Штраф за не проведение анализа пищевой продукции. Проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил


Анализ административной практики Ростехнадзора за апрель-июль 2015 года показывает, что все чаще результатом плановых и внеплановых проверок становится наложение штрафов на организации, эксплуатирующие ОПО. Как правило, инспекторы ФСЭТАН накладывают взыскания за нарушения основных положений Федерального закона № 116 от 21.07.1997 г., действующих ФНП и других нормативных актов в сфере промышленной безопасности, руководствуясь ст. 9.1, 9.19, 14.1, 19.5, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В данной статье мы подробно разберем, на каком основании могут быть оштрафованы владельцы ОПО, и приведем примеры из практики работы Ростехнадзора.

Итак, организации, эксплуатирующие ОПО, по результатам проверок ФСЭТАН могут быть привлечены к административной ответственности на основании:

- ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) - нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО, что влечет наложение штрафа:

  • на граждан - от 2000 до 3000 рублей;
  • на должностных лиц - от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;
  • на юридических лиц - от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
К гражданам относится линейный персонал, работающий на ОПО. Должностным лицом может быть руководитель организации, его заместитель, главный инженер и т.д.
В числе самых распространенных и часто встречающихся «нарушений требований промышленной безопасности» Ростехнадзор в своих предписаниях выделяет:
  • Отсутствие Положения о порядке технического расследования причин инцидентов (ПРИ), согласованного с территориальным управлением ФСЭТАН.
  • Отсутствие Плана мероприятий по локализации и ликвидации аварий на ОПО (ПМЛА) либо отсутствие согласования ПМЛА с руководителем аварийно-спасательного формирования.
  • Отсутствие в Сведениях, характеризующих ОПО, полного перечня технических устройств, фактически применяемых на объекте.
  • Отсутствие заключений экспертизы промышленной безопасности для технических устройств, зданий и сооружений на ОПО с истекшим сроком службы (безопасной эксплуатации).
  • Отсутствие у руководителей и/или специалистов аттестации по общим и специальным требованиям промышленной безопасности.
  • Применение на ОПО оборудования в неисправном состоянии.
  • Отсутствие надлежащим образом оформленной технической документации на оборудование, применяемое на ОПО (паспорта, руководства по эксплуатации) и др.
Нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промбезопасности ОПО представлены следующими формулировками:
  • не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности в связи с изменением наименования лицензируемого вида деятельности и/или в связи с изменением наименования выполняемых работ (оказываемых услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности;
  • отсутствие на ОПО I, II и III классов опасности Планов мероприятий по локализации и ликвидации аварий;
  • нарушение иных требований, указанных в разделе 5 Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 г. N 492).
Привлекая владельцев ОПО к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, Ростехнадзор в большинстве случаев накладывает минимальный штраф 200 000 рублей на юридическое лицо и минимальный штраф 20 000 рублей на должностное лицо (чаще всего - сотрудник, ответственный за производственный контроль).

Штраф может быть выписан как за одно конкретное нарушение, так и за группу нарушений требований промышленной безопасности или условий лицензий. К примеру, Центральное управление Ростехнадзора по результатам плановой выездной проверки привлекло ООО «Русские колбасы» (г. Щелково Московской обл.) к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа на юридическое лицо - 200 тыс. руб. и на должностное лицо - 20 тыс. руб. за следующие нарушения:

  • предприятием не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
  • не разработан план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;
  • отсутствует журнал учета аварий и инцидентов, произошедших на ОПО;
  • сроки проведения режимно-наладочных испытаний водогрейных котлов просрочены.
  • не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО;
  • ответственный за осуществление производственного контроля исполняет обязанности без наличия аттестации на знание общих требований промышленной безопасности.
Аналогичные санкции - штраф на общую сумму 220 000 рублей - применило Межрегиональное технологическое управление Ростехнадзора к ООО «СтройТранс» (г. Москва) в результате проверки соблюдения лицензионных требований (условий лицензий). ФСЭТАН выявила следующие нарушения:
  • не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
  • не осуществляется комплекс мероприятий, включающих мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сети газопотребления: не проводится техническое обслуживание внутреннего газопровода и ГРУ, своевременное восстановление слоя окраски наружного газопровода;
  • отсутствует порядок проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО;
  • в процессе эксплуатации газоиспользующего оборудования не проводятся с периодичностью 1 раз в 3 года режимно-наладочные мероприятия.
В ряде случае инспекторы ФСЭТАН прибегают к иному виду административного наказания - приостановлению деятельности организации, эксплуатирующей ОПО. Так, МТУ Ростехнадзора через суд привлекло ООО «СтрИнКом» (г. Москва) к административной ответственности в виде временного приостановления деятельности сроком на 60 суток за следующие нарушения: - ч. 2 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) -нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на ОПО, что влечет наложение штрафа:
  • граждан - от 4000 до 5000 рублей;
  • на должностных лиц - от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 1,5 лет;
  • на юридических лиц - от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Данный вид административных правонарушений в сфере ПБ встречается не так часто в силу малого количества ОПО, на которых хранятся, получаются и используются взрывчатые вещества. Однако в информационных сообщениях Ростехнадзора имеются примеры и по данному виду штрафных санкций.

Так, Центральное управление ФСЭТАН по результатам плановой проверки привлекло акционерное общество «Научно-исследовательский инженерный институт» к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа на общую сумму 330 тыс. рублей. Был наложен минимальный штраф: 300 000 руб. на юридическое лицо и 30 000 руб. на должностное лицо. Основанием для наложения штрафа послужили следующие нарушения:

  • лицензия предприятия на осуществление деятельности по эксплуатации ОПО не предусматривает виды работ по хранению воспламеняющихся, окисляющихся, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды;
  • положение о производственном контроле (ППК) не соответствует требованиям промбезопасности;
  • на предприятии отсутствует книга учета выдачи и возврата взрывчатых материалов;
  • комиссией по проверке правильности учета, хранения и наличия взрывчатых материалов на складах не проводятся соответствующие ежемесячные проверки;
  • лица, ответственные за осуществление производственного контроля на ОПО, не прошли аттестацию в области промышленной безопасности;
  • ограда территории склада взрывчатых материалов не соответствует требованиям правил безопасности и имеет высоту менее 2 метров, имеются провисания колючей проволоки;
  • в зданиях складов возле стеллажей и штабелей отсутствуют таблички с указанием взрывчатых веществ, их количества, номера партии, даты изготовления и гарантийного срока хранения;
  • отмостки складов подвергнуты разрушению, имеются локальные трещины, внутри складов имеются локальные повреждения стен и потолка, трещины и отслоения побелки, полы подвержены деформации.
- ч. 3 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) - грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО, что влечет наложение штрафа:
  • на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
  • на юридических лиц - от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Грубым принято считать такое нарушение требований промышленной безопасности ОПО, которое привело или может привести к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

Грубыми нарушениями условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности являются нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а"-"г", "е"-"п" и "с"-"у" пункта 5 Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 г. № 492), которые повлекли за собой:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства (п. 11 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
По данному виду штрафных санкций Ростехнадзор в большинстве случаев наказывает владельцев ОПО административным приостановлением деятельности. Это объясняется тяжестью фактических и возможных последствий выявленных нарушений.

Приведем несколько примеров.

Так, Западно-Уральское управление Ростехнадзора по итогам внеплановой проверки через суд приостановило деятельность котельных ООО «Скальнинское ЖКХ-Сервис» в Чусовском районе Пермского края на 60 суток. Инспекторы выявили, что на котельных не проводится техническое обслуживание и плановые ремонты оборудования и автоматики безопасности котлов, к работе допускается персонал, не прошедший очередной аттестации, эксплуатируется котельное оборудование, не введенное в эксплуатацию в установленном порядке, не внесены изменения в лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта, отсутствуют полисы обязательного страхования. Указанные нарушения, по мнению специалистов ФСЭТАН, создают реальную угрозу жизни и безопасности людей. Поэтому предприятие было привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ.

В свою очередь Верхне-Донское управление Ростехнадзора вынесло несколько подобных решений. В мае 2015 сотрудники территориального управления ФСЭТАН приостановили на 10 суток деятельность по эксплуатации сосуда для транспортировки и хранения в составе автомобильной газозаправочной станции (ИП Гридина А.В., Курская область). В ходе проверки выяснилось, что на сосуде не работают контрольно-измерительные приборы, что угрожает причинением вреда жизни, здоровью граждан и обслуживающего персонала.

В июле 2015 года специалисты Верхне-Донского управления РТН, руководствуясь ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, приостановили деятельность ООО «Алтиус Инжинеринг и Констракшн» по эксплуатации башенных кранов КБ 408.21 и КБМ-401П. В ходе проверки были выявлены грубые нарушения требований промышленной безопасности, представляющие угрозу жизни и здоровью людей. А именно: применение башенных грузоподъёмных кранов КБ 408.21 и КБМ-401П на строительной площадке осуществлялись в охранной зоне воздушной линии электропередачи ЛЭП 110кВ без согласования с владельцем линии, эксплуатация кранов велась с отступлениями от требований проекта производства работ кранами.

Административные правонарушения по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ фиксируются и наказываются и в московском регионе. Так, МТУ Ростехнадзора в апреле 2015 года была приостановлена на 60 суток деятельность ООО «ПромСтройГарант» по эксплуатации козлового крана. Инспекторы ФСЭТАН в ходе проверки выявили, что работа с техническим устройством ведется при неисправных ограничителях, износе элементов механизмов и рельсов кранового пути. Это, по мнению специалистов РТН, может угрожать жизни, здоровью граждан и персонала, работающего на ОПО.

- ч. 4 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) - дача заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности (если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния), что влечет наложение штрафа:

  • на должностных лиц - от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 2 лет;
Часть 4 статьи 9.1 КоАП РФ вступила в действие с 1 января 2014 года и ориентирована в большей степени на экспертные центры, которые имеют лицензию на право проведения экспертизы промышленной безопасности и составления заключения ЭПБ. Следует отметить, что эксперты в области промышленной безопасности, совершившие при проведении ЭПБ административные правонарушения, предусмотренные ч. 4 ст. 9.1, несут административную ответственность как должностные лица. В ходе проведенного анализа не удалось найти в открытых источниках примеров применения со стороны Ростехнадзора и других ведомств этого вида штрафных санкций.

- ст. 9.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) -несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Эксплуатация опасных объектов (перечень дан в ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ), за исключением ввода в эксплуатацию, без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта влечет наложение штрафа:

  • на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 2 лет;
  • на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 рублей.
Чаще всего на основании данной статьи КоАП РФ Ростехнадзор штрафует организации, эксплуатирующие лифты (которые перестали быть ОПО, но остались опасными объектами и подлежат обязательному страхованию), в ходе проверок на предмет соответствия этих ГПМ требованиям ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов». Однако в информационных сообщениях ФСЭТАН удалось найти примеры административного наказания только владельцев ОПО по статье 9.19 КоАП РФ.

Так, Печорское управление ФСЭТАН в ходе административного расследования в отношении ООО «Монтажсервиском» выявило, что предприятие эксплуатирует Сеть газопотребления (Республика Коми, г. Ухта, п. Шудаяг) без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта. Инспекторы Ростехнадзора привлекли ООО «Монтажсервиском» к административной ответственности по статье 9.19 КоАП РФ в виде административного штрафа на сумму 300 000 рублей.

- ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) -Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

Основными нарушениями по данному виду штрафных санкций принято считать:

  • Непредставление или несвоевременное представление сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (так называемый отчет о производственном контроле). Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ отчет о ПК подается в территориальные органы Ростехнадзора до 1 апреля соответствующего календарного года.
  • Непредставление или несвоевременное представление информации об инцидентах, произошедших на ОПО . Согласно п. 35 Раздела 2 Приказа Ростехнадзора от 19 августа 2011г. № 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов…» отчет об инцидентах представляется в территориальные органы Ростехнадзора не реже 1 раза в квартал.
Следует отметить, что в большинстве случаев непредставление или несвоевременное представление в Ростехнадзора отчета о производственном контроле либо квартального отчета об инцидентах квалифицируется как нарушение требований промышленной безопасности, что влечет наложение штрафа по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Однако при повторном непредставлении информации с учетом выявленных несоответствий владельцы ОПО привлекаются к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ с наложением административного штрафа:
  • на граждан - от 100 до 300 рублей;
  • на должностных лиц - от 300 до 500 рублей;
  • на юридических лиц - от 3000 до 5000 рублей.
- ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) - Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.

В данном случае речь идет о предписании Ростехнадзора, которое обязывает владельцев ОПО устранить выявленные в ходе проверки нарушения. Нас интересует прежде всего часть 11 статьи 19.5 -Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, что влечет наложение штрафа:

  • на должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • на юридических лиц - от 400 000 до 700 000 рублей.
За невыполнение даже одного пункта выданного предписания могут быть наложены штрафные санкции. А когда таких пунктов больше, штраф неизбежен.

В практике Ростехнадзора достаточно примеров применения административного наказания по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ. Так, в марте-апреле 2015 года Межрегиональное технологическое управление ФСЭТАН привлекло к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ ОАО «Фабрика-химчистка № 2» за невыполнение 18 пунктов ранее выданного предписания и назначило наказание в виде штрафа на сумму 400 тысяч рублей.

В конце июля 2015 года то же МТУ Ростехнадзора оштрафовало по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ ООО «ППК медная фольга» на сумму 400 тысяч рублей. Эксплуатирующая ОПО организация не выполнила всего лишь 2 пункта ранее выданного предписания.

- ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) - Уклонение от исполнения административного наказания.

И такое может случиться с владельцем ОПО. Отсутствуют финансовые средства, урезали бюджет, бухгалтерия опоздала с переводом денег… Как результат - неуплата штрафа в срок, что влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного взыскания, но не менее одной тысячи рублей.

Производственному контролю в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» посвящена отдельная статья 11 «Требования к организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности».

Статья 11. Требования к организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и управления промышленной безопасностью

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 22-ФЗ.

1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.*11.1)

2. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. *11.2)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2013 года Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 22-ФЗ.

3. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I или II класса опасности, обязаны создать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование.

4. Системы управления промышленной безопасностью обеспечивают:

  • определение целей и задач организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в области промышленной безопасности, информирование общественности о данных целях и задачах;
  • идентификацию, анализ и прогнозирование риска аварий на опасных производственных объектах и связанных с такими авариями угроз;
  • планирование и реализацию мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах, в том числе при выполнении работ или оказании услуг на опасных производственных объектах сторонними организациями либо индивидуальными предпринимателями;
  • координацию работ по предупреждению аварий и инцидентов на опасных производственных объектах;
  • осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
  • безопасность опытного применения технических устройств на опасных производственных объектах в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
  • своевременную корректировку мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
  • участие работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в разработке и реализации мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
  • информационное обеспечение осуществления деятельности в области промышленной безопасности.
    (Пункт дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 22-ФЗ)

5. Требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 22-ФЗ).

Производственный контроль должен осуществляться в соответствии с требованиями «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте».

Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 263
«Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте»

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Утвердить прилагаемые Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.
  2. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также федеральным органам исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, в пределах своих полномочий обеспечить контроль за проведением организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, необходимых мероприятий по реализации Правил, указанных в пункте 1 настоящего постановления.

Правила

организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте

(утв. постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 263)

  1. Настоящие Правила устанавливают обязательные требования к организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты (далее соответственно — эксплуатирующая организация, производственный контроль).
  2. Утратил силу.
  3. Эксплуатирующая организация (обособленные подразделения юридического лица в случаях, предусмотренных положениями об обособленных подразделениях) на основании настоящих Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации.

Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица).

Заверенная руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица) копия положения о производственном контроле представляется в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по месту нахождения опасных производственных объектов, а в отношении эксплуатирующих организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, — также в эти федеральные органы исполнительной власти.

3.1. Положение о производственном контроле содержит:

  • должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля или описание организационной структуры службы производственного контроля;
  • права и обязанности работника или должностных лиц службы производственного контроля, ответственных за осуществление производственного контроля;
  • порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований промышленной безопасности, а также подготовки и регистрации отчетов об их результатах;
  • порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на опасных производственных объектах;
  • порядок принятия и реализации решений по обеспечению промышленной безопасности с учетом результатов производственного контроля;
  • порядок принятия и реализации решений о диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;
  • порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах;
  • порядок организации расследования и учета аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
  • порядок учета результатов производственного контроля при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников эксплуатирующей организации;
  • порядок принятия и реализации решений о проведении экспертизы промышленной безопасности;
  • порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
  • порядок подготовки и представления сведений об организации производственного контроля.
  1. Производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.
  2. Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и Российская академия наук обеспечивают деятельность по организации и осуществлению производственного контроля на подведомственных им опасных производственных объектах.

  1. Основными задачами производственного контроля являются:

а) обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;

б) анализ состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации, в том числе путем организации проведения соответствующих экспертиз;

в) разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде;

г) контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

д) координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий;

е) контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;

ж) контроль за соблюдением технологической дисциплины.

  1. Производственный контроль в эксплуатирующей организации осуществляют назначенный решением руководителя организации работник или служба производственного контроля.
  2. Функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, рекомендуется возлагать:
  • на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации — если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет менее 150 человек;
  • на специально назначенного работника — если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет от 150 до 500 человек;
  • на руководителя службы производственного контроля — если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет более 500 человек.
  1. Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен иметь:
  • высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта;
  • стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли;
  • удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности.

10. Обязанности и права работника , ответственного за осуществление производственного контроля, определяются в положении о производственном контроле, утверждаемом руководителем эксплуатирующей организации, а также в должностной инструкции и заключаемом с этим работником договоре (контракте).

11. Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан:

а) обеспечивать проведение контроля за соблюдением работниками опасных производственных объектов требований промышленной безопасности;

б) разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации;

в) проводить комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности, выявлять опасные факторы на рабочих местах;

г) ежегодно разрабатывать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и специальной оценки условий труда;

д) организовывать разработку планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II или III классов опасности;

е) организовывать работу по подготовке проведения экспертизы промышленной безопасности;

ж) участвовать в техническом расследовании причин аварий, инцидентов и несчастных случаев;

з) проводить анализ причин возникновения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и осуществлять хранение документации по их учету;

и) организовывать подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности;

к) участвовать во внедрении новых технологий и нового оборудования;

л) доводить до сведения работников опасных производственных объектов информацию об изменении требований промышленной безопасности, устанавливаемых нормативными правовыми актами, обеспечивать работников указанными документами;

м) вносить руководителю организации предложения:

о проведении мероприятий по обеспечению промышленной безопасности;

об устранении нарушений требований промышленной безопасности;

о приостановлении работ, осуществляемых на опасном производственном объекте с нарушением требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников, или работ, которые могут привести к аварии или нанести ущерб окружающей природной среде;

об отстранении от работы на опасном производственном объекте лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию по промышленной безопасности;

о привлечении к ответственности лиц, нарушивших требования промышленной безопасности;

н) проводить другие мероприятия по обеспечению требований промышленной безопасности.

12. Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обеспечивает контроль за:

а) выполнением условий лицензий на виды деятельности в области промышленной безопасности;

б) строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасных производственных объектов, а также за ремонтом технических устройств, используемых на опасных производственных объектах, в части соблюдения требований промышленной безопасности;

в) устранением причин возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев;

г) своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;

д) наличием документов об оценке (о подтверждении) соответствия технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

е) выполнением предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, а также соответствующих федеральных органов исполнительной власти по вопросам промышленной безопасности.

13. Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, имеет право:

а) осуществлять свободный доступ на опасные производственные объекты в любое время суток;

б) знакомиться с документами, необходимыми для оценки состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;

в) участвовать в разработке деклараций промышленной безопасности;

г) участвовать в деятельности комиссии по расследованию причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;

д) вносить руководителю организации предложения о поощрении работников, принимавших участие в разработке и реализации мер по повышению промышленной безопасности.

14. Эксплуатирующие организации представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а эксплуатирующие организации, подведомственные указанным в пункте 3 настоящих Правил федеральным органам исполнительной власти, — также в эти федеральные органы исполнительной власти или в их территориальные органы.

14.1. Сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно, до 1 апреля, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или в его территориальный орган в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

15. В состав сведений об организации производственного контроля включается следующая информация:

а) план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год;

б) организация системы управления промышленной безопасностью;

в) фамилия работника, ответственного за осуществление производственного контроля, его должность, образование, стаж работы по специальности, дата последней аттестации по промышленной безопасности;

г) утратил силу;

д) результаты проверок, устранение нарушений, выполнение предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

е) готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;

ж) копии полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте;

з) состояние технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

и) утратил силу;

к) утратил силу;

л) утратил силу;

м) инциденты и несчастные случаи, происшедшие на опасных производственных объектах;

н) подготовка и аттестация руководителей, специалистов и других работников, занятых на опасных производственных объектах, в области промышленной безопасности.

16. Требования к форме предоставления сведений об организации производственного контроля устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Кто должен разрабатывать положение о производственном контроле и когда оно считается принятым? Что содержит в себе СанПиН по производственному контролю? Как выглядит образец журнала по контролю?

Чем сложнее производство, тем больше факторов, способных повлиять на качество готовой продукции, безопасность труда и экологическую обстановку на предприятии.

Чтобы исключить или минимизировать воздействие вредных веществ, излучений, вибраций и прочих нежелательных явлений на окружающую среду и здоровье человека, вводят производственный контроль.

О том, что собой представляет такое мероприятие и какие конкретные задачи выполняет, я, Денис Кудерин, подробно расскажу в новой публикации.

В конце статьи вас ждёт обзор надёжных компаний, которые проводят производственный контроль профессионально, быстро и в точном соответствии с нормативами, установленными законодательством.

1. Что такое производственный контроль и для чего он нужен

Блага цивилизации не даются даром. Промышленные предприятия неизбежно воздействуют на окружающую среду и изменяют её. Подвергается опасности и человеческое здоровье. Почти любое производство так или иначе влияет на экологию и жизненные показатели занятых на нём сотрудников.

С целью минимизировать негативные факторы на предприятиях вводят обязательный производственный контроль. Его главная задача – сохранить жизнь и здоровье людей. Для трудящихся создаются благоприятные условия, при необходимости их обеспечивают индивидуальными средствами защиты.

– совокупность мероприятий, направленных на оценку экологической обстановки на предприятиях. Цель таких проверок – оценить химическую, бактериологическую и радиоактивную загрязнённость производства, выявить факторы, способные повлиять на здоровье сотрудников и экосистемы.

В ходе производственного контроля проверяют:

  • производственное оборудование;
  • конструктивные элементы зданий и помещений;
  • сырье и расходные материалы;
  • выпускаемую продукцию;
  • производственные показатели на рабочих местах – шумы, вибрацию, электромагнитные поля, уровень радиации и т.д.;
  • воздушное пространство внутри производственных помещений и снаружи;
  • спецодежду.

Процедуры производственного контроля (ПК) обязательны для любого промышленного предприятия. Особые условия применяются к предприятиям с установленным классом опасности.

Опасным признают любой объект, на котором имеются котельные, дымовые трубы, грузоподъёмные механизмы, промышленное оборудование и т.д. Периодичность проверок зависит от параметров контроля.

Пример

Уровень вредных веществ для предприятий 1 класса опасности рекомендуется измерять не реже 1 раза в 10 дней. Для объектов 2 класса опасности – примерно раз в месяц, 3-4 классов – раз в квартал.

Главная цель производственного контроля – исключить даже малейшую вероятность вредного воздействия на здоровье людей. Основной документ, регламентирующий проверочные мероприятия, называется «Положение о контроле на производстве».

Положение определяет порядок и периодичность проведения оценочных процедур и содержит требования к таковым. Необходимость разработки документа регламентирована постановлением Правительства.

Положение составляется с учётом основного профиля и индивидуальных характеристик конкретного предприятия.

Этот документ оформляют либо сотрудники, отвечающие за экологическую безопасность на производстве (инженеры по производственному контролю), либо сторонние специалисты или организации, компетентные в этом вопросе.

Затем Положение утверждает руководитель предприятия, после чего копия передается в территориальное отделение Роспотребнадзора по месту нахождения потенциально опасного объекта. Только после этого Положение считается принятым.

Предприятие обязано:

  • соблюдать правила безопасности, установленные положениями;
  • своевременно оценивать и проверять потенциально опасные параметры на самом производстве и пределах санитарно-гигиенической зоны предприятия;
  • раз в год подавать обязательный отчёт о ПК в Роспотребнадзор.

Программа контроля на производстве составляется юрлицом или частным предпринимателем ещё до запуска собственного бизнеса. Это обязательная часть разрешительных документов.

Вид 4. Санитарный контроль

Здесь всё просто – этот вид проверок нужен, чтобы знать, соответствуют ли рабочие процессы санитарным нормам и выполняются ли на предприятии требования СанПиН. Особенно актуален санитарный контроль на объектах, занятых в сфере производства продуктов питания, и заведениях общепита.

Вид 5. Финансовый контроль

В рамках финансового контроля проверяют, насколько рационально предприятие использует свои материальные ресурсы. Не обязательно это деньги, сюда входят любые активы, составляющие основной капитал компании.

Таблица демонстрирует практическую пользу основных видов ПК:

3. Какие задачи выполняет производственный контроль – 5 главных задач

Функции производственного контроля многообразны и многочисленны.

Рассмотрим в подробностях 5 главных задач.

Задача 1. Контроль за соблюдением технологической дисциплины

Чем точнее соблюдаются технологии, тем выше качество продукции. Своевременная проверка гарантирует также экологическую безопасность производства и отсутствие вредного воздействия на персонал.

Лицо, отвечающее за эту задачу – главный технолог. Он следит, чтобы производственный цикл был стабильным и рациональным, разрабатывает и внедряет новые технологии.

Задача 2. Анализ состояния промышленной безопасности

Лица, ответственные за промбезопасность, должны постоянно отслеживать факторы влияния, выявлять слабые места системы безопасности, проводить профилактические работы, предупреждающие аварии и смягчающие их возможные последствия.

Показатели уровня промышленной безопасности зависят от отрасли производства. Аварийность в горнодобывающей отрасли или в химической промышленности по определению выше, чем на фабрике мягких игрушек.

Поэтому об уровне безопасности судят не по количеству травм или случаев профессиональных заболеваний на предприятии, а по числу выявленных нарушений и скорости реагирования руководства на такие факты.

Задача 3. Разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности

Разрабатывать меры по улучшению показателей безопасности и внедрять их в практику – не абстрактная цель, а обязанность руководства. Мероприятия, повышающие безопасность производства, обязательно фиксируются в ежегодных отчётах и журналах ПК.

Руководители опасных объектов обязаны создавать на производстве системы управления безопасностью и обеспечивать их эффективную работу.

Задача 4. Контроль за соблюдением требований промышленной безопасности

Проверять, соблюдены ли требования безопасности, обязаны инженеры ПК или другие ответственные лица, а также руководители объекта и государственные структуры.

Сведения о контрольных проверках и мероприятиях направляются в Роспотребнадзор и другие органы в письменном либо в электронном виде, заверенные печатью и подписью руководителя предприятия.

Задача 5. Координация работ, направленных на предотвращение аварий на опасных участках производства

ПК координирует и инициирует работы по предупреждению аварийных ситуаций на потенциально опасных участках объекта. Специалисты обучают сотрудников правилам поведения при аварии и показывают, как пользоваться индивидуальными средствами защиты.

4. Порядок проведения производственного контроля – 7 основных этапов

Не всегда в штате компании целесообразно держать на окладе инженера по производственному контролю. Дешевле заключить соглашение с профессиональными организациями, которые займутся производственным контролем тогда, когда вам это потребуется.

Читайте пошаговый алгоритм, как это сделать.

Этап 1. Выбор компании для осуществления контроля

Для начала надо выбрать надёжного партнёра.

Критерии выбора стандартные:

  • длительный срок работы на рынке;
  • квалифицированный персонал;
  • отзывы других компаний о работе с организацией;
  • наличие необходимого оборудования и аккредитованной лаборатории для проведения исследований;
  • умеренные цены.

В следующем разделе представлены несколько надёжных и проверенных фирм такого профиля. Выбирайте их, не ошибётесь.

Этап 2. Заключение договора и оплата услуг

Далее с фирмой заключается официальный договор на оказание услуги ПК. Компания обязуется взять на себя все этапы мероприятия вплоть до составления отчетных документов. Эти документы имеют юридическую силу в Роспотребнадзоре и других проверяющих органах.

Думаю, нет нужды говорить, что подписывать договор стоит только после внимательного прочтения. Лучше, если с ним ознакомится штатный юрист вашей организации.

Этап 3. Разработка и утверждение программы производственного контроля

Нанятые специалисты изучают профиль работы предприятия и разрабатывают программу ПК в соответствии с установленными правилами и статьями Законодательства. Утверждает этот документ непосредственно руководитель организации.

Этап 4. Оценка физических и химических факторов

Следующая стадия – профессиональная оценка факторов, влияющих на условия труда, качество продукции и экологическую безопасность. Специалисты измеряют химические и физические параметры: температуру, шумы, вибрацию, радиацию, электромагнитное излучение, состав расходных материалов, содержание вредных веществ в производственных отходах.

Этап 5.

Такая проверка, как правило, требуется на предприятиях, занятых в медицинской отрасли и в сфере пищевой промышленности.

Биологические факторы – это патогенные микроорганизмы, токсины, материалы, способные содержать бактерии и вирусы. Их наличие проверяют на рабочих местах, в сырье, на складах и в готовых изделиях. Особое внимание уделяют пищевым продуктам.

Этап 6. Оценка состояния здоровья работников организации

Здоровье сотрудников – главное достояние предприятия. В ходе ПК выявляются профессиональные заболевания, оценивается физическое состояние работников, измеряются жизненные показатели, проверяется соблюдение санитарных нормативов.

Этап 7. Подготовка отчета о проделанной работе

Финальный этап – отчёт о проделанной работе. Документ содержит протоколы проведенных испытаний, результаты лабораторных и инструментальных исследований, оценки экологической обстановки на производстве. Бумаги оформляются в соответствии с требованиями Роспотребнадзора и Росаккредитации.

Если выявлены недостатки, специалисты предлагают меры по их устранению.

5. Где заказать проведение производственного контроля – обзор ТОП-3 компаний по предоставлению услуг

Обещанный обзор надёжных организаций, которые помогут провести производственный контроль или составить его программу для выдачи разрешения на бизнес.

Читайте, сравнивайте и делайте выбор.

1) Ecostandard Group

Основной профиль компании EcoStandard, основанной в 1997 году, экологические и инженерные изыскания. Помимо этого, организация проводит производственный контроль, внедряет на предприятиях безопасные «зелёные» технологии, разрабатывает проектные документы.

У фирмы большой опыт сотрудничества с объектами федерального значения, крупными международными корпорациями, а также с представителями малого и среднего бизнеса.

У компании собственный аккредитованный лабораторный центр, оснащённый современным оборудованием. Здесь оценят влияние физических и химических факторов на человека и среду, исследуют почву, воду, пищевые продукты, стройматериалы на соответствие санитарным требованиям. Отдельное направление деятельности – « ».

Компания одной из первых в стране вошла в список аккредитованных Минздравом организаций, имеющих право проводить ПК и аттестацию рабочих мест. Заказывайте здесь и любые другие виды ПК на предприятиях. Другие направления деятельности «Городского Центра Экспертиз» - аудит в сфере охраны труда, обучающие семинары для персонала, разработка тематической документации, внедрение на предприятии экологического менеджмента и менеджмента профбезопасности и здоровья.

Юридический центр «Экобарьер» специализируется на разработке программ ПК и проведении процедур контроля на предприятии заказчика. Все штатные сотрудники компании имеют опыт работы по специальности не менее 5 лет.

Факты и цифры:

  • 15 лет на рынке ПК;
  • разработано более 9 000 готовых программ для предприятий общественного питания, пищевых производств и других отраслей;
  • клиенты «Экобарьера» - РЖД, ВТБ 24, Мосводоканал, Департамент Здравоохранения Правительства Москвы.

Специалисты выполнят все требуемые этапы контроля и подготовят действенные предложения по улучшению санитарной обстановки на объекте.

6. Как сэкономить на проведении производственного контроля – 3 простых совета

Грамотный и быстрый производственный контроль стоит денег. Если вы начинающий предприниматель, профессиональные услуги влетят в копеечку.