебных органов. Государства обязаны исполнять поручения, за исключением случаев, перечисленных в Конвенции.

Признание и исполнение иностранных судебных решений

Решения национальных судебных органов имеют территориальную силу. Судебное решение представляет собой часть правопорядка того государства , в пределах юрисдикции которого оно вынесено. Допустимо признание и приведение в исполнение решений национальных судов в других государствах в случаях, предусмотренных законодательством этих государств или международными соглашениями. Юридические последствия признания иностранного судебного решения - признанное за рубежом судебное решение получает такую же юридическую силу, что и решения местных судов (т. е. приобретает свойства неопровержимости, исключительности, исполнимости, обязательности для должностных лиц и органов данного государства).

Судебные решения (в зависимости от категории дел) могут предполагать только их признание. Признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой (условием) его принудительного исполнения. Принудительное исполнение возможно только в силу соответствующего распоряжения компетентных властей того государства, где исполнение испрашивается. Законодательство предусматривает специальную процедуру по разрешению исполнения. Общее для всех государств - принцип взаимности как условие принудительного исполнения.

Основные системы принудительного исполнения иностранных судебных решений:

  1. для исполнения требуется проверка правильности решения иностранного суда с точки зрения формы, установление его соответствия публичному порядку государства места исполнения;
  2. необходима выдача экзекватуры; возможна проверка решения по существу, если оно вынесено против местного гражданина ;
  3. регистрация иностранного судебного решения в особом реестре (в государствах, предоставляющих друг другу взаимность).

Система экзекватуры - это принятие судебного постановления, которое санкционирует исполнение иностранного судебного решения, придает ему принудительную силу. Судебное решение признается или исполняется как таковое. Варианты системы экзекватуры:

  1. допустимость ревизии дела по существу - суд, разрешающий исполнение, подвергает иностранное решение полной ревизии с точки зрения правильности разрешения дела по существу;
  2. возможность только ограниченного контроля со стороны суда, разрешающего исполнение, - суд не проверяет правильность разрешения дела по существу, но вправе произвести полную ревизию в исключительных случаях по требованию должника;
  3. экзекватура выдается только при условии взаимности. Условия выдачи экзекватуры: решение не должно противоречить публичному порядку государства места исполнения решения; должник надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного разбирательства . Основания отказа в выдаче экзекватуры перечислены в законодательстве. Экзекватура представляет собой специальное постановление только для исполнения решения или и для его признания.

По российскому законодательству решения иностранных судов признаются и исполняются на территории РФ в порядке международных договоров и федеральных законов РФ (ст. 409 ГПК и ст. 241 АПК). Решения, не подлежащие принудительному исполнению, признаются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором или законодательством РФ (ст. 413, 415, 416 ГПК). Основания отказа в признании иностранных судебных и арбитражных решений (ст. 414 ГПК и ст. 244 АПК): решение не вступило в законную силу; сторона, против которой вынесено решение, не была извещена о месте и времени рассмотрения дела; дело относится к исключительной подсудности правоприменительных органов РФ; по данному делу имеется вступившее в законную силу решение судебного органа РФ; признание решения противоречит публичному порядку РФ.

Общий порядок принудительного исполнения решений иностранных судов определен в ст. 409 ГПК и ст. 246 АПК. Для рассмотрения дела о возможности принудительного исполнения решения необходимо ходатайство взыскателя о разрешении принудительного исполнения по месту жительства должника или нахождения его имущества (ст. 410 ГПК и ст. 242 АПК). Основания отказа в разрешении принудительного исполнения иностранных судебных решений в принципе совпадают с основаниями отказа в признании (ст. 412 ГПК и ст. 244 АПК). Юридическое значение признания иностранных судебных решений заключается в том, что оно подтверждает гражданские права и обязанности в том же смысле, что и решения российского суда.

Двусторонние договоры о правовой помощи устанавливают взаимную обязанность признания и исполнения решений органов юстиции договаривающихся государств. В договорах определен широкий круг решений, подлежащих признанию и исполнению. Рассмотрение ходатайства о разрешении принудительного исполнения входит в компетенцию органов того государства, на территории которого решение должно быть исполнено. Решения подлежат признанию и исполнению без пересмотра их по существу. В случаях простого признания решения признаются независимо от времени их вынесения и момента возникновения правоотношений . Признание без принудительного исполнения осуществляется без дальнейшего производства. Основной принцип принудительного исполнения - применение законодательства страны места исполнения. Принудительное исполнение осуществляется на основе принципа экзекватуирования (договоры Российской Федерации с Чехией, Польшей, Грецией, Кубой).

В Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ закреплено, что каждое из договаривающихся государств обязано признавать и исполнять вынесенное на территории других договаривающихся стран решение по гражданским и семейным делам. Решения, не требующие исполнения, признаются без дальнейшего производства при соблюдении определенных условий. Ходатайство о разрешении принудительного исполнения подается в компетентный орган государства места исполнения. Конвенция перечисляет основания отказа в признании и исполнении судебных решений.

Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. определяет очень узкий круг дел, предполагающих признание и исполнение за границей. Предусмотрен дипломатический путь обращения с просьбой об исполнении решения; при этом установлена возможность и упрощенного порядка обращения. Рассмотрение вопроса о разрешении принудительного исполнения производится компетентными органами государства места исполнения в соответствии с его национальным законодательством. Суд места исполнения не рассматривает иностранное решение по существу, а ограничивается установлением его формальной правильности.

Нотариальные действия в международном частном праве и международном гражданском процессе

Основные задачи нотариата в сфере правоотношений с иностранным элементом - нотариат призван обеспечить защиту прав права российским нотариатом установлены в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 и ГК (ст. 1186-1193).

Нотариальные функции консульских учреждений: охрана наследственного имущества, выдача свидетельства о праве на наследство; удостоверение верности копий документов и выписок из них; удостоверение сделок ; представительство интересов граждан своего государства в гражданском процессе . Правомочия консула в сфере нотариальных действий закреплены в консульских конвенциях.

В законодательстве закреплено право нотариата обращаться к иностранным органам юстиции с поручением о производстве отдельных нотариальных действий в порядке, предусмотренным международными договорами и национальным законом . Условия и порядок исполнения иностранных нотариальных поручений, основания отказа в исполнении перечислены в законодательстве.

Документы, составленные за границей и исходящие от должностных лиц компетентных органов иностранного государства, принимаются в другом государстве при условии их легализации МИД России. Легализация - это последовательный ряд удостоверений подписей должностных лиц и качества, в котором они выступают; удостоверение подлинности печатей и штампов, которыми скреплены документы. Легализация представляет собой цепочку удостоверений. В российских судах признаются документы, выданные, составленные или удостоверенные компетентными органами иностранных государств (ст. 408 ГПК и ст. 255 АПК) при наличии легализации, если иное не установлено международным договором РФ или федеральным законом.

Упрощенный порядок легализации - это консульская легализация, которая представляет собой специальную надпись консула на документе и удостоверяет подлинность подписи должностного лица иностранного государства. Консульская легализация - это не только установление и засвидетельствование подлинности подписей, но и удостоверение соответствия документов и актов законам государства пребывания. Положения о консульской легализации закреплены в Консульском уставе Российской Федерации, утвержденном Законом СССР от 29.10.1976. Отмена требования консульской легализации может быть установлена в нормах международных соглашений.

Гаагская конвенция об отмене требования легализации иностранных официальных документов 1961 г. устанавливает правило - вместо последовательных операций по оформлению легализации требуется выполнение единственной формальности: проставление органами, выдавшими документ, апостиля - единственной удостоверительной надписи на документе, одинаковой по форме для всех государств-участников. Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепленном с самим документом. Образец апостиля приложен к Конвенции. Отказ в проставлении апостиля может быть обжалован в судебном порядке. Значение Конвенции заключается в облегчении и упрощении процедуры оформления документов, которые должны быть представлены в зарубежные официальные органы. Конвенция отменяет требование дипломатической или консульской легализации в отношении определенного перечня документов. В российских арбитражных судах документы иностранного происхождения принимаются при условии проставления апостиля (ст. 255 АПК).

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ и двусторонние договоры о правовой помощи РФ предусматривают упрощенный порядок действия официальных документов одного государства-участника на территории других государств. Требование легализации отсутствует; предусмотрено ограниченное использование апостиля. Проставление апостиля нельзя требовать, если документ в принципе освобожден от легализации. В Конвенции определен круг органов и должностных лиц, составляющих и удостоверяющих документы, освобождаемые от легализации.

21. Значение института. Понятие и виды иностранных судебных решений. Признание и исполнение судебного решения является той процессуальной стадией, на которой происходит окончательное урегулирование спорных отношений. Если правовая система государства не предусматривает конкретного механизма исполнения судебного решения, вступившего в законную силу и подлежит обязательному исполнению, то право на судебную защиту превращается в иллюзию. Именно поэтому исполнение судебного решения рассматривается как неотъемлемая составляющая права на справедливое судебное разбирательство в соответствии со ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., а также практики Европейского суда по правам человека.

Вместе с этим, любое судебное решение - это часть правопорядка того государства, в пределах юрисдикции которой его было принято. Практическая сложность вопросы признания и исполнения иностранного судебного решения заключается в том, что судебное решение, как акт публичной власти одного государства, принятый в пределах его юрисдикции, должно быть признано и исполнено на территории другого государства, на которую эта публичная власть не распространяется. Как следствие, допустимость признания и исполнения судебного решения за рубежом будет определяться законодательством конкретного иностранного государства и международными договорами, участником которых она является.

Обратимся к основных правовых категорий института признания и исполнения иностранных судебных решений. Законодательство большинства государств мира не содержит легального определения термина "иностранное судебное решение", однако закрепляет перечень видов таких решений, которые могут быть признаны и исполнены. Так, например, ст. 165 Закона о Мчп Румынии предусматривает, что термин "иностранные судебные решения" охватывает юрисдикционные акты судебных, нотариальных и других компетентных органов другого государства. Тем же путем пошло и украинское законодательство. Согласно ст. 81 Закона о Мчп и ст. 390 ГПК Украины, в Украине могут быть признаны и исполнены: 1) решения суда иностранного государства; 2) решения других компетентных органов иностранных государств, к компетенции которых относится рассмотрение дел, возникающих из гражданских, трудовых, семейных и хозяйственных правоотношений; 3) приговоры иностранных судов по уголовным делам в части, касающейся возмещения ущерба и причиненных убытков; 4) решение иностранных или международных арбитражей. Обязательной предпосылкой признания и выполнения всех этих решений иностранных судов является то, что они вступили в законную силу в государстве, в котором их было принято. Таким образом, в более общем виде, "иностранное судебное решение" можно определить так: любое решение (постановление, определение или приговор), что было принято в одном государстве, вступило в законную силу, и подлежит признанию или признанию и исполнению на территории другого государства.

в Зависимости от того, к какому вида принадлежит иностранное судебное решение, их следует разделять на две категории: И - решения, для которых является достаточным лишь признание (например, решение об объявлении лица умершим, о признании лица недееспособным, решение о расторжении брака или о признании брака недействительным, решение об установлении режима сепарации, решение об установлении факта отцовства, решения об усыновлении); II - решения, которые, помимо признания, требуют также выполнения (к примеру, это решение о денежные взыскания или о возвращении имущества).

22. Мировые системы признания иностранных судебных решений. Признание решения иностранного суда состоит в предоставлении этому решению такой же юридической силы, какую имеет решение, принятое судом Украины после обретения им законной силы. Признаны в Украине решения иностранных судов после признания приобретают таких признаков, как исключительность, бесспорность, общеобязательность и выполняемость. Сейчас в мире можно выделить 3 основные системы признания иностранных судебных решений:

I - система экзекватуры: для принудительного исполнения иностранного судебного решения является необходимой выдача экзекватуры. Под экзекватуру понимают процедуру предоставления решению иностранного суда силы решения собственного государства. Возможность выдачи экзекватуры регламентируется международными договорами, а порядок ее выдачи определяется в национальном законодательстве государства, на территории которой иностранное судебное решение будет исполняться (большинство государств Европы и Латинской Америки).

II - система регистрации иностранного судебного решения в особом реестре (страны англосаксонской правовой системы). К примеру, в Великобритании действует специальный порядок регистрации судебных решений, принятых в тех государствах, которые также на условиях взаимности признают решения британских судов. Такая регистрация возможна в течение шести лет в Высоком суде Великобритании.

III - система нового суммарного пересмотра иностранного судебного решения (США). При такой системе иностранное судебное решение является основанием для нового судебного рассмотрения национальным судом государства, в котором оно подлежит исполнению. Однако при рассмотрении дела суд не обращается к вопросу факта; иностранное судебное решение создает презумпцию для той стороны, в пользу которой решение было принято, однако эта презумпция может быть опровергнута противоположной стороной.

23. Источники правового регулирования признания и исполнения иностранных судебных решений в Украине На уровне международных договоров по вопросу признания и исполнения в Украине иностранных судебных решений регламентирован двусторонними договорами о правовой помощи, Минской конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., Киевским соглашением о порядке разрешения споров, вытекающих из хозяйственной деятельности 1992г., а также Гаагской конвенции о признании и выполнении решений относительно обязательств о содержании 1973 г. Что касается внутреннего законодательства Украины, то основная часть норм института сосредоточена в Разделе VIII ГПК - "О признании и исполнении решений иностранных судов в Украине". Этот Раздел состоит из двух глав: "Признание и обращение к выполнению решения иностранного суда, подлежащего принудительному исполнению" и "Признании решения иностранного суда, которое не подлежит принудительному исполнению". Анализ положений этих глав дает возможность определить основные процессуальные аспекты признания и исполнения в Украине иностранных судебных решений:

Ст. 390 ГПК установлено две юридические основания для признания и исполнения таких решений - это международный договор, которым предусмотрено их признание и исполнение, и принцип взаимности;

Компетентным органом, на который законом возложено рассмотрение вопроса о признании и исполнении иностранного судебного решения, являются местные суды по месту жительства или месту нахождения должника;

Процессуальным документом, представлением которого может быть возбуждено производство по делу о признании и исполнении на территории Украины иностранного судебного решения, является ходатайство о предоставлении разрешения на принудительное исполнение иностранного судебного решения. Ходатайство составляется в письменной форме и должно содержать реквизиты и приложения, определены в ч. 1 ст. 394 ГПК Украины. 24. По результатам рассмотрения ходатайства в суд выносит постановление о предоставлении разрешения на принудительное выполнение решения иностранного суда или об отказе в удовлетворении ходатайства (при наличии оснований, определенных международным договором Украины, а при отсутствии такого - ст. 396 ГПК Украины). На основании решения иностранного суда и постановления о предоставлении разрешения на его принудительное исполнение, которое вступило в законную силу, суд выдает исполнительный лист, который направляется для исполнения в порядке, установленном Законом Украины "Об исполнительном производстве" 1999 г.

Ориентиром в дальнейшем развитии отечественного института признания и исполнения иностранных судебных решений должно быть право ЕС, который за последнее десятилетие принял ряд правовых актов, направленных на упрощение и ускорение процедуры признания и исполнения иностранных судебных решений (Постановление ЕС № 44/2001 о международной подсудности и признания и исполнения судебных решений по гражданским и торговым делам (Брюссель 1); Постановление ЕС№ 2201/2003 о международной подсудности и признания и исполнения судебных решений в брачно-семейных делах тау делам в отношении родительской ответственности (Brussels 2); Постановление ЕС№ 805/2004 о Европейский исполнительный лист из бесспорных исков; Постановление 1896/2006 о создании исполнительного листа для осуществления денежных платежей). Таким образом, в настоящее время в государствах-членах ЕС действует два разных правовых режима исполнения иностранных судебных решений, в зависимости от того, судебное решение какого государства подлежит исполнению:

(а) режим, определенный вышеуказанными регламентами, который распространяет свое действие исключительно на государства-члены ЕС;

(б) режим общего права, который распространяет свое действие, в том числе и на решения, принимаемые судами Украины.

Разногласия между этими режимами заключаются в степени ограничения возможных отказов в признании и исполнении решения иностранного государства. Так, режим, который касается судебных решений государств-членов ЕС, содержит узкий круг оснований для отказа в признании и исполнении иностранных судебных решений. В противоположность этому, режим общего права предполагает большие возможности для отказа в исполнении иностранного судебного решения.

Любое судебное решение имеет ограничение по территориальному принципу: действует только в государстве принятия данного судебного акта. В мировой практике существует три способа признания судебных актов иностранных государств:

  • 1) когда необходима процедура признания иностранного решения, то есть так называемая «выдача экзекватуры »- специальное судебное постановление, санкционирующее исполнение иностранного судебного решения, придающее ему принудительную силу и выдаваемое только для исполнения решения (Франция, Бельгия).
  • 2) когда достаточно проверки правильности решения лишь с формальной точки зрения, а также непротиворечия его публичному порядку страны суда (Италия).
  • 3) когда для судебных решений иностранных судов требуется регистрация решения в особом реестре (в Великобритании).

Механизм признания и исполнения решений, принятых иностранными судебными органами (арбитражными, третейскими), регулируется национальным законодательством Российской Федерации, а также многочисленными международными соглашениями (конвенциями).

Также к числу многосторонних международных актов относятся: Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений 1958 г. (Минск) и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам1993 г. (Нью-Йорк). Национальные нормы российского законодательства о признаниии и исполнении решений иностранных судов содержаться вГражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - ГПК РФ), Арбитражной процессуальном кодексе Российской Федерации(далее - АПК РФ), Федеральном законе от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В России, с целью обеспечения исполнения решения иностранного суда необходимо признание - вынесение судебного акта судом Российской Федерации о признании юридической силы решения иностранного суда на территории Российской Федерации (экзекватура), которым подтверждается, что объем гражданских и иных прав и обязанностей сторон, закрепленный в решении иностранного суда, равен указанному в решении органов судебной системы Российской Федерации. При этом дело по существу не пересматривается (п. 4 ст. 243 АПК РФ).

Основной предпосылкой признания решений иностранных судов является наличие согласованного сторонами правоотношения принципа взаимности в отношении решений отечественных судов. Так, условиями двусторонних международных соглашений Минской Конвенции 1993 г. и Кишиневской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г. между Российской Федерацией и Беларусией установлен порядок признания судебных актов сторон. К числу признания и исполнения отнесены принятые на территории государства-участника соглашения решения судов по гражданским и семейным делам, в том числе мировые соглашения по таким делам, нотариальные акты в отношении денежных обязательств, а также решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба. Имеются в конвенциях также вопросы, по которым не требуется проведения процедуры признания судебных актов в другом государстве. То есть действует установленный странами-участниками соглашения упрощенный порядок. Также к категории международных актов, закрепляющих принцип взаимности признания решений судов относится многостороннее Соглашение стран СНГ 1992 г. «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности».

Акты арбитражных судов других государств признаются в Российской Федерации на основании положений Нью-Йоркской конвенции от 10 июня 1958 г. «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», участниками которой являются 126 государств.

Согласно арбитражного законодательства РФ, признаются на территории России и подлежат исполнению судебные акты иностранных государств, при наличии таких указаний в международных договорах РФ, следующих категорий:

  • 1. Решения иностранных судов (по делам, связанным с предпринимательской деятельностью, иной экономической деятельностью);
  • 2. Иностранные арбитражные решения (решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятые ими на территории иностранных государств при разрешении споров при осуществлении предпримательской и иной экономичсеской деятельности).

Исходя из смысла п. 1 ст. 409 ГПК РФ и статьи 241 АПК РФ, принцип взаимности признания и исполнения иностранных судов в Российской Федерации действует только в том случае, если об этом имеются прямые указания в международных соглашениях. Однако, законодательством РФ предусмотрены некоторые исключения их этого принципа. Так, при отсутствии международных соглашений о порядке признания решений иностранных государств, согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории РФ на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Заявление о признании и исполнении решений иностранных судов или иностранного арбитражного решения подается стороной процессуальных отношений, в пользу которой было вынесен судебный акт, с приложением копии судебного акта, принятого на территории иного государства.

Теперь рассмотрим условия, при которых решения иностранных судов не признаются и не подлежат исполнению в Российской Федерации.

Такими условиями являются противоречащие публичному порядку Росийской Федерации и основным принципам российского права перечисленные в ст. 34 Закона Российской Федерации от 07.07.1993 г. N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» и ст. 244 АПК РФ и являющиеся основанием безусловного отказа в признании и исполнении решений иностранных судов.

В настоящее время по данному основанию - противоречию публичному порядку- наблюдаются частые отказы судов в арбитражной практике.

Однако, необходимо отметить, что даже в условиях отсутствия договоренностей, достигнутых международными соглашениями и оснований для признания судебных актов иностранных государств, зачастую российские суды принимают решения о признании решений судов иностранных государств. Данные выводы судов основываются на общих принципах междунароного права, таких как: принцип международной вежливости и взаимности, принцип гармонии между правом и судебным решением, идеи социального значения, основанные на справедливости.

Исполнение решения иностранного суда либо иностранного арбитражного решения производится в том же порядке, что и по судебным актам российских судов, путем выдачи исполнительного листа, по общему правилу о трехлетнем сроке давности с момента вступления в силу такого решения (ст. 246 АПК РФ).

Необходимо отметить, что у российских гражданских и арбитражных судов не сложилось единой практики толкования и разрешения аналогичных спорных ситуаций. Сложность признания решения гражданского иностранного суда либо арбитражного решения в настоящее время заключается в том, что при отсутствии единообразия при применении судами норм права, судам необходимо ориентироваться на обзоры судебной практики Верховного суда Росийской Федерации и Высшего Арбитражного суда Росийской Федерации, которые в настоящее время отсутствуют.

В соответствии со ст. 80 Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве», принятого Государственной Думой 04.06.97 г., порядок исполнения в Российской Федерации решений иностранных судов и арбитражей определяется соответствующими международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Одним из международных договоров, который регулирует порядок исполнения решений иностранных арбитражей, является Конвенция Организации Объединенных Наций «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», принятая в Нью-Йорке 10 июня 1958г. Советский Союз участвует в данной конвенции с 22 ноября 1960г. Поскольку Россия является правопреемницей Советского Союза по международным договорам, то положения указанной Конвенции распространяются и на Россию. Согласно ст. III Конвенции каждое договаривающееся государство признает арбитражные решения как обязательные и приводит их в исполнение в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений, на условиях, изложенных в нижеследующих статьях. К признанию и приведению в исполнение арбитражных решений, к которым применяется настоящая Конвенция, не должны применяться существенно более обременительные условия или более высокие пошлины или сборы, чем те, которые существуют для признания и приведения в исполнение внутренних арбитражных решений.

Принудительное исполнение возможно только в силу соответствующего распоряжения компетентных властей того государства, где исполнение испрашивается. Законодательство предусматривает специальную процедуру по разрешению исполнения. Общее правило для всех государств -- принцип взаимности является условием принудительного исполнения.

Основные системы принудительного исполнения иностранных судебных решений:

  • 1. Для исполнения требуется проверка правильности решения иностранного суда с точки зрения формы, установление его соответствия публичному порядку государства места исполнения (Италия).
  • 2. Необходима выдача экзекватуры; возможна проверка решения по существу, если оно вынесено против местного гражданина (большинство европейских и латиноамериканских государств, Япония).
  • 3. Иностранное судебное решение служит основой для нового суммарного судебного разбирательства. Иностранное судебное решение создает презумпцию для того, в чью пользу оно вынесено. Эта презумпция может быть опровергнута при помощи возражений. Иностранное судебное решение порождает перераспределение бремени доказывания (Англия, США).
  • 4. Регистрация иностранного судебного решения в особом реестре (в государствах, предоставляющих друг другу взаимность, -- страны общего права).

В РФ решения иностранных судов признаются и исполняются, если это предусмотрено международным договором. Решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения иностранного суда (п. 3 ст. 409 ГПК РФ). Правовой смысл признания иностранного судебного решения состоит в том, что он подтверждает гражданские права и обязанности в том же смысле (придает им ту же силу), что и решения российского суда.

Иностранные судебные решения могут быть двух видов: 1. не требующие принудительного исполнения – например, решения относительно статуса гражданина; о расторжении брака между российским гражданином и иностранным гражданином, если в момент рассмотрения дела хотя бы один из супругов проживал вне пределов России; об установлении факта, имеющего юридическое значение, и другие. Заинтересованное лицо по месту его жительства (нахождения) в течение месяца после того, как ему стало известно о поступлении решения иностранного суда, может заявить в суд субъекта РФ возражения относительно признания этого решения. Эти возражения рассматриваются в открытом судебном заседании с извещением этого лица о времени и месте рассмотрения возражений, после чего выносится соответствующее определение: о признании решения иностранного суда или об отказе в этом. Если со стороны заинтересованного лица не поступят возражения, решение иностранного суда признается без какого-либо производства. 2. требующие принудительного исполнения - Для признания и принудительного исполнения решений взыскателем в арбитражный суд субъекта РФ подается заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, а в суд субъекта РФ - ходатайство о принудительном исполнении решения иностранного суда. И то, и другое подается по месту жительства (нахождения) должника в России либо, если должник не имеет места (нахождения) в РФ либо место его нахождения неизвестно, по месту нахождения его имущества. Заявление (ходатайство) подается в письменной форме и должно быть подписано взыскателем или его представителем При рассмотрении дела суд в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для признания и приведения в исполнение решения иностранного суда путем исследования представленных в суд доказательств, обоснования заявленных требований и возражений. При рассмотрении дела суд не вправе пересматривать решение иностранного суда по существу. По результатам рассмотрения заявления (ходатайства) суд выносит определение о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда (определение о принудительном исполнении решения иностранного суда) или об отказе в этом. Отказ в принудительном исполнении решения иностранного суда допускается в случаях, если: 1) решение по праву страны, на территории которой оно принято, не вступило в законную силу, или не подлежит исполнению; 2) сторона, против которой принято решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения дела; 3) рассмотрение дела относится к исключительной подсудности судов в РФ; 4) имеется вступившее в законную силу решение суда в РФ, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или в производстве суда в Российской Федерации имеется дело, возбужденное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде; 5) исполнение решения может нанести ущерб суверенитету РФ, или угрожает безопасности РФ, либо противоречит публичному порядку РФ; 6) истек срок предъявления решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом в РФ по ходатайству взыскателя (п. 1 ст. 412 ГПК РФ). Определение суда может быть обжаловано в вышестоящий суд в порядке и в сроки, которые установлены процессуальным законодательством РФ. На основании решения иностранного суда и вступившего в законную силу определения российского суда выдается исполнительный лист, который, в свою очередь, является основанием для принудительного исполнения решения иностранного суда В Минской конвенции 1993 г., и в Кишиневской конвенции 2002 г., подробным образом регулируются вопросы, касающиеся содержания и формы поручений об оказании правовой помощи, порядка их исполнения, вызова свидетелей, потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, экспертов. Однако, несмотря на заключение целого ряда международных соглашений как по вопросам информации об иностранном праве, так и по оказанию других видов международной правовой помощи, практика оказания такой помощи остается неэффективной. Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. предусматривает дипломатический путь обращения с просьбой об исполнении решения; установлена возможность и упрощенного порядка обращения. Рассмотрение вопроса о разрешении принудительного исполнения производится компетентными органами государства места исполнения в соответствии с его национальным законодательством. Суд места исполнения не рассматривает иностранное решение по существу, а ограничивается установлением его формальной правильности. К ходатайству о разрешении исполнения необходимо приложить: 1) заверенную судом копию решения, справку о том, что решение вступило в законную силу, если этого не следует из текста самого решения; 2) документ, из которого следует, что ответчику, который не принял участия в процессе, или его уполномоченному лицу было своевременно и в надлежащей форме хотя бы один раз вручено извещение о вызове в суд.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В РФ решения иностранных судов признаются и исполняются, если это предусмотрено международным договором. Решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения иностранного суда (п. 3 ст. 409 ГПК РФ).

Правовой смысл признания иностранного судебного решения состоит в том, что он подтверждает гражданские права и обязанности в том же смысле (придает им ту же силу), что и решения российского суда.

Иностранные судебные решения могут быть двух видов:

1) не требующие принудительного исполнения – например, решения относительно статуса гражданина; о расторжении брака между российским гражданином и иностранным гражданином, если в момент рассмотрения дела хотя бы один из супругов проживал вне пределов России; об установлении факта, имеющего юридическое значение, и другие. Заинтересованное лицо по месту его жительства (нахождения) в течение месяца после того, как ему стало известно о поступлении решения иностранного суда, может заявить в суд субъекта РФ возражения относительно признания этого решения . Эти возражения рассматриваются в открытом судебном заседании с извещением этого лица о времени и месте рассмотрения возражений, после чего выносится соответствующее определение: о признании решения иностранного суда или об отказе в этом. Если со стороны заинтересованного лица не поступят возражения, решение иностранного суда признается без какого-либо производства.

2) требующие принудительного исполнения - Для признания и принудительного исполнения решений взыскателем в арбитражный суд субъекта РФ подается заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, а в суд субъекта РФ - ходатайство о принудительном исполнении решения иностранного суда. И то, и другое подается по месту жительства (нахождения) должника в России либо, если должник не имеет места (нахождения) в РФ либо место его нахождения неизвестно, по месту нахождения его имущества.

Заявление (ходатайство) подается в письменной форме и должно быть подписано взыскателем или его представителем

При рассмотрении дела суд в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для признания и приведения в исполнение решения иностранного суда путем исследования представленных в суд доказательств, обоснования заявленных требований и возражений. При рассмотрении дела суд не вправе пересматривать решение иностранного суда по существу. По результатам рассмотрения заявления (ходатайства) суд выносит определение о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда (определение о принудительном исполнении решения иностранного суда) или об отказе в этом.

Отказ в принудительном исполнении решения иностранного суда допускается в случаях, если:

1) решение по праву страны, на территории которой оно принято, не вступило в законную силу, или не подлежит исполнению;

2) сторона, против которой принято решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения дела;

3) рассмотрение дела относится к исключительной подсудности судов в РФ ;

4) имеется вступившее в законную силу решение суда в РФ , принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или в производстве суда в Российской Федерации имеется дело, возбужденное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде;

5) исполнение решения может нанести ущерб суверенитету РФ, или угрожает безопасности РФ, либо противоречит публичному порядку РФ;

6) истек срок предъявления решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом в РФ по ходатайству взыскателя (п. 1 ст. 412 ГПК РФ).

Определение суда может быть обжаловано в вышестоящий суд в порядке и в сроки, которые установлены процессуальным законодательством РФ.

На основании решения иностранного суда и вступившего в законную силу определения российского суда выдается исполнительный лист, который, в свою очередь, является основанием для принудительного исполнения решения иностранного суда

В Минской конвенции 1993 г., и в Кишиневской конвенции 2002 г., подробным образом регулируются вопросы, касающиеся содержания и формы поручений об оказании правовой помощи, порядка их исполнения, вызова свидетелей, потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, экспертов.

Однако, несмотря на заключение целого ряда международных соглашений как по вопросам информации об иностранном праве, так и по оказанию других видов международной правовой помощи, практика оказания такой помощи остается неэффективной.

Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. предусматривает дипломатический путь обращения с просьбой об исполнении решения; установлена возможность и упрощенного порядка обращения. Рассмотрение вопроса о разрешении принудительного исполнения производится компетентными органами государства места исполнения в соответствии с его национальным законодательством. Суд места исполнения не рассматривает иностранное решение по существу, а ограничивается установлением его формальной правильности.

К ходатайству о разрешении исполнения необходимо приложить:

1) заверенную судом копию решения, справку о том, что решение вступило в законную силу, если этого не следует из текста самого решения;

2) документ, из которого следует, что ответчику, который не принял участия в процессе, или его уполномоченному лицу было своевременно и в надлежащей форме хотя бы один раз вручено извещение о вызове в суд;

3)заверенные переводы вышеупомянутых документов, а также перевод ходатайства

ганизаций и граждан.