Гарантии медицинской помощи в рф. Бесплатная медицинская помощь

1) первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;

2) специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи;

3) скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная;

4) паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

2. При оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Предельные отпускные цены производителей и предельные размеры оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам на медицинские изделия, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, подлежат государственному регулированию и определяются в порядке , установленном Правительством Российской Федерации. Государственному регулированию не подлежат предельные отпускные цены производителей и предельные размеры оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам на медицинские изделия, используемые для подготовки к имплантации, предотвращения осложнений при хирургических вмешательствах, доставки, фиксации и извлечения медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, и включенные в указанный перечень.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:

1) осуществляет государственную регистрацию или перерегистрацию предельных отпускных цен производителей на медицинские изделия, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

2) ведет государственный реестр предельных отпускных цен производителей на медицинские изделия, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Указанный реестр содержит следующие сведения:

а) наименование производителя медицинского изделия;

б) наименование медицинского изделия;

в) вид медицинского изделия в номенклатурной классификации медицинских изделий;

г) регистрационный номер медицинского изделия;

д) зарегистрированная предельная отпускная цена производителя на медицинское изделие в рублях;

е) дата государственной регистрации предельной отпускной цены производителя на медицинское изделие.

3. При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;

2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов - по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям , установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

4) создание условий пребывания в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста - при наличии медицинских показаний;

5) транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований - при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту;

6) транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала;

7) медицинская деятельность, связанная с донорством органов и тканей человека в целях трансплантации (пересадки), включающая проведение мероприятий по медицинскому обследованию донора, обеспечение сохранности донорских органов и тканей до их изъятия у донора, изъятие донорских органов и тканей, хранение и транспортировку донорских органов и тканей.

4. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации, которое ежегодно рассматривает представляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти доклад о ее реализации.

5. В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются:

1) перечень видов (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи), форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно;

Лекция 1. Программы государственных гарантий в области здравоохранения

1 вопрос: Программа Государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи: цель, задачи, финансирование.

В условиях рыночной экономики ресурсы, которые государство может предоставить, ограничены. Одной из мер повышения эффективности использо­вания ресурсов, является переход от содержания государством сети бюджетных учреждений к финансированию пакетов государственных и муниципальных услуг.

Это закреплено в Бюджетном кодексе Российской Федера­ции, в котором введено понятие минимального государственного социального стандарта. Минимальный государственный социальный стандарт - это пакет государственных и муници­пальных услуг, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе гарантируется государством на всей территории РФ, за счет финансирования из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

Минимальные социальные стандарты закрепляют принципы социальной и географической справедли­вости при предоставлении государственных и муниципальных услуг. В соответствии со ст. 7 Бюджетного кодекса РФ, установ­ление таких стандартов, а также норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг относится к компетенции федеральных органов государственной власти.

В здравоохранении роль минимального социального стандарта выполняет Программа государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью, которая принимается Правительством РФ и финансируется за счет бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования. Поэтому в состав Программы входит базовая программа ОМС.

Цель Программы : реализация конститу­ционных прав граждан Российской Федерации в получении бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества.

Программа определяет виды и объемы медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно. Разработанная Программа - это те обязательства, которые может взять на себя государство по определению объема бесплатной помощи на данный момент.

Начиная с 1998 г., Программа ежегодно утверждается Постановлением Пра­вительства Российской Федерации.

На основе Федеральной программы, которая разрабатывается совместно Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным фондом ОМС, на местах разрабатываются и утвержда­ются территориальные программы. Програм­мы, принимаемые в регионах, не должны ни по содержанию, ни по стоимости быть ниже Федеральной программы, чтобы обеспечить всем гражданам равные возможности. Вместе с тем, исходя из регио­нальных возможностей, территориальные программы могут быть расширены, а их стоимость повышена по сравнению с Федеральной. Это зависит от возможностей региона и реальной экономической ситуации.

Основные задачи Программы:

1) создание единого правового и экономического механиз­ма реализации конституционных прав граждан на полу­чение гарантированной (бесплатной) медицинской по­мощи;

2) создание единой системы планирования и финансиро­вания медицинской помощи;

3) обеспечение баланса между обязательствами государства по предоставлению населению гарантированной (бес­платной) медицинской помощи и выделяемых для этого ресурсов.

Программа включает в себя перечень видов медицинской помо­щи, предоставляемых населению бесплатно, Базовую программу обязательного медицинского страхования, объемы медицинской помощи, подушевой норматив финансирования здравоохранения, обеспечивающий предоставление гарантированных объемов медицинской по­мощи.

Всем гражданам Российской Федерации в рамках Программы бесплатно предоставляются следующие виды медицинской помощи:

1. Скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жиз­ни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных вне­запными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, не­счастными случаями, осложнениями беременности и при родах.

Скорая медицинская помощь, оказываемая станциями (отделе­ниями, пунктами) скорой медицинской помощи, предоставляется за счет бюджета; для ее получения не имеет значения, застрахован ли гражданин по ОМС. При оказании скорой медицинской помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, ежегодно утверждаемым Министерством здравоохранения Россий­ской Федерации.

2. Амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюде­нию), диагностике и лечению заболеваний, как в поликлинике, так и на дому.

3. Стационарная помощь:

При острых заболеваниях и обострениях хронических болез­ней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной тера­пии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям;

При патологии беременности, родах и абортах;

При плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих стационарного режима.

При стационарном лечении лекарственная помощь осуществляет­ся бесплатно в соответствии с вышеупомянутым Перечнем.

В связи с тем, что стационарная помощь является наиболее дорого­стоящей, предполагается развитие так называемых стационарозамещающих технологий: дневных стационаров и стационаров на дому; дома сестринского ухода и т.д.

Основную медицинскую помощь граждане получают по программе обязательного медицин­ского страхования, и финансируется за счет средств обязательного медицинского страхо­вания.

2 вопрос: Условия предоставления бесплатной медицинской помощи.

Территориальные программы содержат не только объемы медицинской помощи, но и условия предоставле­ния бесплатной медицинской помощи.

В амбулаторно-поликлинических учреждениях предусматривается:

1) возможность выбора пациентом врача в рамках договора ОМС;

2) объем диагностических и лечебных мероприятий для кон­кретного пациента определяется лечащим врачом;

3) вероятность очереди плановых больных на прием к врачу и проведение диагностических и лабораторных исследований;

В больничных учреждениях:

1) возможно наличие очереди на плановую госпитализацию;

2) больные могут быть размещены в палатах на 4 и более мест;

3) больные, роженицы и родильницы обеспечиваются лечебным питанием в соответствии с физиологическими нормами, ут­вержденными МЗ РФ;

4) предоставление возможности одному из родителей или иному члену семьи, по усмотрению родителей, находиться вместе с больным ребенком. Обеспечение питанием и койкой лица, ухаживающего за госпитализированным грудным ребенком, а также за ребенком до 3 лет при наличии медицинских показа­ний для ухода, и др.

Оказание медицинской помощи по про­граммам ОМС осуществляется только застрахованным гражданам.

Однако программы обязательного медицинского страхования охватывают далеко не все виды медицинской помощи, которые гражда­не РФ получают бесплатно. Так, в Базовую программу не входит ле­чение туберкулеза и СПИДа.

Лечение этих и других социально значимых заболеваний финансируется из бюджета. За рамки Базовой программы вынесено также оказание скорой медицинской помощи, что также финансируется из бюджета, и многое другое.

В Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью выделен специальный раздел, который определяет медицинскую помощь, пре­доставляемую населению за счет бюджетов всех уровней:

1) федерального бюджета - медицинская помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях, в том числе дорогостоящие виды медицинской помощи, перечень которых утверждается Мини­стерством здравоохранения Российской Федерации;

2) бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:

а) скорая медицинская помощь, оказываемая станциями (отде­лениями, пунктами) скорой медицинской помощи;

б) амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, ока­зываемая в специализированных диспансерах, больницах (от­делениях, кабинетах) при венерических заболеваниях, тубер­кулезе, синдроме приобретенного иммунодефицита (СПИД), психических расстройствах, наркологических заболеваниях, при беременности, абортах по медицинским и социальным показаниям, родах и в послеродовом периоде, при врожден­ных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромо­сомных нарушениях у детей, отдельных состояниях, возни­кающих в перинатальном периоде.

За счет средств бюджетов всех уровней осуществляются диспан­серное наблюдение здоровых детей, льготное лекарственное обеспе­чение и зубопротезирование, а также финансирование медицинской помощи, оказываемой фельдшерско-акушерскими пунктами, хосписами, больницами сестринского ухода, лепрозориями, центрами по борьбе со СПИДом, финансирование центров медицинской профилактики, врачебно-физкультурных дис­пансеров, детских санаториев, домов ребенка, бюро судебно-медицинской экспертизы и патологоанатомических отделений, цен­тров экстренной медицинской помощи, станций, отделений, кабине­тов переливания крови, санитарной авиаций.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ и РТ:

Конституция РФ ст. 41:
«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Конституция РТ ст. 52:
«Каждый в Республике Татарстан имеет право на охрану здоровья, включая медицинскую помощь, которая оказывается государственными и иными учреждениями здравоохранения в установленном законом порядке».

Федеральный закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»:
Статья 17. Право граждан Российской Федерации на охрану здоровья:
«Граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается предоставлением населению доступной медико-социальной помощи».
Статья 20.
Право граждан на медико-социальную помощь:
«При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования».

Закон РТ «Об охране здоровья граждан»:
Статья 3. Государственные гарантии гражданам в области охраны их здоровья:
«Государство гарантирует гражданам предоставление качественной медицинской помощи и лекарственного обеспечения за счет Республиканского бюджета РТ, местных бюджетов, обязательного медицинского страхования и других источников в пределах объема и условий, установленных государственными программами.
Государственные гарантии предполагают предоставление гражданам РТ бесплатной медицинской помощи в соответствии с государственными программами обязательного медицинского страхования и медицинского обслуживания граждан.
Граждане имеют право на предоставление медицинской, лекарственной, медико-социальной и санаторно-оздоровительной помощи, соответствующей установленным стандартам».

Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»:
Статья 1.
Медицинское страхование:
«Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия».

Закон РТ «О медицинском страховании граждан РТ»:
Статья 1. Понятие и задачи медицинского страхования:
«Обязательное медицинское страхование обеспечивает всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования».
Объем бесплатной медицинской помощи гражданам гарантируется постановлением Правительства РФ, утвердившим программу государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью. Программа описывает гарантии в рамках обязательного медицинского страхования (Базовая программа ОМС) и в рамках помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов.
В соответствии с законом базовую программу ОМС разрабатывает МЗ и СР РФ и утверждает Правительство РФ.
На основе этой программы органы управления субъектов федерации утверждают территориальные программы ОМС. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть меньше установленных в базовой программе..

Правительство РФ Постановлением от 23.01.1992 N 41 "О мерах по выполнению Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" предусматривало утверждение базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации. 11 сентября 1998 г. в целях обеспечения конституционных прав граждан России на получение медицинской помощи Правительство РФ Постановлением N 1096 впервые утвердило Программу государственных гарантий обеспечения граждан России бесплатной медицинской помощью, а базовая программа обязательного медицинского страхования стала ее составной частью. В 2001 г. она была трансформирована в Программу государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи (далее - Программа).

В Словаре русского языка С.И. Ожегова (1991 г.) написано, что "обеспечить" - это сделать что-то вполне возможным, действительным, реально выполнимым, снабдить чем-либо в нужном количестве, а "оказать" обозначает действие по значению существительного, например помощь, то есть оказать помощь в получении медицинской помощи. Смена слов, по существу, изменила гарантию обеспечения на возможность получения медицинской помощи.

В 2000 г. норма об утверждении Программы государственных гарантий была закреплена Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья (в ред. Федерального закона от 02.12.2000 N 139-ФЗ, ст. 20 "Право граждан на медико-социальную помощь") и уточнена в 2004 г. Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в следующей редакции: гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Следует отметить, что первая редакция Программы была принята 11 сентября 1998 г., в 1999 г. - 26 октября, в 2000 г. - 29 ноября, в 2001 г. - 24 июля, в 2004 г. - 26 ноября, в 2005 г. - 28 июня с дополнениями от 30 декабря. Следовательно, по срокам принятия Программы она не всегда могла быть учтена субъектами Российской Федерации при формировании бюджета и скорее использовалась ими как "методические рекомендации".

Итак, начиная с 1998 г., Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи ежегодно утверждается Постановлением Правительства Российской Федерации.

Целью Программы является реализация конституционного права граждан на получение бесплатной медицинской помощи.

Программа состоит из 6 разделов и включает:

общие положения;

перечень видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно;

базовую программу обязательного медицинского страхования;

виды медицинской помощи, предоставляемые населению за счет бюджетов всех уровней;

объемы медицинской помощи;

подушевые нормативы финансирования здравоохранения, обеспечивающие предоставление гарантированных объемов медицинской помощи.

На основе Программы органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, которые могут предусматривать предоставление дополнительных объемов и видов бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В рамках Программы гражданам РФ бесплатно предоставляются следующие виды медицинской помощи:

скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью граждан, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и родах;

амбулаторно-поликлиническая помощь, включая мероприятия по профилактике, диагностике и лечению заболеваний в поликлинике, на дому и в дневных стационарах;

стационарная помощь:

экстренная, при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям;

плановая с целью проведения диагностики, лечения и реабилитации больных, требующих круглосуточного медицинского наблюдения;

при патологии беременности, родах и абортах, в период новорожденности.

В рамках Программы устанавливаются нормативы объемов медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.

Норматив амбулаторно-поликлинической помощи устанавливается в количестве посещений в расчете на одного человека в год (2006 г. -- 9,198 посещений).

Норматив медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах всех типов, устанавливается в количестве пациенто-дней в расчете на одного человека в год (2006 г. - 0,577 пациенто-дня).

Норматив стационарной помощи устанавливается в количестве койко-дней в расчете на одного человека в год (2006 г. -- 2,812 койко-дня).

Норматив скорой медицинской помощи устанавливается в количестве вызовов в расчете на одного человека в год (2006 г. -- 0,318 вызова).

При формировании территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи нормативы объемов медицинской помощи корректируются с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъектов Российской Федерации.

Норматив финансовых затрат на 1 посещение в амбулаторно-поликлиническую организацию в 2006 г. составлял в среднем 100,5 рубля.

Норматив финансовых затрат на 1 пациенто-день в дневном стационаре в 2006 г. составлял в среднем 207,7 рубля.

Норматив финансовых затрат на 1 койко-день в стационаре в 2006 г. составлял в среднем 588,4 рубля.

Норматив финансовых затрат на 1 вызов скорой медицинской помощи в 2006 г. составлял в среднем 913,3 рубля.

Кроме того, для анализа всех средств, идущих на компенсацию затрат по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи (в расчете на 1 человека в год), устанавливаются подушевые нормативы финансирования Программы. В 2006 г. такой норматив был установлен на уровне 3378 рублей.

На основании территориальных программ разрабатываются муниципальные задания по обеспечению населения муниципальных образований субъекта РФ бесплатной медицинской помощью.

Основным принципом финансового планирования системы здравоохранения субъекта РФ и муниципальных образований является соответствие объема предоставляемой населению государством бесплатной медицинской помощи и финансовых ресурсов, выделяемых для ее обеспечения. Только при достижении такого соответствия можно реализовывать конституционное право граждан на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи.

Наряду с оказанием медицинской помощи (услуг) населению бесплатно в рамках территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи государственные и муниципальные медицинские учреждения могут оказывать платные услуги населению при наличии лицензии. При этом медицинские учреждения обязаны обеспечивать соответствие предоставляемых населению платных медицинских услуг (сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи) требованиям федеральных или региональных медико-экономических стандартов.

Медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.

Предоставление платных медицинских услуг (сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи) оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении. Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются медицинскими учреждениями с применением контрольно-кассовых машин. Медицинские учреждения обязаны выдать потребителю кассовый чек или копию соответствующего документа, подтверждающие прием наличных денег.

Пациенты, пользующиеся платными медицинскими услугами (сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи), вправе требовать предоставления информации о наличии лицензии, сертификатов специалистов, методики расчета стоимости оказанной услуги и т.п.

Для рассмотрения результатов реализации Программы, рассмотрим для примера реализацию Программы госгарантий в 2006 году. В 2006 году рост различий в финансовом обеспечении Программы, утвержденной Постановлением Правительства №-461, проявился в еще большей степени в связи с дальнейшим неравномерным экономическим ростом в регионах России, а также в связи с началом реализации Приоритетного национального проекта "Здоровье", который в каждом регионе реализовывался с различной скоростью. гарантия бесплатный медицинский помощь

В результате исполнения Программы в 2006 году суммарно по всем регионам объем финансирования оценивается в 723 млрд.руб., в том числе 273 млрд. - по каналу ОМС. Это составит соответственно 128% и 85% от расчетной стоимости Программы и Базовой программы ОМС в соответствии с утвержденными подушевыми нормативами в Постановлении Правительства №-461. Несмотря на общий рост наполняемости финансами сферы здравоохранения в территориальном разрезе ситуация продолжает оставаться противоречивой. Так коэффициент вариации по 10 субъектам РФ составил 1,05 по сравнению с 0,85 в 2005 году. При этом наполняемость территориальной программы г.Москвы составит в 2006 году - 327%, в г.Санкт-Петербург - 254%.

Стоит отметить, что выравнивание условий финансирования территориальных программ осуществляется также по двум каналам: через фонд выравнивания ФОМС, составивший в 2006 году 33,2 млрд.руб. (в 2005 году - около 29 млрд.), и через межбюджетное выравнивание, осуществляемое Минфином. При этом эти две методики не согласованы между собой, что не позволяет эффективно сглаживать неравенство в финансовых возможностях регионов в сфере здравоохранения.

Таким образом, в 2006 году расчетный норматив по Программе оказался ниже фактических расходов в большинстве регионов, при этом механизма ограничения роста расходов на здравоохранения в динамически развивающихся регионах в целях выравнивания, не разработано.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НОУ СПО Юридический колледж

Международной полицейской ассоциации

Новомосковский филиал

Курсовая работа

По дисциплине: «Право социального обеспечения»

Тема: «Виды гарантированной бесплатной медицинской помощи»

Выполнила студентка группы № 4433

Фалеева Наталья Андреевна

Проверил преподаватель

Иванова Ольга Ивановна

Г. Новомосковск

Введение

Глава 1. Понятие медицинской помощи

1.1 Основные принципы охраны здоровья граждан

Глава 2. Виды медицинской помощи в России

2.1 Общая характеристика видов медицинской помощи

2.2 Скорая медицинская помощь

2.3 Система стационарной медицинской помощи населению

2.4 Амбулаторно-поликлиническая помощь

2.5 Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Актуальность работы заключается в том, что в современном российском обществе за последние 10-15 лет уровень жизни большинства обычных граждан существенно понизился, значительное количество населения проживает в бедности или за чертой бедности. Государство практически перестало поддерживать социально-экономические требования своих граждан, не выполняет свою социальную функцию, экономика не обеспечивает адекватное обеспечение прав человека в сфере охраны здоровья и медицинской помощи.

Задачи организации медицинской помощи населению на современном этапе заключаются в том, чтобы эффективно и экономично использовать имеющиеся ресурсы здравоохранения, увеличить доступность и повысить качество медицинских услуг.

Объектом курсовой работы являются общественные и правовые взаимоотношения в сфере прав граждан на медицинскую помощь. Предметом являются нормы права, определяющие правовой режим осуществления медицинской помощи.

Предметом изучения работы являются виды гарантированной медицинской помощи.

Целью работы является исследование понятия медицинской помощи и выявление основных её видов. Для достижения поставленной цели мы используем следующие задачи :

Отслеживание этапов развития здравоохранения в России;

Охарактеризовать основные принципы охраны здоровья граждан;

Определить правовое положение граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья;

Дать краткую характеристику видам медицинской;

Раскрыть сущность оказания скорой медицинской помощи;

Дать характеристику системе стационарной медицинской помощи населению;

Определить сущностное значение амбулаторно-поликлинической помощи медицинский стационарный амбулаторный социальный

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В ходе исследований и анализа материала будут использоваться методы (способы) научного исследования. Такие, как: диалектический, исторический, статистический, сравнительно-правовой анализ, формально-логический, системно-структурный, метод изучения эффективности действия правовых норм и др.

Глава 1 . Понятие медицинской помощи

1. 1 Основные принципы охраны здоровья граждан

Предоставление гражданам медицинской помощи и лечения регулируется нормами Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 27.09.2013 № 253-ФЗ, Законом РФ «О медицинском страховании граждан» от 27.09.2013 г.№ 253-ФЗ и другими актами.

Российская Федерация гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами РФ, Конституциями и иными законодательными актами республик, входящих в состав РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ все граждане России имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения.

Объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Медико социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются Правительством Российской Федерации.

Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая производится по их личному заявлению в специализированных учреждениях в соответствии со ст. 53 настоящих Основ.

Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.

Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы санитарно-эпидемиологической службой вследствие заразного заболевания лиц, контактировавших с ними. Если карантину подлежат несовершеннолетние или граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Работающие граждане в случае болезни имеют право на неоплачиваемый отпуск продолжительностью три дня в течение года, который предоставляется по личному заявлению гражданина без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания.

Основы законодательства РФ « Об охране здоровья граждан» (ст. 2) закрепили следующие основные принципы охраны здоровья граждан:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и управления предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Принцип «соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий» обозначает, что государство обязуется выполнять требования ратифицированных международных документов, закрепляющих права человека в сфере здравоохранения, а также нормы российского законодательства, закрепляющие соответствующие права граждан. Гарантии в юридической литературе рассматриваются как условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию

Гарантией осуществления медико-социальной помощи гражданам является предоставление первичной медико-санитарной помощи:

1) скорой медицинской помощи; специализированной медицинской помощи;

2) медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями;

3) медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Скорая медицинская помощь оказывается специальной службой.

Если при возникшем заболевании требуется выполнение специальных методов диагностики, лечения и использование сложных медицинских технологий, то гражданам оказывается специализированная медицинская помощь. Она может быть осуществлена врачами в лечебно-профилактических учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности. Конституция РФ (часть 1 статьи 41) устанавливает, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Граждане имеют право и на дополнительные медицинские услуги в соответствии с законом, а также за счет средств предприятий, учреждений, организаций, своих личных средств и иных источников.

Платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Такие медицинские услуги могут осуществляться медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей.

Предоставление платных медицинских услуг медицинскими учреждениями оказывается при наличии у них сертификата и лицензии на избранный вид деятельности.

Государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают такой вид медицинских услуг по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранения.

Законодатель закрепил права граждан при оказании медико-социальной помощи:

1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского персонала к пациентам;

2) выбор врача с учетом его согласия; выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами медицинского страхования;

3) соответствующие санитарно-гигиенические требования к условиям обследования и лечения;

4) проведение по его просьбе консилиума и консультации других специалистов; облегчение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством;

5) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследования и лечении;

6) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

7) отказ от медицинского вмешательства;

8) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана эта информация.

Закон позволяет гражданину непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. При необходимости проведения медицинского вмешательства должно быть добровольное согласие граждан. Если состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а проведение медицинского вмешательства неотложно, вопрос решается консилиумом врачей-специалистов, а при невозможности его созвания --лечащим или дежурным врачом с последующим уведомлением должностных лиц лечебного учреждения. Если лицо не достигло 15-летнего возраста или недееспособно, то согласие на медицинское вмешательство дают их законные представители, при их отсутствии--консилиум, а при невозможности его создать--лечащий или дежурный врач с последующим уведомлением должностного лица данного учреждения.

Право граждан на отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем и медицинским работником. Однако существует исключение, когда оказание медицинской помощи допускается без согласия граждан или их законных представителей в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, а также лиц, совершивших общественно опасное деяние. Под оказанием медицинской помощи в данном случае понимается медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция. Кроме этого закон допускает оказание медицинской помощи по жизненным показаниям детям до 15 лет без согласия их законных представителей.

Еще один аспект, на который необходимо обратить особое внимание,--это проведение экспериментов с участием людей. В статье 21 Конституции Российской Федерации сказано, что никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. В законах говорится о запрещении к применению неразрешенных методов диагностики, лечения и лекарственных средств без добровольного согласия граждан и лиц до пятнадцатилетнего возраста. Однако, если методы диагностики, лечения и лекарственные средства не разрешены к применению, но находятся на рассмотрении в установленном законом порядке, в интересах излечения пациента с его добровольного письменного согласия они могут быть использованы.

В части 3 статьи 41 Конституции РФ устанавливает ответственность должностных лиц за сокрытие ими актов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Граждане имеют право на регулярное получение достоверной информации о различных факторах, воздействующих на организм человека.

Законом выделены права отдельных групп населения в области охраны здоровья. Такие гарантии установлены:

1. Семье предусматриваются бесплатные консультации по медицинским показаниям, по вопросам планирования семьи, медико-генетические, медико-патологические, другие консультации и обследования с целью предупреждения возникновения возможных наследственных заболеваний у потомства.

В период лечения ребенка в стационаре одному из родителей или иному члену семьи предоставляется право нахождения с ним в течение всего времени пребывания в больничном учреждении независимо от возраста ребенка. Этому лицу должен быть выдан листок нетрудоспособности.

При карантине, в случае ухода за ребенком в возрасте до 7 лет одному из членов семьи выплачивается пособие за весь период карантина или амбулаторного лечения. Пособие по уходу за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока.

2. Беременным женщинам и матерям обеспечивается право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья.

В период беременности, во время и после родов каждая женщина обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. В соответствии с законодательством РФ гарантирован оплачиваемый отпуск по беременности и родам.

3. Несовершеннолетним, которые в интересах охраны здоровья имеют право на диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах, предоставляется медико-социальная помощь и питание на льготных условиях, обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов, бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности, получение информации о состоянии здоровья.

4. Военнослужащим, гражданам, подлежащим призыву на военную службу и поступающим на военную службу по контракту, которые имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе, досрочного увольнения на основании заключения военно-врачебной комиссии.

5. Гражданам пожилого возраста по достижении возраста, установленного законодательством РФ для назначения пенсии по старости. Они имеют право на медико-социальную помощь и на лекарственное обеспечение на льготных условиях.

6. Инвалидам, которые имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, средствами передвижения на льготных условиях.

Порядок оказания инвалидам медико-социальной помощи определяется законодательством РФ. Кроме этого выделяются права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагоприятных районах. Пострадавшие при чрезвычайной ситуации имеют право на получение бесплатной медицинской помощи, санитарно-курортного лечения.

Особо выделены права на получение медицинской помощи в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения лиц, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Не допускается испытание новых методов диагностики, профилактики и лечения, лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта этого контингента.

Документом, регламентирующим обязанности пациента при оказании ему медицинской помощи, являются Правила приема и выписки больных, утвержденные главным врачом лечебно-профилактического учреждения. С этими правилами пациент знакомится при поступлении и расписывается в истории болезни после ознакомления с ними. Пациент обязан соблюдать распорядок дня, чистоту и порядок в помещениях, находиться во время врачебных обходов в палате, не курить, не употреблять алкоголь, не играть в азартные игры, не нарушать общественный порядок, принимать лекарства согласно предписаниям врача и т.д. В случае нарушения предписанных врачом больничного режима и лечебных назначении лечащий врач по согласованию с соответствующими должностными лицами может отказаться от лечения больного.

В ходе исследований по данному вопросу, мы пришли к выводам, что все граждане нашей страны имеют право на медицинскую помощь, однако существуют категории граждан, имеющие ряд привилегий. Так например, инвалиды, беременные женщины, дети, ветераны, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагоприятных районах, военнослужащие имеют право на оказание специальных услуг.

Глава 2 . Виды медицинской помощи в России

2.1 Общая характеристика видов медицинской помощи

Первичная медицинская помощь является основным бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает лечение наиболее распространенных заболеваний, а также травм, отравлений и других неотложных состояний, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики и других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства; осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территории, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.

Скорая медицинская помощь оказывается бесплатно специальной службой скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения РФ.

При заболеваниях, требующих специальных методов лечения, диагностики и использования сложных медицинских технологий, оказывается специализированная медицинская помощь. Этот вид помощи осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, личных средств граждан и других источников, не запрещенных законодательством РФ.

Медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, оказывается бесплатно или на льготных условиях соответствующими лечебно-профилактическими учреждениями. Перечень и виды льгот при оказании этого вида медицинской помощи устанавливаются Государственной Думой и Правительством РФ, а также правительствами республик, входящих в состав РФ, органами власти и управления на местах.

Медицинская помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается бесплатно в предназначенных для этой цели учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Виды и объем этой помощи устанавливаются Министерством здравоохранения РФ и Государственным комитетом санитар-но-эпидемиологического надзора РФ совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Статья 20 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» предусматривает в случае заболевания, утраты трудоспособности и в иных случаях право граждан на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Программой государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1074., предусмотрено предоставление бесплатно следующих видов медицинской помощи:

а) скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;

б) амбулаторно-поликлиническая помощь, включая доведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению), диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому;

в) стационарная помощь:

При острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного

Медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям;

При патологии беременности, родах и абортах;

При плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих стационарного режима.

При оказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, ежегодно утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Условия и порядок предоставления медицинской помощи населению определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с федеральным Фондом обязательного медицинского страхования.

По результатам исследования вопроса общей характеристики видов медицинской помощи, мы можем сказать, что существует классификация данной помощи на основании законодательства. Кроме того, нормативные документы чётко обозначают действия той или иной помощи, которую осуществляют медицинские и социальные работники.

В ходе своей работы мы выяснили, что законодательство выделяет четыре основных вида медико-социальной помощи: а) первичная; б) скорая; в) специализированная; г) помощь гражданам, страдающим социально значимыми и опасными заболеваниями.

а) Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Этот вид помощи обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы. Ее объем устанавливается местной администрацией в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

б) Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства; осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территории ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.

Скорая медицинская помощь оказывается учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения. Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно.

в) При заболеваниях, требующих специальных методов лечения, диагностики и использования сложных медицинских технологий, оказывается специализированная медицинская помощь. Этот вид помощи осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, личных средств граждан и других источников, не запрещенных законодательством РФ.

г) Медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми или опасными заболеваниями, оказывается бесплатно или на льготных условиях соответствующими лечебно-профилактическими учреждениями. Перечень и виды льгот при оказании этого вида медицинской помощи устанавливаются Государственной Думой и Правительством РФ, а также правительствами республик, входящих в состав РФ, органами власти и управления на местах.

Медицинская помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается бесплатно в предназначенных для этой цели учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Виды и объем этой помощи устанавливаются Министерством здравоохранения РФ и Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора РФ совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.

В результате работы над данным вопросом мы пришли к выводу, что медико-социальная помощь включает в себя более широкий перечень услуг гражданам (ПРИЛОЖЕНИЕ А). Осуществление медицинской помощи происходит посредством органов здравоохранения, а помощь медико-социальная осуществляется при содействии социальных органов .

2.2 Скорая медицинская помощь

Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.

Скорая медицинская помощь оказывается специальной службой скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней.

При угрозе жизни гражданина медицинские работники имеют право использовать бесплатно любой имеющийся вид транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение. В случае отказа должностного лица или владельца транспортного средства выполнить законное требование медицинского работника о предоставлении транспорта для перевозки пострадавшего они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью дает следующие характеристики скорой медицинской помощи:

1) скорая медицинская помощь необходима при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;

2) скорая медицинская помощь оказывается станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи.

Станция скорой медицинской помощи является лечебно-профилактическим учреждением, предназначенным для оказания круглосуточной скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению как на месте происшествия, так и в пути следования в стационар при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан или окружающих их лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах. Станции скорой медицинской помощи создаются в городах с населением свыше 50 тыс. человек как самостоятельные лечебно-профилактические учреждения. В населенных пунктах с численностью жителей до 50 тыс. организуются отделения скорой медицинской помощи в составе городских, центральных районных и других больниц. В городах с населением более 100 тыс. человек, с учетом протяженности населенного пункта и рельефа местности, организуются подстанции скорой медицинской помощи как подразделения станций.

Статья 124 Уголовного кодекса РФ рассматривает неоказание помощи больному как самостоятельное преступление. Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, - наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2.3 Система стационарной медицинской помощи населению

Больницы - ключевой элемент системы здравоохранения и основная точка приложения реформы в этой сфере. На долю больниц приходится значительная часть бюджета системы здравоохранения (до 70%) в России. В больницах работают до половины всех врачей и три четверти медсестер. Благодаря своей ключевой роли больницы оказывают большое влияние на всю отечественную систему здравоохранения. Помимо лечения пациентов, больницы ведут исследовательскую и учебную работу.

В России к ведущим больничным учреждением данного направления являются больницы различного уровня от сельских участковых больниц, где оказывается преимущественно стационарная квалифицированная помощь до региональных больниц и высокотехнологичных специализированных центров. Это ЛПУ, обеспечивающее квалифицированное и специализированное обслуживание населения на основе достижений современной медицинской науки и практики.

Общая характеристика больницы. По виду, объему и характеру оказываемой медицинской помощи и системе организации работы больница может быть:

1) по профилю - многопрофильной и специализированной;

2) по системе организации - объединенной или не объединенной с поликлиникой;

3) по объему деятельности - различной коечной мощности.

Основные задачи больницы:

1. Оказание высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи населению.

2.Внедрение в практику обслуживания населения современных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний.

3.Развитие и совершенствование организационных форм и методов медицинского обслуживания населения и ухода за больными, повышение качества и культуры работы.

4. Санитарно-гигиеническое воспитание населения.

5. Привлечение общественности к разработке и проведению мероприятий по лечебно-профилактическому обслуживанию.

Во главе больницы стоит административно-управленческий аппарат в лице главного врача, главной медсестры, заместителей главного врача по медицинской части, по поликлинике, по работе с сестринским персоналом, по административно-хозяйственной части и др.

По режиму работы стационары городских больниц делятся на стационары с круглосуточным пребыванием больных, дневные стационары и стационары смешанного режима работы.

Мощность и структура отдельных типов стационарных учреждений увязывается с численностью обслуживаемого населения при условии: величина отделения должна быть оптимальной (40 - 60 коек), но не менее 30 однопрофильных.

Основными структурными подразделениями стационара являются: приемное отделение, профилированные лечебные отделения, отделения специальных видов лечения, отдельные диагностические службы и др.

Приемное отделение стационара больницы может быть централизованным (для всей больницы) и децентрализованным (для отдельных профильных структурных ее частей).

Штаты приемного покоя устанавливаются в зависимости от коечной мощности больницы и ее профиля.

Лечебные отделения стационара связаны с общими для больницы вспомогательными медицинскими и хозяйственными службами, а в крупных больницах - с общими для больницы клиническими и другими лабораториями. Штаты медицинского персонала отделения устанавливаются в зависимости от числа коек, типа и профиля учреждения. Основными в штатной структуре отделения стационара являются должности заведующего отделением, врача-ординатора, старшей медсестры, медсестры, сестры-хозяйки и др.

В России так же сформированы показатели оценки стационарной медицинской помощи:

1. Число коек на 10000 населения.

2. Уровень госпитализации населения в расчете на 1000 жителей.

3. Число коек на 1 должность (в смену) врача (среднего медицинского персонала).

4. Укомплектованность стационара врачами (средним медицинским персоналом).

5. Среднее число дней работы койки в году (занятость койки в году).

6. Средняя длительность пребывания больного на койке.

7. Оборот койки.

8. Среднее время простоя койки.

9. Летальность при определенном заболевании.

10. Общебольничный показатель летальности и др.

Больница не только является медицинским учреждением, где население получает комплексную медицинскую помощь (одновременно лечебную и профилактическую), но и служит центром обучения медицинских работников и центром биосоциальных исследований. Это определение расширяет традиционное представление о больнице как о месте лечения и облегчения страданий больных.

Обеспеченность больничными койками взрослого населения в России составляет в среднем 13 коек на 1000 жителей, детского (до 14 лет) - 9 коек на 1000 детей.

Организационные формы оказания стационарной помощи населению, структура больничных учреждений и их размещение зависят от уровня и характера заболеваемости и возрастно-полового состава населения, особенностей его расселения. Медицинская помощь может быть оказана в специализированных отделениях крупных многопрофильных больниц, а также в специализированных больницах (кардиологических, онкологических, психиатрических и др.). В настоящее время в России основными стационарными учреждениями являются центральные, районные, городские, областные и республиканские больницы. Уровень госпитализации населения составляет около 21%.

Современная региональная система состоит из трех групп больниц, различных по объему и функциям (ПРИЛОЖЕНИЕ Б). В первую группу входят больницы, которые обслуживают только местное население и выполняют локальные функции. Обычно они имеют отделения по терапии, хирургии, акушерству, инфекционным и эндемичным для района заболеваниям.

Вторую группу составляют больницы, которые осуществляют промежуточные функции и оказывают специализированную помощь населению более обширной территории. В них есть дерматологическое, офтальмологическое, оториноларингологическое, урологическое и другие отделения.

Третья группа включает крупные больницы, которые выполняют локальную, промежуточную и региональную функции, охватывают большую территорию широким спектром специализированной помощи (современная терапия рака, грудная хирургия, кардиология и т.д.).

Сельские больницы составляют отдельную, четвертую, группу. Они играют роль элементарного медицинского и больничного центра в отдаленных селах.

В зависимости от вида, объема и характера оказываемой медицинской помощи городские больницы подразделяются на многопрофильные и специализированные. По объему деятельности стационарные учреждения бывают различной категорийности (мощности), а по системе организации - объединенными или не объединенными с поликлиникой.

2.4 Амбулаторно-поликлиническая помощь

Амбулаторно-поликлиническая помощь - вид медицинской помощи, оказываемой больным на приеме в поликлинике (амбулатории) и при посещении больных медицинским работником на дому.

Амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается самостоятельными и объединенными с больницами поликлиниками, медико-санитарными частями, диспансерами, детскими поликлиниками, женскими консультациями, поликлиническими отделениями центральных районных больниц, амбулаториями сельских участковых больниц, врачебными амбулаториями. Кроме врачебных учреждений амбулаторно-поликлиническую помощь оказывают под руководством врачей фельдшерско-акушерские пункты (сельскому населению) и фельдшерские здравпункты (работающим на небольших предприятиях промышленности, транспорте, строительстве, предприятиях связи).

Основными лечебно-профилактическими учреждениями, оказывающими населению внебольничную помощь, являются многопрофильные поликлиники, в которых осуществляются приемы больных по 20-25 врачебным специальностям и более. В состав таких поликлиник входят различные специализированные отделения и кабинеты.

Особенностями амбулаторно-поликлинической помощи являются ее массовость и общедоступность, широкая взаимосвязь лечебной и профилактической медицины, возможность активного выявления ранних форм заболеваний, внедрение профилактики и специализированных видов внебольничной помощи, участковый принцип работы (см. Врачебный участок).

В основе всей деятельности территориальных амбулаторий и поликлиник лежит участковый принцип, а участковый врач-терапевт является ведущим специалистом. Принцип участковости распространяется также и на врачей других специальностей - акушеров, психиатров и др. Участковость позволяет установить систематическое мед. наблюдение за прикрепленным населением, обеспечивать мероприятия по формированию здорового образа жизни и предупреждению заболеваний.

Сеть территориальных и цеховых врачебных участков постоянно растет, они разукрупняются. Совершенствованию амбулаторно-поликлинической помощи способствуют ее специализация и создание многоуровневой системы. На первом уровне в территориальных поликлиниках и медсанчастях амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается, как правило, по основным врачебным профилям (терапевтическому, хирургическому, неврологическому, оториноларингологическому, офтальмологическому, дерматовенерологическому, гинекологическому). На втором уровне, в городских поликлиниках консультативно-диагностической помощи, функционируют специализированные кабинеты и отделения (урологические, эндокринологические, гастроэнтерологические, пульмонологические и др.). Третий уровень может быть представлен городскими центрами специализированной медпомощи, включающими поликлинический консультативный кабинет, стационарное отделение соответствующего профиля, а иногда и круглосуточную ургентную службу.

Амбулаторно-поликлиническая помощь взаимосвязана со скорой и стационарной медицинской помощью. От степени взаимодействия и преемственности в работе лечебно-профессиональных учреждений зависит эффективность не только амбулаторно-поликлинической помощи, но и всего лечебно-диагностического. Развитие амбулаторно-поликлинической помощи влияет на использование конечного фонда больниц и санаториев.

Взаимосвязь учреждений, оказывающих данный вид медицинской помощи, с другими медицинскими учреждениями обеспечивается документооборотом, совместными научно-практическими конференциями, практикой чередования в объединенных больничных учреждениях (врачи по очереди работают определенный срок в поликлинике и стационаре) и другими мероприятиями.

С целью повышения квалификации врачей амбулаторно-поликлинического звена в ряде институтов усовершенствования врачей организованы специальные курсы, кафедры, факультеты, в некоторых городах функционируют постоянно действующие семинары.

Большую роль в оказании амбулаторно-поликлинической помощи населению играют средние медработники (акушерка, медицинская сестра, средний медицинский работник, фельдшер). Медсестры поликлиник, амбулаторий, диспансеров и медсанчастей принимают активное участие во всех разделах работы по оказанию амбулаторно-поликлинической помощи - от работы по организации своевременного обслуживания посетителей в регистратуре и приема их врачами до непосредственного участия в профилактической работе, осуществления патронажа больных, беременных и новорожденных на дому, проведения иммунизации населения, помощи врачам на приеме, выполнения лечебно-диагностических, физиотерапевтических и других процедур, участия в восстановительном лечении. Медсестры осуществляют мероприятия по первичной профилактике, проводят санитарно-просветительскую работу, ведут учетно-отчетную медицинскую документацию (отчетность медицинская), оказывают помощь врачам в анализе эффективности работы амбулаторно-поликлинических учреждений и др.

2.5 Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, оказывается медико-социальная помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях бесплатно или на льготных условиях. Виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, устанавливаются Минздравсоцразвития Российской Федерации. Меры социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (за исключением помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими учреждениями), является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих медико-социальная помощь оказывается в предназначенных для этой цели учреждениях государственной системы здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Для отдельных категорий граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, сохраняется место работы на период их временной нетрудоспособности, устанавливаются меры социальной поддержки, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Меры социальной поддержки при оказании медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации утвердило перечни социально значимых и опасных для окружающих заболеваний.

К первой группе заболеваний отнесены туберкулез, гепатит В и С, СПИД, сахарный диабет, психические расстройства и расстройства поведения, злокачественные новообразования, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением.

К заболеваниям, представляющим опасность для окружающих, отнесены СПИД, вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, вирусные геморрагические лихорадки, гельминтозы, гепатит В и С, дифтерия, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, лепра, малярия, педикулез, акариаз, сибирская язва, туберкулез, холера, сaп и мелиоидоз, чума.

Людям, которые страдают опасными для окружающих заболеваниями, в соответствии со статьей 34 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) может проводиться и без их согласия.

Заключение

Мы выявили и исследовали актуальные проблемы современной медицинской помощи и в результате подводим итоги.

На сегодняшний день сформирована обширная система источников медицинского права, регулирующих всю многообразную систему правоотношений в сфере оказания медицинской помощи гражданам. Однако многие аспекты, касающиеся структуры, классификации, функционирования медицинских организаций, их принадлежности к определенным институтам власти и местного самоуправления, а также вопросы, касающиеся источников и порядка финансирования медицинских организаций, до сих пор остаются либо нечетко сформулированными, либо по их поводу возникают противоречия в различных нормативно-правовых актах. Решение данной проблемы подразумевает комплексный анализ всей законодательной системы с последующим ее уточнением и коррекцией. Безусловно, медицинское законотворчество представляет собой сложный научный процесс, который требует совместной кооперации юристов и врачей.

Исследуя принципы охраны здоровья граждан в современном российском обществе, мы выяснили главное - они направлены на защиту граждан и сохранение здоровья каждого индивидуума. Кроме того мы обозначили лиц, ответственных за соблюдение принципов охраны здоровья.

В ходе исследований правового положения граждан в области здравоохранения мы пришли к выводам, что все граждане нашей страны имеют право на медицинскую помощь, однако существуют категории граждан, имеющие ряд привилегий. Так например, инвалиды, беременные женщины, дети, ветераны, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагоприятных районах, военнослужащие имеют право на оказание специальных услуг.

По результатам исследования вопроса общей характеристики видов медицинской помощи, мы можем сказать, что существует классификация данной помощи на основании законодательства. Кроме того, нормативные документы чётко обозначают действия той или иной помощи, которую осуществляют медицинские и социальные работники.

Медико-социальная помощь включает в себя более широкий перечень услуг гражданам, чем медицинская помощь, и имеет специфические особенности (ПРИЛОЖЕНИЕ А). Осуществление медицинской помощи происходит посредством органов здравоохранения, а помощь медико-социальная осуществляется при содействии социальных органов.

Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, осуществляется безотлагательно.

Система стационарной медицинской помощи населению реализуется посредством больниц, ключевого элемента системы здравоохранения и основной точка приложения реформы в этой сфере. В своей работе мы раскрыли структуру управления больниц, их классификацию и задачи.

Амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается самостоятельными и объединенными с больницами поликлиниками, медико-санитарными частями, диспансерами, детскими поликлиниками, женскими консультациями, поликлиническими отделениями центральных районных больниц, амбулаториями сельских участковых больниц, врачебными амбулаториями. Амбулаторно-поликлиническая помощь взаимосвязана со скорой и стационарной медицинской помощью. От степени взаимодействия и преемственности в работе лечебно-профессиональных учреждений зависит эффективность не только амбулаторно-поликлинической помощи, но и всего лечебно-диагностического.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. № 6-ФКЗ (последняя редакция от 30.12.2008г.)

2Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (последняя редакция от 02.07.2013 г.)

3. Постановление Правительства РФ от 2 октября 2009 г. N 811 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год».

4. Федеральный Закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. (последняя редакция от 27.09.2013 № 253-ФЗ)

5. Алтов В.Д. Задачи по достижению здоровья для всех. СПб., 2009.

6. Беседкина Н.В. Медицинское право. Курс лекций. М., 2009.

7. Гавалев Р.Д. К вопросу о понятии и содержании конституционного права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь как неотчуждаемого права человека и гражданина. М., 2009.

8. Дмитриев Э.А. Медицинское право. М., 2009.

9. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. Учебник.М.: БЕК, 2008.

10. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения - Международный центр финансово-экономического развития. М.: Норма. - 2009.

11. Миняев В.А. Общественное здоровье и здравоохранение. М., 2008.

12. Мохов А.А. Медицинское право (правовое регулирование медицинской деятельности). Курс лекций. М., 2009.

13. Никифоров Г.С. Психология здоровья. М., 2008.

14. Сергеев А.И. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в системе основных личных и социально-экономических прав человека и гражданина в России. Хабаровск., 2008.

15. Тен Е.Е. Основы социальной медицины. М., 2008.

16. Чернов А.Ю. Организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации. М., 2009.

17. Черносвитов Е.В. Прикладная социальная медицина. М., 2009.

Подобные документы

    Характеристика сущности и основных видов медицинской помощи – врачебных, сестринских или иных, связанных с ними услуг, оказываемых производителями медицинских услуг и лечебно-профилактическими учреждениями. Перечень главных принципов охраны здоровья.

    контрольная работа , добавлен 24.10.2011

    Понятие, сущность и основные направления медико-социальной помощи беременным женщинам на современном этапе. Опыт работы в сфере медико-социальной помощи беременным женщинам в специализированных учреждениях на примере фельдшерско-акушерского пункта.

    дипломная работа , добавлен 11.01.2009

    Общие положения о государственной социальной помощи. Цели оказания государственной социальной помощи. Право на получение, порядок её назначения и отказ от неё. Цели оказания государственной социальной помощи. Социальное услуги, оказываемые гражданам.

    реферат , добавлен 14.01.2009

    Правовое регулирование охраны здоровья населения Краснодарского края. Государственные гарантии по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи. Основные принципы охраны здоровья граждан, добровольное и обязательное медицинское страхование.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2009

    Направление и принципы социальной помощи. Основные социальные проблемы семьи. Отклонения в поведении подростков. Формы и содержание социальной помощи "трудным" подросткам в социально–реабилитационном центре. Проблема предупреждения девиантного поведения.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2014

    Правовые основы системы социального обслуживания населения в России. Деятельность социальных служб, оказание бытовой, медицинской, педагогической и материальной помощи. Проведение адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2014

    Основы правового регулирования благотворительной деятельности в России. Оказание бескорыстной, безвозмездной помощи нуждающимся незнакомым людям. Предоставление моральной помощи. Развитие волонтерской деятельности. Социальная поддержка и защита граждан.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2016

    Понятие и основные принципы правового регулирования, его определение и механизм. Особенности оказания медико-социальной помощи отдельным группам населения, его нормативно-правовое обоснование. Оказание медицинской помощи городскому и сельскому населению.

    контрольная работа , добавлен 06.12.2010

    Социально-экономическая ситуация многодетных семей в России. Содержание социальной помощи семьям, имеющим три и более ребенка. Общее понятие о социально-бытовых услугах, материальной, натуральной помощи. Нормативно-правовая основа социальной защиты семей.

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Теоретические основы организации социальной помощи пожилым гражданам на современном этапе в России. Образ жизни и его значение для пожилых граждан. Деятельность центров социального обслуживания населения, порядок их работы и структурные подразделения.