Что значит ухудшить свои жилищные условия. Намеренное ухудшение жилищных условий — понятие, признаки и последствия

В 2005 году в ЖК РФ появился новый термин «намеренное ухудшение жилищных условий». В ст 53 он трактуется, как действия, способствующие ухудшению условий проживания. Как показывает практика, основная цель этих деяний - желание граждан встать на учет нуждающихся в улучшении жилья.

Однако ни Жилищный кодекс, ни другие законы не раскрывают полностью суть данного термина. Не понятно, кто и каким образом может доказать, что деяния граждан являются намеренным ухудшением своих жилищных условий, и в каком порядке следует устанавливать этот факт. Поэтому органы местного самоуправления вносят свои дополнения и коррективы к положениям, приведенным в Жилищном кодексе.

Отличить преднамеренное ухудшение условий проживания от невиновных действий помогает Конституционный суд, который четко определил правовую сущность этого понятия. По его определению, главный признак намеренности действий - это умышленность деяния , при котором гражданин отдает себе отчет в том, что он делает и какие могут быть после этого последствия.

Чтобы разобраться во всех юридических тонкостях этого запутанного вопроса, следует понять, что является ухудшением жилищных условий. У этого понятия нет четкого определения в нормативных документах. Но в территориальных законодательных актах определены несколько факторов, при которых у гражданина ухудшаются условия проживания:

  • уменьшение жилой площади в результате обмена жилья;
  • разделение лицевых счетов;
  • прописка дополнительного лица, например, при заключении брака или рождении ребенка;
  • выселение по решению суда в жилое помещение меньшей площади или менее благоустроенное в результате несоблюдения
  • (неуплата квартплаты, нарушение правил общежития и пр);
  • передача, продажа жилого помещения или же его доли другим лицам в результате сделки;
  • изменение, определение или выделение отдельных долей жилого помещения другим лицам;
  • перевод части жилья в нежилое помещение;
  • отказ от пользования социальным жильем.
Если в результате одного из перечисленных действий гражданин обращается в государственные органы за помощью в улучшении жилищных условий, то можно говорить о намеренном их ухудшении

Однако не все так однозначно. В таком случае рождение ребенка или регистрацию брака можно признать злонамеренным ухудшением жилищных условий, что очень спорно.

Грань между бедственным положением семьи и сознательными деяниями, ухудшающими условия проживания, очень тонка. К тому же нет определенных нормативных документов, которые могли бы ее четко определить. Поэтому такие спорные вопросы чаще всего решаются в суде.

Какие действия являются намеренным ухудшением условий проживания

Для определения факта умышленного ухудшения условий проживания используются нормативные акты муниципальных органов власти и нормы, существующие в Жилищном Кодексе РФ. Выделен перечень ситуаций, подпадающих под умышленное ухудшение жилищных условий:

  • обмен, дарение, купля-продажа жилья, влекущая за собой уменьшение размера жилплощади;
  • фиктивный развод, целью которого является получение дополнительной жилплощади;
  • перевод жилья из жилого в нежилое;
  • вселение родственников, в результате чего уменьшается размер жилого помещения, рассчитанный на одного члена семьи;
  • принудительное выселение жильцов в менее благоустроенное жилье в результате грубого нарушения по части его использования.
  • не попадают под это определение!
Каждая ситуация требует тщательного изучения и рассмотрения в судебной инстанции

Определены три признака, по которым преднамеренное ухудшение условий проживания отличается от невиновного:

  • гражданин имеет желание быть признанным нуждающимся в улучшении жилья, после того как собственноручно ухудшил
    условия своего проживания;
  • в результате своего деяния гражданин приобрел право на получение социального жилья от государства;
    ухудшая свои условия проживания, в этот момент гражданин не имел статус нуждающегося в улучшении жилого помещения.

Если во время своих вышеуказанных действий гражданин уже стоит в очереди на получение социального жилья, его деяния не могут быть признаны умышленными. Если обобщить все вышесказанное, намеренным ухудшением условий проживания признается любое действие, ведущее к признанию гражданина нуждающимся в получении жилья от государства. Допустим, если семья из 4 человек меняет квартиру площадью 72 кв м на меньшую с площадью 48 кв м и после этого имеет желание встать на учет и получить жилье от государства, это явно говорит о намеренных действиях.

Несмотря на то, что операции по злонамеренному ухудшению условий проживания являются недопустимыми, строгого наказания за это не предусмотрено. Согласно ст 53 ЖК РФ лица, совершившие данные противоправные деяния, в течение 5 лет лишаются права встать на учет по улучшению условий проживания и получить социальное жилье от государства. Этот запрет действует только в том случае, если у судебного органа имеются неопровержимые доказательства злонамеренности деяний.

Какие действия не относятся к намеренному ухудшению условий проживания

Существует перечень деяний по ухудшению условий проживания, которые не могут трактоваться как умышленные:

  • прописка несовершеннолетних детей у одного из родителей;
  • прописка мужа (жены), родителей и прочих близких родственников, если соблюдаются законодательные нормативы;
  • временная регистрация жильцов;
  • отказ от квартиры или же ее доли в качестве дара или отказ дарителя от условий договора дарения;
  • признанная судом незаконная сделка с жилой недвижимостью;
  • расторжение договора ренты и дальнейший возврат жилья по желанию получателя.

Ухудшение жилищных условий военнослужащих

Для категории военнослужащих признаки умышленных деяний, ухудшающих жилищные условия, прописаны в Инструкции Министерства обороны от 30. 09. 2010 г. Согласно этого документа к ним относятся:

  • сознательное нарушение порядка пользования жильем;
  • обмен жилья, ведущий к уменьшению уровня обеспеченности жилыми квадратными метрами каждого представителя семьи;
  • развод с последующим выделением доли в квартире;
  • фиктивный брак и регистрация супруги или супруга на жилой площади;
  • не соблюдаются условия проживания в социальном жилье (неуплата коммунальных услуг, порча жилья и пр);
  • дарение или же сделка купли-продажи квартиры либо ее доли, повлекшие за собой уменьшение учетной нормы на каждого
    представителя семьи военнослужащего.

В Инструкции Министерства обороны содержатся факторы, при которых действия, ухудшающие жилищные условия, не расцениваются как умышленные. Это касается регистрации на своей жилплощади детей либо супругов, а также родителей и других родственников (по решению суда). Однако сделать это можно, только если перечисленные лица:

  • были пользователями или же собственниками жилья, признанного непригодным для проживания в законном порядке;
  • не имели какого-либо жилого помещения для проживания;
  • потеряли право пользования жилплощадью по причине вступления в брак с военнослужащим и дальнейшим переездом к нему.

Ухудшение жилищных условий несовершеннолетних

Особое внимание в жилищном праве уделяется соблюдению прав несовершеннолетних детей

Поэтому родители не могут совершить никаких действий, влекущих за собой ухудшение условий проживания несовершеннолетних, без согласия органов опеки и попечительства.

Одноклассники

    Еще ни разу не слышала о такой практике в действии. Но вот с Юлией соглашусь, слишком много времени, сил и нервов нужно потерять, чтобы получить это социальное жилье (и то не факт, что получите!). Да и, действительно, кто намеренно захочет жить в плохих условиях довольно продолжительное время? Это просто неуважение какое-то. Да и в государственных органах не дураки сидят, чтобы их можно было так просто обвести вокруг пальца, они то самые первые и заметят неладное в таких социальных движениях.

    Думаю, что обмануть государственные органы очень сложно. Сейчас крайне очень редко выдают социальное жилье, чтоб улучшить жилищные условия, а если и выдают, то долго проверяют семью. И только по истечению примерно 7 лет(пока дойдет очередь) супруги могут получить жилье. Но жить все это время в намеренно ухудшенных условиях под силу далеко не каждому.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 июня 2012 г. № 33-8637 отменено решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2012 г., которым признано незаконным решение администрации Невского района Санкт-Петербурга от 25 марта 2011 г. об отказе М. в постановке его на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на администрацию Невского района возложена обязанность поставить М. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Жилищным законодательством предусмотрен порядок признания граждан нуждающимися в жилом помещении, порядок постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, порядок оспаривания решений уполномоченных органов по данным вопросам.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п. 1); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2).

Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч.ч. 4 ,5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (ч. 3). Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган (ч. 5). Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения (ч. 6). Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 7).

Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий.

Так, в соответствии ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в частности, в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок.

При разрешении спора, суд пришел к выводу, что действия истца при выбытии из квартиры по ул. Софьи Ковалевской в квартиру по пр. Обуховской обороны не могут быть признаны намеренным ухудшением истцом своих жилищных условий, при этом суд исходил из того, что указанные действия не подпадают под действия, признаваемые законом в качестве намеренных действий по ухудшению гражданином своих жилищных условий, а именно суд исходил из положений ст. 15 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г., которым были внесены изменения в ч. 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 7 июля 2004 г. № 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан», предусматривающие, что действиями, повлекшими ухудшение гражданами своих жилищных условий, признаются в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга следующие действия, в результате которых уменьшилась жилищная обеспеченность граждан:

раздел или обмен жилого помещения;

вселение в занимаемое гражданами жилое помещение иных граждан (за исключением супругов и их несовершеннолетних детей);

отчуждение жилого помещения либо доли жилого помещения, принадлежавшей гражданину на праве собственности;

невыполнение условий договора социального найма, повлекшее выселение гражданина в судебном порядке;

расторжение договора социального найма по инициативе гражданина.

Статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и Закон Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» № 407-65 от 19 июля 2005 г. такого перечня не содержат.

Судебная коллегия полагает возможным применение к спорным правоотношениям по аналогии положений ч. 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 7 июля 2004 г. № 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан».

При анализе положений ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и применении по аналогии положений ч. 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 7 июля 2004 г. № 409-61 можно выделить следующие признаки намеренного ухудшения жилищных условий:

1) действия совершаются гражданином, который имеет цель приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;

2) данный гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;

3) действия совершаются преднамеренно (с умыслом получить право быть признанным нуждающимся в жилом помещении);

4) в результате таких действий гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении.

Ухудшение жилищных условий должно носить умышленный характер, то есть совершая данные действия, лица осознают либо должны осознавать, что в результате они ухудшают свои жилищные условия. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Совершая юридически значимые действия, в результате которых ухудшаются жилищные условия, лица должны действовать разумно и добросовестно, оценивая последствия своего поведения, в том числе и возможность уменьшения обеспеченности общей площадью жилого помещения. Действия совершаются гражданами с целью приобретения права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, для применения в отношении гражданина последствий нормы ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации следует иметь объективные данные о том, что гражданин: а) совершил действия по ухудшению своих жилищных условий; б) данные действия носили умышленный, а не вынужденный характер; и в) данные действия искусственно направлены на создание условий, при которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилье.

Данный вывод основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, в котором указано, что по, смыслу этой нормы Закона, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Судом при разрешении спора установлено и из материалов дела, в том числе материалов учетного дела следует, что с 11.04.1986 года по 13.05.2008 год истец был зарегистрирован по адресу: Санкт-Петербург, ул. Софьи Ковалевской как супруг М.Н., брак с которой был расторгнут 11.11.2005 года. Истец 13.05.2008г. снят с регистрационного учета – выбыл к жене по новому адресу: Санкт- Петербург, пр. Обуховской обороны.

Указанное жилое помещение (Санкт-Петербург, ул. Софьи Ковалевской) общей площадью 45,32 кв.м истец занимал в качестве члена семьи (затем бывшего члена семьи) нанимателя на условиях социального найма. На момент его выбытия в жилом помещении проживали 4 человека (он, бывшая жена, сын, бывшая теща), соответственно жилищная обеспеченность на одного человека составляла 11,33 кв.м, то есть более учетной нормы, предусмотренной п. 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга. При этом истец был обеспечен жилым помещением по договору социального найма, и оснований для признания нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма истец не имел.

30.04.2008 года истец заключил брак с В. и зарегистрировался в принадлежащую ей и ее дочери В. на праве общей долевой собственности комнату жилой площадью 17,60 кв.м в коммунальной квартире по адресу: Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны. Указанная квартира состоит из 3 комнат жилой площадью 51,10 кв.м общей площадью 73,10 кв.м., на комнату 17,60 кв.м приходится общая площадь 25,17 кв.м (73,10: 51,10 х 17,60). На каждого члена семьи В. и истца (3 человека) приходилось 8, 39 кв.м (25,17: 3).

05.08.2008 года брак между истцом и В. расторгнут.

Определением суда от 08.02.2011 года по иску В., Н.С. к М. о признании его не сохранившим право пользования указанным жилым помещением и по встречному иску М. о вселении, сохранении права пользования жилым помещением утверждено мировое соглашение, согласно которому за М. сохранено право пользование указанным жилым помещением до 08.02.2012 г., после чего истец обязался сняться с регистрационного учета по указанному адресу.

Истец фактически в 2008 г. добровольно отказался от прав на жилое помещение по договору социального найма, что равносильно такому предусмотренному ч. 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 07.07.2004 г. № 409-61 действию как расторжение договора социального найма по инициативе гражданина. При этом истец распорядился своими жилищными правами по социальному найму по своему усмотрению, действовал неразумно, должен был осознавать, что в результате он ухудшает свои жилищные условия и это может привести его к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти в обеспечении его другим жильем, что и произошло в конечном результате. При таком положении недобросовестным является притязание истца, требующего участия со стороны государственной власти в обеспечении его другим жильем в настоящее время, до истечения предусмотренного законом срока. То обстоятельство, что вопрос о признании нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма истец поставил не сразу после ухудшения жилищных условий не свидетельствует о разумности и добросовестности его действий.

В Москве получить помощь в улучшении жилищных условий в большинстве случаев могут только те семьи, которые состоят на жилищном учете. Сегодня есть три категории таких граждан:

  • нуждающиеся в улучшении жилищных условий (те, кто встал на учет до 1 марта 2005 года);
  • нуждающиеся в жилых помещениях (те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года и был признан Малоимущими гражданами признаются жители Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.

    Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается.

    ">малоимущим
    );
  • нуждающиеся в содействии в приобретении жилых помещений (те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года и не был признан малоимущим).

3. На что могут рассчитывать те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года?

Нуждающиеся в содействии в приобретении жилых помещений, могут претендовать на:

Но только в случае если они успели подать заявление на улучшение жилищных условий одним из этих способов до 9 января 2017 года. Выбор способа улучшения жилищных условий после 09 января 2017 года для этой категории очередников не предусмотрен, так как законодательством не определены формы оказания содействия в приобретении жилья.

Нуждающиеся в жилых помещениях могут претендовать только на жилье, предоставляемое по договору .

4. Как помогают людям с опасными хроническими заболеваниями?

Если в семье, состоящей на жилищном учете, есть больной, страдающий тяжелой формой некоторых хронических заболеваний , жилищные условия улучшаются в соответствии с выбранным способом, но вне очереди. При этом в новой квартире (или доме) должна быть отдельная изолированная комната для такого больного.

5. Как помогают пожилым и инвалидам?

Улучшить жилищные условия могут семьи, в которых есть:

  • инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, которые больше не хотят там жить, при условии, что жилье, которое они занимали раньше предоставить им невозможно.

Они могут получить жилье специализированного жилищного фонда Москвы по . Жилье будет соответствовать индивидуальной программе реабилитации и абилитации.

6. Как получить освободившуюся комнату в коммуналке?

Если в коммунальной квартире освобождается комната (или несколько комнат), ее обязаны предложить по договору социального найма семьям из этой же квартиры в следующей последовательности:

  • состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях (независимо от их места в общей очереди на улучшение жилищных условий). Если в коммунальной квартире две такие семьи, то сначала предлагают освободившееся жилье тем, кто встал на учет раньше;
  • не состоящим на таком учете, но имеющим быть на него принятыми.

Если ни тех, ни других в квартире нет, освободившееся помещение должны предложить семьям, которые обеспечены общей площадью жилья на одного члена семьи менее нормы предоставления - 18 квадратных метров, по договору купли-продажи.

Во всех остальных случаях в освободившуюся комнату могут вселить кого-то из очередников жилищного учета.

7. Как получить жилье жителям аварийных и ветхих домов?

Жители Москвы, в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, в том числе жители пятиэтажных домов, подлежащих сносу, не состоящие на жилищном учете, должны обеспечиваться жильем того же типа.

Жителям домов серий К-7, II-32, II-35, 1605-АМ, 1МГ-300, состоящим на жилищном учете, предоставляются жилые помещения по договору

Жилищный вопрос до сих пор является самым актуальным в России.

Многие россияне так и не имеют собственного жилья. Некоторым категориям населения государство даёт право получить новое, достойное жильё. Для этого нужно получить статус нуждающегося в новом жилплощади.

На каких основаниях могут признать нуждающимся и какие действия необходимо будет предпринять для этого? Об этом рассказывается в данной статье.

Законодательное регулирование вопроса

В Конституции РФ зафиксировано, что каждый гражданин нашей страны имеет право на собственную жилплощадь.

В Жилищном кодексе закреплено, что россияне имеют право купить жильё на выгодных условиях. Для этого желающему должен быть присвоен статус нуждающегося в новой жилплощади .

Так, в статье 49 отражено, что такие граждане должны быть поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении нынешних условий жительства (а также признанные малоимущими – процедура присвоения этого статуса определяется нормами, действующими в конкретном населённом пункте).

В статье 51 выделен категории населения, которые могут быть признаны нуждающимися в получении нового жилья. Так, были выделены определённые критерии, по которым присваивается данный статус. В основном – касающиеся условий проживания.

Итак, нуждающимся признают в следующих случаях :

Критерии определения

Нуждающимися в жилплощади признают :

Главным критерием , согласно которому принимают решение о присвоении статуса нуждающегося в новой жилой площади, является размер жилья , в котором в данный момент проживает претендент и его семья. В РФ на федеральном уровне не установлена минимальная норма квадратных метров в расчёте на одного человека. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

При этом учтите, что в регионах действуют свои нормы площади на число человек, проживающих в одной квартире. Обозначенная площадь установлена в качестве минимальной – она не может быть меньше на уровне субъекта, а решения о её увеличении принимаются решениями местных властей. Причём эта цифра может отличаться в разных населённых пунктах, расположенных в одном регионе.

Попадающие в данную категорию могут встать в очередь и самостоятельно выбрать подходящее жильё и госпрограмму. Таким гражданам даётся право купить соответствующую жилплощадь на льготных условиях, а затем его.

Они могут получить следующие виды помощи :

  • Оформить в банке на льготных условиях.
  • Погасить часть ипотеки за госсчёт.
  • Получить от государства материальные средства для приобретения жилья.

Всё это возможно в том случае, если вас и членов вашей семьи признали нуждающимися в улучшении жилищных условий.

При присвоении данного статуса также учитывается доход обращающегося и членов его семьи. Государство в первую очередь помогает тем, кто не в состоянии на свои средства приобрести достойное жильё или оплачивать ипотечный кредит. Для этого рассчитывается общий доход семьи и сравнивается с прожиточным минимумом, действующим в конкретном населённом пункте (но не ниже того, что установлен федеральным законодательством).

Осуществление учета граждан

При определении уровня нуждаемости претендентов учитывают половозрастные особенности семейства. Таким образом:

Встречаются случаи, когда гражданин признаётся нуждающимся сразу по ряду причин (скажем, проживает в слишком маленькой квартире, расположенной в аварийном доме). В данном случае он может получить от государства финансовую поддержку только по одной программе, которую выберет самостоятельно.

Каждому гражданину, зарегистрированному в очереди на получение новой жилплощади, присваивается номер . После постановки в очередь нуждающийся должен будет ежегодно подавать ряд документов о своём финансовом положении и условиях проживания. Если его положение изменится в лучшую сторону, гражданин лишается права на получение госпомощи, и его исключают из очереди.

Список претендентов на получение жилья

Нуждающийся должен постоянно отслеживать, продвинулся ли он в очереди. Ожидание может длиться десятки лет (если льготник не двигается в очереди в ускоренном порядке).

Учётом всех нуждающихся занимаются в местном Департаменте жилищной политики .

Отследить свой номер в очереди можно несколькими путями:

  • Подав заявление в отдел, который занимается предоставлением жилья. Подготовьте два экземпляра заявления – один подаётся в органы, а на втором должны будут поставить отметку о получении письменного обращения.
  • Отправить заказным письмом запрос в тот же Жилищный отдел. Вам должны будут ответить в течение следующих 30 дней.
  • Самостоятельно обратиться в местную администрацию.
  • Зайти на онлайн сервис вашего населённого пункта, в котором содержатся все сведения о каждом гражданине, вставшем в очередь.

Подтверждение статуса

Согласно ЖК, для этого претендент должен быть признан :

  • Малоимущим.
  • Нуждающимся в новой жилплощади.

Для этого в местные органы подаётся заявление и необходимый перечень документов . Список может меняться в зависимости от ситуации (основания постановки в очередь и т.п.) и региона.

Но в большинстве случаев вам нужно будет подготовить :

Документы подаются в МФЦ или местную администрацию . На их рассмотрение отводится 30 дней. После того, как будет принято решение о присвоении или отказе, заявителя должны уведомить в письменной форме в следующие 3 дня. При отказе в получении статуса в извещении укажут причины, на основании которых было принято такое решение.

Пройдя все необходимые этапы и получив статус нуждающегося, льготнику должны предоставит соответствующую справку . Она является правоустанавливающим документом, на основе которого он сможет получить госпомощь в получении собственного жилья.

В ней будут указаны :

  • Паспортные данные нуждающегося и всех граждан, проживающих с ним.
  • Основные сведения о жилплощади, в которой он проживает в настоящее время (квадратура, технические характеристики, состояние, соответствие нормам санитарии и безопасности и пр.).

Возможные причины отказа

Чаще всего отказывают в следующих случаях :

Для мошенников государство ввело жесткие меры. Если в ходе проверки будет выявлено, что заявитель попытался подделать документы или предоставил неверные сведения, то он на следующие 5 лет лишается права на признание нуждающимся в новом жилье, а значит, лишится возможности стать участником любой госпрограммы предоставления помощи в улучшении жилищных условий.

Что делать в случае отказа

Если заявитель не согласен с принятым решением, он может отстоять свои права в судебном порядке , подав соответствующее исковое заявление. При этом все издержки, возникшие в процессе судебного разбирательства, будут покрыты за счёт того, кто проиграет дело.

В заявлении нужно будет указать :

  • ФИО пострадавшего, его подпись и адрес проживания.
  • Дата составления иска.
  • Полное название судебной инстанции, которая займётся рассмотрением дела.
  • Конкретное решение местных органов, которое должно быть признано недействительным.
  • Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.

О том, как встать на очередь для получения жилой недвижимости от государства, смотрите в следующем видеосюжете:

Проблема нехватки жилого фонда в Российской Федерации не теряет свою актуальность уже много лет, несмотря на действие многочисленных федеральных и региональных жилищных программ, направленных на улучшение жилищных условий нуждающихся категорий населения. Это обусловлено тем, что стоимость жилья на нынешнем рынке недвижимости существенно превышает финансовые возможности граждан со средним уровнем доходов, не говоря уж о тех, у кого доходность ниже средней. Также проблема с жильем является следствием низких темпов возведения новых домов и достаточно высоким уровнем рождаемости в последние годы. К тому же за последние 10-20 лет около 30% всего жилого фонда Федерации было признано аварийным и ветхим, то есть таким, что подлежит сносу и опасно для проживания в нем. Это только усугубило общее положение дел, из-за чего очереди на получение нового жилья стали еще длиннее. Многие претенденты на расширение жилплощади, чтобы встать в очередь, идут на отчаянные шаги, среди которых намеренное ухудшение жилищных условий.

Содержимое страницы

Что такое ухудшение условий проживания

Четкая формулировка и расшифровка понятия «ухудшение жилищных условий» в законодательстве РФ отсутствует, но в некоторых региональных нормативно-правовых актах определены некоторые факторы, указывающие на ухудшение условий, в которых проживают люди. Некоторые факторы могут быть весьма спорными и не свидетельствовать о намеренном ухудшении условий проживания.

Если в семье рождается ребенок, или владелец жилплощади зарегистрировал официальный брак, после чего на вверенной ему территории он прописал нового члена своей семьи, это в принципе не может расцениваться как злоумышленное действие, осуществленное с целью получения статуса нуждающегося в государственной поддержке. Учитывая, что разделение между намеренным ухудшением жилищных условий и вынужденным бедственным положением нуждающейся в улучшении условий проживания семьи слишком размытое, то оцениваются такие действия индивидуально в каждом конкретном случае и чаще всего в судебном порядке.

Основными характерными признаками ухудшения жилищных условий являются:

  1. Наличие умысла завладеть правом на получение бесплатного жилья или материальной помощи для улучшения жилищных условий.
  2. В результате осуществленных действий условия проживания были на самом деле ухудшены, и человек действительно стал нуждающимся в получении субсидии или жилья от государства.
  3. В момент совершения действия, влекущего за собой возникновение нужды в жилье, человек не является нуждающимся и не состоит на учете в очереди на квартиру.

Согласно статье 53 ЖК РФ, те, кто для получения права на бесплатное жилье намеренно ухудшают существующие условия проживания, могут встать на учет не ранее, чем по истечении пяти лет с момента их «злодеяния» и при условии, что к тому времени их положение не улучшится.

В чем разница между намеренным и неумышленным ухудшением жилищных условий

Факторы, определяющие ухудшение условий проживания, как при умышленных действиях, так и без злого умысла, одни и те же. Разница состоит только в том, что при умышленном ухудшении жилищных условий человек совершает одной из действий вполне осознанно и с целью получения статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий. При этом он действительно становится таковым согласно законодательству РФ.

Ненамеренным ухудшением условий проживания являются действия, которые приводят к уменьшению жилищной площади на одного человека или полного лишения права пользования жильем. При этом такие действия не были совершены с целью ухудшения условий для получения права встать в очередь на получение жилья.

Пример

Семья из троих человек (мать, отец, ребенок) проживает в квартире 55 квадратных метров, то есть их жилплощади вполне достаточно для нормального проживания на ней семье в таком составе. Но супруги не согласны с этим и решают прописать в доме ребенка мужа от первого брака, который в данный момент с ними не проживает. После прописки четвертого члена семьи квадратных метров не хватает на всех, а соответственно, семья становится такой, что остро нуждается в расширении жилплощади. В данном случае это намеренное ухудшение жилищных условий.

Если же семья прописывает в своей квартире ребенка мужа от предыдущего брака только потому, что так сложились обстоятельства, то в данном случае прописка еще одного человека в данной квартире не считается намеренным ухудшением условий проживания. К примеру, ребенок переехал жить к отцу, а другого жилья у него нет, тогда папа ребенка вынужден прописать сына в доме, в котором он проживает с нынешней женой и ребенком от второго брака.

Что не относится к намеренному ухудшению условий проживания

Законодательством определен перечень действий, которые не могут расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий. Это:

  • регистрация несовершеннолетнего ребенка в доме, где проживает один или оба его родителя;
  • прописка супруга(и) или других близких родственников при соблюдении норм российского законодательства;
  • расторжение договора о предоставлении ренты, инициатором которого был получатель ренты;
  • временная прописка жильцов по конкретному адресу;
  • дарение жилой недвижимости или определенной ее доли или отказ от принятия в дар жилья;
  • признание в судебном порядке незаконной сделку, объектом которой выступало недвижимое имущество, с последующим ее аннулированием.

Что считается ухудшением жилищных условий

Действиями, которые расцениваются как намеренное ухудшение жилищных условий, являются:

  • обмен жилой недвижимости, вследствие чего жилплощадь уменьшилась, и произошло снижение уровня качества жизни;
  • разделение между членами семьи лицевых счетов;
  • прописка еще одного человека в квартире/доме;
  • переселение в меньшее по площади жилое помещение или с худшим уровнем благоустройства (отсутствие некоторых коммуникаций, отопления, водопровода, санузла и т.д.) согласно решению суда;
  • продажа или передача жилой недвижимости или определенной ее части в результате заключения юридической сделки;
  • изменения размера долей или выделение отдельных долей третьим лицам, в результате чего ухудшаются условия проживания;
  • изменение статуса части жилого помещения на нежилое (использование жилой комнаты в качестве кладовой, гардеробной и т.д.);
  • отказ от проживания и использования жилья на основании договора социального найма.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к нашему консультанту совершенно БЕСПЛАТНО!

В случае, когда имел место быть хоть один из вышеперечисленных факторов, а хозяин после этого подал документы на постановку в очередь на бесплатное жилье, то этот фактор будет расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий.

Важно! Если вы намереваетесь осуществить одно из указанных выше действий, после чего планируете встать в очередь на жилье, будьте готовы в суде доказать, что ваши действия не имели злого умысла и поступить по-другому вы не могли в силу сложившихся обстоятельств. Иначе вам придется ждать еще долгие годы, чтобы получить возможность повторно подать заявление.

Для военнослужащих

Ухудшение жилищных условий в случае с военнослужащими имеет свои особенности. Факторами намеренного ухудшения условий проживания военных являются:

  • умышленное нарушение общеустановленных норм и правил, а также порядка эксплуатации жилого помещения;
  • осуществление обмена объектами жилой недвижимости, в результате чего уменьшается количество квадратных метров в расчете на одного члена семьи относительно показателя учетной нормы;
  • заключение фиктивного брака с последующей регистрацией в квартире/доме фиктивного супруга(и);
  • фиктивный развод мужа и жены, подразумевающий обязательное выделение доли недвижимого жилого имущества одному из них, а также детям, если они есть;
  • злостное невыполнение условий проживания в социальном жилье;
  • оформление договора дарения на жилье или конкретную его долю;
  • продажа жилья или его доли.

Не считаются преднамеренными действия военнослужащих, ухудшающие условия проживания, если:

  • они на своей жилплощади прописали своих малолетних детей, жену или мужа, а также своих родителей или родителей супруга(и), других близких родственников в законном порядке или по решению суда;
  • жилье, находящееся во владении военного лица признано подлежащим сносу и аварийным;
  • военнослужащий не имеет своей собственной жилой недвижимости.

Для молодой семьи

Молодые семьи согласно федеральной программе «Молодая семья» и Жилищному Кодексу РФ имеет право на получение субсидии в размере 30% от общей стоимости жилья соответствующего размерам установленным программой и региональными нормативно-правовыми актами нормам квадратных метров в расчете на каждого члена семьи. Иногда при отсутствии полного соответствия нуждающимся в государственной материальной помощи, молодые люди совершают неправомерные действия, пытаясь незаконным путем получить право на постановку в очередь на жилищный сертификат.

Намеренными действиями гражданина, ухудшающими условия проживания, необходимо считать те же действия, что описаны выше, то есть:

  • фиктивный брак и развод;
  • продажа или дарение жилого помещения;
  • отказ от дарственной;
  • необоснованная и незаконная прописка третьих лиц и другие.

Если в судебном порядке будет доказано, что молодая семья намеренно совершила одно из вышеперечисленных действий, то ей будет отказано в праве на получение материальной помощи в виде жилищной субсидии. Повторно подать заявление на постановку в очередь она сможет только спустя пять лет со дня этого неприятного инцидента.

Для несовершеннолетнего ребенка

Если вы разводитесь, то один из вас теряет право пользования жильем, если иное не предусмотрено дополнительным соглашением (брачный контракт). Независимо от того, кто из супругов является собственником квартиры/дома и с кем из них остаются дети, несовершеннолетние дети не должны быть лишены права на использование жилого помещения. Это право их должно быть реализовано даже если они остаются на попечении того из супругов, который в случае развода утрачивает такое право.

В противном случае согласно статье 31 ЖК РФ речь идет об ухудшении жилищных условий детей. Поэтому, если родители решили развестись, то за ними все равно остается обязательство обеспечивать права своих детей на пользование жильем, которое находится во владении у одного или обоих его родителей.

Как можно улучшить условия проживания

Улучшить свои существующие условия проживания согласно законодательству РФ можно в одном из следующих случаев:

  • семья признана как остро нуждающаяся в улучшении жилищных условий и поставлена в очередь на получение материальной помощи государства для решения жилищных проблем;
  • семья является претендентом на жилищную субсидию, участвуя в одной из жилищных программ (федеральных или региональных);
  • работники бюджетной сферы, остро нуждающиеся в расширении жилплощади, имеют право принимать участие в региональных узконаправленных и/или специализированных жилищных программах (для работников медицины, для жителей сельской местности и т.д.);
  • жилье, в котором проживают люди, признано в установленном законодательством порядке аварийным и непригодным для проживания, вследствие чего подлежит сносу.

Существуют и другие способы улучшения качества проживания за счет расширения жилплощади негосударственного характера, то есть без материальной поддержки со стороны государства. Это:

  • получение жилого дома/квартиры в наследство;
  • получение жилой недвижимости по договору дарения;
  • приобретение жилья в кредит, в том числе ипотечный и др.

Если в течение последних пяти лет до обращения в органы местной власти было совершено какое-нибудь действие, влекущее за собой ухудшение качества жизни, то решение вопроса о признании человека нуждающимся в материальной поддержке с последующей постановкой его на учет будет происходить в судебном порядке.

В большинстве случаев, желающим получить субсидию или жилье, суд дает отсрочку на пять лет, по истечению которой они приобретают право повторно подать заявление о постановке их на учет в качестве нуждающихся, если на то момент они по-прежнему будут нуждаться в улучшении жилищного положения.

Остались вопросы? Задайте их БЕСПЛАТНО нашему юристу!