Что значит режимный объект. Офис — объект «режимный

Шалгунов О.В., руководитель Северного территориального агентства Московского городского комитета по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

В последнее время в силу различных причин объектами гражданского оборота становятся объекты недвижимости, которые ранее в таком обороте не участвовали либо были изъяты из оборота. К таким объектам можно отнести режимные объекты. В соответствии со ст.2 закона Российской Федерации "О государственной тайне" №131-ФЗ от 06.07.1997г. к режимным объектам относятся военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности. В нашей статье под режимными объектами мы будем понимать объекты недвижимого имущества, включая здания, помещения и сооружения, для функционирования и использования которых законодательством предусмотрены дополнительные меры безопасности. Указанные объекты все чаще включаются в гражданский оборот, становятся предметами сделок (например, передача указанных объектов в аренду). Вступая в гражданский оборот, режимные объекты на равных участвуют в гражданских правоотношениях, связанных с государственной регистрацией возникновения, прекращения, перехода вещных прав, а также их ограничений и обременений. Это означает, что на них в полной мере должны распространяться положения ГК РФ, а также ФЗ №122 от 21.07.97 " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Гражданский кодекс Российской Федерации установил, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Ведение единого государственного реестра прав предполагает занесение определенных сведений об объекте недвижимого имущества, о правообладателях и других участниках сделки, а также о правоустанавливающих документах и их содержании. Вместе с тем указанные сведения при регистрации прав и сделок с режимными объектами недвижимого имущества, могут являться сведениями, относящимися к государственной тайне.

Некоторые особенности ведения единого государственного реестра прав при государственной регистрации прав и сделок с режимными объектами в части занесения сведений о субъектах-правообладателях исследуются в данной статье.

Особенности описания субъекта-правообладателя при государственной регистрации прав на режимные объекты и сделок с ними

В соответствии № 122-ФЗ от 27.07.2000г. (статья 5) участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с другой.

Из указанного перечня субъектов рассматриваемых правоотношений, можно выделить круг участников, на которых распространяется Законодательство о государственной тайне. Так, в соответствии с Законом "О государственной тайне", в отношениях, возникающих в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием, и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ участвуют органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностные лица и граждане, взявшие на себя обязательства либо обязанные по своему статусу исполнять требования Законодательства РФ о государственной тайне.

Поскольку настоящая работа посвящена исследованию вопросов государственной регистрации прав на имущество режимных организаций, то ограничимся рассмотрением двух категорий субъектов: первая - предприятия, учреждения и организации (юридические лица); вторая - органы государственной власти федеральные, субъектов федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п.4 ст.16 ФЗ №122 представитель юридического лица представляет на государственную регистрацию учредительные документы юридического лица и документы, подтверждающие его полномочия действовать от имени данного юридического лица. Могут ли эти документы содержать сведения, относящиеся к государственной тайне? В соответствии со ст.48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Кроме того, в соответствии со ст.51 ГК юридическое лицо подлежит государственной регистрации. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Таким образом, государственная регистрация юридических лиц предусматривает открытость сведений о регистрируемых юридических лицах. Так, например, в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида (ст.52 ГК РФ).

Исходя из изложенного, следует, что в случае обращения в учреждения юстиции по регистрации прав юридических лиц, подпадающих под действие Закона "О государственной тайне", их учредительные документы не могут содержать информацию, относящуюся к государственной тайне. Это же утверждение относится и к органам юридического лица, поскольку порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами (ст.53. п.1 ГК РФ).

В соответствии с Законом участниками отношений по государственной регистрации прав могут выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

По организационно-правовой форме органы государственной власти можно классифицировать следующим образом:
а) правительства (РФ, входящих в ее состав республик, городов федерального значения, а также в отдельных краях, областях);
б) министерства (федеральные, республиканские);
в) государственные комитеты (федеральные и республиканские);
г) федеральные комиссии, российские агентства, федеральные службы, федеральные надзоры (только на федеральном уровне);
д) администрации или мэрии (в субъектах Федерации, не являющихся республиками);
е) департаменты, главные управления, управления, комитеты, отделы - структурные подразделения органов исполнительной власти либо самостоятельные органы в субъектах Федерации.

Пункт 1 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации определил, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п.3 ст.16 ФЗ №122 в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Таким образом, органы государственной власти могут выступать участниками правоотношений по государственной регистрации прав, но лишь в тех случаях, когда регистрации подлежит право Российской Федерации, Субъекта Российской Федерации или муниципального образования. В этом случае они действуют от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования, но лишь в рамках специальной компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125 ГК РФ). Например, в соответствии с Распоряжением Мэра г. Москвы от 26 июля 2000 г. N 807-РМ полномочиями по управлению и распоряжению в установленном порядке имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности города Москвы наделен Департамент государственного и муниципального имущества г.Москвы. В других субъектах Федерации это, как правило, комитеты по управлению имуществом, фонды имущества. Вопросами приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами в пределах своей компетенции от имени Российской Федерации занимается Министерство имущественных отношений (Постановление Правительства РФ от 18 июля 2000 г. № 536). Очевидно, что именно эти органы государственной власти могут обращаться в учреждения юстиции по регистрации прав для регистрации прав на недвижимое имущество, являющееся собственностью Российской Федерации или ее субъектов. Положения об этих органах не содержат сведений, относящихся к государственной тайне.

В некоторых случаях органы государственной власти могут обращаться в учреждения юстиции по государственной регистрации прав от своего имени (в частности имеются случаи обращения в Москомрегистрацию за регистрацией договоров аренды). Органы государственной власти действуют на основании положений. Так, например, органы государственной власти субъектов Российской Федерации действуют на основании положений утверждаемых Правительством РФ, либо в некоторых случаях Президентом РФ. Положения о некоторых органах государственной власти содержат информацию, относящуюся к сведениям, составляющим государственную тайну (например, положение о Федеральной службе безопасности). Такие документы, естественно, не могут быть представлены в учреждения юстиции по государственной регистрации прав. В этом плане интересен опыт Московской регистрационной палаты, которая при регистрации органов государственной власти в качестве юридических лиц, имеющих положения с грифом секретности, берет несекретную выписку из этих документов, составленную соответствующим режимным органом организации и заверенную самой организацией. По аналогии в случаях обращения в учреждения юстиции по регистрации прав органов государственной власти, действующих на основании секретных положений, заявителем может быть представлена выписка, содержащая все необходимые для регистрации сведения.

В соответствии со ст.ст.12,16 ФЗ №122 от 21.07.97, а также п.18 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.02.98 №219, в ЕГРП должны быть внесены, а заявителем, соответственно, представлены, следующие сведения о субъекте права:

  • полное наименование лица,
  • юридический адрес,

Очевидно, что все эти сведения не являются секретными и могут быть без затруднений представлены любым юридическим лицом.

В случаях, если за регистрацией прав обращается сама Российская федерация или ее субъекты, а также муниципальные образования - понятия юридического адреса, регистрационного свидетельства, и отчасти индивидуального номера налогоплательщика могут быть неприменимы. Однако эти вопросы не имеют никакого отношения к специфике регистрации прав и сделок с режимными объектами и в настоящей работе не рассматриваются.

Таким образом, права на режимные объекты и сделки с ними подлежат обязательной государственной регистрации в полном соответствии с требованиями федерального закона от 21.07.97г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Ведение ЕГРП возможно и должно осуществляться на основании несекретных документов и в несекретной форме, что соответствует принципу открытости государственной регистрации прав.

Представление документов на регистрацию прав на режимные объекты и сделок с ними должно происходить в полном соответствии с требованиями федерального закона от 21.07.97г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В ЕГРП для регистрации прав на режимные объекты должны быть внесены, а заявителем, соответственно, представлены, следующие сведения о субъекте права:

  • полное наименование лица,
  • юридический адрес,
  • номер регистрационного свидетельства,
  • дата и место государственной регистрации,
  • индивидуальный номер налогоплательщика,
  • адрес фактического местонахождения.

Эти сведения подтверждаются представлением несекретных учредительных документов и свидетельства о регистрации. В случае, когда учредительные документы или положение об организации секретны, представляется несекретная выписка из этих документов.

(Окончание в следующем номере)

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на . Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Режимный объект – объект, на территории которого установлен особый режим землепользования (природопользования). К режимным объектам относятся: особо охраняемые природные территории, объекты исторического и культурного наследия, особо ценные земли сельскохозяйственного назначения, земли, подлежащие консервации, резервные территории.

Режимообразующий объект – объект, вокруг (вдоль) которого установлен особый режим землепользования (природопользования). К режимообразующим объектам относятся: особо охраняемые природные территории, объекты исторического и культурного наследия, водные объекты, гидрометеорологические станции, промышленные предприятия и объекты (фермы, элеваторы, теплицы, парники, цеха по изготовлению кормов, овощехранилища, картофелехранилища, навозохранилища, скотомогильники и т.д.), коммунально-складские объекты (склады, свалки, поля ассенизации и т.д.), транспортные коммуникации и сооружения (железные и автомобильные дороги, аэродромы, вертодромы и т.д.), линии связи и радиотехнические объекты, водопроводные сети и сооружения, электрические сети и сооружения, магистральные трубопроводы, газовые сети и сооружения, населенные пункты.

Существуют следующие укрупненные группы:

1. Площадные объекты:

2. Линейные объекты

3. Точечные объекты

В ходе работы выделены следующие режимные и режимообразующие объекты:

1. Площадные объекты:

Молочная фирма Ферма АО «Маяк»;

2. Линейные объекты:

Автомобильная дорога Подъельск –Вомын местного назначения, Газопровод

подземно-распорядительный

Таблица 2 - Характеристика режимных и режимообразующих объектов, расположенных на территории АО «Маяк» Белгородской области.

№№ объектов

местоположение

Собственник (пользователь, эксплуатирующая организация) землепользования

качественная характеристика объекта (мощность, давление, диаметр, площадь и т.д.)

протяженность (км) или площадь (га) объекта

Площадные объекты

Молочная фирма

Ферма АО «Маяк» Белгородской области по произ-ву молока

Находится с восточной стороны населенного пункта Подъельск

ОА «Маяк» Белгородской области.

Линейные объекты

Автомобильная дорога Подъельск –Вомын местного назначения.

Проходит с запада на восток по всему земледелию.

Белгород

Газопровод

подземно-распорядительный

Проходит с запада на восток потом поварачивает и проходит с севера на юг.

“БелгородОблГаз

Давление 6 атмосфер, диаметр 150 мм

Анализируя таблицу 2 , видим, что для каждого из представленного режимного и режимообразующего объекта было определено его местоположение на карте ОА «МАЯК» Белгородской облости масштабом 1:10000, выявлен собственник (пользователь, эксплуатирующая организация), дана краткая качественная характеристика объектов, для площадных объектов (ферма молочная) – площадь в га., для линейных объектов (дорога, газопровод) – мощность в кВ и протяженность в км

Составление реестра ЗОРИЗ

После выделения и характеристики режимных и режимообразующих объектов, проходящих и расположенных на территории земель северной части Балашихинского района, составлен реестр ЗОРИЗ, относящихся к данным объектам (табл. 3). В реестр внесены данные о режимообразующем объекте, типе и параметре зоны особого режима использования земель.

Табли

№№ объектов

Наименование объектов и их параметры (площ., мощность, напряжение и прочее)

Источники информации о режимообразующих объектах (наименование документов или организаций, предоставивших информацию)

Организации, в ведении которых находятся режимообразующие объекты (собственники, арендаторы)

Вид (тип) зон особого режима использования земель и параметры зон (м)

Источники информации о границах и параметрах ЗОРИЗ (правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы, их наименования, кем выданы, номера и даты выдачи, утверждения)

Землепользования, на территории которых расположены ЗОРИТ

Режим ограничений в использовании земель, №№ приложений

инвентар. номер

Площадь, га

1. ОХРАННЫЕ ЗОНЫ

ОХРАННЫЕ ЗОНЫ автомобильной дороги

Подъельск-Вомын

Схема дорог сети Белгородской области

Белгород Автодор

Полоса отвода 25 м *2=50м

Фед закон №257 ФЗ от 8.11.2007

ОХРАННЫЕ Зона магистрального трубопровода

Газопровод

Схема газоснабжения населенных пунктов Белгородской области

Белгород

Охранная зона 25*2=50

«Правило охраны магистральных трубопроводов. Утверждены постановлением от 29.04.1992 г. №9

2. САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ

САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ СЕЛЬСКО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.

Молочная ферма 500 голов

Данные белгородской администрации

Белгород

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03«Снитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Утвержд. Гл. гос. врач. РФ №38 10.03.2003г.

Анализируя таблицу 3 видим, что при составлении реестра ЗОРИЗ:

каждому режимному и режимообразующему объекту присвоен идентификационный номер, указан вид и параметры ЗОРИЗ, соответствующих данному объекту, сделана ссылка на нормативно-правовой документ, на основании которого были установлены параметры ЗОРИЗ.

После того, как был составлен реестр ЗОРИЗ, проведем расчет размера потерь и арендной платы в АО “Маяк ”Белгородской области.

Таблица 5 - Расчет размера потерь и арендной платы

Показатель

Ед. измерения

Значение

Длина автодороги, проходящей по территории поселения

Ширина охранной зоны

Площадь неиспользуемых пахотных земель (((1)×(2))/10 000)

Размер рентной платы

Среднее увеличение расстояния перевозки грузов по хозяйству

Площадь поселения

Грузоемкость территории

Тариф на перевозку грузов

Увеличение внутрихозяйственных транспортных затрат ((3)×(5)×(7)×(8))

Ширина защитной зоны вдоль дороги

Урожайность зерновых

Закупочная цена зерновых

Потери урожая на 1 км автодороги ((2×(10)×1000+1,0×0,2)×(11)×(12))

Потеря рабочего времени на 1 км автодороги

Стоимость 1-го тракторо/часа

Дополнительные затраты на холостые повороты и заезды тракторных агрегатов на 1 км автодороги

Суммарные потери на 1 га ((13)+(16)+((9)/((1)×1000))

Суммарные потери по хозяйству ((17)×((1)/1000))

Кадастровая цена 1 га пашни

Снижение кадастровой цены пашни в охранной зоне дороги

Размер арендной (сервитутной) платы (((19)×1000×(100-(20))×0,02)

Размер арендной (сервитутной) платы(21×0,02)

После проведения расчета размера потерь и арендной платы в АО “Маяк” Белгородской области,мы наблюдаем следующее:

Площадь неиспользуемых пахотных земель составляет 22 га

Потери урожая на 1 км автодороги составляют 44880002,040тыс.руб

Суммарные потери за внутрихозяйственный транспорт, урожайность и холостые повороты и заезды тракторных агрегатов на 1 Га составляют 44880003,57

Суммарные потери по хозяйству составляют 1,974720157 тыс.руб.

Размер арендной (сервитутной) платы составляет 0,0077368 руб

Специфика деятельности организаций и учреждений обороннопромышленного, химического и атомно-энергетического комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения обусловливает необходимость реализации комплекса мер, обеспечивающих порядок их функционирования, для чего оптимальным признается установление специальных административно-правовых режи-мов 1 .

Режим охраняемых объектов, как и другие специальные административно-правовые режимы, характеризуется дополнительными запретами и обязанностями, устанавливаемыми в отношении субъектов, обеспечивающих действие режимов, и в отношении лиц, осуществляющих какую-либо деятельность на охраняемых объектах, специальными административными мерами, разрешительным способом реализации прав и свобод, организационно-техническим обеспечением и т.д. 2

Вместе с тем первое, что выделяет режим охраняемых объектов, - это связь обстоятельств, послуживших причиной его установления в отношении тех или иных объектов, с административно-правовыми статусами субъектов, обеспечивающих действие таких режимов. Способом обеспечения административно-правового режима охраняемых объектов является административное принуждение, выражающееся в применении административно-предупредительных, процессуально-обеспечительных мер и мер административного пресечения.

Как отраслевой вид государственного принуждения административное принуждение представляет собой «метод государственного управления, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного и административно-процессуального права принудительных мер воздействия, направленных на обеспечение неукоснительного выполнения юридических обязанностей лицами в связи с совершением ими противоправных действий или при возникновении обстоятельств, угрожающих безопасности личности или общественной безопасности» 3 .

Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение «используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере госу-

См., напр.: Самощенко И.С. Указ. соч. С. 154; Бахрах Д.Н. Административное право России. С. 412 (глава о режимах написана в соавторстве с С.Д. Хазановым); Румянцев Н.В. Указ. соч. С. 9; Лиманская А.П. Специальные правовые режимы: общетеоретический анализ: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-н/Дону, 2014. С. 103-127; Зырянов С.М. Разрешительные режимы в российском административном праве //Журнал российского права. 2012. № 11. С. 39-48.

См., напр.: Бахрах Д.Н. Административное право России. С. 414; Лиманская А.П. Указ. соч. С. 9; Майдыков А.Ф., Мелехин А.В. Проблемы формирования законодательства об особых правовых режимах в Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. № 10. С. 99-101.

См. подробнее: Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 123, 124.

дарственного управления, т.е. выполняет карательную функцию» 1 . Содержание административного принуждения сводится к установлению ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера .

Административное принуждение может рассматриваться «как совокупность предупредительных мер, мер пресечения начавшегося правонарушения, мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и мер административного наказания, применяемых главным образом органами исполнительной власти, а также судами (судьями) к нарушителям административного законодательства в целях поддержания должных отношений в сфере государственного управления» . Как разновидность государственного принуждения административное принуждение выражается в негативном властном воздействии на волю субъектов в целях понуждения к должному поведению в случае невыполнения ими правовых предписаний, недопущения противоправного поведения, наступления опасных событий, а также их последствий.

В соответствии с законом данный режим в установленном порядке обеспечивается различными субъектами на определенных объектах. Административное законодательство использует разную терминологию, определяя в качестве таковых: объекты, подлежащие обязательной охране, объекты на коммуникациях, охраняемые объекты, важные государственные объекты, особо важные и режимные объекты.

Так в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране» органы государственной охраны обеспечивают режим охраняемых объектов, к которым относятся здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории (акватории), защита которых осуществляется в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также объекты, используемые самими органами государственной охраны. К органам государственной охраны в соответствии с ч. 1 ст. 12 указанного Закона относится федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны, а также подразделения федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, осуществляющие отдельные полномочия указанного органа, военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

Раскрывая специфику деятельности органов государственной охраны, А. В. Пахомов отмечает, что деятельность ФСО России осуществляется по двум направлениям: обеспечение безопасности (жизни, здоровья) объектов государственной охраны, а также находящихся с ними членов их семей, и охрана материальных объектов, на которых (в которых) находятся объекты государственной охраны 1 .

Реформирование структуры федеральных органов исполнительной власти, перераспределение функций и полномочий затронуло рассматриваемую сферу. Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» образована Федеральная служба войск национальной гвардии РФ и преобразованы внутренние войска Министерства внутренних дел РФ в войска национальной гвардии РФ, входящие в структуру указанной Службы. Федеральная служба войск национальной гвардии РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

В числе задач войск национальной гвардии, установленных ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» , охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утв. Правительством РФ ; федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны; охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам.

Статья 9 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» определяет общие полномочия войск национальной гвардии. В соответствии с п. 21 ч. 1 указанной статьи войска национальной гвардии наделены полномочиями охранять на договорной основе особо важные и режимные объекты, объекты на коммуникациях, объекты, подлежащие обязательной охране в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, имущество граждан и организаций, а также обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии объектах, охрана которых осуществляется при помощи технических средств охраны, в этих целях незамедлительно прибывать на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия.

Следует отметить, что в настоящее время действует перечень объектов, подлежащих обязательной охране, утв. распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р . К ним относятся в том числе административные здания, занимаемые судами 2 ; административные здания органов государственной власти субъектов РФ, занимаемые высшим должностным лицом субъекта РФ; административные здания Центрального банка РФ (Банка России) 3 ; здания и хранилища федеральных государственных музеев (музеев-заповедников), здания федеральных государственных архивов и федеральных библиотек.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» на полицию возлагается в том числе обязанность обеспечивать во взаимодействии с органами Федеральной службы безопасности РФ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, охрану дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» 1 защите силами ведомственной охраны от противоправных посягательств подлежат «охраняемые объекты»: здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество. Статьей 8 данного Федерального закона к таким объектам отнесены охраняемые объекты, являющиеся государственной собственностью и находящиеся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, объекты государственных корпораций «Росатом», «Роскосмос», «Ростех».

Для каждой группы объектов характерно свое содержание специального режима, который обеспечивают разные субъекты охраны. Относительно некоторых охраняемых объектов законодательство РФ предусматривает участие одновременно нескольких субъектов охраны. Например, в соответствии со ст. 83 Воздушного кодекса РФ охрану аэропортов осуществляют службы авиационной безопасности, подразделения ведомственной охраны Минтранса России.

Отдельными постановлениями Правительства РФ предусмотрено участие различных субъектов в охране некоторых объектов. Так, в соответствии с утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.11.2005 № 690 Положением об охране судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования охрана указанных объектов осуществляется соответствующими подразделениями ведомственной охраны Минтранса России, органов внутренних дел РФ и организациями, находящимися в ведении МВД России. Охрана специальных учреждений 1 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.03.2014 № 250 «Об осуществлении охраны специальных учреждений Федеральной миграционной службы или ее территориального органа, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии» осуществляется подразделениями вневедомственной охраны полиции, в том числе совместно с федеральным государственным унитарным предприятием «Охрана» МВД России или частными охранными организациями на основании договоров (контрактов), заключаемых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Необходимо отметить, что в соответствии с Указом Президента РФ «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» органы управления и подразделения МВД России, осуществляющие вневедомственную охрану, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны, включены в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» МВД России передано в ведение Федеральной службы войск национальной гвардии РФ. Кроме того, функции и полномочия упраздненной Федеральной миграционной службы переданы МВД России . В связи с этим указанные постановления необходимо привести в соответствие с действующим законодательством.

Обязательность охраны таких объектов, как образовательные организации, театры, кинотеатры, музеи, стадионы законодательно не установлена, хотя на практике организуется повсеместно на основании требований органов государственной власти и органов местного самоуправления. Охрана такого рода объектов может осуществляться на договорной основе частными охранными организациями, деятельность которых регламентируется Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» или подразделениями войск национальной гвардии, так как одной из задач Федеральной службы войск национальной гвардии РФ является осуществление вневедомственной охраны, а одной из задач войск национальной гвардии РФ является охрана имущества физических и юридических лиц по договорам.

Анализ законодательных актов показывает, что субъектами, уполномоченными обеспечивать рассматриваемый режим, могут быть органы государственной охраны, войска национальной гвардии РФ, ведомственная охрана 2 , частные охранные организации. Федеральным законом «Об оружии» введено общее понятие юридических лиц с особыми уставными задачами - предприятия и организации, на которые законодательством РФ возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия. К такому виду юридических лиц Федеральный закон «Об оружии» относит: Банк России (в том числе Российское объединение инкассации), Сбербанк России, главный центр специальной связи федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере почтовой связи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, а также иные юридические лица с особыми уставными задачами 3 .

Оценивая уровень предоставленных в этой части полномочий субъектов, уполномоченных обеспечивать рассматриваемый режим, можно сделать вывод, что у должностных лиц Федеральной службы охраны наиболее широкая компетенция, так как указанные лица вправе осуществлять оперативно-разыскные, технические, информационные и иные мероприятия. Полномочия, права и обязанности, а также организационная деятельность Федеральной службы охраны закреплены Положением, утв. Указом Президента РФ 1 . В соответствии с п. 12 указанного Положения ФСО России осуществляет в том числе следующие полномочия: организует и проводит охранные, режимные, технические и иные мероприятия, а также мероприятия, обеспечивающие поддержание общественного порядка на охраняемых объектах; разрабатывает и осуществляет в установленном порядке меры, связанные с допуском лиц к работе на охраняемых объектах; обеспечивает предупреждение, выявление и пресечение преступных и иных противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты; осуществляет в установленном порядке пропускной режим на охраняемых объектах. Кроме того, ФСО России в целях реализации своих полномочий имеет право в том числе проводить оперативно-разыскные мероприятия на охраняемых объектах; приостанавливать осуществление работ, хозяйственной и иной деятельности на охраняемых объектах, в зонах охраняемых объектов. Правовое положение сотрудников федеральных органов государственной охраны определяется военнослужебным статусом 2 .

Следует отметить, что ст. 27 Федерального закона «О государственной охране», устанавливающая порядок применения и использования оружия, не определяет вид оружия, которое уполномочены носить и применять в необходимых случаях сотрудники федеральных органов государственной охраны. В целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов сотрудники федеральных органов государственной охраны наделены правом ношения и применения как служебного, так и боевого оружия.

В части осуществления охраны военнослужащие войск национальной гвардии наделены полномочиями: производить досмотр транспортных средств, плавучих средств (судов), нарушивших правила, установленные на охраняемых войсками национальной гвардии объектах; производить в пунктах пропуска личный досмотр работников охраняемых войсками национальной гвардии важных государственных объектов; требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых войсками национальной гвардии объектах; производить досмотр и (или) осмотр граждан, посещающих эти объекты, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств, плавучих средств (судов) при входе (въезде) на территории охраняемых объектов (акваторий) и выходе (выезде) с территорий охраняемых объектов (акваторий); при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности граждан, и условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению выявленных нарушений и устранению указанных условий; беспрепятственно входить в любое время суток на территории и в помещения охраняемых войсками национальной гвардии объектов, осматривать их в целях пресечения преступлений или административных правонарушений, а также в целях задержания лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты. Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии вправе в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 10 указанного Закона задерживать до передачи в полицию лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на территории охраняемых войсками национальной гвардии объектов.

В отношении организации ведомственной охраны следует уточнить, что право на создание таких подразделений предоставлено ст. 5 Федерального закона «О ведомственной охране» федеральным государственным органам и организациям органов управления. Работники ведомственной охраны при исполнении должностных обязанностей имеют право на использование специальных средств и служебного огнестрельного оружия в соответствии с указанным Законом.

Подразделения государственной ведомственной охраны вправе создавать включенные в перечень, утв. постановлением Правительства РФ от 12.07.2000 № 514 «Об организации ведомственной охраны» 1 , федеральные органы исполнительной власти . Федеральным законом могут быть установлены имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы, не являющиеся федеральными органами исполнительной власти, организации. Правовое положение подразделений ведомственной охраны организаций устанавливается Федеральными законами от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране», от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”» , от 23.11.2007 № 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции “Ростех”» , от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и др., а также положениями о ведомственной охране утверждаемыми Правительством РФ . Основными задачами ведомственной охраны являются: защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

Анализ задач перечисленных субъектов обеспечения рассматриваемого режима позволяет сделать вывод, что содержание данных задач во многом совпадает. Более того, в целом совпадает и содержание полномочий указанных субъектов по применению мер административного предупреждения, мер административного пресечения, включая применение физической силы, специальных средств и оружия, а также мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

В отношении применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия следует отметить, что военнослужащие ФСО России, войск национальной гвардии РФ и сотрудники полиции имеют максимальные полномочия в этой части. Работники ведомственной охраны в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О ведомственной охране» имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия на охраняемых объектах, а также вне охраняемых объектов при преследовании лиц, совершивших преступление или административное правонарушение на охраняемых объектах. Специальные средства работники ведомственной охраны вправе применять: для отражения нападения на охраняемые объекты; для отражения нападения на работников ведомственной охраны или лиц, находящихся на охраняемых объектах; для задержания лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения на охраняемых объектах, если эти лица пытаются скрыться или имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны; для пресечения противодействия работникам ведомственной охраны при доставлении задержанных лиц в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел; при необходимости остановить на охраняемых объектах транспортное средство, водитель которого не выполнил требования работников ведомственной охраны.

Условия и порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при осуществлении частной охранной деятельности установлены ст. 16-18 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». На частную охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, установленные Правительством РФ для органов внутренних дел РФ. Огнестрельное оружие частные охранники вправе применять для отражения нападения, когда их собственная жизнь подвергается непосредственной опасности, для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемое имущество и для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

В части применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях субъекты, уполномоченные обеспечивать режим охраняемых объектов, за исключением частных охранников, вправе осуществлять доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов.

Статья 20.17 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение пропускного режима охраняемого объекта, в том числе за самовольное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством РФ о ведомственной или государственной охране. Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.17 КоАП РФ, вправе: сотрудники органов внутренних дел (полиции); должностные лица ФСО России; должностные лица подразделения воинской части, органа управления войск национальной гвардии РФ; должностные лица органов ведомственной охраны и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ. В случае нарушения режима охраняемого объекта к правонарушителям применяются рассмотренные выше меры административного принуждения, предусмотренные КоАП РФ. Федеральным законом от 30.12.2015 № 441-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» УК РФ был дополнен ст. 215 4 «Незаконное проникновение на охраняемый объект» 2 , предусматривающей уголовную ответственность за незаконное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством РФ о ведомственной или государственной охране, совершенное неоднократно, а также за то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, сопряженное с умышленным созданием угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну.

Наделение субъектов, обеспечивающих режим охраняемых объектов, специальными полномочиями и правами по применению мер административного принуждения предопределено особенностями содержания данного режима, заключающегося, как отмечалось выше, в установлении дополнительных ограничений, запретов, обязанностей, которые распространяются на всю территорию охраняемого объекта в пределах установленных границ. Исключение составляют объекты, на которых находятся объекты государственной охраны. В таких случаях охраняемым объектом могут оказаться любые территория, здание, сооружение в определенный период времени.

Обычно границы охраняемого объекта являются стабильными и обозначаются на местности специальными ограждениями, знаками, табличками. Например, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» внешний периметр военного объекта представляет собой границу земельного участка, занимаемого военным объектом, используемого федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законодательством предусмотрена военная служба. В случае если такой земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, внешний периметр военного объекта образуется прямыми линиями, соединяющими характерные точки внешних границ контуров зданий, строений и сооружений военного объекта, строительство которых не завершено, таким образом, чтобы все здания, строения и сооружения военного объекта располагались в границах единой территории .

Элементами режима охраняемых объектов являются пропускной режим и внутриобъектовый режим, устанавливаемые для всех охраняемых объектов. Федеральный закон «О ведомственной охране» определяет пропускной режим как порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов. В соответствии с указанными правилами необходимо разрешение от соответствующего должностного лица подразделения ведомственной охраны на проход (проезд) на территорию охраняемого объекта, т.е. оформление пропуска, который должен быть сдан при выходе (выезде) из охраняемого объекта. Пропускной режим устанавливается в целях исключения неконтролируемого пересечения охраняемых пределов объекта. При этом может быть установлен более строгий режим для входа (въезда) на отдельные участки (в помещения) охраняемой территории (здания). Пропускной режим обеспечивается техническими средствами, физической охраной, установлением постов, караулов.

Внутриобъектовый режим представляет собой порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на охраняемых объектах, в соответствии с требованиями внутреннего трудового распорядка и пожарной безопасности. Режимные правила как элемент режима охраняемого объекта представляют собой особое сочетание правовых средств, создающих нормативную модель поведения и регламентирующих порядок пользования субъективными правами, полномочиями, обязанностями и ограничениями. Внутриобъектовый режим обеспечивается установлением маршрутов патрулирования, использованием технических средств наблюдения. В соответствии с режимными правилами охраняемого объекта на нем проводятся организационно-практические и инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение противоправных действий в отношении имущества, находящегося под охраной. Лица, осуществляющие охрану, уполномочены требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов.

Режим охраняемых объектов обеспечивается посредством выполнения мероприятий по инженерно-технической укрепленности, антитеррористической защищенности, обустройства ограждений, контрольно-следовых полос, специальных технических средств наблюдения, охранной, тревожной сигнализации, пунктов пропуска, контрольно-пропускных пунктов, установления постов и маршрутов патрулирования.

При этом субъекты обеспечения режима охраняемых объектов не участвуют в обеспечении иных специальных режимов, устанавливаемых на данных объектах в целях обеспечения безопасности их функционирования иными федеральными законами, например, федеральными законами от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

На основании изложенного можно сделать вывод, что функционирование охраняемых объектов может обеспечиваться различными специальными режимами, цели установления которых различаются. Административно-правовой режим охраняемых объектов выступает с этой точки зрения как общий, обеспечивающий защиту указанных объектов от противоправных посягательств. Административно-правовой режим охраняемых объектов можно охарактеризовать как первичный по отношению к режимам объектов, охраняемых органами государственной охраны, объектов, охраняемых национальной гвардией РФ, объектов, охраняемых ведомственной охраной, а также объектов, охраняемых частными охранными организациями. Деятельность уполномоченных субъектов, обеспечивающих указанный режим, связана с предупреждением нарушений пропускного режима, установленных правил поведения, устранением причин, способствующих этим нарушениям, пресечением выявленных нарушений установленных правил поведения на территории охраняемых объектов. Режим охраняемых объектов рассматривается как комплекс административно-правовых средств, обеспечивающих выполнение установленных нормативными правовыми актами РФ требований, определяющих правила поведения граждан и организаций, в целях функционирования и защищенности объектов в пределах установленных границ.

  • СЗРФ. 2014. № 14. ст. 1640.
  • См.: Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» // СЗ РФ. 2016. № 15. Ст. 2071.
  • Российская газета. 1992. № 100. Ведомственная охрана - совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств. Указанные лица на основании нормативных правовых актов Правительства РФ имеют право получать во временное пользование в органах внутренних дел отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для возложенных федеральным законом обязанностей по охране объектов производства и хранения оружия, боеприпасов, боевой техники, особо опасных экологических производств, природы и природных ресурсов, мест изготовления и хранения денежных средств и ценностей, добычи, переработки и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, дипломатических представительств Российской Федерации в иностранных государствах, других особо важных объектов, а также при транспортировании особо опасных грузов, оружия, боеприпасов, боевой техники, денежных средств и ценностей, дипломатической почты, корреспонденции, содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне, и грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне. Указ Президента РФ от 07.08.2004 № 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3314. См. подробнее: Шахматов А.В., Блатин С.В., Карлов М.Ф. Правовой статус сотрудников федеральных органов государственной охраны // История государства и права. 2008. № 7.
  • СЗРФ. 2016. № 1 (ч. 1).Ст. 61. В соответствии с Примечанием к ст. 2154 проникновение на указанные в настоящей статье объекты признается незаконным, если оно совершено в нарушение установленного законодательством РФ порядка, а совершенным неоднократно, - если совершено лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
  • СЗРФ. 2014. № 19. Ст. 2439.
  • Предприятия, организации, учреждения, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности;..."

    Источник:

    Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне"


    Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

    Смотреть что такое "Режимные объекты" в других словарях:

      Режимные объекты - военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

      Режимные объекты - военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для обеспечения функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности. Перечень, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30.11.95… … Словарь юридических понятий

      5) охраняемые объекты психиатрического стационара здания, строения, сооружения, прилегающие территории, на которых устанавливаются режимные требования и границы которых согласовываются администрацией психиатрического стационара с органом местного … Официальная терминология

      Карабихское сельское поселение - Страна Россия Статус сельское поселение Входит в Ярославский муниципальный район Ярославской области … Википедия

      Милиция - У этого термина существуют и другие значения, см. Милиция (значения). Милиция (от лат. militia − «войско») название органов правопорядка (эквивалент полиции) в России (в т. ч., в Советской России, СССР, а потом и в Российской… … Википедия

      Милиция (служба) - Запрос «Милиция» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Бойцы украинского спецподразделения милиции «Беркут» во время футбольного матча Милиция (от лат … Википедия

      СТО 70238424.13.060.30.001-2008: Тепловые электрические станции. Экологическая безопасность. Защита водной среды. Нормы и требования - Терминология СТО 70238424.13.060.30.001 2008: Тепловые электрические станции. Экологическая безопасность. Защита водной среды. Нормы и требования: 5.4.4 Водоохранные мероприятия Водоохранные мероприятия должны обеспечивать снижение негативного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ - государственные органы, созданные для обеспечения защиты объектов государственной охраны. В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 г. О государственной охране к объектам государственной охраны относятся: 1) Президент РФ; 2)… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

      Инженерная геология - (a. engineering geology; н. Ingenieurgeologie; ф. geologie technique, geotechnique; и. geotecnica) наука о строении, свойствах и динамике геол. среды, её рациональном использовании и охране в связи с инж. хоз. деятельностью; один из… … Геологическая энциклопедия

      Основные - 1. Основные положения системы сельской телефонной связи. М., ЦНИИС, 1974. 145 с.

    I. Общие положения

    1. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, содержит сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, а также наименования федеральных органов исполнительной власти и других организаций (далее именуются - государственные органы), наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями.

    Каждый из указанных в настоящем перечне государственных органов наделяется полномочиями по распоряжению сведениями отраслевой (ведомственной) принадлежности в рамках его компетенции, определенной положением о конкретном государственном органе, а также сведениями других собственников информации соответствующей тематической направленности по их представлению.

    Настоящий перечень пересматривается по мере необходимости.

    2. В настоящем перечне применяются следующие понятия:

    "специальные объекты" - пункты управления государством и Вооруженными Силами Российской Федерации, а также другие объекты, обеспечивающие функционирование федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в военное время;

    "военные объекты" - боевые позиции войск, пункты управления, полигоны, узлы связи, базы, склады и другие сооружения военного назначения;

    "режимные объекты" - военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности;

    "предприятия и организации" - юридические лица независимо от форм собственности, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также их филиалы и представительства;

    "войска" - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и создаваемые на военное время специальные формирования, предусмотренные Федеральным законом "Об обороне";

    "вооружение" - средства, предназначенные для поражения живой силы, техники, сооружений и других объектов противника, составные части этих средств и комплектующие изделия;

    "военная техника" - технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности войск, а также оборудование и аппаратура для контроля и испытаний этих средств, составные части этих средств и комплектующие изделия;

    "объекты оборонной промышленности" - предприятия по разработке, производству и ремонту вооружения, военной техники или снаряжения;

    "оружие массового поражения" - ядерное, химическое, биологическое или иное оружие большой поражающей способности, применение которого вызывает массовые потери и (или) разрушения.

    3. В настоящем перечне применяется сокращение: ГУСП - Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации.

    II. Сведения в военной области

    1. Сведения, раскрывающие стратегические МВД России планы применения войск , оперативные планы, Минобороны документы боевого управления, документы по России приведению войск в различные степени боевой МЧС России готовности ФАПСИ ФПС России 2. Сведения о стратегическом и оперативном МВД России развертывании войск Минобороны России МЧС России ФАПСИ ФПС России Администрация Президента Российской Федерации 3. Сведения о планах строительства, МВД России развитии, численности, боевом составе или Минобороны количестве войск, их боевой готовности, а России также о военно-политической и (или) оперативной МЧС России обстановке ФАПСИ ФПС России Администрация Президента Российской Федерации 4. Сведения, раскрывающие состояние МВД России оперативной (боевой) подготовки войск, Минобороны обеспеченность их деятельности, состав и (или) России состояние систем управления войсками ФАПСИ ФПС России МЧС России 5. Сведения о мобилизационном МВД России развертывании войск, их мобилизационной Минобороны готовности, о создании и использовании России мобилизационных ресурсов, системе Минэкономики управления мобилизационным развертыванием России и (или) о возможностях МЧС России комплектования войск личным составом, ФАПСИ обеспечения вооружением , военной ФПС России техникой и другими материальными, финансовыми Администрация средствами, а также воинскими Президента перевозками Российской Федерации 6. Сведения, раскрывающие направления, Минатом России долгосрочные прогнозы или планы развития МВД России вооружения и военной техники, содержание или Минздрав России результаты выполнения целевых программ, Минобороны научно-исследовательских, опытно-конструкторских России работ по созданию или модернизации образцов Минобразование вооружения и военной техники, их России тактико-технические характеристики МПС России Минтопэнерго России Минтранс России МЧС России Минэкономики России Росгидромет ФАПСИ ФПС России ФСБ России ФСО России РКА 7. Сведения, раскрывающие направления Минатом России разработки, конструкцию, технологию МВД России изготовления, изотопный состав, боевые, Минздрав России физические, химические или ядерные Минобороны свойства, порядок применения или эксплуатации России вооружения и военной техники Минобразование России Минтопэнерго России Минтранс России МЧС России Минэкономики России Росгидромет ФПС России ФСБ России РКА 8. Сведения, раскрывающие производственные Минздрав России мощности, плановые или фактические данные о Минобороны выпуске и (или) поставках (в натуральном России выражении) средств бактериальной или медицинской Минобразование защиты России Минэкономики России 9. Сведения о разработке, технологии, Минатом России производстве, об объемах производства, о Минобороны хранении и (или) утилизации ядерных боеприпасов России и (или) их составных частей, делящихся Минэкономики материалов ядерных энергетических установок, России специальных физических установок оборонного назначения, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения. Сведения, раскрывающие содержание ранее Минатом России осуществлявшихся работ в области Минздрав России оружия массового поражения , достигнутые при этом Минобороны результаты, а также сведения о составе образца и России (или) рецептуре, технологии производства или Минэкономики снаряжении изделий России ФСБ России 10. Сведения о проектировании, сооружении, Минатом России эксплуатации или обеспечении безопасности МВД России объектов ядерного комплекса Минздрав России Минобороны России Минэкономики России 11. Сведения, раскрывающие достижения Минатом России атомной науки и техники, имеющие важное Минобороны оборонное и экономическое значение или России определяющие качественно новый уровень Минэкономики возможности создания вооружения и военной России техники и (или) принципиально новых изделий и технологий 12. Сведения, раскрывающие свойства, Минобороны рецептуру или технологию производства России ракетных топлив, а также баллиститных порохов, Минобразование взрывчатых веществ или средств взрывания России военного назначения, а также новых сплавов, Минэкономики спецжидкостей, новых топлив России для вооружения и военной техники 13. Сведения, раскрывающие дислокацию, Минатом России действительные наименования, организационную МВД России структуру, вооружение, численность войск, не Минобороны подлежащие открытому объявлению в соответствии с России международными обязательствами Российской МПС России Федерации МЧС России ФАПСИ ФПС России 14. Сведения об использовании МВД России инфраструктуры Российской Федерации в Минздрав России интересах обеспечения обороноспособности и Минобороны безопасности государства России МПС России Минсельхозпрод России Минтопэнерго России Минтранс России МЧС России Минэкономики России ФСБ России ФПС России ГУСП Администрация Президента Российской Федерации 15. Сведения о дислокации, Минатом России назначении, степени готовности или МВД России защищенности режимных объектов , не подпадающие Минобороны под обязательства Российской России Федерации по международным договорам, о МПР России выборе, отводе земельных участков, МЧС России недр или акваторий для строительства указанных Минэкономики объектов, а также о планируемых или России проводимых изыскательских, проектных и иных ФСБ России работах по созданию этих объектов. ФСО России Госкомзем России Госкомэкология России Те же сведения применительно к ГУСП специальным объектам органов государственной власти 16. Сведения об использовании или МВД России перспективах развития взаимоувязанной Минобороны сети связи Российской Федерации в интересах России обеспечения обороноспособности и Госкомсвязи безопасности государства России ФСБ России ФАПСИ ФСО России 17. Сведения, раскрывающие распределение МВД России или использование полос радиочастот Минобороны радиоэлектронными средствами военного или России специального назначения Госкомсвязи России ФСБ России ФАПСИ ФСО России 18. Сведения, раскрывающие организацию МВД России или функционирование всех видов Минобороны связи, радиолокационного, радиотехнического России обеспечения войск ФАПСИ ФПС России 19. Сведения, раскрывающие содержание, ФПС России организацию или результаты основных видов деятельности органов пограничной службы ФПС России, построение охраны государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации или государств - участников СНГ 20. Сведения, раскрывающие направления Минатом России развития средств, технологий Минздрав России двойного назначения, содержание, результаты Минобороны выполнения целевых программ, России научно-исследовательских и (или) Минобразование опытно-конструкторских работ по созданию или России модернизации этих средств, технологий. Минэкономики Сведения о применении в военных целях России средств, технологий двойного назначения Госкомсвязи России ФАПСИ ФСБ России ФСО России РКА 21. Сведения о перспективах развития и Минобороны (или) об использовании космической России инфраструктуры Российской Федерации в интересах Минэкономики обеспечения обороноспособности и безопасности России государства ФСБ России РКА 22. Сведения, раскрывающие состояние и Минобороны (или) направления развития гидронавтики в России интересах обороны и безопасности государства Минэкономики России

    III. Сведения о внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности

    23. Сведения по вопросам внешней МВЭС России политики, внешней торговли, научно- Минздрав России технических связей, раскрывающие стратегию МИД России и тактику внешней политики Миннауки России Российской Федерации, преждевременное Минобороны распространение которых может нанести России ущерб интересам государства Администрация Президента Российской Федерации 24. Сведения по политическим, военным, Минатом России научно-техническим или экономическим вопросам в МВЭС России отношении одного или ряда иностранных МИД России государств, полученные в доверительном порядке, Миннауки России если их разглашение может привести к выявлению Минобороны источника этих сведений России МПС России Минэкономики России ФПС России 25. Сведения о переговорах между МВЭС России представителями Российской Федерации и МИД России представителями других государств о выработке Минобороны единой принципиальной позиции в России международных отношениях, если, по мнению СВР России участников переговоров, разглашение этих сведений может повлечь для одной из сторон дипломатические осложнения 26. Сведения о подготовке, заключении, Минатом России ратификации, подготовке денонсации, содержании МВЭС России или выполнении договоров, конвенций или МИД России соглашений с иностранными государствами, Минобороны преждевременное распространение которых может России нанести ущерб обороноспособности, безопасности, Минэкономики политическим или экономическим интересам России Российской Федерации СВР России ФПС России ФСО России 27. Сведения о российском экспорте и МВЭС России импорте вооружения и военной техники , их ремонте Минобороны и эксплуатации, об оказании технического России содействия иностранным государствам в создании Минэкономики вооружения, военной техники, военных объектов и России объектов оборонной промышленности , а также ФАПСИ сведения об оказании Российской Федерацией военно-технической помощи иностранным государствам, если разглашение этих сведений может повлечь для одной из сторон дипломатические осложнения. Сведения, раскрывающие планы (задания) МВЭС России государственного оборонного заказа в Минобороны части экспортно-импортных поставок в России Минфин области военно-технического России сотрудничества Российской Федерации с Минэкономики иностранными государствами России ФАПСИ 28. Сведения, раскрывающие существо или МВЭС России объем экономического сотрудничества Российской Минобороны Федерации с иностранными государствами в особый России период, а также взаимодействие Минэкономики военно-мобилизационных органов России внешнеэкономических организаций государств - МЧС России участников СНГ по этим вопросам 29. Сведения, раскрывающие содержание МВЭС России мероприятий по обеспечению взаимных поставок Минобороны сырья, материалов, топлива, оборудования, России медикаментов между Российской Федерацией и МПС России государствами - участниками СНГ на расчетный год МЧС России или мероприятий по оказанию последним Минэкономики технического содействия в строительстве России предприятий и объектов на расчетный год в целом по Российской Федерации 30. Сведения, раскрывающие объемы МВЭС России перевозок экспортно-импортных грузов Минобороны между Российской Федерацией и государствами - России участниками СНГ на расчетный год в целом по МЧС России Российской Федерации Минэкономики России

    IV. Сведения в области экономики, науки и техники

    31. Сведения о показателях, определяющих Минатом России подготовку экономики Российской МВД России Федерации к устойчивому функционированию в МВЭС России военное время Минобороны России Минобразование России МПС России Минтопэнерго России Минфин России МЧС России Минэкономики России ФСБ России Администрация Президента Российской Федерации 32. Сведения, раскрывающие существо МВЭС России новейших достижений в области науки и Минздрав России техники, которые могут быть использованы в Миннауки России создании принципиально новых Минобороны изделий, технологических процессов в различных России отраслях экономики, а также Минобразование сведения, определяющие качественно новый России уровень возможностей вооружения и МПС России военной техники, повышения их боевой Минтопэнерго эффективности, разглашение которых может России нанести ущерб интересам государства МЧС России Минэкономики России Росгидромет СВР России ФАПСИ ФПС России ФСБ России ФСО России РКА 33. Сведения, раскрывающие содержание и Минатом России (или) направленность научно- МВЭС России исследовательских, опытно-конструкторских или Миннауки России проектных работ, проводимых в Минобороны интересах обороны и обеспечения безопасности России государства Минобразование России МПР России Минтранс России МЧС России Минэкономики России СВР России ФАПСИ ФПС России ФСБ России ФСО России ГУСП РКА 34. Сведения о подготовке или Минобороны распределении кадров, раскрывающие России мероприятия, проводимые в интересах обеспечения Минобразование безопасности государства России Минэкономики России СВР России ФПС России ФСБ России ФСО России Администрация Президента Российской Федерации 35. Сведения, раскрывающие результаты работ Минобороны в области гидрометеорологии или гелиогеофизики, России а также результаты специальных МПР России геолого-геофизических исследований, проводимых в Росгидромет интересах обеспечения безопасности государства 36. Сведения, раскрывающие планы Минатом России (задания) государственного оборонного МВД России заказа, объемы поставок вооружения и МВЭС России военной техники, производственные Минобороны мощности по их выпуску. России Сведения о кооперационных связях Минтопэнерго предприятий, о разработчиках или России изготовителях вооружения и военной техники, Минтранс России если эти сведения раскрывают данные о МЧС России производственных мощностях по их выпуску и Минэкономики (или) основные тактико- технические России характеристики вооружения и военной техники ФАПСИ ФСБ России ФСО России РКА 37. Сведения, раскрывающие состояние Минобороны метрологического обеспечения вооружения и России военной техники, технические или метрологические Минэкономики характеристики военных эталонов или средств России метрологического обеспечения, определяющие Госстандарт качественно новый уровень вооружения и военной России техники. ФАПСИ Сведения, раскрывающие основные направления или программы развития стандартизации, а также содержание стандартов в области вооружения и военной техники 38. Сведения, раскрывающие Минобороны прогнозные оценки научно-технического России прогресса в Российской Федерации и его Минэкономики социально-экономические последствия по России направлениям, определяющим обороноспособность государства 39. Сведения о производстве Минобороны металлургической промышленностью цветных, России редких металлов или других материалов, имеющих Минэкономики стратегическое значение России 40. Сводные сведения о государственных Минфин России запасах драгоценных металлов Минэкономики (кроме золота), природных алмазов в натуральном России или денежном выражении в целом по Банк России Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти 41. Сведения, раскрывающие прогнозные Минфин России данные о производстве золота, добыче природных Минэкономики алмазов, а также отчетные данные о добыче России природных алмазов за период от одного года и Банк России более в натуральном выражении в целом по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти 42. Сведения, раскрывающие прогнозные или Минфин России фактические объемы производства платины, Минэкономики металлов платиновой группы (палладия, иридия, России родия, рутения, осмия), серебра в натуральном Банк России выражении в целом по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти 43. Сводные сведения о поступлениях Минфин России драгоценных металлов и драгоценных Минэкономики камней в Госфонд России, об отпуске их России потребителям Российской Федерации за Банк России период от одного года и более в натуральном или денежном выражении в целом по Российской Федерации 44. Сводные сведения об объемах Минфин России потребления или отпуска драгоценных Минэкономики металлов и природных алмазов в России сопоставлении с объемами их добычи в натуральном или денежном выражении за период от одного года и более в целом по Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти 45. Сведения об объемах потребления Минфин России отдельно платины, металлов платиновой Минэкономики группы (палладия, иридия, родия, рутения, России осмия), серебра в натуральном выражении в сопоставлении с объемами производства указанных металлов за период от одного года и более в целом по Российской Федерации 46. Сведения о балансовых запасах в недрах МПР России страны природных алмазов от 25 млн. карат и Минфин России выше, золота от 100 тонн и выше, платины, Минэкономики металлов платиновой группы (палладия, иридия, России родия, рутения, осмия) от 50 тонн и выше, серебра от 10 тыс.тонн и выше, о приросте разведанных запасов этих полезных ископаемых в целом по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, отдельным крупным месторождениям, если размеры запасов соответствуют указанным размерам 47. Сведения о себестоимости серебра, Минфин России платины, металлов платиновой группы Минэкономики (палладия, иридия, родия, рутения, осмия), России природных алмазов в целом по Банк России Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, а также сведения, применяемые для расчета кондиций, необходимых при подсчете разведанных запасов золота в его месторождениях или месторождениях комплексных руд в размерах, указанных в позиции 46 настоящего перечня 48. Сведения, раскрывающие ресурсный МПР России потенциал, балансовые запасы в Минэкономики недрах или данные о добыче стратегических видов России полезных ископаемых в целом по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации 49. Сведения о расходах федерального МВЭС России бюджета, связанных с обеспечением Минфин России безопасности Российской Федерации (кроме Минэкономики обобщенных показателей) России 50. Сведения, раскрывающие затраты Минатом России на научно-исследовательские, опытно- МВД России конструкторские работы по созданию вооружения, МВЭС России военной техники. Минобороны России МЧС России Минэкономики России ФАПСИ ФПС России ФСБ России ФСО России РКА Те же сведения применительно к работам, ГУСП проводимым в интересах специальных объектов 51. Сведения, раскрывающие ассигнования или Минатом России фактические затраты на заказы, разработку, МВЭС России производство или ремонт вооружения и военной Минобороны России техники, режимных объектов. МЧС России Минэкономики России СВР России ФАПСИ ФПС России ФСБ России ФСО России РКА Те же сведения применительно к специальным ГУСП объектам 52. Сведения по неурегулированным МВЭС России расчетам Российской Федерации с иностранными МИД России государствами (кроме обобщенных показателей по Минфин России внешней задолженности) Банк России 53. Сведения о финансовой и (или) Минфин России денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства 54. Сведения, раскрывающие расходы МВД России денежных средств на содержание войск по Минобороны России отдельным статьям смет федеральных МЧС России органов исполнительной власти Минэкономики России ФАПСИ ФПС России 55. Сведения о денежных банкнотах нового Банк России образца или проектах монет (кроме юбилейных и памятных) до официального опубликования 56. Сведения о производстве банкнот МВД России Банка России в натуральном или денежном Минфин России выражении, способах, обеспечивающих защиту этих банкнот и других изделий Гознака от подделок, а также о способах определения их подлинности 57. Сведения, раскрывающие объемы Минобороны России выпуска или поставок стратегических видов Минсельхозпрод России сельскохозяйственного сырья Минэкономики России 58. Сведения, раскрывающие объемы поставок Минобороны России и запасов стратегических видов топлива Минтопэнерго России Минэкономики России 59. Сведения о мобилизационных мощностях Федеральные органы по изготовлению (ремонту) вооружения, исполнительной власти, военной техники, о создании и (или) развитии имеющие (сохранении) этих мощностей мобилизационные задания 60. Сведения о мобилизационных мощностях Федеральные по производству продукции общего органы применения, стратегических видов сырья, исполнительной материалов, о создании и (или) власти, имеющие развитии (сохранении) этих мощностей мобилизационные задания 61. Сведения, раскрывающие работы, Минздрав России проводимые в целях создания средств Минобороны индикации, дегазации, химической или России биологической защиты от оружия массового Минобразование поражения или новых сорбционных и других России МЧС материалов для них России Минэкономики России 62. Сведения, раскрывающие результаты Минобороны топографической, геодезической или России картографической деятельности, имеющие важное Минэкономики оборонное или экономическое значение России Роскартография Госкомзем России 63. Сводные данные о российском экспорте МВЭС России и импорте немонетарного золота, Минэкономики драгоценных металлов и камней или изделий из них России 64. Сведения, раскрывающие состояние, МВД России оборудование, подготовку для Минобороны военных целей транспортной сети, средств России Минтранс транспорта, объемы воинских перевозок России и маршруты транспортировки вооружения и военной Минэкономики техники России 65. Сведения, раскрывающие возможности и МВД России (или) мобилизационные резервы Минобороны железных дорог и МПС России по обеспечению России железнодорожных перевозок грузов, МПС России организацию и объемы воинских перевозок, Минэкономики объемы перевозок и маршруты России транспортировки стратегических видов энергетического, минерального, сельскохозяйственного сырья, топлива, материалов, отдельных видов вооружения или военной техники , организацию и (или) функционирование системы связи или управления, а также специальные меры по обеспечению безопасности железнодорожного движения или сохранности грузов 66. Сведения, раскрывающие дислокацию, Минобороны специализацию, мощности и (или) пропускную России способность пунктов погрузки или выгрузки войск, МПС России данные об их продовольственном, медико-санитарном обслуживании 67. Сведения, раскрывающие Минздрав России мобилизационную потребность в транспортных Минобороны средствах, в том числе по отдельным видам России транспорта, и (или) мобилизационную МПС России обеспеченность ими Минтранс России МЧС России Минэкономики России 68. Сведения, раскрывающие состояние сил Федеральные или средств гражданской обороны в целом по органы Российской Федерации исполнительной власти, располагающие силами гражданской обороны 69. Сведения, раскрывающие структурную Федеральные организацию или показатели мобилизационного органы плана экономики Российской Федерации, а также исполнительной состояние мобилизационной подготовки федеральных власти, имеющие органов исполнительной власти или отдельных мобилизационные организаций задания 70. Сведения, раскрывающие дислокацию, МВД России фактические запасы государственных и Минздрав России (или) мобилизационных резервов, их использование Минобороны России МПС России Минэкономики России Госкомрезерв России 71. Сведения, характеризующие состояние Минатом России страхового фонда документации на вооружение и Минобороны военную технику, основные виды гражданской России продукции, включаемые в мобилизационные планы, МПС России на объекты повышенного риска и (или) системы МЧС России жизнеобеспечения населения, на объекты, Минэкономики являющиеся национальным достоянием, а также России сведения о дислокации объектов (баз) хранения страхового фонда документации в целом по Российской Федерации 72. Сведения, раскрывающие планы, Минобороны содержание или результаты научно- России исследовательских работ в области МЧС России мобилизационной подготовки промышленности Минэкономики Российской Федерации России 73. Сведения, раскрывающие платежный МВЭС России баланс Российской Федерации с Минобороны зарубежными странами в целом на военный период России Минэкономики России Банк России 74. Сведения о горных выработках, Минобороны России естественных полостях, метрополитенах МПР России или других сооружениях, которые могут быть МЧС России использованы в интересах обороны Госстрой России страны, а также сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 500 тыс.человек, железнодорожных узлов и (или) расположение головных сооружений водопровода и водовода, их питающих 75. Сведения о физико-химических Минатом России явлениях (полях), сопутствующих МВД России созданию, производству и (или) эксплуатации Минздрав России вооружения, военной техники, Минобороны раскрывающие их охраняемые параметры России Минобразование России Минтопэнерго России Минтранс России МЧС России Минэкономики России Росгидромет ФАПСИ ФПС России ФСБ России РКА Гостехкомиссия России

    V. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-разыскной деятельности и организации защиты государственной тайны

    76. Сведения в области разведывательной, Органы контрразведывательной деятельности и защиты государственной информации, раскрывающие организацию или власти, фактическое состояние защиты государственной организующие тайны обеспечение защиты государственной тайны 77. Сведения, раскрывающие методы и Минобороны России средства защиты информации, ФАПСИ содержащей сведения, составляющие ФСБ России государственную тайну, планируемые и (или) ФСО России проводимые мероприятия по защите информации от Гостехкомиссия несанкционированного доступа, России иностранных технических разведок и утечки по СВР России техническим каналам 78. Сведения о системе президентской, Минобороны России правительственной, шифрованной ФАПСИ связи, в том числе кодированной и ФСО России засекреченной, о шифрах, их разработке, ФСБ России изготовлении и обеспечении ими, о методах и Администрация средствах анализа шифровальных Президента средств и средств специальной защиты, об Российской информационно-аналитических системах Федерации специального назначения 79. Сведения, раскрывающие организацию, ФСО России силы, средства или методы Администрация обеспечения безопасности объектов Президента государственной охраны, а также данные о Российской финансировании этой деятельности, если эти Федерации данные раскрывают перечисленные сведения 80. Сведения, раскрывающие силы, Минобороны средства, методы, планы, состояние или России результаты разведывательной, ФСБ России контрразведывательной или оперативно-разыскной ФСО России деятельности, а также данные о финансировании МВД России этой деятельности, если эти данные ФПС России раскрывают перечисленные сведения. ФАПСИ Сведения о лицах, сотрудничающих или ФСНП России сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими контрразведывательную или оперативно-разыскную деятельность, о сотрудниках ФСБ России, выполняющих (выполнявших) специальные задания в специальных службах и организациях иностранных государств, в преступных группах. Сведения, раскрывающие принадлежность конкретных лиц к кадровому составу органов контрразведки Российской Федерации. Сведения, раскрывающие состояние, результаты, а также мероприятия оперативно-мобилизационной работы 81. Сведения, раскрывающие силы, Минобороны средства, источники, методы, планы, России состояние, организацию, результаты СВР России разведывательной или оперативно-разыскной ФСБ России деятельности. МВД России Сведения, раскрывающие принадлежность ФПС России конкретных лиц к кадровому составу органов ФАПСИ внешней разведки Российской Федерации. ФСНП России Сведения о лицах, оказывающих (оказавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации. Сведения, раскрывающие состояние и результаты оперативно-мобилизационной работы, проводимой в области внешней разведки 82. Сведения, раскрывающие силы, МВД России средства, методы, планы и результаты ФСНП России оперативно-разыскной деятельности, а также ГТК России данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения. Сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность 83. Сведения, раскрывающие принадлежность МВД России конкретных лиц к подразделениям по борьбе с ФСБ России организованной преступностью, а также проводимые ими оперативно-поисковые и оперативно-технические мероприятия 84. Сведения, раскрывающие ГТК России принадлежность конкретных лиц к кадровому составу оперативных подразделений таможенных органов 85. Сведения, раскрывающие силы, МВД России средства и методы ведения следствия по ФСБ России уголовным делам о государственных преступлениях 86. Сведения, раскрывающие силы, Минобороны России средства, методы, планы, состояние и ФАПСИ результаты деятельности органов ФСБ России радиоэлектронной разведки средств связи, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения 87. Сведения, раскрывающие силы, ФПС России средства, методы, планы или результаты разведывательной, контрразведывательной, оперативно-разыскной деятельности органов пограничной службы ФПС России, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения. Сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами пограничной службы ФПС России, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную или оперативно-разыскную деятельность.