Правовое обеспечение развития культуры и искусства в рыночной экономике. Нормативно-правовое регулирование социально-культурной сферы общества в рф Курсы правовое регулирование в сфере культуры

Правовые рамки поддержки и развития сферы культуры определяются действующим законодательством. В первую очередь стоит отметить, что в Конституции РФ от 12.12.1993 г. отражены основные права и свободы человека в сфере культуры. Так, статья 44 закрепляет право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, а также обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В ней же гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания. Статьей 29 гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации, а также запрещается цензура.

Самым важным актом специального законодательства являются Основы законодательства Российской Федерации о культуре, принятые еще в 1992 году. По мнению некоторых Основы - это устаревший и по форме, и по содержанию акт, не имеющий прямого действия, сборник деклараций ненормативного характера. Это не так. Политическое и регулятивное значение Основ трудно переоценить. Это законодательный акт, в котором не только закрепляются ориентиры государственной политики в области культуры и искусства, но и заложены основы протекционистских мер, которые, по замыслу законодателя, должны получить развитие в иных законах и подзаконных актах разных уровней, выстроен костяк для всей системы специального законодательства в культурной сфере. Необходимость существования специальных норм в рамках актов общего характера для установления особенностей правового регулирования отношений в столь тонкой сфере, каковой является культура, ни у кого не вызывает сомнений. Основы призваны задать вектор развития специальной нормативной базы. Целый ряд статей этого закона ликвидирует монополию государства на управление культурной жизнью. Закон провозглашает обязанности и оговаривает ответственность государственных органов за обеспечение свободы и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, доступность культурных благ для социально-ослабленных групп населения. Государство берет на себя обязанности по ведению статистического учета, информационному и научно-методическому обеспечению культурной деятельности, развитию меценатства, благотворительности, спонсорства по отношению к культуре.

Нормативной базой для определения творческой личности в ее основном статусе является законодательство об авторстве. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", принятый в 1993 г., внес много нового по сравнению с советским периодом, но главные его завоевания состоят в признании изначальным обладателем прав самого автора - физического лица, чьим творческим трудом создано произведение, и в предоставлении автору возможности самостоятельно распоряжаться имущественной частью этих прав. Однако большинство авторов не сумели приспособиться к рыночным условиям в сфере авторско-правовых отношений, а появившиеся после принятия Закона общества по коллективному управлению имущественными авторскими правами не всегда в состоянии в полной мере защитить интересы своих членов.

Федеральный закон "О библиотечном деле" был одним из первых "отраслевых" законов и явился правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Закон установил принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность. Закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права. Действие этого Федерального закона распространяется на библиотеки, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов, а в части регулирования вопросов сохранения и использования библиотечных фондов как части культурного наследия народов РФ - на все библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Закон РФ "О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации", принятый в 1996 г., определил основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии и установил порядок государственной поддержки кинематографии.

Особенности правового положения музейного фонда РФ, а также особенности создания и правовое положение музеев в РФ определены в Федеральном законе "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации". В развитие этого закона Постановлением Правительства РФ 12 февраля 1998 года №179 были утверждены Положение о музейном фонде РФ, Положение о государственном каталоге Музейного фонда РФ, Положение о лицензировании деятельности музеев в РФ.

Указ Президента РФ "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в РФ" определил стратегические направления развития дальнейшей правовой базы культурной сферы. В соответствии с Указом образован Совет при Президенте РФ по культуре и искусству.

К несомненным достижениям следует отнести принятие в 2002 году Федерального Закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", который не только заменил очевидно устаревший акт 1978 года, но и реально установил основы правоотношении, связанных с сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной недвижимого наследия нашей страны. Закон в совокупности с более строгой ответственностью за нарушения в этой сфере, нашедшей отражение в Кодексе РФ об административных правонарушениях, введенном в действие в 2002 году, должен установить четкую систему охраны памятников страны, хотя предстоит еще большая работа по созданию подзаконной нормативной базы, обеспечивающей однозначное и неукоснительное применение норм.

Сегодня правовые отношения в сфере культуры регулируются большим количеством нормативных актов. Кроме вышеупомянутых, к ним относится Закон РФ "О ввозе и вывозе культурных ценностей", ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ", ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", ФЗ "О национально-культурных автономиях", ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ" , ФЗ "О народных художественных промыслах" , другие федеральные законы, а также подзаконные акты.

Культурный процесс регулируется не только специальным, но и общим законодательством. Зачастую нормы общего законодательства в гораздо большей степени отражаются на деятельности и организаций культуры, и творческих работников. . Необходимо, чтобы в общем законодательстве максимально учитывалась специфика культурной деятельности.

Проблемы культуры нашли отражение также во многих базисных законодательных актах, таких как:

Гражданский кодекс РФ: в части вопросов изъятия бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей у собственников, установления общих принципов деятельности учреждений и организаций, в том числе некоммерческих, общих принципов гражданского оборота недвижимого имущества, а также вопросов интеллектуальной собственности;

Трудовой кодекс РФ: по вопросам заключения трудовых договоров и особенностей условий труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и исполнении произведений;

Кодекс РФ об административных правонарушениях: в части административной ответственности за нарушение авторских и смежных прав, требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), их территорий и зон их охраны.

Уголовный кодекс РФ: по вопросу ответственности за порчу и разрушение памятников истории и культуры, нарушения авторских и смежных прав, контрабанды культурных ценностей;

Земельный кодекс РФ: в части определения и порядка установления земель историко-культурного назначения;

Градостроительный кодекс РФ: по вопросу сохранения исторических населенных мест, памятников истории и культуры в процессе застройки и реконструкции градостроительной среды;

ФЗ "О некоммерческих организациях": по вопросам правового статуса учреждений и иных некоммерческих организаций культуры;

ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях": в части оказания финансовой и иной помощи религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры;

ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности": по вопросу лицензирования работ по проектированию и производству работ по реставрации памятников истории и культуры, кинопоказа, изготовления и распространения аудиовизуальных произведений и фонограмм;

Бюджетный кодекс РФ: в части установления принципа финансирования бюджетных учреждений, разработки долгосрочных федеральных целевых программ;

Налоговый кодекс РФ: в части налоговых льгот для организаций и учреждений культуры, осуществляющих определенные виды работ;

Таможенный кодекс РФ: в части льгот на ввозимое оборудование для нужд музеев и предметов искусства.

Распоряжением Правительства РФ от 3 июня 2000 г. №764 разработана федеральная целевая программа "Культура России (2001 - 2005 годы)" в целях создания условий для сохранения культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечения преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни, культурных инноваций; обеспечения единого культурного пространства страны, создания условий для диалога культур в многонациональном государстве, равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей различных территорий России и представителей разных социальных групп; формирования ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества.

Таким образом, Российское законодательство закрепляет широкий спектр обязанностей государства в области культуры: разработку и реализацию федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, воплощающих культурную политику государства, обеспечение условий для развития национальных культур РФ, обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, обеспечение свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, создание условий для самореализации талантов, сохранение памятников истории и культуры, ведение статистики культуры, деятельность по преодолению монополии в области культуры.

Культурная деятельность на территории Хабаровского края осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, актами федеральных органов исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложено регулирование деятельности в отрасли культуры и искусства.

Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность учреждений и организаций сферы культуры Хабаровского края, кроме федеральной законодательной базы включают в себя: Законы Хабаровского края (принятые Законодательной Думой Хабаровского края), Постановления Правительства Хабаровского края, Постановления Губернатора Хабаровского края.

В целях сохранения и развития культурного потенциала Хабаровского края, а также повышения уровня материального благосостояния творческих работников края, Администрация Хабаровского края 5 декабря 1996 г. приняла Постановление №544 "Об учреждении пожизненных стипендий Губернатора Хабаровского края для творческих работников, внесших значительный вклад в дело развития культуры и искусства края". Этим постановлением было утверждено Положение о порядке присуждения пожизненных стипендий Губернатора Хабаровского края для творческих работников, внесших значительный вклад в дело развития культуры и искусства края, согласно которому в число соискателей пожизненных стипендий включаются деятели культуры и искусства - авторы художественных произведений, научных трудов, педагоги образовательных учреждений культуры и искусства, общественные деятели, имеющие государственные награды, ведомственные знаки отличия, награды Хабаровского края, принимающие активное участие в общественной и культурно-просветительской деятельности.

Законодательной Думой Хабаровского края 11 февраля 1998 г. было принято Постановление №46 "Об утверждении Списка памятников истории и культуры краевого значения, подлежащих государственной охране", в котором приведен полный перечень наиболее важных с точки зрения управления объектов, сохранность которых без помощи государства была бы под угрозой.

Постановлением Администрации Хабаровского края от 01.11.99 №375 "О государственной поддержке театрального искусства в Хабаровском крае" определены меры государственной поддержки следующих приоритетных направлений в области театрального искусства: сохранение лучших традиций российского репертуарного театра, реализация инновационных проектов организации театрального дела на территории края; обеспечение стабильного финансово-экономического положения театров, создание условий для необходимого кадрового обновления творческих коллективов театров, а также создание системы социальной защиты их работников. Это Постановление было принято в целях обеспечения необходимых правовых, социально-экономических и организационных условий для дальнейшего развития театрального искусства в Хабаровском крае.

В целях сохранения и развития народных художественных промыслов на территории Хабаровского края Администрацией Хабаровского края 1 марта 1999 г. было принято Постановление №85 "О создании краевого художественно - экспертного совета по народным художественным промыслам". Задачами такого совета являются организация и проведение экспертизы художественных изделий, представляемых предприятиями, организациями, художниками и мастерами; а также принятие решений и выдача экспертных заключений об отнесении продукции и предприятий к народным художественным промыслам.

До недавнего времени основным документом, регулирующим деятельность учреждений и организаций сферы культуры Хабаровского края являлись "Основные направления культурной политики Хабаровского края на 2001 - 2005 годы", утвержденные Постановлением №46 Главы администрации края от 01.02.2001 года. Этот документ определяет культурную политику Хабаровского края в области сохранения культурного наследия, библиотечного обслуживания, народного творчества и культурно-досуговой деятельности, киновидеообслуживания, профессионального искусства и поддержки юных дарований, подготовки и переподготовки кадров, а также правового обеспечения отрасли культуры. . В настоящее время вступил в силу упомянутый выше "Комплекс мер по развитию культуры Хабаровского края в 2006-2008 годах" утвержденный Постановлением Правительства Хабаровского края от 13.02.2006 г.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 27 марта 2002 г. № 186 "Об утверждении Положения о ежегодном краевом конкурсе в области театрального искусства" в целях активизации театральной жизни в крае, моральной и материальной заинтересованности деятелей театрального искусства в профессиональном росте утверждено "Положение о ежегодном краевом конкурсе в области театрального искусства". По мнению законодателя, конкурс должен способствовать творческому росту театральных деятелей, совершенствованию их театрального мастерства, повышению уровня культуры, художественного вкуса, выявлению новых талантов, широкой популяризации театрального искусства среди населения региона.

Законом Хабаровского края от 30.07.2003 № 126 "О специально уполномоченном органе государственной власти Хабаровского края в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)" установлено, что меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) осуществляет Правительство Хабаровского края в пределах своей компетенции.

В целях формирования полноценного Архивного фонда Хабаровского края как одного из информационных ресурсов края и составной части историко-культурного, информационного и интеллектуального достояния края, а также сохранения и пополнения в интересах настоящих и будущих поколений архивных и библиотечных фондов, являющихся одной из важнейших составляющих духовного и материального богатства, культурного и информационного потенциала нации Постановлением Губернатора Хабаровского края от 10.11.2004 №270 утверждена Краевая целевая программа "Сохранение культурно-исторической памяти нации. Библиотеки и архивы Хабаровского края (2005-2007 годы)". К основным задачам Программы относится проведение целенаправленной политики в сфере сохранения архивных и библиотечных фондов в процессе их использования; переход на современные технологии, обеспечивающие увеличение сроков сохранности и пользования информацией документов Архивного фонда Хабаровского края и библиотечных фондов; а также проведение комплекса работ по улучшению физического состояния документов, в первую очередь особо ценных, их страховому копированию и реставрации. Не менее важно обеспечение нормативных условий хранения архивных и библиотечных фондов; создание страхового фонда документов архивов и библиотек края. Также в Программе обращается внимание на создание краевого центра сохранения библиотечных фондов, создание единой распределенной системы - фонда книжных памятников, создание системы подготовки специалистов для работы с архивными и библиотечными фондами, обеспечение архивов и библиотек соответствующими штатными возможностями и квалифицированными специалистами, укрепление их материально-технической базы.

Несмотря на то, что сегодня правовые отношения в сфере культуры регулируются большим количеством нормативных актов, основная часть федерального (и соответственно, регионального) законодательства в сфере культуры принималась в тот период, когда речь шла не о регулировании отношений, а о "спасении" и "выживании" культуры. Меры, принятые в то время законодателем, имели бесспорный эффект, однако в настоящее время большинство из этих "экстренных" норм нуждаются в ревизии.

Так, 30 марта 2005 г. был принят Закон Хабаровского края №270 "О реализации полномочий Хабаровского края в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Хабаровского края". Этим Законом определены полномочия Правительства края в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия, порядок принятия решения о включении объекта культурного наследия краевого или местного (муниципального) значения в реестр, порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия краевого значения, а также порядок установления информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия краевого значения. Кроме того, в Законе устанавливается порядок выдачи задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия краевого значения, порядок организации и режим содержания историко-культурного заповедника краевого значения.

Так же 26 июля 2005 г. был принят Закон Хабаровского края № 287 "О реализации полномочий органов государственной власти Хабаровского края в области культуры" и Постановление Правительства Хабаровского края от 26.09.2005 г. № 114-пр "О мерах по реализации закона Хабаровского края "О реализации полномочий органов государственной власти Хабаровского края в области культуры". В законе прописаны: основные принципы культурной политики края; полномочия органов государственной власти края в области культуры; меры краевой государственной поддержки культуры; охрана и сохранение объектов культурного наследия; организация библиотечного обслуживания населения края; создание и поддержка государственных музеев; организация и поддержка учреждений культуры и искусства; поддержка народных художественных промыслов; поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности; финансирование мероприятий по реализации полномочий органов государственной власти края в области культуры.

Упомянутое выше Постановление Правительства № 114-пр утверждает прилагаемый Перечень краевых государственных учреждений культуры и искусства, которым оказываются меры краевой государственной поддержки; устанавливает, что порядок предоставления льгот при организации платных мероприятий учреждениями культуры утверждает министерство культуры края; утверждает следующие положения, прилагаемые к закону:

Положение о ежегодном краевом конкурсе "Культурно-досуговое учреждение года";

Положение о ежегодном краевом конкурсе "Лучший работник культурно-досугового учреждения Хабаровского края";

Положение о ежегодном краевом конкурсе на лучшее библиотечное обслуживание;

Положение о ежегодном краевом конкурсе "Лучший музей года";

Положение о ежегодном краевом конкурсе "Лучший кинотеатр года";

Положение о ежегодном краевом конкурсе "Лучший киномеханик года";

Положение о краевом конкурсе проектов организаций культуры Хабаровского края по поддержке и развитию культуры села;

Положение о ежегодном краевом конкурсе в области театрального искусства;

Положение о премиях Губернатора Хабаровского края в области литературы и искусства.

Положение о порядке назначения ежемесячных стипендий Губернатора Хабаровского края для творческих работников, внесших значительный вклад в развитие культуры и искусства края, и талантливой молодой творческой интеллигенции;

Положение о порядке назначения пожизненных стипендий Губернатора Хабаровского края для творческих работников, внесших значительный вклад в развитие культуры и искусства края;

Положение о порядке назначения ежемесячных стипендий Правительства Хабаровского края лучшим специалистам учреждений культуры и искусства.

Из приведенного выше материала можно сделать вывод, что в настоящее время существует система законов и других нормативно-правовых актов, как на федеральном, так и на региональном уровнях, регламентирующих деятельность, определяющих нормы, права и обязанности субъектов сферы культуры.

Читайте также:
  1. PR в государственных структурах и ведомствах. PR в финансовой сфере. PR в коммерческих организациях социальной сферы (культуры, спорта, образования, здравоохранения)
  2. АГИТАЦИЯ И ПРОПАГАНДА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ШКОЛЕ
  3. Админ. правовое регулирование в сфере образования и науки.
  4. Административно- правовое регулирование и государственное управление в сфере экономики.
  5. Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе
  6. Административно-правовое регулирование в промышленном комплексе. Административно-правовое регулирование в строительном комплексе
  7. Административно-правовое регулирование в хозяйственно-обслуживающем комплексе.
  8. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЪЕЗДА В РФ И ВЫЕЗДА ИЗ РФ
  9. Административно-правовое регулирование государственного контроля (надзора).

Правовое обеспечение – создание системы правового регулирования, необходимой для нормального возникновения, изменения и прекращения отношений в отрасли человеческой деятельности. Правовое обеспечение в сфере культуры, как и в других отраслях, представляет собой разработку и принятие государством законодательных и иных нормативных актов, а также принятие мер по соблюдению этих норм, т.е. осуществление государством правотворческих, правореализационных, правоисполнительных и правоохранительных действий.

Правовое регулирование в сфере культуры осуществляется по многим направлениям. Прежде всего, это развитие закрепленного в Конституции РФ принципа свободы творчества и обеспечение декларированного права каждого на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям.

Особенности правового регулирования культурной деятельности:

1. Неоднородность сферы культуры . (Культурная деятельность – это деятельность по созданию, распространению, освоению и сохранению культурных ценностей. Культурные ценности - это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, резуль­таты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.) При таком широком объекте правового регулирования необходим большой массив законодательных актов.

2. Подчиненность предмета регулирования . Разграничение полномочий между федеральными и региональными властями делит и национальное законодательство в культуре на два уровня правовых актов: федеральные и региональные. Поэтому многие положения федерального законодательства являются не нормами прямого действия, а носят рекомендательный характер, предполагая детализую в региональных актах. Между тем некоторые субъекты РФ не имеют собственного законодательства по целому ряду вопросов культуры.

3. Протекционистская политика в области культуры . В начале коренных преобразований в экономике России государство исходило из необходимости введения режима сохранения и развития отечественной культуры, что выразилось в установлении льгот для некоторых субъектов культурной деятельности, которые не носили системного характера и со временем перестали обеспечиваться реальными возможностями государства. Сегодня отмена части этих льгот воспринимается как невнимание со стороны власти к нуждам отрасли.



Законодательное обеспечение российской культуры имеет непродолжительную, но очень насыщенную историю. первым специальным законодательным актом в сфере культуры, ее правовой базой стали принятые в 1992 г. «Основы законодательства о культуре РФ» (ФЗ « 3612-1 от 9 октября 1992 г. – Основы).

Основы состоят из десяти разделов. Они определяют правовое положение отдельных объектов в сфере культуры или их совокупности (например, национального культурно­го достояния и культурного наследия, включая библиотеч­ный, музейный, архивный и иные фонды), правомочия и обязанности основных субъектов культурной деятельности (физических лиц как создателей и потребителей культур­ных ценностей и благ, их объединений, народов и иных этнических общностей, государства и его органов, а также органов местного самоуправления), режим и условия куль­турной деятельности (включая условия и порядок создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры и осу­ществления ими предпринимательской деятельности, вопросы собственности и приватизации, финансирования и ценообразования, инвестиционной политики и обеспече­ния материально-технической базы в области культуры).



Несомненным достоинством Основ является то, что впервые в законодательстве были определены обязанно­сти государства в области культуры, в том числе по обеспе­чению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, по созданию усло­вий для самореализации талантов. Немаловажным явилось введение норм, регулирующих трудовые отношения и со­циальное положение работников культуры.

Ряд положений Основ был развит в принятых позд­нее законах - не только отраслевых, но и таких важнейших правовых актах общего характера, как Конституция, Граж­данский, Трудовой, Налоговый кодексы и др. В то же время с появлением этих правовых актов некоторые нормы Ос­нов утратили силу. Однако целый ряд норм по-прежнему остается актуальным и с течением времени приобретает все более принципиальный характер.

Принципы, закрепленные в Основах, получили развитие в самостоятельных законах или их отдельных по­ложениях.:

– закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» N~ 4804-1 от 15 апреля 1993 г., обес­печивающий защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них;

– Федеральный закон «О библиотечном деле» N~ 78-Ф3 от 29 декабря 1994 г., являющийся правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации; он устанавливает принципы деятельности биб­лиотек, гарантии прав на культурную, научную и образова­тельную деятельность, на доступ к информации и на приоб­щение к ценностям национальной и мировой культуры;

– Федеральный за кон «О Музейном фонде Россий­ской Федерации и музеях в Российской Федерации» N~ 54-ФЗ от 26 мая 1996 г., определяющий особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации и соз­дания и правового положения музеев в нашей стране;

– Федеральный закон «О национально-культурной автономии» N~ 74-ФЗ от 17 июня 1996 г., определяющий правовые основы национально-культурной автономии как формы национально-культурного самоопределения, кото­рая представляет собой объединение граждан (относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории) на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, националь­ной культуры; этот закон определяет правовые условия вза­имодействия государства и общества для защиты нацио­нальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально­ культурного развития;

– Федеральный за кон «О государственной поддерж­ке кинематографии Российской Федерации» N~ 126-ФЗ от 22 августа 1996 г., устанавливающий основы протекцио­нистской политики в отношении национальной кинемато­графии и порядок ее государственной поддержки; он опре­деляет основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии;

– Федеральный за кон «О культурных ценностях, пе­ремещенных в Союз ССР в результате Второй мировой вой­ны и находящихся на территории Российской Федерации» N~ 64-ФЗ от 15 апреля 1998 г., регулирующий отношения, связанные с определенными культурными ценностями; он обеспечивает защиту от расхищения, незаконного вывоза и неправомерной передачи этих ценностей, создает право­вые условия для реального обращения таких ценностей на частичную компенсацию ущерба, причиненного культурно­му достоянию нашей страны в результате войны, а также для возможности ознакомления с указанными ценностями;

– Федеральный закон «О народных художественных промыслах» N~ 7-ФЗ от 6 января 1999 г., регулирующий отно­шения в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации, определяющий основы государственной политики в этой сфере и условия участия граждан и организаций в связанной с ней деятельности и др.

Отраслевые аспекты общего законодательства.

Кроме законов в развитие Основ был принят ряд иных нормативных правовых актов, среди которых по пред­мету правового регулирования выделяются следующие:

– постановление правительства Российской Федера­ции N~ 179 от 12 февраля 1998 г. «Об утверждении Положе­ний о Музейном фонде Российской Федерации, о Государст­венном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Фе­дерации»;

– постановление правительства Российской Федера­ции «О государственной поддержке театрального искусст­ва в Российской Федерации» N~ 329 от 25 марта 1999 Г., ста­вящее целью сохранение лучших традиций российского репертуарного театра, реализацию инновационных про­ектов организации театрального дела, осуществление сис­тематической гастрольной деятельности, способствующей сохранению единого культурного пространства страны и стран СНГ, обеспечение стабильного финансово-экономи­ческого положения театров, создание условий для необхо­димого кадрового обновления творческих коллективов театров, создание системы социальной защиты их работ­ников и др.

Массив специальных законов в области культуры охватыва­ет широчайший круг вопросов, однако регулирования этой сферы только специальными нормами недостаточно. Во-первых, многие отношения, возникающие при осуществле­нии культурной деятельности, не обладают спецификой, и для них достаточно общих норм; во-вторых, вплетение спе­циальных норм в общее законодательство позволяет лучше понять особенности правового регулирования отношений в культуре. Наконец, наметившаяся в последнее время в за­конотворческой деятельности тенденция «расчистки» пра­вового поля отдает преимущество общим актам, учитываю­щим особенности правового регулирования различных сфер, одновременно сокращая число специальных законов, вступающих в противоречие с основополагающими документами.

С 1 января 1995 года на территории России введена в действие первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК), который призван был заложить правовые основы цивилизованных рыночных отношений в стране. В нем, в частности, было сформулировано понятие «юридическое лицо», которым признается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, имеющая право приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, иметь самостоятельный баланс или смету (п. 1 СТ. 48), а также определен единый порядок регистрации юридических лиц (ст. 51).

Принципиально важным для организаций культуры и искусства явилось разделение юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации (п. 1 СТ. 50), в основу которого была положена целевая установка их деятельности. При этом некоммерческий статус организации, сформулированный в ГК и конкретизированный в Федеральном Законе «О некоммерческих организациях» (ст. 2) определяется не тем, есть ли у нее прибыль или нет, а тем, как она используется: полученная прибыль должна направляться на реализацию уставной деятельности, а не распределяться между ее участниками.

В Кодексе были определены также основные организационно-правовые формы юридических лиц. Для сферы культуры и искусства в настоящее время характерно многообразие организационно-правовых форм организаций как коммерческих (кооперативы, общества с ограниченной ответственностью, закрытые акционерные общества и т.д.), так и не коммерческих (фонды, ассоциации, союзы, общественные организации и учреждения).

Введение в действие Налогового кодекса ознаме­новало новый курс государственной политики в сфере налогообложения, направленный в первую очередь на сокра­щение льгот, что не могло не отразиться на отношениях в сфере культуры, традиционно строящихся на системе нало­говых преимуществ как одной из форм государственной поддержки.

Вступивший в силу в 2002 г. Трудовой кодекс Рос­сийской Федерации во многом отразил особенности трудо­вых отношений в сфере культуры и искусства. В качестве об­щих основных целей трудового законодательства этим законом определены установление государственных гаран­тий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприят­ных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей всех категорий и сфер. При этом законодатель нашел возможным урегу­лировать в Кодексе ряд специальных вопросов трудовых отношений в сфере культуры. Так, непосредственно в Тру­довом кодексе регулируются вопросы участия несовершен­нолетних в процессе создания и использования результатов творческой деятельности, работы в ночное время, выход­ные и праздничные дни творческих работников организа­ций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений. В этом же Кодексе устана­вливается возможность заключения с такими работниками срочных трудовых договоров. Кроме того, Трудовой кодекс допускает, что некоторые вопросы регулирования отноше­ний, связанных с особенностями труда творческих работ­ников и иных лиц, обеспечивающих их деятельность, могут быть решены в других федеральных законах и иных норма­тивных актах. В та кой ситуации роль специализированных за конов по регулированию трудовых отношений в культуре многократно возрастает.

Большое значение для культуры, в первую очередь для охраны объектов культурного наследия, имеют Земель­ный и Градостроительный кодексы Российской Федерации. Земельный кодекс вводит в категорию особо охраняемых территории земли историко-культурного назначения, к ко­торым относятся земли, на которых находятся объекты культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе объекты археологического наследия. К охраняе­мым территориям относятся также достопримечательные места, включая места бытования исторических промыслов, производств и ремесел, военных и гражданских захороне­ний. Такие земли могут использоваться строго в соответст­вии с их целевым назначением. Их изъятие и не соответст­вующее их целевому назначению использование не допускаются, а на отдельных землях историко-культурного назначения, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, формирование и использование имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей, а также основы управления ими были также определены Законом «О некоммерческих организациях». В частности, для них были определены возможные источники формирования имущества (ст. 26) и формы экономической поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти местного самоуправления. Последнее предполагает, в частности, установление льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданными в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, размещение среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов, предоставление льгот для граждан и юридических лиц, оказывающих им материальную поддержку (ст. 31).

В целях развития рынка культурных благ, предполагаю­щее введение новых организационно-правовых форм для организаций культуры (в том числе в целях оптимизации бюджетной сферы), в 2006 г. был принят Федеральный закон «Об автономных учреждениях».

Многие положения, регулирующие отноше­ния в сфере культуры, нуждаются в пересмотре в силу сле­дующих причин:

1. значительный нормативный массив был принят до введения в действие основополагающих законода­тельных актов, в результате чего отдельные положения вошли в противоречие с Конституцией, кодексами и ины­ми за конами;

2. некоторые нормы морально устарели, не отража­ют актуальных реалий, не отвечают современным нуждам, не регулируют вновь возникшие отношения;

3. в результате правоприменительной практики бы­ли выявлены дефекты и пробелы как в специальном, так и в общем законодательстве;

4. взятые Россией за последние годы международные обязательства должны найти отражение во внутреннем за­конодательстве.

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации в сотрудничестве с соответствующим Комитетом Государственной думы инициирует корректиров­ку законодательства о культуре по следующим направлениям.

1. Определение статуса творческого работника не только в связи с его основной деятельностью, но и его поло­жение как члена общества с точки зрения социального, тру­дового, пенсионного, налогового законодательства, введе­ние системы льгот и преимуществ в целях создания условий для реализации конституционной свободы творчества.

2. Создание условий для развития меценатства и благотворительной деятельности. Благодаря новой налого­вой политике этот элемент гражданского общества практи­чески исчез. Поэтому необходимо законодательное закре­пление системы стимулов для лиц, готовых участвовать в мероприятиях по сохранению, поддержке и развитию оте­чественной культуры, причем основной акцент может быть перенесен из налоговой сферы в иные области.

3. Развитие рынка культурных благ, предполагаю­щее введение новых организационно-правовых форм для организаций культуры (в том числе в целях оптимизации бюджетной сферы), уточнение роли государства в форми­ровании и проведении культурной политики.

4. Защита прав потребителей культурных благ, обеспечение их интересов с точки зрения защиты нравст­венности, установление своеобразных «стандартов» при оказании услуг в сфере культуры. Кроме того, необходимо ввести в орбиту государственного регулирования организа­цию культурного досуга населения, включить культурные блага в так называемую потребительскую корзину различ­ных социально-демографических слоев.

5. Корректировка законодательства о результатах интеллектуальнои деятельности, в том числе в связи с воз­можным присоединением России к Всемирной торговой организации, в связи с обязательствами по гармонизации законодательства, взятыми в соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федера­цией и европейскими сообществами и государствами-уча­стниками, а также в связи с появлением новых способов использования произведений (в первую очередь в кибер­пространстве) и новых разновидностей результатов творче­ской деятельности.

Таким образом, правовое обеспечение культуры по-прежнему находится если не в стадии становления, то в состоянии постоянной модернизации.

Помимо законодательных актов, регулирующих деятельность учреждений культуры и искусства как юридических лиц, существует ряд нормативных документов, специально касающихся сферы культуры и искусства.

Курс будет интересен работникам сферы культуры и искусства, которые хотят развить навыки административно-управленческой работы.

Эта программа для вас, если вам нужно:

Курс реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 6 недель (108 часов).

Вы узнаете и научитесь

Работникам культурно-досуговой сферы предстоит изучить вопросы:

  • Виды досуга в зависимости от организации и форм проведения.
  • Система государственного регулирования деятельности учреждений культуры и досуга.
  • Особенности функционирования коммерческих и некоммерческих организаций культуры и искусства.
  • Способы и источники финансирования деятельности культурно-досуговых организаций. Реализация принципов хозяйственного расчета и самофинансирования.
  • Нормативно-правовое регулирование порядка оплаты труда работников бюджетных учреждений культуры.
  • Методы и принципы формирования цены на досуговые продукты и услуги.
  • Подходы к управлению организациями культуры.
  • Управление продвижением услуг и продуктов культурно-досуговой деятельности.
  • Особенности маркетинговой политики досуговых организаций.

Методы обучения

После зачисления на курс вы получаете доступ к системе дистанционного обучения (СДО). Вы будете изучать текстовые лекции, участвовать в вебинарах, пользоваться учебниками и видео виртуальной библиотеки. Результаты обучения отображаются в электронной зачётке. Общаться с преподавателями можно на форуме, в чате во время вебинаров или по «Skype» (при необходимости). Завершает процесс итоговое тестирование.

Как проходит процесс дистанционного обучения, вы можете узнать в этом разделе сайта.

Результаты и перспективы

  • Вы знаете нормативно-правовые основы регулирования деятельности в сфере культуры и досуга.
  • Вы способны решать финансово-экономические вопросы функционирования организаций досуга и культуры.
  • Вы готовы участвовать в управлении культурно-досуговой организацией, создавать, совершенствовать и продвигать её продукты и услуги.

Применение результатов обучения

Деятельность культурно-досуговых организаций направлена на эстетическое и морально-нравственное воспитание, удовлетворение творческих потребностей. Это определяет особенности в управлении учреждениями культуры и искусства.

Сформированные в ходе обучения компетенции позволят вам успешно претендовать на занятие руководящих позиций. Вы сможете диагностировать проблемы в системе менеджмента и разработать стратегию развития культурно-досуговой организации.

Требования к Слушателям:

Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании * .
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.

* программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся.


Посмотреть удостоверение

Ознакомиться с учебным планом

Конституция Российской Федерации провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 43 и 44 Конституции РФ права на образование и культурную деятельность относятся к основным правам человека. Основные права и свободы человека не зависят от воли субъекта и являются естественными, неотъемлемыми правами личности, данными гражданину от рождения, которые не могут быть переданы другому лицу, быть отчуждены и не подлежат оценке; от них нельзя отказаться.

Конституционные гарантии права на образование и культурную деятельность предусматривают следующее:

  1. Законодательное закрепление деятельности, обязанностей государства, имеющих сложный состав и структуру, направленных на обеспечение свободного доступа граждан к получению образования и ведению культурной деятельности, создание необходимых условий для получения образования и ведения культурной деятельности.
  2. Действия органов государства, местного самоуправления по реализации закрепленных в нормативных правовых актах предписаний, обусловливающих реальное обеспечение получения образования и ведения культурной деятельности.

Нормативно-правовое регулирование отношений в сфере образования и культуры

Законодатель выделяет два уровня нормативно-правового регулирования отношений в сфере образования и культуры: федеральный и региональный.

В свою очередь , как федеральное, так и региональное законодательство включают законодательные и иные нормативные правовые акты.

Федеральные законы в области образования и культуры принимаются для того, чтобы:

  • разграничить компетенцию и ответственность в области образования и культуры федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • регулировать в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования и культуры, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации;
  • вводить общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов РФ и в соответствии с которыми те осуществляют собственное правовое регулирование в области образования и культуры.

Субъекты РФ в соответствии со своей компетенцией могут принимать в области образования и культуры законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в этих областях. Более того, законодатель устанавливает, что региональные законы и иные нормативные правовые акты не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством РФ.

Федеральный уровень законодательства в области образования и культуры

На федеральном уровне законодательная основа правового регулирования отношений в сфере образования и культуры представлена:

  1. Конституцией РФ;
  2. Законом РФ "Об образовании";
  3. Федеральным законом "О высшем и послевузовском образовании";
  4. Федеральным законом "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
  5. Иными "профильными" федеральными законами, т. е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования и культуры;
  6. "Непрофильными" законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования и культуры.

1. Конституция РФ.

Статья 43 Конституции РФ целиком посвящена образованию. В ней закрепляется право каждого на образование. Наряду со ст. 43 отдельные положения, регулирующие отношения в образовании, содержатся и в других статьях Основного Закона: так, в п. 1 ст. 72 общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ; в ст. 114 устанавливается, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования.

Статья 44 Конституции РФ посвящена культурной деятельности гражданина, в ней раскрываются его права и обязанности. Каждому гражданину РФ гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, охрана интеллектуальной собственности. Все граждане РФ имеют право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Каждый гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Закон об образовании регулирует систему общественных отношений, складывающихся в образовании, под которым законодатель понимает "целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)".

В Законе об образовании регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации.

3. Федеральных закон "О высшем и послевузовском образовании" от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.

Федеральный закон о высшем и послевузовском образовании развил, конкретизировал и уточнил основные положения Закона об образовании применительно к сфере высшего и послевузовского профессионального образования. Федеральный закон о высшем и послевузовском образовании регулирует различные виды общественных отношений, связанных с получением высшего профессионального образования, обучения в аспирантуре и докторантуре, присвоением ученых званий и присуждением ученых степеней и т. д.

4. Федеральный закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 9 октября 1992 г. № 3612-ФЗ.

Задачами данного закона являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность ; создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации; определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности; определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

5. Иные "профильные" федеральные законы.

В системе актов российского законодательства, регулирующих отношения в области образования и культуры, наряду с Законом об образовании, Федеральным законом о высшем и послевузовском образовании и Федеральным законом об основах РФ о культуре присутствуют и другие законодательные акты, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования или культуры. Например: Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования", Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

6. "Непрофильные" законы, содержащие правовые нормы, которыми регулируются отношения в сфере образования и культуры.

Эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в сфере образования и культуры. Большое количество таких законов, их "разнокалиберность" (в одних законах содержится одна - две статьи по соответствующей проблематике, в других - целые главы), часты случаи столкновений норм таких законов с нормами, содержащимися в "профильных" законах об образовании и культуре, - эти и ряд других причин делают весьма актуальной задачу систематизации законодательства в каждой из рассматриваемых сфер деятельности.

Многочисленные "непрофильные" законы можно попытаться объединить, с известной долей условности, в следующие группы (примеры даны на основе законодательной базы в сфере образования):

а) федеральные законы, в которых регламентируются общие вопросы организации образования в Российской Федерации, например, Закон РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-I "О языках народов Российской Федерации"; Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях";
б) федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования, например: гигиеническое воспитание и обучение - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; военное образование и военная подготовка - федеральные законы от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"; экологическое образование - Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; спортивная подготовка - Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"; религиозное образование - Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и т. п. ;
в) федеральные законы, в которых устанавливаются различные льготы участникам образовательных отношений, например, Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
г) федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения субъектов образовательных отношений, например, Федеральный закон от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", Трудовой кодекс РФ (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ);
д) федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов высшего и послевузовского образования (например, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Закон РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-I "О плате за землю") и др.

Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования и культуры, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы (примеры даны на основе нормативных актов в сфере образования):

1. Указы Президента РФ , среди которых можно выделить: указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования, например, указы Президента РФ от 11 июля 1991 г. № 1 "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР", от 24 декабря 1996 г. № 1759 "О приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

2. Постановления Правительства РФ , которые также могут быть посвящены целиком регулированию образования, например, от 5 июля 2001 г. № 5 05 "Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг", от 18 октября 2000 г. № 7 96 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности", от 5 апреля 2001 г. № 2 64 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации"), либо могут содержать отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования (например, постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1 047 "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти ", от 27 июля 2001 г. № 5 64 "О федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года" и т. п.).

3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти , принятые по вопросам образования.

Этот многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов, в свою очередь , можно условно объединить в следующие группы:

  1. нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (ранее - Министерства образования РФ) (например, приказ Минобразования России от 25 марта 2003 г. № 1 154 "Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования", от 10 июля 2003 г. № 2 994 "Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования", от 19 мая 1998 г. № 1 236 "Об утверждении Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования");
  2. нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти , в том числе:
    а) "профильные", т. е. принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования (например, приказ Минюста России № 3 1, Минобразования России № 3 1 от 9 февраля 1999 г. "Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах", приказ Минздрава России от 17 февраля 1993 г. № 2 3 "Об утверждении Положения о клинической ординатуре", приказ Министерства обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 8 0 "Об утверждении Руководства по организации работы высшего учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации");
    б) "непрофильные", в которых содержатся лишь отдельные положения, прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования (например, приказ Минздрава России от 26 июля 2000 г. № 2 84 "О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах", приказ Министра обороны РФ от 10 декабря 2000 г. № 575 "О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации").

СБОРНИК

законодательных и нормативных правовых актов, действующих

в сфере культуры

От составителя:

В настоящее время особое внимание уделяется законодательной и иной нормотворческой деятельности, непосредственно регулирующей деятельность в сфере культуры, искусства и кинематографии.

Направления указанной деятельности определены основами государственного устройства Российской Федерации, а именно статьями 71 – 73 Конституции Российской Федерации, определившими, что деятельность в сфере культуры отнесена к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Основными законодательными и нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность в сфере культуры, искусства и кинематографии являются следующие:

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992г. № 3612-1 (с послед. изм. и доп.). в т.ч. ст.27 «Государство и положение творческих работников», ст. 28 «Государство и организации творческих работников», ст. ст. 37 – 40 (определяющие принципы разделения компетенции органов власти различных уровней в сфере культуры); раздел 8 Основ, определяющий основы экономического регулирования в сфере культуры;

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. № 7-ФЗ (с послед. изм. и доп.), в т.ч. по вопросам создания, реорганизации, преобразования некоммерческих организаций, создания филиалов, вопросов регистрации данных учреждений. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с положениями действующего законодательства, организации в сфере культуры, искусства и кинематографии создаются в виде некоммерческих организаций, а государственные организации в виде учреждений. При этом, формы преобразования учреждений ограничены положениями законодательства. Необходимо учитывать, что данный Закон основывается на положениях действующего гражданского законодательства, определяющим, как понятия юридического лица, так порядок его государственной регистрации.

ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995г. № 154-ФЗ (с последующими изм. и доп.) и аналогичный закон, принятый в 2003г.;

ФЗ «О народных художественных промыслах» от 06.01.1999г. № 7- ФЗ;

Указ Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» от 12.11.1993г. № 1904 (с послед. изм. и доп.).

«Примерное Положение о государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа», Приложение № 1 к решению коллегии Минкультуры РФ от 29.05.2002г. № 10.

В данный сборник вошли законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в сфере:

1) культуры, искусства и кинематографии, библиотечного и музейного дела, охраны и сохранения объектов культурного наследия, народных художественных промыслов;

2) государственного и муниципального заказа.

законодательные и нормативные правовые акты в сфере культуры(извлечения):

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Статья 65 приводится с учетом

Указов Президента РФ от 09.01.1996 N 20,

от 10.02.1996 N 173, от 09.06.2001 N 679, от 25.07.2003 N 841,

Федеральных конституционных законов

от 25.03.2004 N 1-ФКЗ, от 14.10.2005 N 6-ФКЗ)

(извлечения)

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного

) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О КУЛЬТУРЕ

(извлечения)

(в ред. Федеральных законов от 23.06.1999 N 115-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральными законами

от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ,

от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)

Статья 7. Обязательность культурных аспектов в государственных программах развития

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития. В этих целях федеральные государственные программы развития, аналогичные программы субъектов Российской Федерации подвергаются обязательной, независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, назначаемыми совместно органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней.

Статья 25. Культурное достояние народов Российской Федерации

Состав (перечень) культурного достояния народов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации по представлению субъектов Российской Федерации. Культурное достояние народов Российской Федерации находится на особом режиме охраны и использования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Правомочия по владению, пользованию, распоряжению особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации изменяются решениями Правительства Российской Федерации по согласованию с собственниками особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (в случае, если собственником является не Российская Федерация).

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Решение принимается на основании заключений независимых экспертных комиссий с учетом: интересов целостности исторически сложившихся коллекций и других собраний, условий их хранения, наибольшей доступности для граждан Российской Федерации, происхождения объекта.

В собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

Статья 26. Общероссийские библиотечный, музейный, архивный и иные фонды

Целостность общероссийских библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото- и иных аналогичных фондов, порядок их сохранения, функционирования и развития обеспечивается государством.

Статья 27. Государство и положение творческих работников

Российская Федерация признает исключительную роль творческого работника в культурной деятельности, его свободы, моральные, экономические и социальные права.

Российская Федерация:

стимулирует деятельность творческих работников, направленную на повышение качества жизни народа, сохранение и развитие культуры;

обеспечивает условия труда и занятости творческих работников таким образом, чтобы они имели возможность в желательной для них форме посвятить себя творческой деятельности;

способствует росту спроса со стороны общества и частных лиц на продукцию творчества в целях расширения возможностей творческих работников получать оплачиваемую работу;

способствует материальному обеспечению, свободе и независимости творческих работников и педагогов, посвящающих свою деятельность традиционной и народной культуре;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

содействует творческим работникам в расширении международных творческих контактов;

расширяет возможности участия женщин в различных областях культурной деятельности;

реализует положения принятой ООН Декларации прав ребенка, учитывающие специфику ребенка, занимающегося творческой деятельностью;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 28. Государство и организации творческих работников

Российская Федерация содействует созданию и деятельности организаций творческих работников - ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных, а также федераций и конфедераций таких организаций, филиалов и отделений международных сообществ творческих работников.

Государство обеспечивает организациям, представляющим творческих работников, возможность участвовать в разработке политики в области культуры, консультируется с ними при разработке мероприятий в области занятости, профессиональной подготовки, условий труда, не вмешивается в их деятельность, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Никакая организация творческих работников не имеет преимуществ перед другими аналогичными организациями в отношениях с государством.

Часть четвертая утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

В правовом, социально-экономическом и других отношениях государство содействует творческому работнику, не являющемуся членом какой-либо организации творческих работников, равным образом, как и членам таких организаций.

Статья 29. Государственные программы сохранения и развития культуры в Российской Федерации

Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные государственные программы сохранения и развития культуры, воплощающие культурную политику государства и пути ее реализации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 30. Обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ

Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны:

поощрять деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования прежде всего посредством гуманитаризации всей системы образования, поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций - школ искусств, студий, курсов, любительского искусства (самодеятельного художественного творчества), а также сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

абзацы четвертый - пятый утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;

осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;

публиковать для сведения населения ежегодные данные о социокультурной ситуации.

Статья 37. Полномочия федеральных органов государственной власти в области культуры

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области культуры относятся:

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

обеспечение прав и свобод человека в области культуры;

установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

правовое регулирование отношений собственности, основ хозяйственной деятельности и порядка распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации;

формирование федерального бюджета в части расходов на культуру;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

абзацы шестой - седьмой утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

координация внешней политики в области культурного сотрудничества;

регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей;

абзацы десятый - одиннадцатый утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

определение принципов государственной политики в области подготовки кадров, занятости, оплаты труда, установление минимального размера ставок авторского вознаграждения по федеральным учреждениям культуры на основании перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации;

официальный статистический учет в области культуры;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре;

сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения;

охрана и сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 38. Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 39. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относятся:

сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения;

организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов Российской Федерации;

создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе участвовать в финансировании мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, находящихся в федеральной собственности.

(часть вторая введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

Статья 40. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области культуры относятся:

организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек поселения;

создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящихся на территории поселения;

создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области культуры относятся:

организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов;

создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района.

К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области культуры относятся:

организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек городского округа;

создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;

сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;

создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе.

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области культуры устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

О КУЛЬТУРЕ

(извлечения)

(в ред. Закона РТ от 20.12.2000 N 542)

Статья 2. Задачи законодательства Республики Татарстан о культуре

Задачами законодательства Республики Татарстан о культуре являются:

обеспечение защиты конституционного права граждан Республики Татарстан пользоваться достижениями культуры;

регулирование отношений по созданию, распространению, освоению и сохранению культурных ценностей;

содействие развитию татарской национальной культуры, культуры многонационального народа Республики Татарстан, интеграции ее в мировую культуру;

определение принципов государственной политики в области культуры.

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей;

культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения литературы, искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко - культурном отношении территории и объекты;

культурные блага - условия и услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей;

творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация;

творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника независимо от того, связано оно или нет с трудовыми правоотношениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников;

культурное наследие - материальные и духовные ценности, созданные человеком или природой, а также результаты духовной жизни народа, общества, выдающихся личностей, имеющие историческую, научно-техническую, художественную, природно - экологическую, этнологическую или иную культурную значимость;

культурное достояние многонационального народа Республики Татарстан - совокупность культурных ценностей, а также организации культуры Республики Татарстан, имеющие государственное значение. На территории Республики Татарстан могут находиться культурные ценности и организации культуры федерального значения;

государственная политика в области культуры - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Статья 4. Область применения Закона Республики Татарстан "О культуре"

Настоящий Закон регулирует культурную деятельность в следующих областях:

выявление, изучение, охрана, реставрация и использование культурных ценностей;

художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

художественные народные промыслы и ремесла, языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

самодеятельное (любительское) художественное творчество;

музейное дело и коллекционирование;

книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело в соответствии с законодательством;

телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в области культуры;

научные исследования в области культуры;

международные культурные обмены;

производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Статья 5. Основные принципы государственной политики в области культуры

Государственная политика в области культуры в Республике Татарстан строится на основе следующих основных принципов:

равенство прав народов в Республике Татарстан в создании, сохранении, распространении и освоении культурных ценностей;

приоритет общечеловеческих духовных ценностей;

свобода творческой деятельности;

защита интеллектуальной собственности;

общедоступность культурных ценностей;

сочетание государственных и общественных начал в организации культурной деятельности.

Статья 17. Компетенция Министерства культуры Республики Татарстан

К ведению Министерства культуры Республики Татарстан относятся:

участие в разработке и реализация государственной политики в области культуры;

приобретение культурных ценностей от имени государства;

информационное и научно-методическое обеспечение культурной деятельности;

осуществление государственного учета культурных ценностей;

прогнозирование развития сети организаций культуры.

Статья 21. Источники финансирования культуры и культурной деятельности в Республике Татарстан

Финансовые средства в области культуры формируются за счет:

ассигнований на культуру из Республиканского бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов;

доходов от деятельности организаций культуры;

добровольных взносов, пожертвований от юридических и

физических лиц, а также международных организаций;

средств от иных источников, не запрещенных законодательством.

Объем государственного финансирования культуры определяется при утверждении Республиканского бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов на очередной финансовый год.

Размеры и нормативы финансирования государственных организаций культуры подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.

Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения бюджетного финансирования культуры.

Использование финансовых средств осуществляется в соответствии с уставом организации культуры. Средства, не использованные в текущем отчетном периоде, изъятию не подлежат и используются в дальнейшем на уставные цели.

Организации культуры могут пользоваться кредитами банков в порядке, установленном законодательством.

нормативные Сборник действующих по 1 ... империи (законодательные акты , описания, статистика). Составитель и... 2008. Кошубаев Д. От составителя // Мир дому... в сфере экономики, культуры и... Абдулкахир Магомедович. Сборник нормативных правовых актов и законов...