Организация аварийно спасательных и других неотложных работ. Организация и проведение аварийно-спасательных работ

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) – это совокупность первоочередных работ в зоне (зоне поражения), заключающихся в соответствии с «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» определяет составные части этих работ: раздельно: (АСР) – действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах чрезвычайных ситуации, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов; неотложные работы (НР) – деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию пострадавшему населению помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:

  • разведку маршрутов и участков работ;
  • локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
  • подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;
  • поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий и сооружений, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений, оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;
  • вывоз (вывод) населения из опасных зон; санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных;
  • дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание (обезвреживание) территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки, что обусловлено необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожаров, взрывов, затоплений и т.п.).

Неотложные работы включают:

  • прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения);
  • локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;
  • укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
  • ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
  • обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
  • ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных поражающих воздействий;
  • санитарную очистку территории в зоне чрезвычайной ситуации (зоне поражения);
  • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

В реальных условиях отделить аварийно-спасательные работы от других неотложных работ затруднительно, причем для значительной части работ их различие – чисто условное. Поэтому в практике аварийно-спасательного дела и закрепился общий термин – аварийно-спасательные и другие неотложные работы. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций условно подразделяется на три этапа:

  1. Начальный этап – проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведению работ.
  2. Первый этап – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств.
  3. Второй этап – завершение аварийно-спасательных и других неотложных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям и вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

Успех аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций (зонах поражения) достигается:

  • заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств и к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий), в т.ч. заблаговременным всесторонним изучением особенностей вероятных действий (участков и объектов работ), а также маршрутов ввода сил;
  • экстренным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации (последствий военных действий), включая организацию эффективной разведки, приведение в готовность и создание в короткие сроки необходимой группировки сил и средств, своевременный ввод ее в зону чрезвычайной ситуации (зону поражения);
  • непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами, принятием оптимального решения и последовательным претворением его в жизнь, подтверждением устойчивого взаимодействия сил, привлекаемых к работам;
  • непрерывным ведением работ до полного их завершения, с применением современных технологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей сил и средств;
  • неуклонным выполнением установленных режимов работ и мер безопасности; организацией бесперебойного обеспечения работ и жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава, привлекаемого к работам.

Источники: Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Под общей редакцией Воробьева Ю.Л.. - М., 2002; Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты: Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природ, и техногенного характера. - М., 1999.

Уровень организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС и их последствий во многом зависит от четкой работы начальника ГО объекта, председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), органа управления (штаба, отдела, сектора по делам ГО и ЧС) и командиров формирований. Порядок же организации работ, их виды, объем, приемы и способы проведения зависят от обстановки, сложившейся после аварии, степени повреждения или разрушения зданий и сооружений, технологического оборудования и агрегатов, характера повреждений на коммунально-энергетических сетях и пожаров, особенностей застройки территории объекта, жилого сектора и других условий.

При возникновении производственной аварии немедленно проводится оповещение рабочих и служащих предприятия об опасности. Если на предприятии во время аварии произошла утечка (выброс) сильнодействующих ядовитых веществ, то оповещается также и население, проживающее в непосредственной близости от объекта и в направлениях возможного распространения ядовитых газов.

Руководитель объекта - начальник ГО (председатель КЧС объекта) докладывает об аварии и принимаемых мерах в вышестоящие органы управления (власти) по производственной подчиненности и территориальному принципу КЧС. Немедленно организует разведку, оценивает обстановку, принимает решение, ставит задачи и руководит аварийно-спасательными и другими неотложными работами.

Аварийно-спасательные работы приходится проводить при взрывах, пожарах, обрушениях, обвалах, после ураганов, смерчей, сильных бурь, при наводнениях и других бедствиях. Экстренная медицинская (доврачебная) помощь должна быть оказана непосредственно на месте работ, затем -- первая врачебная и эвакуация в лечебные учреждения для специализированного лечения. Оказание помощи пострадавшим людям в большинстве случаев не терпит промедления, так как по истечении даже незначительного времени все усилия могут оказаться бесполезными.

Названный выше федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" устанавливает ряд важных принципов деятельности аварийно-спасательных служб и формирований. Это:

  • · приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей, оказавшихся в опасности;
  • · единоначалие руководства;
  • · оправданность риска и обеспечение безопасности при проведении АСДНР;
  • · постоянная готовность аварийно-спасательных служб и формирований к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации.

В соответствии с положением о РСЧС руководство работами по ликвидации ЧС, т.е. прежде всего проведение АСДНР, является одной из основных задач КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ, КЧС органов местного самоуправления и КЧС предприятий и организаций.

Вместе с тем Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" установлено, что руководители аварийно-спасательных служб и формирований, прибывшие в зону ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителя ликвидации ЧС, установленные в соответствии с Законодательством РФ .

Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя ликвидации ЧС, иначе как отстранив его в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо. Решения руководителя ликвидации ЧС в зоне ЧС являются обязательными для граждан и организаций, находящихся там.

Специфика спасательных работ состоит в том, что они должны выполняться в сжатые сроки. Для конкретных условий они определяются различными обстоятельствами. В одном случае -- это спасение людей, оказавшихся под обломками конструкций зданий, среди поврежденного технологического оборудования, в заваленных подвалах. В другом -- это необходимость ограничить развитие аварии, чтобы предупредить возможное наступление катастрофических последствий, возникновение новых очагов пожаров, взрывов, разрушений. В третьем -- быстрейшее восстановление нарушенных коммунально-энергетических сетей (электричество, газ, тепло, канализация, водопровод).

Не учитывать большое значение фактора времени при проведении неотложных работ также нельзя, в том числе, даже если нет пострадавших, нуждающихся в экстренной помощи.

С целью обеспечения охраны общественного порядка и сохранности имущества выставляются комендантские посты, посты регулирования, охраны и оцепления, а также организуются контрольно-пропускные пункты и патрулирование.

Для непосредственного руководства аварийно-спасательными и другими неотложными работами на каждом участке или объекте работ назначается руководитель участка из числа ответственных должностных лиц объекта специалистов служб ГО или работников органов управления по делам ГО и ЧС. Он ставит конкретные задачи формированиям, организует питание, смену и отдых личного состава. Командирам формирований руководитель напоминает основные приемы и способы выполнения работ, определяет меры по медицинскому и материально-техническому обеспечению, сроки начала и окончания работ.

Объем и условия проведения АСНДР во многом зависят от масштабов чрезвычайных ситуаций, вида применяемого оружия и масштаба военных действий. Наиболее сложные условия для ведения АСНДР могут возникать в очаге комбинированного поражения.

В зависимости от объема работ для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСНДР. Непрерывность работ достигается современным наращиванием усилий, умелым применением сил и средств, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.

«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ В ЗОНАХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ В ЗОНАХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Преподаватель – организатор ОБЖ МБОУ СОШ17 Титова Галина Геннадьевна




Одна из важнейших задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны - проведение спасательных и аварийно- спасательных работ в ЧС и АСДНР в очагах поражения ЧС природные техногенные биолого- социальные военные по характеру источника


Наиболее характерные последствия ЧС: Радиоактивное загрязнение вследствие аварий на радиационно опасных объектах, аварий транспортных средств с ядерными энергетическими установками или перевозящими радиоактивные вещества Разрушения возникающие при землетрясениях, взрывах, пожарах, производственных авариях, ураганах, смерчах, обвалах, селях. Химическое заражение в результате аварий на химически опасных объектах, приводящих к разрушению емкостей и технологических коммуникаций, содержащих АХОВ, а также аварий на транспорте, перевозящем указанные вещества Массовые пожары являющиеся следствием природных явлений, аварий и несоблюдения правил пожарной безопасности Затопления возникающие при наводнениях, разрушениях гидротехнических сооружениях, цунами, селях и других природных явлениях Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии массовые заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений


АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ В ОЧАГАХ ПОРАЖЕНИЯ Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Цель: розыск и деблокирование пострадавших, оказание им первой медицинской помощи и эвакуация из опасной зоны.






Задачи разведки: - определение зоны и характера чрезвычайной ситуации; - определение мест нахождения пострадавших и их состояния; - установление степени радиоактивного, химического, биологического заражения; - оценка состояния объектов (строения, инженерные коммуникации, линии связи, источники воды) в зоне чрезвычайной ситуации; - выявление очагов пожаров; - определение подъездных путей к месту работ и путей эвакуации пострадавших и населения; - определение плана проведения поисково-спасательных работ. Разведку проводят наземным, воздушным, водным и подземным способами. Для обозначения зоны чрезвычайной ситуации, характера и уровня заражения устанавливают специальные щиты со съемными карточками, на которые наносят информацию. Для этой же цели используют также стены, конструкции, заборы, стволы деревьев, дорожные знаки.



Транспортное обеспечение включает в себя определение объема и характера перевозок, учет всех видов транспорта, определение сроков и мест погрузки и разгрузки, маршрутов, организацию контрольных пунктов и фиксацию сроков их прохождения, резерв транспортных средств.






Гидрометеорологическое обеспечение предусматривает передачу органам управления и командирам формирований сведений о состоянии и прогнозе погоды в районах ведения работ, а также срочной информации об опасных метеорологических и гидрологических явлениях и возможном характере их развития.




В сферу материального обеспечения входят снабжение спасательных формирований продовольствием, питьевой водой, средствами и имуществом противохимической, противорадиационной и медицинской защиты, специальной одеждой, строительными материалами, топливом и смазочными материалами, а также организация мест приема пищи, отдыха и специальной обработки. В задачи медицинского обеспечения входят конкретные меры по сохранению здоровья и работоспособности спасателей, оказанию помощи пострадавшим и больным, их доставке в медицинские учреждения и предупреждению инфекционных заболеваний.


Основное содержание аварийно - спасательных работ действия по спасению людей. При большинстве чрезвычайных ситуаций их осуществляют в четыре этапа: поиск и обнаружение пострадавших; обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и работы по их деблокированию; оказание пострадавшим первой медицинской помощи; эвакуация пострадавших из зон опасности на пункты сбора или в медицинские учреждения. Санитарная обработка населения после пребывания в зоне заражения


Под санитарной обработкой понимают удаление радиоактивных веществ, обезвреживание или удаление аварийно химически опасных веществ, болезнетворных микробов и токсинов с кожного покрова людей, а также с надетых на них средств индивидуальной защиты, одежды и обуви при выходе из зоны заражения. Санитарная обработка может быть частичной и полной.





Полная санитарная обработка заключается в обмывании всего тела теплой водой с мылом и обязательной смене белья, а при необходимости и всей одежды. При загрязнении радиоактивными веществами люди подвергаются полной санитарной обработке в том случае, если после частичной санитарной обработки загрязнение кожных покровов и одежды продолжает оставаться выше допустимых величин. По возможности полную санитарную обработку надо провести не позднее 35 ч с момента загрязнения. При загрязнении аварийно химически опасными веществами достаточно провести тщательную и своевременную частичную санитарную обработку. Обмывание в этом случае можно проводить с гигиенической целью. При заражении бактериальными средствами полной санитарной обработке должны подвергаться все люди, находившиеся в очаге бактериологического поражения, независимо от того, были ли ими использованы средства защиты и проводилась ли частичная санитарная обработка.


С целью сохранения жизни и здоровья людей, пострадавших в чрезвычайной ситуации, проводят первоочередные мероприятия по их жизнеобеспечению, которые заключаются в удовлетворении потребностей населения в жизненно важных видах средств и услуг по установленным нормам и в обеспечении: водой для медицинских, хозяйственно - питьевых и коммунально - бытовых нужд; продуктами питания: зерно, мука, хлебобулочные и макаронные изделия, мясо, рыба, молоко, детское питание, картофель, овощи, соль, чай, сахар, фураж для животных; жильем: развертывание и сооружение временных жилищ (палатки, юрты, землянки, сборные дома и т. п.); использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, санаториев, пансионатов, лагерей, домов отдыха и т. д.); предметами первой необходимости: верхняя одежда, обувь, постельные принадлежности, бытовая посуда, минимум предметов галантереи и парфюмерии (мыло, нитки, иголки и т. д.) и прочие товары (табак, спички, керосин и т. п.); информацией о возможности и факте чрезвычайной ситуации и правилах поведения в ней;


Медицинского и санитарно - эпидемиологического обслуживания: первая медицинская помощь населению, обеспечение его медикаментами и медицинским имуществом, сортировка пострадавших и оказание им квалифицированной и специализированной помощи, направление пострадавших на стационарное лечение, выполнение санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий; потребностей в транспорте для перевозки пострадавших в районы отселения и подвоза материальных ресурсов; минимально необходимых нужд в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно - прачечном и ритуальном обслуживании. Содержание конкретных мероприятий жизнеобеспечения зависит от характера чрезвычайной ситуации, ее масштабов, реально возникших потребностей населения и некоторых других факторов.


Прежде всего обеспечивают людей продуктами питания, предметами первой необходимости, медицинским обслуживанием и средствами, транспортом и необходимой информацией. Большое значение имеет организация и проведение практической работы по морально - психологической поддержке пострадавшего населения. Она заключается главным образом в изучении настроений различных категорий населения, нейтрализации негативных слухов и проявлений паники, пресечении грабежей и мародерства


АСР в очагах поражения включают: разведку маршрутов движения и участков работ; локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ; подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ; розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов; вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных ЗС и спасение находящихся в них людей; подачу воздуха в заваленные ЗС с поврежденной фильтро вентиляционной системой; оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадав- шим и эвакуацию их в лечебные учреждения; вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы; санитарную обработку людей, ветеринарную обработку с/х животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территорий и сооружений, продоволь- ствия, воды и т.д.


Другие неотложные работы - это деятельность по всесто- роннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работос- пособности. АСДНР считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания им медицинской и других видов помощи и ликвидации угрозы новых поражений и ущерба в результате пос-ледствий ЧС


Другие неотложные работы в очагах поражения включают: прокладывание колонных путей и устройство проходов в зава- лах и на зараженных участках; локализацию аварий на газовых, энергетических, водопровод- ных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ; укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному прове- дению спасательных работ; ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ; обнаружение, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов; ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений; санитарная очистка территории в зоне ЧС; сбор материальных ценностей; создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей.


ЛИТЕРАТУРА: Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от г. 151-ФЗ. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от г. 68. Федеральный закон от г. 28 «О гражданской обороне» Закон Москвы 46 от г. «О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». «Наставление по организации и технологии ведения АСДНР при ЧС, часть 1 «Организация и технологии ведения АСДНР при крупных авариях на химически опасных объектах». М., ВНИИ ГОЧС, 1999 г. "Наставление по организации и технологии ведения АСДНР при ЧС", часть 2 «Организация и технологии ведения АСДНР при землетрясениях». М., ВНИИ ГОЧС, 2001 г.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Федеральный закон от 22. 08. 1995 г. № 151 -ФЗ "Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей" № 151 -ФЗ. 2. Федеральный закон от 21. 12. 94 г. № 68 -ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» 3. Федорук В. С. и др. Организация и ведение аварийно-спасательных работ. Уч. Ч. 1. – Новогорск. : АГЗ МЧС России, 2002 г. 4. Федорук В. С. и др. Организация и ведение аварийно-спасательных работ. Уч. Ч. 2. – Новогорск. : АГЗ МЧС России, 2002 г. 5. Федорук В. С. и др. Взаимодействие сил МЧС России с силами других министерств и ведомств при ликвидации ЧС. Уч. пос. – Новогорск. : АГЗ МЧС России, 2003 г. 6. Попов П. А. и др. Основы применения сил РСЧС в ЧС мирного времени. Учебное пособие. – Новогорск. : АГЗ МЧС РФ, 2000 г. 7. Чурсин В. Ф. и др. Организация и ведение аварийно-спасательных работ. Учебник. Часть IV. Технология проведения АСДНР в условиях разрушения зданий и сооружений. –Новогорск. : 2005 г. 8. Руководство по выполнению АСДНР в условиях завалов и разрушения зданий и сооружений", 1994 г. 9. ГОСТ Р 22. 0. 02 -94 «Термины и определения основных понятий»

Учебные вопросы 1. Общие положения по аварийно-спасательным и другим неотложным работам. 2. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

1 учебный вопрос Одна из важнейших задач РСЧС – ликвидация чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. ЧС по характеру природные техногенные источника биологосоциальные военные

Наиболее характерные последствия ЧС: Разрушения возникающие при землетрясениях, взрывах, пожарах, авариях, ураганах, смерчах, обвалах, селях Радиоактивное загрязнение вследствие аварий на радиационно опасных объектах, аварий трансп. средств с ядерными энергетическими установками или перевозящими радиоактивные вещества Химическое заражение в результате аварий на ХОО, приводящих к разрушению емкостей и технологических коммуникаций, содержащих АХОВ, а также аварий на транспорте, перевозящем указанные вещества Массовые пожары являющиеся следствием природных явлений, аварий и несоблюдения правил пожарной безопасности Затопления возникающие при наводнениях, разрушениях гидротехнических сооружений, цунами, селях и других природныхявлениях Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии массовые заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений

Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов. (Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь/ Под общ. ред. Ю. Л. Воробьева – М. : Издательство «Флайст» , 2001. -240 с.)

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ В ОЧАГАХ ПОРАЖЕНИЯ Аварийно-спасательные работы (АСР) - это действия по спасе-нию людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Цель АСР: розыск и деблокирование пострадавших, оказание им первой медицинской помощи и эвакуация из опасной зоны.

АСР в очагах поражения включают: 1. Разведку маршрутов движения и участков работ. 2. Локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ. 3. Подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ. 4. Розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов. 5. Вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных ЗС и спасение находящихся в них людей. 6. Подачу воздуха в заваленные ЗС с поврежденной фильтровентиляционной системой. 7. Оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения. 8. Вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы. 9. Санитарную обработку людей, ветеринальную обработку с/х животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территорий и сооружений, продовольствия, воды и т. д.

Другие неотложные работы (ДНР) - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности. Цели ДНР: ü создание условий для проведения спасательных работ; ü предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами; ü обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения в условиях ЧС.

Ø Ø Ø Ø Ø ДНР в очагах поражения включают: прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и на зараженных участках; локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ; укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ; ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ; обнаружение, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов; ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений; санитарная очистка территории в зоне ЧС; сбор материальных ценностей; создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей.

Успех проведения мероприятий по ликвидации ЧС достигается: 1. Заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действия при ЧС. 2. Оперативным реагированием на возникновение ЧС, развертыванием системы управления. 3. Принятием обоснованного решения на ликвидацию ЧС и претворением его в жизнь. 4. Непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации ЧС. 5. Организацией взаимодействия участников ликвидации ЧС. 6. Ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований. 7. Организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации ЧС.

ПЕРЕЧЕНЬ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ, проводимых аварийно-спасательными службами (формированиями) в зонах чрезвычайной ситуации 1. Разведка зоны ЧС, в т. ч. радиационная, химическая, бактериологическая (состояние объекта, территории, маршрутов выдвижения сил и средств, определение границ зоны ЧС). 2. Ввод сил и средств АСС, АСФ в зону ЧС. 3. Десантирование спасателей и груза в зону ЧС. 4. Оказание медицинской помощи пострадавшим. 5. Поисково-спасательные работы в зоне ЧС. 6. Эвакуация пострадавших и материальных ценностей из зоны ЧС. 7. Подача воздуха в заваленные помещения. 8. Организация управления и связи в зоне ЧС. 9. Обеспечение общественного порядка в зоне ЧС. 10. Проведение аварийно-спасательных работ связанных с тушением пожаров в зоне ЧС. 11. Разборка завалов, расчистка маршрутов и устройство проездов в завалах, наведение переправ и устройство дамб. 12. Укрепление или обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений на путях движения и в местах работ. 13. Восстановление отдельных участков энергетических и водопроводных сетей для обеспечения противопожарного водоснабжения.

ПЕРЕЧЕНЬ АСДНР (продолжение 1) 14. Работы по инженерной и организационной подготовке участков спасательных работ и рабочих мест в зоне ЧС (расчистка площадок, установка на площадках техники, ограждений и предупредительных знаков, освещение рабочих мест). 15. Локализация эпидемий, эпизоотий, эпифитотий, а также массовых нашествий вредителей сельскохозяйственных культур и ликвидация их последствий; проведение охранно-карантинных мероприятий. 16. Радиационный, химический контроль личного состава, участвующего в аварийно-спасательных работах, населения, объектов внешней среды. 17. Дезактивация, дегазация, дезинфекция, дезинсекция, демеркуризация и дератизация в зоне ЧС. 18. Санитарно-эпидемический и ветеринарно-санитарный надзор за объектами, в т. ч. лабораторный контроль объектов внешней среды (воды, воздуха, почвы) и продуктов питания на загрязненность отравляющими, радиоактивными, сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами. 19. Работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. 20. Ликвидация аварий на коммунально-энергетических сетях в зоне ЧС. 21. Газоспасательные работы (комплекс аварийно-спасательных работ по оказанию помощи пострадавшим при взрывах, пожарах, загазованиях) в зоне ЧС. 22. Ликвидация (локализация) гидродинамических аварий (прорыв плотин, дамб, шлюзов) и катастрофических затоплений.

ПЕРЕЧЕНЬ АСДНР (продолжение 2) 23. Горноспасательные работы (комплекс аварийно-спасательных и технических работ по спасении людей, оказанию помощи пострадавшим, локализации аварий и ликвидации последствий при взрывах взрывчатых материалов и рудничных газов, пожаров, загазованиях, обвалах, выбросах горной массы в результате геодинамических процессов, затоплениях и других видах аварий в условиях подземных горных выработок, а также открытых горных работ) в подземных условиях. 24. Ликвидация открытых газовых и нефтяных фонтанов на бурящихся и эксплуатируемых скважинах. 25. Ликвидация (локализация) ЧС на железнодорожном транспорте и метрополитене. 26. Спасание пассажиров и экипажей воздушных судов при авиационных происшествиях. 27. Ликвидация (локализация) ЧС на автомобильном транспорте. 28. Ликвидация (локализация) ЧС на АЭС, объектах оружейного, ядернотопливного и ядерно-химического комплекса, а также связанных с транспортировкой различных радиоактивных материалов. 29. Ликвидация (локализация) ЧС, связанных с разгерметизацией систем, оборудования, выбросами в окружающую среду взрывоопасных и токсичных продуктов. 30. Ликвидация (локализация) на море и внутренних акваториях разливов нефти, нефтепродуктов, химических и других экологически опасных веществ.

ПЕРЕЧЕНЬ АСДНР (продолжение 3) 31. Поиск и спасание пострадавших на морских, речных, воздушных судах и космических аппаратах, терпящих бедствие на суше, море и внутренних акваториях. 32. Поиск аварийных подводных лодок, лежащих на грунте, поддержание жизнедеятельности и спасание их личного состава; спасание людей из затопленных отсеков и воздушных подушек опрокинувшихся или затонувших кораблей, судов, других объектов. 33. Снятие с мели и берега аварийных подводных лодок, надводных кораблей и других плавсредств. 34. Поддержание на плаву аварийных объектов, передача на них коммуникаций и грузов; буксировка аварийных подлодок, надводных кораблей и других объектов. 35. Аварийные подводно-технические (водолазные) работы. 36. Аварийные судоподъемные работы и работы по подъему затонувших объектов, техники и имущества. 37. Ликвидация ледовых заторов. 38. Предупредительные и аварийно-спасательные работы в зонах схода снежных лавин и селей. 39. Эвакуация с летной полосы аэродрома аварийных воздушных судов. 40. Локализация и тушение лесных пожаров. 41. Работы по предупредительному спуску снежных лавин в зоне ЧС. 42. Проведение взрывных работ в зоне ЧС.

Перечень аварийно-спасательных работ, относящихся к особо сложным и особо опасным условиям 1. Работа в зоне разрушенных зданий и сооружений в условиях опасности обрушения конструкций этих зданий (плит, блоков, камней и т. д.) 2. Работа в зоне разрушенных зданий и сооружений в условиях опасности повторных толчков землетрясения, взрывов газа и горючих жидкостей (паров). 3. Работа в условиях лесных, степных пожаров в населенной зоне, отнесенных к III и более сложной категории. 4. Работа в сложных погодных условиях: - при эффективной температуре (с учетом влажности и скорости ветра) ниже минус 20°С и выше плюс 30°С; - на открытом воздухе при скорости движения воздуха 20 м/сек; - сильных (интенсивных) атмосферных осадков. 5. Работа в условиях опасности схода снежных лавин и селей, прорыва плотин и дамб.

Перечень аварийно-спасательных работ, относящихся к особо сложным и особо опасным условиям (продолжение слайда) 6. Работа в горах на высоте свыше 3000 м или в лавиноопасной зоне с применением альпинистского снаряжения для преодоления сложных участков горного рельефа. 7. Работа в условиях глубоких пещер с применением спелеоснаряжения. 8. Работа по эвакуации из очагов чрезвычайных ситуаций трупов погибших людей и животных. 9. Работа с сильно действующими ядовитыми и взрывчатыми веществами (агрессивными жидкостями и газами), в задымленных, загазованных и запыленных помещениях, в колодцах и замкнутых емкостях. 10. Работа в условиях ионизирующих излучений с интенсивностью выше предельно-допустимой. 11. Работа в зоне ведения боевых действий. 12. Работа в зонах эпидемий (эпизоотии), радиоактивного, химического и бактериологического заражения местности.

Этапы проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ I этап Проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств РСЧС к проведению АСДНР II этап Проведение крупномасштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС III этап Ликвидация последствий ЧС

I ЭТАП ЦЕЛЬ - уменьшить потери и разрушения и привести в готовность к действиям спасательные силы. Выполнение мероприятий в военное время начинается с получением данных о непосредственной угрозе нападения или по сигналу «ВТ» , а в условиях ЧС природного и техногенного характера - с возникновением угрозы или непосредственно ЧС.

II ЭТАП ЦЕЛЬ - организовать ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с конкретно-сложившейся обстановкой, наличием и возможностями имеющихся сил и средств. (одновременно продолжается выполнение начатых на I этапе задач)

Наращивание группировки сил и средств РСЧС в районе ЧС осуществляется по их готовности: 1 -й эшелон - силы и средства с готовностью до 0, 5 часа. 2 -й эшелон - силы и средства с готовностью от 0, 5 до 3 часов. 3 -й эшелон - все остальные силы и средства РСЧС, привлекаемые к ликвидации ЧС согласно Планам действий (взаимодействий) по предупреждению и ликвидации ЧС с готовностью более 3 часов. АСДНР считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания им медицинской и других видов помощи и ликвидации угрозы новых поражений и ущерба в результате последствий ЧС. После вывода основной части сил РСЧС в зоне ЧС остаются те формирования, которые выполняют специфические для них задачи.

Первый эшелон (срок готовности 0. 5 ч) Аварийно-технические центры, горноспасательные, газоспасательные части, подразделения и формирования министерств и ведомств. Региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров ГПС МЧС РФ. Учреждения и формирования ВСМК. Поисковые и аварийно-спасательные службы ГА Минтранса РФ. Аварийно-спасательные службы ВМФ, Минтранса и др. Формирования территориальных управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета. Второй эшелон (срок готовности 0. 5… 3 ч) ПСС, Св. МО войск ГО, ОВО МЧС РФ. Восстановительные и пожарные поезда Минтранса РФ. Формирования ветеринарной службы и службы защиты животных и растений Минсельхозпрода РФ. Специально подготовленные силы МО, других войск и формирований, силы других министерств и ведомств, предназначенные для ликвидации ЧС. Третий эшелон (срок готовности более 3 ч) Войска ГО РФ с тяжелой техникой. ЦАМО. Формирования ПО «Авиалесохрана» Рослесхоза. Формирования других министерств и ведомств.

Руководство работами по ликвидации ЧС ü ü руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации ЧС (РЛЧС); руководители АСС, АСФ, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия РЛЧС и исполняют их до прибытия РЛЧС, определенных: s s s ü ü законодательством РФ; планами предупреждения и ликвидации ЧС; назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных ЧС; решения РЛЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, если иное не предусмотрено законодательством РФ; никто не вправе вмешиваться в деятельность РЛЧС по руководству работами по ЛЧС, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо;

Руководство работами по ликвидации ЧС (продолжение) ü в случае крайней необходимости РЛЧС вправе самостоятельно принимать решения: s о проведении эвакуационных мероприятий; s об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС; s о проведении АСР на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС; s об ограничении доступа людей в зоны ЧС; s о разбронировании резервов материальных ресурсов для ЛЧС организаций, находящихся в зонах ЧС; s об использовании в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС; s о привлечении к проведению работ по ЛЧС нештатных и общественных АСФ, спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение АСР; s о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия, к проведению АСР.

2 учебный вопрос Организационные мероприятия по подготовке и проведению АСДНР I этап В отсутствие угрозы возникновения ЧС II этап При угрозе возникновения ЧС III этап При возникновении ЧС

1. Организационные мероприятия по подготовке и проведению АСДНР (В отсутствие угрозы возникновения ЧС) Ø сбор информации о субъектах ЧС; Ø планирование АСДНР в возможных зонах ЧС, в т. ч. обеспечения действия сил; Ø создание системы управления для действий в ЧС и обеспечение ее постоянной готовности; Ø создание, оснащение и подготовка группировки сил и средств РСЧС для проведения АСДНР; Ø организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях; Ø создание резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС.

2. Организационные мероприятия по подготовке и проведению АСДНР (При угрозе возникновения ЧС) Ø приведение системы управления в готовность к выполнению задач (принятие на себя соответствующими КЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС); Ø уточнение планов по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС; Ø усиление наблюдения за состоянием окружающей среды, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов; Ø создание группировок сил и средств РСЧС и приведение их в готовность к ведению АСДНР (в т. ч. выдвижение их, при необходимости, в предполагаемые районы ЧС).

3. Организационные мероприятия по подготовке и проведению АСДНР (При возникновении ЧС) Ø восстановление нарушенных функций системы управления, если они были нарушены (в т. ч. выдвижение ОГ в районы ЧС); Ø организация разведки зон ЧС, осуществление непрерывного контроля и сбора обстановки об обстановке; Ø восстановление боеспособности (или создание) группировки сил и средств и организация их защиты; Ø выдвижение сил в районы проведения работ; Ø управление проведением АСДНР.

Порядок работы начальника ПСС (командира и штаба) с получением задачи на выдвижение в район ЧС и ведение АСДНР: 1. Уяснение задачи. 2. Информирование подчиненных о полученной задаче и обстановке. 3. Расчет времени. 4. Отдача распоряжений на приведение в готовность и выдвижение в район ЧС. 5. Организация разведки. 6. Проведение рекогносцировки района предстоящих работ. 7. Установление связи и взаимодействия с руководителем ликвидации ЧС и оперативной группой КЧС. 8. Оценка обстановки. 9. Принятие решения. 10. Постановка задач подразделениям. 11. Организация взаимодействия. 12. Организация ввода формирований на участок работ. 13. Организация управления. 14. Организация всестороннего обеспечения действий формирований 15. Управление ведением работ.

Принятие РЕШЕНИЯ На основе: уяснения задачи оценки обстановки проведенных расчетов принимается решение: сделанных выводов ü замысел действий: s где, в какие сроки, на каком участке (объекте) сосредоточить основные усилия; s целесообразная группировка сил и средств; s последовательность и способы выполнения задач; ü задачи подчиненных подразделений; ü мероприятия, которые необходимо выполнить в первую очередь, сроки их выполнения, основные способы и последовательность выполнения работ; ü порядок выдвижения и ввода подразделений на участок, объекты (места) работ; ü режимы работы, порядок смены подразделений; ü порядок взаимодействия спасательных подразделений с подразделениями, обеспечивающими действия спасателей, с местными органами власти; ü организация управления, места развертывания пунктов управления, сроки готовности системы управления; ü организация обеспечения, места развертывания тыловых подразделений, порядок ЖОН и спасателей.

Технология проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий землетрясения Поиск пострадавших Деблокирование пострадавших Оказание первой медицинской помощи Эвакуация (транспортировка) из опасных зон

Поиск пострадавших 1. Обследование всего участка спасательных работ. 2. Определение и обозначение мест нахождения пострадавших и установление с ними связи. 3. Определение функционального состояния пострадавших, характера травм и способов оказания ПМП. 4. Сведение до минимума воздействия опасных факторов. 5. Определения путей и способов извлечения и эвакуации пострадавших. Способы поиска: 1. Органолептическое обследование участка работ: - визуальное обследование; - прочесывание; - зондирование; - поиск по следам; - поиск с использованием транспортных средств. 2. Кинологический. 3. Технический (акустические приборы, магнитометры, тепловизоры, радиопоисковые, оптиковолоконные зонды …). 4. По свидетельству очевидцев. 5. Изучение отчетной и проектной документации.

Деблокирование пострадавших Этапы деблокирования: 1. Обеспечение доступа к пострадавшим. 2. Извлечение из мест блокирования. Виды деблокирования: А. Из под обломков завалов. Б. Из замкнутых помещений, транспортных средств. В. С верхних этажей, уровней, с изолированных площадок. Способы деблокирования: 1. Последовательная разборка завала. 2. Устройство лаза. 3. Устройство галереи в грунте под завалом. 4. Проделывание проемов в стенах и перекрытиях. 5. Использование автовышек, подъемников, вертолетов. 6. По сохранившимся лестничным маршам. 7. С использованием альпинистского снаряжения. 8. С использованием штурмовых лестниц. 9. С применением канатных дорог. 10. С применением спасательных рукавов, различных амортизаторов.

Слайд 1. Виды завалов, образующихся при сильных разрушениях зданий; а) односторонний; б) двухсторонний; в) V-образный; г) плоский Объем завалов при разрушении жилых зданий составляет 35 -50%, промышленных - 1520% строительного объема. Высота завалов жилых зданий составляет 1/5 - 1/7, промышленных - 1/4 - 1/10 их первоначальной высоты. Средний угол откосов завалов 30°. Объем пустот в завалах составляет 40 -60%.

Схема деблокирования пострадавшего способом разборки завала сверху 1 -компрессор; 2 -ограждение рабочей площади; 3 -завал; 4 -бульдозер; 5 -место блокирования пострадавшего; 6 -кран; 7 -выемка.

Схема организации работ по деблокированию пострадавших способом устройства лаза в завале: 1 -железобетонный завал; 2 -место блокирования пострадавшего в завале; 3 -лаз; 4 обломок конструкции здания; 5 -домкрат; 6 -передвижная электростанция; 7 электрический светильник; 8 -ограждение.

Схема деблокирования пострадавших способом устройства галереи в завале Место блокирования пострадавших Ограждение Завал Крепь Эл. ст. Глубина галереи Передвижная электростанция Эл. ст. Глубина галереи

Оказание первой медицинской помощи 1. Определение признаков жизни (пульс, сознание, дыхание, реагирование зрачка на свет). 2. Освобождение головы и груди от давления различных предметов, восстановление дыхания и пульса. 3. Остановка кровотечения, обработка ран, согревание, обезболивание, иммобилизация и т. п. ПМП выполняется спасателями и самими пострадавшими непосредственно на месте получения травм (или после извлечения) табельных и подручных средств. с использованием

Эвакуация (транспортировка) из опасных зон 1. Определение способов и маршрутов транспортировки. 2. Подготовка пострадавшего и транспортных средств. 3. Обеспечение безопасности пострадавших и спасателей (страховка при преодолении препятствий, организация отдыха, контроль за состоянием пострадавших). 4. Погрузка пострадавших на транспортное средство. Этапы эвакуации: 1. Из мест блокирования до рабочей площадки. 2. С рабочей площадки до пункта сбора пораженных (до мед. учреждения) Способы: 1. Самостоятельно, с помощью спасателя. 2. Переноска (на спине, на руках, плечах, носилках …). 3. Отволачивание (на спине, при помощи тканей, саней …). 4. Спуск, подъем (с помощью спасательного пояса, лямки, лестницы, носилок, канатной дороги …).

Пневматическое прыжковое спасательное устройство Преимущества ППСУ: 1) обеспечивает спасение человека с любого этажа (от 5 м) здания при чрезвычайных ситуациях. 2) не требует от человека специальных навыков в управлении. 3) обеспечивает защиту от открытого пламени в процессе спуска. 4) полностью защищает человека от столкновения со стенами зданий и любыми элементами конструкций. 5) наличие системы амортизации, обеспечивающей безопасность приземления.

НАДУВНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ И СПУСКА ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Дополнительное надувное тормозное устройство Минимальная высота применения Вертикальная скорость при посадке Перегрузки при посадке Время действия перегрузки Скорость нарастания перегрузки Основное надувное тормозное устройство -5 м - не более 8, 5 м/с - не более 12 - не более 0, 5 с - не более 200 1/с

Технология проведения поисково-спасательных работ Поисковые работы 1. Определение и обследование зоны поиска. 2. Определение и обозначение мест нахождения пострадавших и установление с ними связи. 3. Определение функционального состояния пострадавших и объёма необходимой помощи. 4. Устранение воздействия неблагоприятных факторов. 5. Определение путей и способов извлечения и эвакуации пострадавших. Способы: 1. Органолептическое обследование участка работ: - визуальное обследование; - прочесывание; - зондирование; - поиск по следам; - поиск на транспортных средствах. 2. Кинологический. 3. Технический (с использованием акустических, радиопоисковых приборов, тепловизоров и др.). 4. По свидетельству очевидцев. 5. Изучение документации (маршрутных листов, журналов регистрации, сводок, билетов, чертежей и тд.). Деблокирование 1. Обеспечение доступа к пострадавшему. 2. Фиксация подвижных элементов. 3. Освобождение пострадавших. Виды: 1. Из под обломков завала, лавины, селя. 2. Из замкнутых помещений, транспортных средств. 3. С верхних уровней, изолированных площадок. Способы: 1. Последовательная разборка завала. 2. Устройство лаза. 3. Устройство галереи в грунте под завалом. 4. Проделывание проемов в стенах и перекрытиях. 5. Использование автовышек подъемников, вертолетов. 6. По сохранившимся лестничным маршам. 7. Использование альпинистского снаряжения, канатных дорог. 8. Использование штурмовых лестниц. 9. Применение спасательного рукава, амортизаторов. Оказание ПМП Цель: восстановление и поддержание жизненно важных функций организма пострадавшего. Задачи: 1. Определение признаков жизни (пульс, дыхание, сознание, реакция зрачков на свет); 2. Восстановление кровообращения и дыхания; 3. Остановка кровотечения, обработка ран; 4. согревание, обезболивание, иммобилизация и т. п. ПМП выполняется спасателями, медиками и самими пострадавшими непосредственно на месте получения травм (или после извлечения) с использованием табельных и подручных средств. Транспортировка Задачи: 1. Определение способов и маршрутов транспортировки; 2. Подготовка пострадавшего и транспортных средств; 3. Обеспечение безопасности пострадавших и спасателей (страховка при преодолении препятствий, организация отдыха, контроль за состоянием пострадавших). 4. Погрузка пострадавших на транспортное средство. Этапы эвакуации: 1. Из мест блокирования до рабочей площадки. 2. С рабочей площадки до пункта сбора пораженных (до мед. учреждения). Способы: 1. Самостоятельно, с помощью спасателя. 2. Переноска (на спине, руках, плечах, носилках …). 3. Отволачивание (на спине, при помощи ткани, саней …). 4. Спуск, подъем (с применением альпинистских технологий).

Управление силами РСЧС заключается в целенаправленной деятельности руководящего состава органов управления ГОЧС всех подсистем и уровней по поддержанию их в готовности и руководству ими при действиях по защите населения, предупреждению и ликвидации ЧС. Главной целью управления является обеспечение эффективного использования сил и средств различного предназначения в интересах выполнения поставленных задач в кратчайшие сроки с минимальными потерями. Управление при организации и в ходе ведения АСДНР включает: ü определение задач, состава, мест и порядка работы системы управления в различных режимах функционирования: s комиссий по ЧС, органов управления ГОЧС, функциональных подсистем (служб ГО) и других органов; s пунктов управления; s систем связи, оповещения и автоматизированных комплексов управления;

ü организацию и осуществление мероприятий по поддержанию и приведению в готовность органов управления и сил РСЧС; ü непрерывный сбор, анализ и отображение данных обстановки; ü подготовку расчетов и предложений для принятия начальником ГО (председателем комиссии по ЧС) решения; ü принятие решений; ü уточнение планов (планирование действий); ü своевременное доведение задач до подчиненных; ü организацию и поддержание взаимодействия; ü организацию всестороннего обеспечения привлекаемых сил; ü практическую работу в подчиненных органах управления и силах РСЧС по оказанию им помощи и контроль исполнения поставленных задач. В виду ограниченных сроков выживания пораженных в обстановке, характерной для основных видов ЧС, необходимости как можно быстрей спасти людей, локализовать или ликвидировать возникшие поражающие факторы, работы по приведению в готовность, подготовке к выдвижению и выдвижение в район ЧС осуществляется параллельно с выработкой решения на ведение аварийно-спасательных работ.

АТТЕСТАЦИИ ПОДЛЕЖАТ Профессиональные АСС, АСФ на постоянной штатной основе, входящие в состав сил постоянной готовности РСЧС Нештатные и общественные АСФ Спасатели, входящие в состав профессиональных АСС, АСФ, нештатных, общественных АСФ, а также не входящие в состав АСФ Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации спасателей Аттестация проводится по планам и графикам, разрабатываемым соответствующими аттестационными комиссиями на очередной год на основании материалов, представляемых учредителями и руководителями АСС, АСФ. При проведении аттестации спасателей аттестационная комиссия должна проводить ее в месте, обеспечивающем проверку физических качеств, профессиональных знаний и навыков спасателей, в соответствии с ведомственными нормативными документами, уставами и положениями.

ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЕ АТТЕСТАЦИОННЫЕ КОМИССИИ Межведомственная аттестационная комиссия Ведомственные аттестационные комиссии центральные отраслевые региональные территориальные объектовые Региональные аттестационные комиссии Территориальные аттестационные комиссии

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АТТЕСТАЦИИ ВЫДАЮТСЯ: Аварийно-спасательной службе (формированиям) Ø свидетельство на право определенных видов АСДНР в чрезвычайных ситуациях Спасателям Ø удостоверение спасателя; Ø книжка спасателя; Ø жетон установленного образца. ведения

1 -первый замер; 2 -место обнаружения минимального сигнала; 3 - замеры для определения направления возрастания сигнала; 4 - место максимального сигнала (нахождение пострадавшего) 5 - участок поиска; 6 -направление дальнейшего поиска

Способы ведения вспомогательных работ обрушение конструкций зданий - вручную, с использованием шанцевого инструмента и средств малой механизации; - ударной нагрузкой; - с помощью канатной тяги; - взрывом. Укрепление: - вертикально расположенных конструкций и их обломков – подкосами; - вертикально расположенных конструкций – растяжками; - горизонтально расположенных конструкций и их обломков – установкой дополнительных опор (стоек); - конструкций в местах их соединения – установкой дополнительных крепежных деталей.

Осветительный баллон (на гелии) Осветительные баллоны диаметром минимум 5 м. Баллон наполняется гелием и служит для освещения мест работы спасателей. Гелий позволяет осветительному баллону подняться на высоту до 10 - 50 м. Электрический подводящий кабель натягивается благодаря несущей силе баллона и питает внутри стоящие лампы, которые работают на парах ртути под высоким напряжением. Для защиты от ветра баллон окружен сетью, которая поддерживается дополнительно 3 канатами. Удерживание баллона на месте и управление баллоном осуществляется стальным канатом. При высоте применения 30 - 40 м баллон освещает местность радиусом до 150 м. · полный вес 370 кг · всего света · 2 16 к. Вт · 71 m 3 гелия


Ведение аварийно-спасательных работ имеет свои особенности в условиях возникновения разного рода аварий. В данной статье разберемся с видами и задачами работ, особенностями их организации, аварийно-спасательными работами при пожарах, чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях и авариях на опасных производственных объектах.

Виды аварийно-спасательных работ

Аварийно-спасательные работы – это действия, включающие в себя следующие мероприятия: спасение людей, культурных и материальных ценностей, защита природной среды в зоне возникновения чрезвычайной ситуации, подавление опасных факторов, характерных для данной ЧС. Во время проведения аварийно-спасательных работ присутствуют факторы, угрожающие жизни и здоровью людей, проводящих эти работы, поэтому требуется специальная подготовка, экипировка и оснащение.

К основным видам обеспечения аварийно-спасательных работ относится разведка, транспортное, дорожное, инженерное, гидрометеорологическое, материальное, техническое и медицинское обеспечение.

В действующем законодательстве предусмотрены следующие виды АСДНР:


  • поисково-спасательные;


  • горноспасательные;

  • противофонтанные работы (проводятся на буровых и нефтяных скважинах);

  • работы по тушению пожаров;

  • ликвидация медико-санитарных последствий ЧС.


Задачи аварийно-спасательных работ

Аварийно-спасательные работы проводятся с целью предотвращения ЧС, чтобы ничто не угрожало жизни и здоровью людей. Первоочередные спасательные действия во время аварий, пожаров, взрывов, пожаров, землетрясений и других ЧС – поиск и спасение пострадавших, которые остались в поврежденных или разрушенных зданиях, людей, которых отрезал огонь (дым, стены и т.п.) или они оказались заблокированными в помещении.

Задачи аварийно-спасательных работ: тушение пожаров, ликвидация медико-санитарных последствий ЧС и проведение других неотложных действий, перечень которых при необходимости уточняет Правительство РФ.

Организация проведения аварийно-спасательных работ

Организация и подготовка к проведению аварийно-спасательных и других работ выполняется в несколько этапов. Последовательность проведения мероприятий изменяется в зависимости от создавшейся ЧС, но в любом случае требуется грамотная .

Зачастую используется универсальная схема подготовки, организации и проведения АСР:


  • Первый этап: защита и спасение населения, подготовка сил и средств АСС или АСФ к проведению полномасштабных работ.

  • Второй этап: непосредственное проведение аварийно- спасательных работ в зоне возникновения ЧС.

  • Третий этап: ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Более подробно об организации проведения аварийно-спасательных работ читайте тут (Основы организации аварийно-спасательных работ).

Аварийно-спасательные работы при пожаре

Пожар – это неконтролируемое горение, которое может привести к разрушению сооружений, взрывов и других факторов, причиняющих материальный ущерб и вред здоровью и жизни людей. Для успешного выполнения требуется быстрая и эффективная организация боевых действий (своевременное прибытие на место пожара, привлечение необходимых сил и средств, грамотное руководство деятельностью).

Первоочередные аварийно-спасательные работы при тушении пожаров включают в себя розыск пострадавших людей, их извлечение из опасной зоны (заваленных или частично разрушенных зданий), подача воздуха в задымленные помещения, первая доврачебная помощь, эвакуация людей и материальных ценностей. Более подробно с первоочередными аварийно-спасательными действиями во время пожаров вы можете .


Аварийно-спасательные работы при ЧС

Аварийно-спасательные работы в зонах ЧС проводятся с целью поиска и удаления пострадавших за пределы действия опасных факторов. Оказывается неотложная медицинская помощь пострадавшим и их эвакуация в лечебные учреждения, ведь на месте часто невозможно создать условия, необходимые для спасения человека.

Работы по ликвидации аварийных ситуаций на ОПО

Для обеспечения готовности к работам по локализации и ликвидации последствий аварийных ситуаций организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны планировать и выполнять мероприятия по локализации и ликвидации аварий на ОПО. При ликвидации аварийной ситуации важно придерживаться , ведь слаженная и грамотная работа всех подразделений приведет к быстрой ликвидации АС.

Аварийно-спасательная служба Москвы оказывает широкий спектр услуг по организации спасательных работ, а также по стационарному наблюдению за аварийно-опасными объектами производства. Связаться с нами можно при помощи страницы .