Заявление о приостановлении исполнительного производства судом и судебным приставом. Ходатайство о приостановлении производства по делу Апелляция на приостановление исполнительного производства

доброго времени! Алена!

Статья 40.
Приостановление исполнительного производства судебным приставом-исполнителем

1. Исполнительное
производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью
или частично в случаях:

1) смерти должника,
объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если
установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица
требования или обязанности допускают правопреемство;

2) утраты должником
дееспособности;

3) участия должника
в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других
войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с
законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях
чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы
взыскателя, находящегося в таких же условиях;

4) отзыва у
должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций,
за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с
Федеральным законом
«О банках и банковской деятельности» не приостанавливается;

5) применения
арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в
порядке, установленном статьей 96
настоящего Федерального закона;

6) принятия судом к
рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского
сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского
сбора;

7) направления
судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России
уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации, указанное в пункте 4 части 1
статьи 94

2. Исполнительное
производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем
полностью или частично в случаях:

1) нахождения
должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;

2) розыска
должника, его имущества или розыска ребенка;

(в ред. Федерального закона
от 11.07.2011 N 196-ФЗ)

3) просьбы
должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской
Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в
соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) направления
постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или)
применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с частью 6 статьи 33
настоящего Федерального закона.

3. Главный судебный
пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской
Федерации и их заместители вправе приостановить исполнительное производство в
случае поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных
им должностных лиц службы судебных приставов. Сводное исполнительное
производство может быть приостановлено главным судебным приставом Российской
Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации и их
заместителями полностью или частично с учетом требований, предусмотренных частью 3 статьи 39
настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона
от 08.03.2015 N 57-ФЗ)

ст. 40, Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «Об
исполнительном производстве» {КонсультантПлюс}

Ответчик имеет два пути обжалования не вступившего в законную силу заочного решения: один - подача заявления о его отмене в суд, рассматривавший дело, другой - направление апелляционной жалобы. По сравнению с ответчиком истцу доступен лишь второй путь. В данном случае равенство между сторонами сохраняется. Независимо от того, кто обращается в суд с жалобой, он должен изложить мотивы незаконности и необоснованности заочного решения, исходя из общих правил обжалования <1>.
- <1> БВС РФ. 2005. N 3. С. 4.

Ответчик по своему усмотрению определяет, каким вариантом обжалования рационально воспользоваться для достижения успеха. Подлежат учету специфические субъективные и объективные факторы: убедительность мотивов оспаривания, сроки на обращение к тому или иному суду, формы заявлений о пересмотре дела, полномочия суда, длительность производства и т.п.
Часть 1 ст. 237 ГПК РФ предусматривает, что ответчик вправе подать в суд заявление об отмене вынесенного им заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчику, пожелавшему начать апелляционное производство, установлен месячный срок для направления апелляционной жалобы в суд, рассмотревший дело по первой инстанции. Этот месячный срок начинает исчисляться с момента окончания семидневного срока, предоставленного для отмены решения вынесшим его судом. Поскольку специальных запрещений не установлено, оба упомянутых срока, если они пропущены по уважительным мотивам, могут быть восстановлены согласно ст. 112 ГПК РФ.
Если ответчик обращается в течение семи дней в тот же суд, ему надлежит обосновать уважительность причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности сообщить суду. Обязательно также указывать обстоятельства и подтверждающие их доказательства или доказательства, опровергающие основание иска, которые предположительно, но с высокой степенью вероятности способны после их развернутого исследования повлиять на содержание принятого заочного решения. Оба условия должны существовать одновременно.
Сразу после вынесения решения у ответчика есть альтернатива. Он может обратиться в суд, где рассматривалось дело с заявлением об отмене заочного решения, либо инициировать апелляционное производство. Если вначале подано заявление об отмене заочного решения в суд первой инстанции и суд вынесет определение об отказе в пересмотре данного решения, ответчик вправе подать апелляционную жалобу в соответствии с ч. 2 ст. 237 ГПК РФ. Другой вариант - ответчик будет подавать только апелляционную жалобу по истечении срока на обращение в суд первой инстанции с заявлением об отмене вынесенного заочного решения <1>.

Новый образец заявления о приостановлении исполнительного производства в формате PDF и DOC вы сможете скачать на странице.

Очень часто должник решает обжаловать судебные решения или постановления судебного исполнителя в ходе проведения исполнительного производства. Такое решение может быть вызвано различными причинами, в том числе нарушениями закона судебными приставами (например, неправильное составление описи имущества, его неверная оценка и т.д.). Поэтому наряду с обжалованием действий судебного исполнителя должнику желательно, а в ряде случаев и необходимо требовать приостановления исполнительного производства для защиты своих прав.

Для этого в суд по месту нахождения судебного исполнителя подается соответствующее заявление (примерный образец такого заявления прилагается). Перечень оснований, при наличии которых суд обязан приостановить исполнительное производство, содержится в статье 39 ФЗ «Об исполнительном производстве». Поэтому в заявлении должно быть указано, почему заявителю необходимо приостановление, а также должны быть приложены соответствующие подтверждающие документы.

Каких-либо специальных требований к подобным заявлениям закон не предъявляет. А сам по себе документ во многом формальность, так как суд обязан согласно статье 436 ГПК РФ приостановить исполнительное производство при наличии подтвержденных для этого оснований.

В _______________суд, ___________
(наименование) (адрес)

Должник: ______________________,
(Ф.И.О)

Взыскатель: ___________________,
(Ф.И.О)

проживающий по адресу__________

Судебный пристав ______________,
(должность, Ф.И.О.)
_______________________________

(место нахождения территориального подразделения ФССП)

ЗАЯВЛЕНИЕ

о приостановлении исполнительного производства

В соответствии с решением ___________________________суда от «__»
(наименование суда)

«________» 20__ года по гражданскому делу № _______, судебным приставом ____________________возбуждено исполнительное производство (должность, Ф.И.О.)

№________ (копия постановления прилагается).

«___» «_______» 20__ года должником (взыскателем) подано заявление в суд об (оспаривании результатов оценки арестованного имущества, или оспаривании постановлении судебного пристава о взыскании исполнительского сбора, исключении из описи (освобождении от ареста) имущества, на которое обращено взыскание, или по другим основаниям).

Согласно требованиям части 1 статьи 39 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» в обозначенной мною ситуации суд приостанавливает исполнительное производство до окончательного ее разрешения по существу.

В связи с вышеизложенным и руководствуясь статьями 436 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьей 39 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве»,

Приостановить исполнительное производство № ______, возбужденное судебным приставом _______________ на основании решения ____________
(должность, Ф.И.О.) (наименование) суда от «___» «_______» 20__ года в связи с ___________________________
(указывается причина)

(к примеру, необходимостью исключения из описи определенного имущества, или оспариванием должником исполнительного документа) до окончательного решения обозначенного вопроса по существу.

Приложение:

1. Копия решения суда;

2. Копия постановления судебного пристава о возбуждении исполнительного производства;

3. Копии заявления для взыскателя и судебного пристава;

4. Документы, подтверждающие причину необходимости приостановления исполнительного производства.

«___» «___________» 20__ года ________________
(подпись заявителя)

Исполнительное производство может быть приостановлено по заявлению. Кто должен подать заявление о приостановлении, как его составить и к чему может привести данный процесс? Об этом мы расскажем в нашей статье.

Приостановление взыскания представляет собой полную остановку всех действий в рамках исполнительного производства на неопределенный срок. Данный процесс возможен в тех случаях, когда существуют конкретные условия, которые препятствуют эффективному исполнению решения суда или исключают их исполнение полностью. Непосредственно вывод о возможности приостановления производства может сделать только судебный пристав, ведущий дело, либо судебный орган, соответственно, заявление о приостановлении производства может быть подано заявителем, как в определенное подразделение приставов, так и в суд.

Когда производство может быть приостановлено судом

Согласно нормам статьи 39 Закона об исполнительном производстве резолюция о приостановлении производства может быть принята судебными органами в следующих случаях:

  1. продолжительной рабочей командировки должника;
  2. подачи иска, который касается дела о взыскания, например, о снятии ареста с собственности, подлежащей взысканию или несогласии с итогами оценки имущества или оспаривании документа в целом, на основе которого был выдан исполнительный лист, и другое;
  3. просьбы сторон дела о пояснении к тексту исполнительного листа;
  4. разбирательства по иску о несогласии с определенными действиями или бездействиями приставов, в том числе, вынесенным им постановлением;
  5. в других, предусмотренных законом случаях.

Когда заявление о приостановлении дела подается приставам

Статья 40 ФЗ № 229 устанавливает правомочия пристава относительно приостановки исполнительного производства. Действие производится, если:

  1. должник признан недееспособным;
  2. должник умер, однако допускается наследование долга;
  3. должник пребывает в стационаре;
  4. аннулирована лицензия у банка-должника;
  5. в отношении должника проведено мероприятие по банкротству;
  6. должник обратился в судебный орган с просьбой о рассрочке или размере исполнительного сбора;
  7. налоговой службой или Банком России рассматривается запрос пристава об аресте собственности должника;
  8. должник, который проходит службу в ВС РФ, подал прошения;
  9. должник пребывает в составе воинских подразделений Российской Федерации, находящихся на территории боевых действий, исполняет задание в военных или чрезвычайных условиях либо просьба о приостановлении поступила от взыскателя, который пребывает в аналогичных обстоятельствах;
  10. проводятся мероприятия по поиску должника или его имущества, розыск ребенка;
  11. направлено поручение приставу, который обслуживает другую территорию, о совершении определенных исполнительных действий.

При наступлении хотя бы одного из перечисленных обстоятельств, любая из сторон дела может обратиться к приставу с заявлением о приостановлении производства. Кроме того, приостановить производство по делу могут вышестоящие судебные приставы при получении жалобы на действия пристава, ведущего дело.

Как составляется заявление о приостановлении производства

Документ составляется в произвольной форме. В тексте заявления желательно указать следующие сведения:

  • название подразделения приставов и данные конкретного судебного пристава-исполнителя, которому заявление направляется;
  • все необходимые данные по исполнительному производству - это номер листа и дела, дата возбуждения;
  • полная информация по взыскателю и должнику, известная заявителю;
  • подробно описываются обстоятельства, в соответствии с которыми прошение о приостановке производства направляется приставу;
  • перечень документов, которые прилагаются к документу;
  • дата и подпись заявителя.

К заявлению обязательно прилагаются копии документов - доказательства наступления тех обстоятельств, на которые ссылается проситель. Это могут быть объяснительные, официально заверенные справки, заверенные выписки из официальных документов и другое. Заявление можно направить по почте заказным письмом с уведомлением. Также заявление о приостановлении исполнительного производства может быть предоставлено заявителем лично в канцелярию подразделения службы судебных приставов в 2-х экземплярах, один из которых возвращается предъявителю с датой получения и подписью специалиста, его получившего. Из канцелярии заявление должны передать приставу не позднее следующего дня. Судебный пристав-исполнитель должен принять решение о приостановлении производства либо отклонить заявленную просьбу в течении 3 дней с момента получения.

Как приостановить исполнительное производство при наступлении обстоятельств, служащих для этого основанием?

Для этого в районный суд подается заявление, в котором указывают номер исполнительного листа, ссылаются на судебное дело и приводят причины прошения.

Когда появляются препятствия к выполнению решения суда, возникает вопрос: как приостановить исполнительное производство?

Для этого в суд, в районе которого работает пристав-исполнитель, подается соответствующее заявление.

Законом установлен перечень условий, позволяющих приостановить взыскание. Начнем по порядку – ознакомимся с порядком подачи заявления.

Как происходит приостановление исполнительного производства

Перед тем как приостановить исполнительное производство, нужно подготовить соответствующее заявление.

Оно подается в суд общей юрисдикции. Причем в тот, на территории которого ведется деятельность.

Строгих требований к оформлению заявления не предъявляется.

Как правило, оно содержит данные должника, взыскателя, номер дела и ФИО судебного пристава (на сайте службы можно ).

Ключевой момент – основание для приостановления.

Помимо самого обстоятельства, следует включить ссылки на подтверждающие документы и приложить их копии.

Важно: заявление о приостановлении рассматривается в течение десяти дней.

По результатам выносится определение, которое доводится до пристава и подлежит немедленному выполнению.

Что достигается в случае положительного решения? Пристав не вправе прибегать к мерам принудительного исполнения на протяжении этого периода.

В противном случае, должник подает иск, по которому ему будет возмещен причиненный такими действиями ущерб.

Вместе с тем пристав может предпринимать действия, формирующие условия для применения принудительных мер.

Приостановление судебного производства: чем отличается от отсрочки

Как показывает судебная практика, исполнительное судопроизводство является одной из наиболее сложных сфер.

Перерыв в этих действиях может наступить в результате отложения, отсрочки, приостановления.

Разберемся, чем отличается приостановление от других действий.

  1. Исполнительное производство прекращается на неопределенный срок.
  2. Мероприятия не проводятся до изменения обстоятельств, ввиду которых было подано заявление.
  3. Если отложение вызывается субъективными причинами, то приостановление провоцируется факторами, не зависящими от действий суда, судебных приставов, должника или взыскателя.
  4. Когда обстоятельства, мешающие взыскательным действиям, устранены, оно возобновляется по инициативе пристава или взыскателя.
  5. Судебное постановление подлежит немедленному исполнению после доведения до пристава.

Вопросы приостановления рассматриваются в статье 327 Арбитражного процессуального кодекса.

Безусловное приостановление: в каких случаях

В некоторых случаях законодательство предусматривает безусловное приостановление исполнительного производства. Перечислим их далее.

  1. Смерть должника, его признание умершим или безвестно пропавшим. В таком случае может быть подано заявление о приостановке (до установления правопреемника) либо о прекращении (если правопреемство долга не подтверждено).
  2. Ограничение дееспособности должника либо его признание недееспособным. Приостанавливается до назначения попечителя либо опекуна (нередко назначается ).
  3. Начало судебного разбирательства по заявлению об освобождении от передачи исполнительского сбора, снижении цены, отсрочке или рассрочке взыскания.
  4. Участие одной из сторон дела в военных действиях, в работах в условиях чрезвычайной ситуации либо военного положения. Принятие такого решения инициируется взыскателем.

Вышеперечисленные условия относятся к должникам-физическим лицам.

Однако определенные обстоятельства, препятствующие продолжению исполнительного производства, могут возникнуть и в случае с организациями.

Такое постановление можно ожидать в случае:

  • отзыва банковской лицензии (для кредитных и банковских организаций), в таком случае запускается в соответствии с требованиями законодательства;
  • представления приставом уведомления о наложении ареста на имущество .

Как приостановить исполнительное производство в вышеперечисленных случаях?

Потребуется составить заявление, в котором будут отражены сложившиеся обстоятельства.

К бланку следует приложить подтверждающие документы.

В каких ситуациях суд может повлиять

Можно ли приостановить исполнительное производство, если наступившие обстоятельства не входят в перечень, изложенный выше?

На самом деле предусмотрен еще один список причин, которые иногда могут служить основанием для такого решения.

Важно отметить: в таких случаях суд может, но не должен, вынести такое постановление.

  1. Длительное отсутствие должника ввиду служебной командировки.
  2. Подача прошения одним из участников (должником, взыскателем или приставом) о дополнительном разъяснении сроков и порядка применения исполнительного листа.
  3. Принятие на рассмотрение кассационной жалобы об оспаривании вынесенного решения либо в связи с неправомерными действиями судебного пристава.

В случае с жалобой на неправомерные действия судебных приставов делопроизводство приостанавливается начальником службы приставов в конкретном регионе.

Свежую информацию о ходе рассмотрения можно отыскать на ее официальном сайте.

Если, ввиду каких-либо причин, данных там нет, пишут заявление с просьбой предоставить сведения для ознакомления.

Когда решение принимает сам пристав

Рассмотрим еще одну группу условий, при наступлении которых решение принимается судебным приставом. Данные обстоятельства перечислены далее.

  1. Прохождение должником курса лечения в стационаре.
  2. Розыск должника (либо его имущества).
  3. Временное отсутствие должника ввиду прохождения воинской службы.

Еще одна возможная причина для подачи прошения – производственные действия начаты в одном регионе, а взыскательные должны выполняться в другом месте.

Можно ли приостановить исполнительное производство в таких случаях? Да, но для этого потребуется заявление от имени должника.

В исключительных случаях нужно получить документ со стороны взыскателя.

Что написать в заявлении

Обстоятельства, позволяющие приостановить взыскание, отражены в №229-ФЗ, статьях 39 и 40.

При наступлении таких ситуаций, должнику следует подать в суд, с которым сотрудничает судебный пристав, соответствующее заявление.

Важно: по определению суда может быть подана кассационная жалоба.

Представим примерный образец и разберемся с его ключевыми пунктами.

  1. В верхнем правом углу указывается адресат (наименование судебного органа), ФИО и место проживания должника и взыскателя, данные судебного пристава (ФИО, адрес, название службы приставов).
  2. Далее по центру бланка указывается название – «Заявление о приостановлении исполнительного производства».
  3. Указать, что на основании постановления (если известен номер, стоит его вписать), было начато исполнительное производство.
  4. Обозначить, по какому и после какого судебного разбирательства было возбуждено производство.
  5. Перечислить обстоятельства, которые стали основанием для подачи заявления. В этом пункте желательно сослаться на закон №229-ФЗ. Далее прикладываются документы, служащие доказательством сложившейся ситуации.
  6. Указывается срок (если точный неизвестен, хотя бы приблизительный), до которого требуется приостановить производство.
  7. Сославшись на соответствующие нормы закона (ФЗ «Об исполнительном производстве», статьи 436, 437, 440 ГПК), представить прошение о приостановлении производства.
  8. Перечислить документы. Отдельные копии делаются для каждого из участников дела.
  9. Поставить дату и личную подпись.

Перед тем как приостановить исполнительное производство, суд рассмотрит это заявление. Иногда оно подается в службу судебных приставов.

Как проходит рассмотрение

Рассмотрение заявление происходит в соответствии с определением, зафиксированным в статье 324 Арбитражного процессуального кодекса .

Проводится оно в течение десяти дней.

О предстоящем рассмотрении извещаются все участники дела, а именно:

  • должник;
  • взыскатель;
  • судебный пристав.

Неявка одной из сторон на судебное заседание не становится причиной для отложения слушаний.

По результатам рассмотрения судом выносится определение, которое передается каждому участнику.

Если в приостановлении было отказано, возможна подача кассационной жалобы.

Есть ли другие варианты в случае неблагоприятного решения? Да, это подтверждается частью 3 статьи 40 вышеупомянутого закона №229-ФЗ.

Главный судебный пристав РФ или конкретного региона, а также их заместители уполномочены приостанавливать исполнительное производство, если была подана жалоба на вынесенное судом постановление или действия служб судебных приставов.

Резюмируем вышесказанное. Можно ли приостановить исполнительное производство?

Да, обстоятельства, которые могут стать причиной для этого, оговорены в статье 327 АПК.

Для этого должнику следует подготовить заявление и подать его в суд, в районе которого судебный пристав осуществляет производство.

Рассматривается оно в десятидневный срок. Приостановление возможно на неопределенный срок до тех пор, пока вызвавшие его обстоятельства не будут устранены.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ стороны исполнительного производства | ФССП России

27.12.2012

Исполнительное производство, как показывает практика, является одной из сложных частей судопроизводства. В соответствии с действующим законодательством судом осуществляется предварительный и последующий контроль за действиями судебного пристава-исполнителя. Предварительный контроль осуществляется в тех случаях, когда для совершения определенных действий в рамках исполнительного производства требуется судебный акт. В частности это касается и приостановления исполнительного производства.

Приостановление исполнительного производства представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий, наряду с их отложением и отсрочкой.

В отличие от иных юридических действий (отсрочка, рассрочка, отложение), приостановление осуществляется не на конкретный, а на неопределенный период времени, до отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.

Приостановление исполнительного производства обусловлено обстоятельствами, не зависящими от воли суда, судебного пристава-исполнителя и сторон, отложение же исполнительных действий, как правило, вызвано причинами субъективного порядка.

По приостановленному исполнительному производству до его возобновления применение мер принудительного исполнения не допускается. В противном случае суд может удовлетворить иск о взыскании убытков, причиненных действиями судебного пристава-исполнителя, если арест, опись и изъятие имущества должника были произведены судебным приставом-исполнителем, когда определением суда было приостановлено исполнительное производство и об этом приостановлении судебный пристав-исполнитель был уведомлен (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Западно-Сибирского округа от 31.03.2005 N Ф04-1678/2005(9833-А27-12).

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства, оно возобновляется по заявлению взыскателя или по инициативе судебного пристава-исполнителя.

Судебный акт, акт другого органа или должностного лица о приостановлении исполнения исполнительного документа подлежит немедленному исполнению с момента его получения судебным приставом-исполнителем.

В арбитражном процессуальном кодексе вопросу приостановления исполнительного производства посвящена статья 327.

Применяя правила ч. 1 и 2 ст. 327 АПК, нужно иметь в виду следующее:

  • арбитражный суд может приостановить исполнительное производство
    • возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом
    • по заявлению взыскателя, должника либо судебного пристава-исполнителя;
    • лишь в случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.
    Как следует из Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации» исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, либо судебному приставу-исполнителю. В случае направления исполнительного листа непосредственно в банк ни АПК РФ, ни Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не исключают возможность приостановления арбитражным судом взыскания банком денежных средств по исполнительному листу, выданному арбитражным судом.
  • исполнительное производство может быть приостановлено:
    • либо арбитражным судом, который выдал исполнительный лист;
    • либо арбитражным судом, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель (если именно в этот суд было подано заявление о приостановлении исполнительного производства).

Во всех остальных случаях приостановление производится судом общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

Вопрос о приостановлении судом исполнительного производства подлежит разрешению в рамках дела, на решение по которому выдан исполнительный лист, послуживший основанием для возбуждения исполнительного производства.

В соответствии с частью 1 статьи 319 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом первой или апелляционной инстанций, выдается судом, принявшим соответствующий судебный акт.

Следовательно, если исполнительный лист выдан арбитражным судом апелляционной инстанции, вопрос о приостановлении исполнительного производства может быть рассмотрен этим судом или арбитражным судом первой инстанции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в зависимости от того, в какой суд направлено соответствующее заявление.

Вопрос о приостановлении исполнительного производства арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает коллегиальным составом судей.

Статья 327 АПК РФ является бланкетной по содержанию, поскольку отсылает для разрешения вопросов приостановления, прекращения и возобновления исполнительного производства к ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно ст. 327 АПК:

  • арбитражный суд обязан рассмотреть упомянутое заявление в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления в арбитражный суд; в судебном заседании, с извещением сторон и судебного пристава-исполнителя: однако их неявка не препятствует рассмотрению заявления; при подаче заявления о приостановлении исполнительного производства госпошлина не оплачивается.
  • по результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит определение, которое направляется (в копии) взыскателю, должнику и лицам, участвующим в деле, судебному приставу-исполнителю. Оно может быть обжаловано.

С 1 февраля 2008г. вступил в силу Федеральный закон N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее ФЗ №229), который Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее ФЗ №199).

Федеральный закон № 229-ФЗ, так же как и Федеральный закон № 119-ФЗ, предусматривает общий двухмесячный срок для совершения исполнительных действий. Однако при этом предусмотрены периоды времени, которые в указанный срок не включаются. Например, время, когда исполнительные действия не производились в связи с их отложением, приостановлением, время отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа, время со дня передачи имущества на реализацию до дня получения вырученных от нее денежных средств и др.

Приостановлению исполнительного производства посвящены ст.ст. 39, 40, 41, 42, 45, нового закона «Об исполнительном производстве»

Ранее Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" рассмотрение вопроса о приостановлении исполнительного производства относил только к компетенции суда. В целях оперативного разрешения возникающих в ходе исполнительного производства вопросов Законом N 229-ФЗ впервые предусмотрены полномочия судебного пристава приостанавливать исполнительное производство (ст. 40).

Ранее судебная практика (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Поволжского округа от 06.12.2005 N А12-3592/05-С32) исходила из того¸ что частичное приостановление противоречит правилам Закона об исполнительном производстве, поскольку производство возбуждается на основании исполнительного листа как единого документа.

Согласно новому закону исполнительное производство может быть приостановлено полностью или частично.

Рассмотрение судом или судебным приставом- исполнителем вопросов о приостановлении исполнительного производства регламентируется ст. 45 нового Закона «Об исполнительном производстве». В статье указано, что приостановление и прекращение исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, производятся тем же арбитражным судом или арбитражным судом, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

Также приостановление исполнительного производства арбитражным судом производятся в случаях:

  • исполнения исполнительных документов, указанных в пунктах 5, 6 и 8 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона (к которым относятся: акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований; судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях; акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом), в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

    Для отнесения к подведомственности указанных дел арбитражным судам важен субъектный состав сторон исполнительного производства, т.е. взыскателем или должником может быть только организация (юридическое лицо, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, не юридическое лицо- объединение граждан) и индивидуальный предприниматель; а также важен исполнительный документ- акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств в бесспорном порядке(например, постановление о взыскании налога за счет имущества (ст. 47 НК РФ); постановление по делу об административном правонарушении; факт оспаривания постановления налогового органа, решения административных органов, на основании которых возбуждено исполнительное производство в арбитражном суде, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства т.е. поданное в арбитражный суд заявление о признании недействительным постановления налогового органа, решений административных органов и определение арбитражного суда о принятии этих заявлений к производству.

  • исполнения постановления судебного пристава-исполнителя в соответствии с частью 16 статьи 30 настоящего Федерального закона, (т.е. в случае, когда после окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа), если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В случаях, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судом общей юрисдикции, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

Основания для приостановления могут быть как обязательные, так и факультативные.

Обязательными и исчерпывающими основаниями (всего семь) приостановления согласно ст. 20 старого Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" являлись:

  • смерть должника, объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускает правопреемство, а также возбуждение арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника- в настоящее время это измененный пункт 1 ч.1 ст. 40 нового Закона
  • утрата должником дееспособности- это п. 2 ч.1 ст. 40 нового Закона
  • участие должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях- это измененный п.3.ч.1 ст. 40 нового Закона
  • оспаривание должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание допускается законом- измененный п.1 ч.2 ст. 39 нового Закона
  • подача жалобы в суд на действия органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях- измененный п.2 ч.2 ст. 39 нового Закона
  • вынесение постановления должностным лицом, которому федеральным законом предоставлено право приостанавливать исполнение судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, а также исполнение документа, который в силу закона является исполнительным документом- это ст. 41 нового Закона
  • предъявление в суд иска об исключении из описи (освобождении от ареста) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу- п.1 ч.1 ст. 39 нового Закона.

Законом N 229-ФЗ предусмотрены случаи, когда приостановить исполнительное производство может только суд, это ст. 39. Основания для такого приостановления могут быть как обязательные так и факультативные.

В настоящее время новым законом предусмотрено только 3 обязательных оснований для приостановления исполнительного производства (ст. 39). Причем перечень их не исчерпывающий, поскольку статья предусматривает, что исполнительное производство приостанавливается полностью или частично и в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. Эти обстоятельства, придают приостановлению исполнительного производства обеспечительный (охранительный, предупредительный) характер:

  • предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу. Данная норма защищает права не только третьих лиц, имущество которых арестовано в качестве имущества должника, но и права самого должника, если было арестовано его имущество, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
  • оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
  • оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Два последних случая приостановления ранее действующим законом предусмотрены не были.

В ПОСТАНОВЛЕНИИ ФАС Поволжского округа от 01.03.2005 N А12-23160/04 суд, анализируя п. 7 ст. 20 Закона об исполнительном производстве (п.1 ч. 1 ст. 39 нового закона), пришел к выводу, что приостановление исполнительного производства не может отменить ранее принятых мер, связанных с обеспечением имущества должника, поскольку такое временное прекращение исполнительских действий является обязательным в отношении действий, которые могут быть приняты впоследствии.

В ПОСТАНОВЛЕНИИ ФАС Северо-Кавказского округа от 21.12.2005 N Ф08-6059/2005 указал, что, хотя согласно ст. 20 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению в случае предъявления иска об исключении из описи или освобождению от ареста имущества, тем не менее, приостановлению подлежит производство только в части, касающейся спорного имущества.

ФАС Центрального округа в ПОСТАНОВЛЕНИИ от 22.06.2005 N А35-2113/05-С5 указал, что в отношении должника было возбуждено исполнительное производство о мерах по обеспечению иска, а также исполнительное производство об обращении взыскания на объекты недвижимости. В рамках обоих производств был наложен арест на имущество должника. Поскольку был заявлен иск об освобождении имущества от ареста, суд приостановил оба исполнительных производства.

Факультативными и исчерпывающими основаниями приостановления исполнительного производства по старому Закону согласно статье 21 являлись:

  • обращение судебного пристава-исполнителя в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении принятого им судебного акта или акта другого органа, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом- это измененный пункт 5 ч. 2 ст. 39 нового закона
  • просьба должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации- измененный п.3 ч.1 ст. 40 нового закона
  • нахождение должника в длительной служебной командировке- это п.3 ч. 2 ст. 39 нового Закона
  • нахождение должника на лечении в стационарном лечебном учреждении- п. 1 ч. 2 ст. 40 нового Закона
  • подача жалобы на действия судебного пристава-исполнителя или отказ в его отводе- измененный п.4 ч. 2 ст. 39
  • розыск должника, его имущества или розыска ребенка- измененный п. 2 ч.2 ст. 40
  • нахождение должника либо взыскателя в отпуске за пределами места совершения исполнительных действий- такой случай в новом законе отсутствует.

В настоящее время закон N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривает 6 факультативных случаев приостановления судом исполнительного производства полностью или частично. Перечень их не исчерпывающий, поскольку исполнительное производство может быть приостановлено и в иных случаях, предусмотренных ст. 40 настоящего Закона. Во всех этих случаях суд может, но не обязан приостановить исполнительное производство.

  • оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

    В данном случае речь идет об оспаривании тех исполнительных документов, которые одновременно признаются как основаниями исполнения, так и исполнительными документами, например: постановление судебного пристава - исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов; постановление таможенных органов о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей за счет имущества организации-должника; постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

    Как следует из постановления апелляционной инстанции арбитражного суда Республики Бурятия от 21 декабря 2006г. по делу :№ А10-805/04 суд апелляционной инстанции признал ошибочной квалификацию постановления судебного пристава-исполнителя о передаче арестованного имущества на реализацию как исполнительного документа. Постановление судебного пристава-исполнителя о передаче арестованного имущества на реализацию к исполнительным документам не относится и его обжалование не может являться основанием для приостановления исполнительного производства по п.4 ст. 20 ФЗ «Об исполнительном производстве».

    Постановление судебного пристава-исполнителя в соответствии со ст. ст. 81, 82, 84 ФЗ РФ "Об исполнительном производстве" № 119-ФЗ может быть предъявлено к исполнению на взыскание денежных средств как исполнительный документ лишь только в двух случаях: о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

    Новый Закон «Об исполнительном производстве» №119-ФЗ (ст. ст.112, 113) также предусматривает, что постановление судебного пристава-исполнителя относится к исполнительному документу в случаях: взыскания расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

    Таким образом, для приостановления исполнительного производства важен не только факт оспаривания исполнительного документа, а прежде всего, факт принятия заявления (жалобы) и возбуждение дела соответствующим судом.

    Ранее судебная практика (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.12.2005 N А19-10135/05-22-Ф02-6238/05-С2) исходила из того, ст. ст. 20 и 21 Закона об исполнительном производстве содержат исчерпывающий список оснований для приостановления исполнительного производства и обжалование должником судебного акта, а не исполнительного документа не является основанием для приостановления исполнительного производства.

    С 01.02.2008г. практика изменилась, поэтому арбитражный суд может приостановить исполнительное производство в случае обжалования судебного акта в апелляционном, кассационном, надзорном порядке.

    Подача должником ходатайства об отмене мер по обеспечению иска не является основанием для приостановления исполнительного производства.

    Вместе с тем подача жалобы на определение суда по обеспечению иска, на основании которого выдан исполнительный лист, апелляционной, кассационной жалобы или заявления о пересмотре судебных актов, на основании которых выдан исполнительный лист, в порядке судебного надзора по новому закону является основанием для приостановления исполнительного производства.

    После принятия нового закона остается актуальной позиция Федеральных арбитражных судов:

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Восточно-Сибирского округа, согласно которому оспаривание исполнительного документа в Конституционном Суде РФ не является основанием для приостановления исполнительного производства, поскольку исполнительное производство приостанавливается в случае оспаривания должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание предусматривается законом (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.12.2005 N А10-5387/03-Ф02-6244/05-С2);

    ФАС Дальневосточного округа в ПОСТАНОВЛЕНИИ от 26.04.2005 N Ф03-А37/04-1/4050 отказал в удовлетворении ходатайства о приостановлении исполнительного производства, указав, что заявленное должником для этого основание - в связи с рассмотрением заявления о замене взыскателя в исполнительном производстве, не предусмотрено нормами Закона об исполнительном производстве;

    В ПОСТАНОВЛЕНИИ ФАС Поволжского округа от 06.04.2005 N А55-6462/03-42 указал, что приостановление исполнительного производства может иметь место лишь при наличии оснований, указанных в ст. ст. 20, 21 Закона об исполнительном производстве, причем перечень этих оснований исчерпывающий, расширительному толкованию не подлежит. В этой связи суд отметил, что приостановление исполнительного производства в случае подачи в арбитражный суд заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, указанными нормами не предусмотрено. В новом законе пересмотр вступившего в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам как основание приостановления исполнительного производства не предусмотрен.

  • оспаривание в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях.

    Данной норме корреспондируют, в частности, нормы, содержащиеся в ст. 30.1 - 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающие обжалование привлечения к административной ответственности

    ФАС Северо-Западного округа в ПОСТАНОВЛЕНИИ от 26.09.2005 N А56-6042/05 указал, что исполнительное производство приостанавливается в случае обжалования действий органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, но только тогда, когда исполнительное производство возбуждено на основании постановления административного органа, являющегося исполнительным документом.

  • нахождения должника в длительной служебной командировке; нахождение должника в длительной служебной командировке. В законодательстве понятие "длительная командировка" не определено. Думается, в данном случае нельзя установить какие-либо временные или пространственные рамки, поскольку это понятие все же оценочное. Таким образом, для приостановления исполнительное производство важен сам факт отсутствия должника по служебной надобности длительное время, что не позволяет ему в полном объеме и своевременно осуществить свои полномочия как стороны исполнительного производства.
  • принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий.

    В п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.06.2004 N 77 и п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 отмечено, что с учетом подведомственности, определяемой ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражным судам подведомственно рассмотрение дел об оспаривании организациями или индивидуальными предпринимателями постановлений судебного пристава по исполнению документа, выданного налоговым органом.

    Арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов арбитражных судов, а также исполнительных документов иных органов, если заявителем является организация или индивидуальный предприниматель. Исключение из данного правила составляют лишь случаи, когда оспариваются решения и (или) действия (бездействие) судебного пристава, связанные с исполнением документа, выданного судом общей юрисдикции.

    Заявление о приостановлении исполнительного производства по этому основанию может быть подано в суд сторонами исполнительного производства.

    В некоторых случаях приостановление исполнительного производства по этому пункту Закона вообще нецелесообразно, например, в случае обжалования установленного судебным приставом-исполнителем времени исполнительных действий (ст. 15), сроков их совершения (ст. 18) и др.

    09.11.2007г. должником в арбитражный суд Республики Бурятия направлено заявление о признании действий ОАО «Бурятэнергосбыт» по повторному направлению судебному приставу- исполнителю исполнительного листа незаконными, в связи с чем, он просит приостановить исполнительное производство.

    Согласно определению арбитражного суда Республики Бурятия от 21 ноября 2007г. по делу А10- 480/07 в приостановлении исполнительного производства отказано, поскольку Федеральным законом "Об исполнительном производстве" не предусмотрена возможность приостановления исполнительного производства в связи с обращением в суд с заявлением о признании действий взыскателя незаконными.

    По мнению ФАС Северо-Западного округа, приостановление исполнительного производства в случае обжалования действий судебного пристава-исполнителя возможно лишь в исключительных случаях, поскольку нарушает права взыскателя, который на неопределенный срок лишается возможности получить присужденное (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЗО от 29.11.2005 N А56-34247/2005)

  • обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;

    Данная норма имеет большое принципиальное значение, поскольку только таким образом можно правильно и не нарушая права и охраняемые законом интересы сторон (других заинтересованных лиц) исполнить требования исполнительного документа.

Исполнительное производство может быть приостановлено арбитражным судом и в иных случаях, предусмотренных статьей 40 настоящего Федерального закона:

  • смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;
  • утраты должником дееспособности;
  • участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
  • отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" не приостанавливается;
  • применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96 настоящего Федерального закона;

    Согласно статьи 96 на основании определения арбитражного суда о введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения указанных процедур судебных актов, в том числе судебных приказов, о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам.

    Ни на одной из стадий процесса банкротства не происходит прекращения платежей по заработной плате, вознаграждений авторам, алиментов и возмещения вреда. Поэтому не может быть приостановлено исполнение судебных решений о взыскании задолженности по указанным основаниям и в фазе наблюдения при условии, что они вступили в силу до того, как было арбитражным судом вынесено определение о введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления.

    Приостановление исполнительного производства означает временное прекращение исполнения судебных решений. Если арбитражный суд впоследствии примет решение об отказе в признании должника банкротом, то это приведет к прекращению последствий принятия заявления о признании должника банкротом и введения наблюдения (ст. 52 Закона N 6-ФЗ).

    Такие же последствия наступают в случае прекращения арбитражным судом дела о банкротстве в связи с восстановлением платежеспособности должника или заключением мирового соглашения. В этих случаях кредитор вправе вновь потребовать возобновления исполнительного производства и осуществления реального взыскания.

  • принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
  • направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации, указанное в пункте 4 части 1 статьи 94 настоящего Федерального закона (непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда).

Исполнительное производство также может быть приостановлено арбитражным судом полностью или частично в случаях:

  • нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
  • розыска должника-гражданина или розыска ребенка;
  • просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 42 нового Закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство приостанавливается судом или судебным приставом-исполнителем до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства. Суд или судебный пристав-исполнитель возобновляет приостановленное исполнительное производство после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.

Общее правило установления сроков приостановления исполнительного производства - они определяются не фиксированной датой, а периодом времени, необходимым для отпадения соответствующих обстоятельств, послуживших основанием для приостановления совершения исполнительных действий. В этот период должны совершаться соответствующие правовые действия в зависимости от оснований приостановления исполнительного производства - вступление судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист в законную силу, рассмотрение жалобы соответствующим судом на действия судебного пристава-исполнителя и т.д.

По правилам исполнительного производства обязанность следить за соблюдением сроков приостановления и отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления возлагается на самого судебного пристава-исполнителя, должного принимать меры к своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (п. 1 ст. 12 ФЗ "О судебных приставах"). Вместе с тем сам взыскатель как лицо, непосредственно заинтересованное в результате исполнения, имеет право следить за ходом исполнения, знакомиться с материалами исполнения и т.д. Поэтому взыскатель также правомочен обращаться с заявлением в соответствующий суд или к судебному приставу-исполнителю о возобновлении исполнительного производства в связи с отпадением обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления. Инициативу в возобновлении исполнительного производства также вправе проявить и суд в тех случаях, когда им выносилось определение о приостановлении исполнительного производства.

Кроме приостановления исполнительного производства возможно приостановление судебного акта. Приостановление судебного акта возможно в случаях, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве» и Арбитражном процессуальном кодексе.

Такой случай, в частности, предусмотрен в статье 41 нового ФЗ «Об исполнительном производстве»: исполнение судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении может быть приостановлено судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ, по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Указанная статья корреспондирует с параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующим порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности.

В АПК РФ указано (статья 283 АПК РФ), что арбитражный суд кассационной инстанции вправе по ходатайству лиц, участвующих в деле, приостановить исполнение судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, при условии, если заявитель обосновал невозможность или затруднительность поворота исполнения либо предоставил обеспечение, предусмотренное в ч. 2 настоящей статьи. Определение суда кассационной инстанции о приостановлении исполнения обжалуемых судебных актов не является основанием для приостановления исполнительного производства.

Определение суда кассационной инстанции о приостановлении обжалуемых в кассационном порядке судебных актов является самостоятельным основанием для обращения к судебному приставу-исполнителю с заявлением о приостановлении исполнительных действий в рамках возбужденного исполнительного производства, а не основанием для обращения в арбитражный суд первой инстанции для принятия определения о приостановлении исполнительного производства.

Приостановить исполнение судебного акта может не только арбитражный суд кассационной инстанции, но и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. В ст. 298 АПК РФ говорится, что исполнение судебного акта арбитражного суда может быть приостановлено Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по ходатайству лица, обратившегося с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, при условии, если заявитель обосновал невозможность поворота его исполнения или предоставил встречное обеспечение другой стороне по делу возможных убытков путем внесения на депозитный счет арбитражного суда, рассматривавшего дело по первой инстанции, денежных средств в размере оспариваемой суммы и если суд признает необходимым приостановление исполнения судебного акта в целях обеспечения баланса взаимных прав и обязанностей сторон.

Вместе с тем нельзя приостановить исполнение судебного акта, исполнение которого в силу закона подлежит немедленному исполнению.

По этому вопросу и в судебной практике, и в теории гражданского процессуального и арбитражного процессуального права в течение многих десятилетий существует единое мнение. Пленум Верховного Суда СССР еще в Постановлении от 21 марта 1968 г. указал, что должностные лица, которым предоставлено право принесения протеста в порядке надзора, не могут приостановить исполнение решения, подлежащего немедленному исполнению. Эта позиция была подтверждена и в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда СССР N 10 от 13 декабря 1974 г., где было прямо указано, что должностные лица, которым предоставлено право принесения протеста в порядке надзора, могут до окончания производства в порядке надзора приостановить исполнение решений, определений и постановлений, за исключением случаев, когда они в силу закона или по решению суда в пределах предоставленных ему прав обращены к немедленному исполнению.

Такая точка зрения по рассматриваемому вопросу разделяется как практиками, так и теоретиками, поскольку решение подлежит немедленному исполнению в силу императивного предписания, содержащегося в Федеральном законе, которое не может быть изменено усмотрением суда, вынесшего решение, или должностных лиц, имеющих право принесения протеста.

Все сказанное в полной мере следует отнести и к приостановлению определений арбитражного суда первой инстанции, подлежащих в силу закона немедленному исполнению (например, определение арбитражного суда о назначении конкурсного управляющего или отстранении его от исполнения обязанностей конкурсного управляющего по делу о несостоятельности (банкротстве) подлежит немедленному исполнению в силу прямого предписания закона (п. 3 ст. 144 и п. 2 ст. 145 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"), и, следовательно, их исполнение не может быть приостановлено ни судом, ни судьей.

Нельзя приостановить исполнение решения суда, если оно уже исполнено. Распоряжение о приостановлении такого решения является беспредметным. Поэтому суд, судья, имеющие право приостановления исполнения судебного акта, прежде чем принять определение о его приостановлении, должны убедиться в том, что судебный акт не исполнен.

Таким образом, в новом Законе N 229-ФЗ усовершенствована редакция статей, касающихся приостановления исполнительного производства, предусмотрены новые основания для приостановления исполнительного производства, расширены полномочия суда и судебного пристава-исполнителя по этому вопросу. Поскольку новый закон предусматривает только три обязательных оснований для приостановления исполнительного производства судом, то велика роль судейского усмотрения при вынесении судебного акта, а следовательно, существует необходимость изучения и обобщения судебной практики в целях соблюдения единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Источник/автор : Магданова Э.В.