Институт правовой ответственности в сфере образования. Виды правонарушений в сфере образования

Понятие правовой ответственности. В научной литературе существуют различные точки зрения на содержание понятия правовой ответственности. Одни ученые-правоведы делают вывод, что юридической ответственностью называется применение к лицу, совершившему правонарушение, мер государственного принуждения, предусмотренных нарушенной нормой, в установленном для этого процессуальном порядке. Другие признают, что юридическая ответственность есть особое предусмотренное нормами права, отношение между нарушителями требований права и государством в лице определенных его органов. Третьи полагают под юридической ответственностью собственно установленную государством меру принуждения за совершенное правонарушение.

Известный ученый С.С. Алексеев связывает сущность юридической ответственности с применением государственного принуждения. Практически те же мысль высказывает и другой ученый-правовед Е.А. Суханов, определяя юридическую ответственность как одну из форм государственно-принудительного воздействия на нарушителей норм права, заключающуюся в применении к ним предусмотренных законом санкций – мер ответственности, влекущих для них неблагоприятные последствия.

В то же время иная точка зрения связывает установление правовой ответственности с санкцией правовой нормы, где под санкцией понимают ту ее часть в которой указываются последствия невыполнения или выполнения самого правила поведения (диспозиция нормы). Санкции различаются в зависимости от характера правовой нормы.

Вопрос о любой ответственности возникает лишь тогда, когда соответствующие общеобязательные правила нарушаются. Юридическая ответственность рассматривается как реакция государства на совершенное правонарушение.



Основания ответственности. Правовая ответственность связывается с нарушением норм права, под которым понимают, в первую очередь, правила, закрепленные в нормативных правовых актах, в частности, в законах.

Правонарушение как противоправное, виновное, общественно вредное деяние представляет собой основание юридической ответственности.

Как правило, основным признаком правонарушения в теории права признается общественная вредность и опасность. Именно это отграничивает правомерное деяние от противоправного. Будучи объективным свойством правонарушения, противоправность отражает сущность правонарушения как посягательства на социальные блага, представляемые, защищаемые правом, другими словами, на субъективные права, свободы и охраняемые законом интересы личности. Таким образом, следует вывод, что правовая ответственность наступает за покушение на права, свободы, охраняемые законом интересы человека и гражданина.

Противоправное поведение нарушает нормы права или общеправовые принципы российского права, либо отдельных его институтов. Под нарушением норм или принципов права понимается несоблюдение лицом юридических обязанностей, независимо от того, вытекают ли эти обязанности из запретов или нет.

Существование ответственности в своем большинстве свидетельствует о наличии юридического запрета , выражаемого в санкции нормы. Действующее законодательство об образовании практически не содержит специальных норм, предусматривающих основания и меры юридической ответственности за правонарушения, возникающие в связи с осуществлением образовательной деятельности, образовательного процесса.

Вот несколько примеров:

1. Государственный вуз организовал объявленный публично набор студентов на платное обучение по одной из специальностей, установив определенную цену за проведение вступительных экзаменов и обучение. Однако значительный недобор вынудил вуз отказаться от организации обучения по этой специальности, а студентам (их уже приказом зачисли в число студентов) было предложено осуществить образование по родственной специальности, но с оплатой в два раза большей.

2. В ряде рекламных объявлений рекламодателем – государственным вузом – было обещано абитуриентам, что в итоге обучения им будет выдан диплом государственного образца Гознака. При этом упомянутый вуз не имел на тот момент свидетельства о государственной аккредитации. В других случаях абитуриентам предлагается обучение по весьма увлекательным направлениям, однако, не установленным ни одним нормативным правовым актом.

3. Одним из наиболее распространенных нарушений прав обучающегося в образовании является унижение педагогом его достоинства в форме обидного для школьника, студента, слушателя высказывания, клички и т.п. Определенные меры ответственности предусмотрены Уголовным кодексом, но только для тех случаев, когда признается особая тяжесть противоправного деяния.

4. Актуальной проблемой современного российского образования является обеспечение качества образования. Можно утверждать, что в соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право именно на качественное образование, т.е. на образование определенного качества, оформленного в форме нормативно установленных требований, в первую очередь, государственного образовательного стандарта. В связи с этим объективно встает вопрос об ответственности, в том числе правовой, лиц, не обеспечивающих надлежащее качество обучения, воспитания. В конечном итоге последствия некачественного образования сказываются не только на отдельной личности, но и на всем обществе, государстве в целом.

На сегодняшний день Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. называет в качестве специфических оснований наступления ответственности следующие правонарушения:

· совершение обучающимся противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения (п.7 ст. 19);

· несоблюдение образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий (п.4 ст. 33);

· отрицательные результаты аттестации образовательного учреждения (п. 23 ст. 33);

· осуществление деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности запрещенной законом, либо деятельности не соответствующей его уставным целям (п. 4 ст. 34);

· нарушение образовательным учреждением законодательства РФ в области образования и (или) своего устава (п. 6 ст. 37);

· повторное предъявление государственной аттестационной службой образовательному учреждению рекламации на качество образования и (или) несоответствие образовательного стандарта (п.4 ст. 38);

· однократное предъявление государственной аттестационной службой названной рекламации (является основанием для подачи иска образовательного учреждения в других организациях (ст. 49);

· девиантное (общественно опасное) поведение подростков, достигших возраста 11-ти лет (п. 11 ст. 50);

· повторное, в течении года, грубое нарушение обучающимся устава образовательного учреждения (ч. 1 п.3 ст. 56);

· применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника (ч. 2 п. 3 ст. 56);

· появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (ч. 3 п. 3 ст. 56);

Дополнительно ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» установлены следующие основания юридической ответственности:

1.Лишение государственной аккредитации государственного, муниципального вуза (абз. 3 п. Ст. 12). В этом случае ректор и отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются от своих должностей, прежний состав ученого совета распускается и утверждается новый.

2. Нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом вуза и правилами внутреннего распорядка (п. 9 ст. 16). Эта норма фактически конкретизирует положение п.7 ст. 19 Закона об образовании.

Субъекты ответственности. Если говорить об ответственности образовательного учреждения, то образовательное учреждение в соответствии с положениями Закона РФ «Об образовании» несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников, работников образовательного учреждения , а также за иные действия, предусмотренные законодательством РФ.

В ряде своих норм Закон об образовании говорит об ответственности органов местного самоуправления, образовательных учреждений за совершение определенных действий. Так, в соответствии с положением п.1 ст. 31 закона названные органы отвечают за реализацию права граждан на получение обязательного основного общего образования; за ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях расположенных на подведомственных им территориях.

На основании п.5. ст. 52 родители (законные представители) обучающихся, воспитанников так же несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

Итак, состав субъектов может включать граждан - обучающихся, их родителей, иных законных представителей, педагогических работников, образовательной учреждение, его должностных лиц, а также государство, органы государственной власти, в частности, органы государственного управления образованием, их должностных лиц.

Меры ответственности. Вообще, многие меры правовой ответственности в педагогических правоотношениях установлены в отношении обучающегося, в то время как педагог и образовательная организация остаются как бы «в стороне». В действительности же обучающийся в образовательном процессе является, так сказать, «слабой стороной», подверженной проявлениям власти педагогических работников и образовательного учреждения, которое происходит из самой сути современного педагогического процесса, оформленной в нотариальной форме. Обучающийся и обращается за тем в образовательное учреждение, чтобы получить воспитание и обучение, и, если он нарушает определенные правила, установленные в этом учреждении, и к нему применяются меры воспитательного значения, то это, видимо, все-таки не правовая ответственность, а иная разновидность социальной.

Закон РФ «Об образовании» предусматривает для установленных им правонарушений такие санкции, как:

· исключение обучающегося из образовательной организации;

· приостановление действия лицензии на образовательную деятельность;

· аннулирование лицензии образовательной организации;

· ликвидация образовательного учреждения;

· лишение образовательного учреждения свидетельства о государственной аккредитации;

· возмещение дополнительных затрат на переподготовку выпускников образовательного учреждения в других организациях;

· направление подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших 11-ти лет, в специальные учебно-воспитательные учреждения;

· расторжение трудового договора с педагогическим работником, т.е. его увольнение.

Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» дополнительно устанавливает такую меру, как увольнение руководителя вуза.

Названные санкции, за исключением приостановления и аннулирования действия лицензии увольнения педагога, являются достаточно специфическими мерами ответственности и присущи лишь области образования. Они носят характер воспитательного, общественного воздействия, практически не связанного непосредственно с государственным принуждением.

Виды ответственности. Дисциплинарная ответственность. В Законе РФ «об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», типовых положениях об образовательных учреждениях, иных нормативно-правовых актах институт дисциплинарной ответственности в сфере образования не получил надлежащей нормативно-правовой регламентации. Нормы, образующие этот институт, характеризуется значительными пробелами, противоречащими, нечеткими и неточными нормативно-правовыми предписаниями, а также недостаточно полно согласуются с нормами международного права.

В Законе РФ «Об образовании» (ст. 19 и 56) называются лишь определенные виды дисциплинарных проступков, служащие основанием для прекращения образовательных отношений. Это, в частности: 1) противоправные действия; 2) грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения; 3) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения; 4) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося; 5) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривает такие составы дисциплинарных проступков, как: 1) ненадлежащее управление государственным или муниципальным высшим учебным заведением, приведение его к лишению государственной аккредитации по итогам аттестации (ч.3. ст.12); 2) нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения; 3) нарушение студентом обязанностей, предусмотренных правилами внутреннего распорядка высшего образовательного учреждения (ч. 9 ст. 16).

Отдельные предписания по вопросам дисциплинарной ответственности содержатся в типовых положениях об образовательных учреждениях. Так п. 47 Типового положения об образовательных учреждениях среднего специального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001г. № 160, устанавливает дисциплинарную ответственность студентов за невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом среднего образовательного учреждения, нарушение правил внутреннего распорядка. Аналогичное предписание содержится в п. 71 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.04.2001 г. №264.

Таким образом, в законодательстве об образовании:

1) отсутствует легальное определение понятия «дисциплинарный проступок» в образовательной сфере, что означает значительные трудности в понимании того, какие противоправные деяния могут быть квалифицированы в качестве дисциплинарных проступков и по каким признакам следует отличать дисциплинарные проступки от административных и гражданско-правовых;

2) не имеется перечня санкций, которые могут применяться к нарушителям норм образовательного права;

3) неполно и бессистемно закреплены составы дисциплинарных проступков, что создает дополнительные условия для безнаказанности посягательств на действующий порядок в образовательной сфере.

В законодательстве отсутствует дисциплинарная ответственность за нарушение значительной части запретов, прямо предусмотренных Законом РФ «Об образовании» и ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Например, не предусматривается каких-либо санкций за нарушение таких запретов, как привлечении обучающихся в гражданских образовательных учреждениях к труду, не предусмотренному образовательной программой; принуждение обучающихся к вступлению в общественные, общественно-политические организации, движения и партии; превышение максимально допустимых учебных нагрузок на педагогических работников и др.

Законодательство не содержит норм по вопросам привлечения к дисциплинарной ответственности руководителей образовательных учреждений. Неясно кто, в каком порядке, за какие деяния может привлечь руководителя образовательного учреждения к дисциплинарной ответственности и какие меры взыскания могут быть применены к нему за совершение дисциплинарных проступков.

Перечень деяний обучающихся, квалифицируемых как дисциплинарные проступки, фактически передан на усмотрение образовательного учреждения, которое самостоятельно подготавливает свой устав и правила внутреннего распорядка и по своему усмотрению формулирует перечень требований, нарушение которых обращающимися могут быть квалифицированы как дисциплинарные проступки. В результате имеет место значительный разнобой в понимании дисциплинарных проступков и применения мер дисциплинарного воздействия. Например, опоздание или неявка на лекционные занятия в одних вуза рассматриваются как дисциплинарный проступок, а в других – признаются правомерным поведением и т.д.

В совокупности нормативных предписаний по вопросам дисциплинарной ответственности в сфере образования имеются и отдельные коллизии. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования РФ закрепляет состав дисциплинарного проступка – невыполнение учебного плана в установленные сроки по неуважительной причине, которого нет в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Закон РФ «об образовании» запрещает назначать ректоров гражданских образовательных учреждений высшего профессионального образования, тогда как ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривает такую процедуру для замещения вакантной должности, образовавшейся после отстранения от работы ректора государственного или муниципального высшего образовательного учреждения, лишенного государственной аккредитации.

В предписаниям по вопросам дисциплинарной ответственности участников образовательных отношений имеются неточные и неясные формулировки.

Неточной является ч. 9 ст. 16 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно которой дисциплинарные проступки студентов высших учебных заведений трактуются лишь как нарушения устава соответствующего образовательного учреждения и его правил внутреннего распорядка. В действительности дисциплинарные проступки студентов вузов, равно как и иных обучающихся представляют собой посягательства на законодательство, нормы законов. Ибо устав и правила внутреннего распорядка вуза, будучи локальными актами, имеют юридическое значение в той мере, в какой они соответствуют положениям ФЗ-ов и иных вышестоящих нормативно-правовых актов. Обязанности, возлагаемые на студентов локальными нормативно-правовыми актами образовательного учреждения, но не предусмотренные действующим законодательством, не имеют юридического значения и неисполнение их не может служить основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Как следует из смысла ст. 54 Конституции РФ, ответственность может устанавливаться только законом. Данная статья. Посвященная вопросам применения юридической ответственности, называет один источник установления юридической ответственности – закон. Соответственно подзаконные нормативно-правовые акты, в том числе и локальные акты образовательных учреждений, не могут устанавливать новых составов правонарушений и юридической ответственности за них. Поэтому в нормативных предписаниях по вопросам дисциплинарной ответственности участников образовательных отношений необходимо четко и последовательно проводить тезис о том, что такая ответственность и основания ее применения устанавливаются прежде всего законом.

Таким образом, законодательство по вопросам дисциплинарной ответственности в образовательной сфере не обеспечивает в достаточной мере реализацию тех целей, с которыми связывается действие данного юридического института в механизмах правового регулирования и реализации законодательства в сфере образования. Существенные пробелы, которые имеются в нормативно-правовом регулировании данного правового института, создают значительные затруднения в правоприменительной практике образовательных учреждений и приводят к ослаблению дисциплины в образовательном учреждении.

Материальная ответственность. Вопросы материальной ответственности участников образовательного процесса в законодательстве РФ не получили надлежащего отражения. наиболее полно, хотя и весьма дискуссионно, регламентирован порядок возмещения материального ущерба, причиненного обучающимся некачественным обучением ст. 49 Закона РФ «Об образовании» предоставляет право компетентным государственным органом управления образованием в случае некачественной подготовки выпускников аккредитованными образовательным учреждениям предъявлять иски по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях.

В то же время законодательство об образовании не содержит специальных норм по вопросам материальной ответственности руководителей и работников образовательных учреждений поскольку этот институт обстоятельно регламентирован нормами трудового законодательства.

Однако законодательство не регулирует и отношений, связанных с материальной ответственностью обучающихся за вред, причиненный ими образовательному учреждению в процессе проведения практических и иных занятий или нахождения в образовательном учреждении в период занятий, это приводит к тому, что обучающиеся независимо от формы вины привлекаются, как правило, к полной материальной ответственности, что ставит их в неравное положение с работниками образовательных учреждений. Которые чаще всего несут организационную материальную ответственность за причиненный учреждению ущерб.

Вообще, материальная ответственность педагогических работников, руководителей и иных должностных лиц образовательного учреждения должна применяться по правилам трудового законодательства.

Материальная ответственность обучающихся за ущерб, причиненный образовательному учреждению, может быть ограничена размером их месячной стипендии или двумя-тремя минимальными размерами оплаты труда.

Разработка и закрепление в федеральном законе комплексного института «Дисциплинарная и материальная ответственность участников образовательных отношений» может дать позитивные результаты при наличии процессуальных норм, устанавливающих порядок применения такой ответственности и позволяющих надежно охранять законные права и свободы обучающихся, работников образовательных учреждений и иных лиц.

Иные виды ответственности. При определенных условиях, в случае покушения на права, свободы, охраняемые законом интересы обучающихся, может наступить уголовная, административная, гражданско-правовая ответственность, включающая применение соответствующих санкций.

Так, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, в частности образовательной, без лицензии влечет наложение административного штрафа на должностное лицо в размере от 10-20 МРОТ, на юридическое лицо – от 100 до 200 МРОТ, а осуществление деятельности с нарушением лицензионных требований – наложение административного штрафа на должностное лицо в размере от 5-10 МРОТ. Если родители, иные законные представители обучающихся не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, то к ним может быть применена такая мера административного наказания, как предупреждение или наложение штрафа в размере от 1-5 МРОТ.

Если в образовательном процессе педагог унижает достоинство личности обучающегося, то такой гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности. Однако меры ответственности, предусмотренные в этом случае законом: штраф в доход государства, либо арест на определенный срок – не направлены собственно на защиту нарушенных прав обучающегося, в частности права на жизнь, здоровье, достоинство, образование и т.п., другими словами на их восстановление и возмещение причиненного вреда здоровью, жизни, в том числе духовному. Лишь гражданско-правовые меры ответственности в полной мере исполняют функции защиты прав, охраняемых законом интересов граждан и организаций.

Именно в гражданско-правовом регулировании общественных отношений меры защиты и санкции соотносятся, как показано в одном из источников, как целое и его часть, так как гражданско-правовые санкции. Как и меры ответственности, являются мерами защиты, но меры защиты не всегда исполняют роль гражданско-правовых санкций.

В случае нарушения прав обучающегося в образовании он или его родители вправе потребовать в первую очередь применения предусмотренных законом мер защиты нарушенного права путем устранения препятствий для его реализации, восстановлении права, компенсации причиненного ущерба и т.п. В этом случае лицо, нарушившее право обучающегося, должно будет исполнить обусловленную тем же законом обязанность обеспечить в той или иной форме, виде те права и интересы, которые подверглись покушению. И только в том случае, если это установлено законом, пострадавшее лицо вправе потребовать применение мер ответственности к нарушителю.

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания

1. Какой смысл содержится в понятии «правовой статус обучающегося» и в чем его отличие от понятия «правовое положение обучающегося»?

2. Обоснуйте необходимость института правовой ответственности в сфере образования.

3. Каковы психолого-педагогические основы существующего правового статуса обучающихся а) дошкольных образовательных учреждений; б) общеобразовательных учреждений; в) обучающихся образовательных учреждений профессионального образования?

4. В чём, на ваш взгляд, причины правонарушений в сфере общего образования? Какие меры профилактики и борьбы с ними вы бы предложили?

5. Какие меры вы бы предложили по совершенствованию образовательного законодательства с целью повышения ответственности субъектов образовательного процесса?

Основанием возложения юридической ответственности выступают различного рода правонарушения, состав которых предусмотрен различными отраслями права. Так, в образовательной сфере могут совершаться и совершаются:

Уголовно-правовые деяния (взятки со стороны педагогических работников, поборы с родителей и учеников, мошенничество при "организации" образовательных учреждений, кражи учащимися имущества в помещении образовательного учреждения, оскорбление в грубой форме учащихся и т.д.);

Административные проступки, совершаемые должностными лицами образовательных учреждений и самими этими учреждениями (нарушение установленных административным законодательством требований по управлению образовательным учреждением, взаимодействию последних с органами управления образованием, нарушение финансового и налогового законодательства и т.п.);

Гражданско-правовые деликты (невыполнение образовательным учреждением условий заключенных хозяйственных договоров, договоров аренды, нарушения предусмотренных гражданским законодательством организационно-правовых форм, предусмотренных для образовательных учреждений и т.д.);

Дисциплинарные проступки (невыполнение учащимися требований внутришкольной (внутривузовской) дисциплины, т.е. правил внутреннего распорядка, невыполнение требований учебных планов и учебного процесса, опоздание педагога или других категорий работников образования на работу и т.п.).

Особое место занимают правонарушения, имеющие собственно образовательно-правовой характер, т.е. нарушающие нормы специального образовательного законодательства. Это скажем, несоблюдение образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий (в соответствии с пунктом 14 статьи 33 Федерального закона "Об образовании"), отрицательные результаты аттестации образовательного учреждения (в соответствии с пунктом 23 статьи 33 Федерального закона "Об образовании"), осуществление деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей ее уставным целям (в соответствии с пунктом 4 статьи 34 Федерального закона "Об образовании") и т.п. Субъектами таких правонарушений выступают, как правило, институциональные субъекты - образовательные учреждения либо органы управления образованием. Но образовательные проступки могут совершать и индивидуальные субъекты образовательных правоотношений - учащиеся, их родители, педагогические работники, руководители образовательных учреждений и органов управления образования: родители по каким-то причинам (религиозным, национальным) не отдают своего ребенка в школу, чем нарушается конституционная норма об обязанности получить основное общее образование (частью 4 статьи 43 Конституции РФ); педагог решительно отказывается обучать учащегося, мотивируя такое решение неспособностью ученика к обучению и т.п..

Соответственно этим основаниям выделяют уголовно-правовую, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную виды юридической ответственности к субъектам образовательным правоотношений, совершившим правонарушения.

Что касается особенностей юридической ответственности в образовании, то она обусловлена, прежде всего, специфическим характером общественных отношений по поводу обучения и воспитания. Нужно заметить, что вопросы юридической ответственности в литературе пока еще разработаны явно недостаточно, хотя ряд исследователей уже сделали серьезные шаги в этом направлении (В.М. Сырых, С.В. Куров).

Наиболее многочисленны и исключительно разнообразны в сфере образования дисциплинарные проступки, особенность которых в том, что их могут совершать лица (речь идет, прежде всего, об обучающихся, но не только), не обладающие дееспособностью (деликтоспособностью), предусмотренной уголовным, административным, гражданско-правовым, трудовым, семейным законодательством. В теории и практике осуществления образовательного права эта тема относится к числу наиболее актуальных и проблемных. Так, В.М. Сырых предлагает, думается, вполне обоснованный перечень наиболее существенных дисциплинарных проступков, которые должны быть четко отражены в образовательном законодательстве и, в частности, в будущем Кодексе об образовании.

Например, в перечень дисциплинарных проступков, совершаемых обучающимися, следует, по мнению ученого, включить такие их виновные, противоправные деяния, которые посягают на правопорядок в образовательной сфере, и, прежде всего, те, которые препятствуют осуществлению образовательного процесса, проведению лекционных, практических и иных занятий либо связаны с невыполнением законных решений и распоряжений администрации образовательного учреждения. Это, в частности:

Систематические (более трех раз в семестр) опоздания или неявка без уважительных причин на практические или иные обязательные занятия;

Появление на занятиях или в помещениях образовательного учреждения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

Нарушение дисциплины в процессе проведения лекционных, семинарских и иных учебных занятий;

Неисполнение законных требований педагогического работника, декана, его заместителей, решений и распоряжений руководителя образовательного учреждения;

Воспрепятствование деятельности педагогического работника, декана, его заместителей, руководителя образовательного учреждения;

Пользование без разрешения учебным оборудованием и иным имуществом образовательного учреждения, нахождение в помещениях образовательного учреждения в вечернее и ночное время после окончании занятий;

Порча, разрушение или уничтожение оборудования или иного имущества образовательного учреждения;

Курение в неположенном месте, распитие спиртных напитков в учебных помещениях и аудиториях;

Публичный призыв к совершению названных действий или участие в них. .

Что касается педагогических работников образовательных учреждений, то помимо составов дисциплинарных проступков, названных в Трудовом кодексе Российской Федерации и в статье 56 Федерального закона "Об образовании", они, по мнению того же исследователя, должны нести дисциплинарную ответственность за следующие виновные противоправные деяния:

Реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

Нарушение прав и свобод обучающихся, применение к ним методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием;

Привлечение обучающихся и воспитанников без согласия их и родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой;

Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации, движения и партии, религиозные объединения, а также принудительное привлечение к деятельности в этих организациях, посещению религиозных мероприятий и участию в агитационных кампаниях и политических акциях;

Отказ от прохождения периодических бесплатных медицинских обследований;

Использование антигуманных, а также опасных для жизни и здоровья обучающихся, воспитанников методов обучения. .

Такой же перечень противоправных деяний должен распространяться и на руководителей образовательного учреждения. Кроме того, они несут ответственность за следующие дисциплинарные проступки:

Невыполнение или ненадлежащее выполнение образовательным учреждением функций, в том числе некачественное образование;

Несоблюдение условий безопасного ведения учебных и производственных процессов, создавших реальную угрозу причинения вреда или причинивших вред жизни и здоровью обучающихся, воспитанников, работников образовательного учреждения;

Нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников, работников образовательного учреждения, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств договора, заключенного между обучающимися и образовательным учреждением, воспрепятствование деятельности совета образовательного учреждения, проведению общих собраний (конференций) трудового коллектива, иных органов самоуправления;

Непредставление помещений для работы медицинских работников, а также для питания обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

Превышение максимально допустимых учебных нагрузок на педагогических работников;

Нерациональное использование нежных и иных материальных ресурсов образовательного учреждения.

Этот перечень образовательных деликтов со стороны педагогических работников приведен полностью в проекте Общей части Кодекса Российской Федерации об образовании.

Тот же проект предусматривает такие последствия привлечения тех или иных субъектов образовательных правоотношений к юридической ответственности за совершение перечисленных действий к обучающимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные:

Замечание, выговор, запрещение посещать отдельные занятия или пользоваться отдельными помещениями (учреждениями) вуза в течение одного или нескольких семестров;

Исключение из образовательного учреждения.

За совершение дисциплинарных проступков педагогические работники образовательных учреждений могут быть повергнуты следующим мерам дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, временное отстранение от ведения занятий на срок до окончания семестра (четверти), запрещение читать курс в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", увольнение. Такие же последствия предусматриваются и для руководителей образовательных учреждений. В действующем законодательстве, прежде всего, трудовом и Законе РФ "Об образовании", как отмечалось выше, предусмотрены определенные меры ответственности, которые применяются на практике. Однако, перечень, содержание, характер этих мер чрезмерно узок и не способен отразить всю специфику образовательных отношений. В этом отношении соответствующие нормы проект Общей части Кодекса Российской Федерации об образовании, думается, значительно более обоснованны и в максимальной мере отражают особенности поведения субъектов образовательных отношений и юридических последствий их противоправных деяний.

Институт юридической ответственности занимает одно из центральных мест в ряду правовых средств, обеспечивающих эффективную реализацию конституционных прав граждан в области образования и формирующих целостный механизм гарантий осуществления прав и свобод личности в сфере образования.

Высокая социальная значимость образования, многоаспектный, многопрофильный характер, взаимосвязь автономии образовательных организаций и педагогических работников с необходимостью неуклонного исполнения педагогической дисциплины образовательного процесса определяют своеобразие правоотношений, прежде всего педагогических (образовательных), в области образования, что накладывает и свой отпечаток на правовую ответственность субъектов соответствующих правоотношений.

Юридическая ответственность, выражаясь в мерах государственного принуждения, в ограничении прав и свобод граждан, не может устанавливаться и применяться произвольно. Порядок привлечения к ответственности и меры, применяемые государством при наступлении юридической ответственности, должны соответствовать определенным требованиям - принципам, к которым относят законность, обоснованность, справедливость, неотвратимость, целесообразность, недопустимость повторной или двойной (уголовной и административной) ответственности за совершение одного и того же правонарушения.

При установлении и применении юридической ответственности, прежде всего в практическом аспекте, необходимо исходить из основополагающего конституционного принципа ограничения прав и свобод граждан, закрепленного в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым ограничение прав и свобод граждан допускается лишь при соблюдении одновременно двух условий: во-первых, эти ограничения должны быть установлены только федеральным законом; во-вторых, они вводятся исключительно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Юридическая ответственность выступает при этом своеобразным ограничителем неправомерного поведения в тех случаях, когда действия субъекта нарушают права и свободы других лиц, а также публичные интересы, охраняемые законом.

В сфере образования, в силу разнородности образующих ее общественных отношений, действуют все традиционно закрепленные законодательством Российской Федерации виды юридической ответственности: гражданско-правовая, административно-правовая, уголовно-правовая, дисциплинарная. В то же время для образования характерным является и специфический вид ответственности - образовательно-правовая, возникающая только при противоправном посягательстве на образовательные (педагогические) отношения.

Особенностью юридической ответственности в образовании является ее комплексный характер, когда она, включая в себя элементы разных видов ответственности, отражает особенности содержания педагогических правоотношений, что и получило свое закрепление в отдельных специальных отраслевых законодательных актах - Уголовном кодексе РФ, Кодексе РФ об административно-правовых нарушениях, Трудовом кодексе РФ.

С учетом общих принципов юридической ответственности (законность, соразмерность санкций, целесообразность, обоснованность, неотвратимость, реальность применения и осуществимости санкций, единства видов ответственности) формируется ряд принципиальных положений (принципов), имеющих критериальное значение и определяющих регулирование ответственности в сфере образования. К ним следует отнести: сочетание общих оснований юридической ответственности со специальными основаниями, характерными только для области образования; наличие в механизме правового регулирования образованием педагогических правоотношений и учет в связи с этим особых оснований ответственности; в качестве правонарушений в педагогических правоотношениях выступают нарушения основных прав человека и гражданина в сфере образования; сочетание публично-правовых и частно-правовых элементов в регулировании ответственности; своеобразие санкций ответственности в области образования, отражающих особенности педагогических правоотношений, в частности воспитательный характер отдельных из них; ограниченное применение санкций, препятствующих осуществлению права личности на образование; сочетание и взаимосвязь различных видов юридической ответственности, предусмотренных законом в сфере образования; учет сектора платного характера предоставления образования (платные образовательные услуги).

Образовательная правовая ответственность (ОПО) наступает за нарушение (в том числе неисполнение, ненадлежащее исполнение) педагогических юридических норм, регламентирующих педагогические отношения (правоотношения). Образовательная правовая ответственность проявляется в применении санкций определенного характера, обусловленных содержанием педагогических (образовательных) правоотношений. ОПО представляет собой результат обращения, проекции общеправового института ответственности на урегулированное соответствующими нормами права поведение субъектов названных правоотношений. ОПО устанавливает взаимосвязь между неправомерным, социально вредным - вредоносным деянием в связи с участием в педагогических правоотношениях - и своего рода эталонным, нормируемым законодательным, иным правовым актом.

ОПО отличается от иных видов юридической ответственности следующими особенностями:

  • - может устанавливаться лишь в образовательной сфере, более того, лишь в образовательном процессе, в ходе учебного взаимодействия обучающегося и педагога. Этим ОПО отличается от ответственности образовательного учреждения во взаимоотношениях с обучающимся, скажем, по поводу исполнения лицензионных требований и условий, которая носит административно-правовой характер;
  • - ОПО является следствием и оформлением неисполнения педагогических норм. Несоблюдение, нарушение педагогической нормы признается правонарушением лишь в случаях, устанавливаемых, как правило, самим образовательным учреждением. Так, неисполнение учебного графика студентом может являться основанием для недопуска его к текущей аттестации, итоговой аттестации (несвоевременная подготовка выпускной квалификационной работы). Неудачное прохождение промежуточной аттестации - получение отрицательной оценки - является основанием для повторной ее сдачи (пересдачи зачета, экзамена, т.п.). В итоге невыполнение к сроку учебного графика служит основанием к исключению обучающегося из школы, отчислению его из вуза во многих образовательных организациях. Правовые, по своей сути, последствия нарушения такого рода педагогических норм устанавливаются в большинстве случаев самим образовательным учреждением, а основания ответственности, как правило, закрепляются в уставе и иных локальных актах образовательного учреждения. Исключение обучающегося из образовательного учреждения является крайней мерой и может квалифицироваться как ограничение права (конституционного) гражданина на образование, что допускается лишь по основаниям и в целях, закрепленных ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Это означает, что основания исключения должны быть, во-первых, установлены исчерпывающим образом федеральным законом, а во-вторых, направлены на защиту конституционного строя, прав, интересов, здоровья других граждан.
  • - ОПО носит сугубо местный, локальный характер, не выходит за пределы ни самого образовательного учреждения, ни даже направления обучения (образования). Правонарушение имеет локальное значение. Так, ответственным представляется одно лицо перед другим (другими), например педагог признается ответственным перед конкретным обучающимся или обучающимися, в то же время обучающийся отвечает перед самим образовательным учреждением, так как именно с ним обучающийся вступает в образовательно-правовые отношения в связи с предоставлением ему образования. Педагог выступает от имени образовательного учреждения и в то же время он в силу закона, наделяясь определенной академической свободой в изложении учебного материала, оценке знаний, учений, навыков обучающегося, т.е. рядом установленных, хотя и в самой общей форме, образовательных (педагогических) полномочий, тем самым приобретает самостоятельность выступить от своего имени в образовательном процессе, в том числе предъявлять требования к обучающемуся.
  • - ОПО устанавливается, как правило, правилами и нормами самого образовательного учреждения. Лишь в отдельных случаях подобные нормы педагогического характера закрепляются в нормативных правовых актах (см., в частности положения об итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений разных типов). В данном случае ОПО имеет ограниченный и фактически локальный характер, критерии признания нарушения установленной образовательным учреждением нормы правонарушением имеют весьма расплывчатое содержание и субъективны по существу;
  • - основания ОПО и соответствующие санкции устанавливают, как правило, сами образовательные учреждения. Подобный вывод вытекает из их полномочий, автономии в образовательной сфере, закрепляемых законодательством об образовании. Так, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательная организация самостоятельна в выборе системы оценок, порядка и периодичности промежуточной аттестации; к ее компетенции относится осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с требованиями Закона об образовании и собственного устава.

Аналогично Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, утвержденное приказом федерального органа управления образованием, содержит правило, в соответствии с которым к итоговой аттестации допускаются обучающиеся, освоившие образовательные программы основного общего для IX класса или среднего (полного) общего образования для XI (XII) класса и имеющие положительные годовые отметки по всем предметам учебного плана общеобразовательного учреждения. В данном случае можно говорить об ОПО в том смысле, что устанавливаются правовые последствия от неисполнения соответствующей нормы о полном освоении образовательной программы - это повторная аттестация. Повторная аттестация представляет собой особую санкцию - меру образовательно-правовой ответственности. Следует обратить внимание на то, что ответственность и санкция - повторная пересдача устанавливаются приказом федерального органа управления образованием, а не федеральным законом и даже не постановлением Правительства Российской Федерации.

К основным группам нарушений в образовательном процессе образовательной организацией следует отнести: на этапе приема в образовательную организацию - ненадлежащее исполнение установленных правил поступления, набора, отбора, в том числе вследствие необоснованного отказа в приеме; ненадлежащее проведение конкурса при приеме в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения; на этапе собственно проведения образовательного процесса - несоблюдение установленного режима учебных занятий, в т.ч. расписания и графика; несоблюдение государственного образовательного стандарта; ненадлежащее качество учебных занятий, несоблюдение требований к форме учебных занятий.

ОПО оказывает, по сути, опосредованное воздействие на регулирование общественных отношений, возникающих в ходе проведения образовательного процесса. Так, применительно к обучающемуся лишь в случае неполного, ненадлежащего освоения (исполнения) им учебного плана возникает нарушение установленной нормы (образовательной) и налагается санкция - повторная пересдача. В данном случае прохождение, пусть и в обязательном порядке, итоговой аттестации выпускником образовательного учреждения не является его обязанностью в отношении других лиц или органов. Это его право, право получить документ об образовании и соответствующей квалификации на основании результатов итоговой аттестации. В случае получения профессионального образования гражданин реализует, осуществляет предоставленное ему право на образование. Несоответствие поведения установленной норме о приобретении права на получение документа, т.е. права на признание определенного уровня (ценза) образования, влечет своего рода нарушение нормы без нарушения самого права обучающегося и выпускника.

Образовательные нарушения становятся, по сути, правонарушениями лишь в тех случаях, когда они закрепляются в нормативных правовых актах, и при условии, что они приобретают свойство социальной вредоносности, нарушают права, охраняемые законом интересы других лиц, угрожают основам правопорядка, государственного управления, тем самым причиняют или могут причинить вред другим лицам, государству. Таким образом, не всякое нарушение установленных в сфере образования норм представляет собой потенциальное правонарушение.

Образовательно-правовые санкции (ОПС) как меры образовательно-правовой ответственности также обладают определенными особенностями и определенной правовой самостоятельностью, обусловливаемыми характером, содержанием педагогических (образовательных) правоотношений. Во-первых, следует разграничивать санкции, применяемые к правонарушителям - обучающимся, и санкции в отношении педагогических работников и самой образовательной организации. В последнем случае вряд ли можно говорить о воспитательном характере таких санкций в случае отстранения педагога от чтения лекций, замены его другим преподавателем и т.п.; во-вторых, меры ОПО носят правовосстановительный, защитный, применительно к обучающемуся, характер. В случае применения мер образовательно-правовой ответственности к обучающемуся они тоже будут носить характер своего рода обременения, несения дополнительной обязанности. В то же время вряд ли следует считать санкцией пересдачу обучающимся экзамена, зачета, так как прохождение промежуточной аттестации предусмотрено учебным планом, государственным образовательным стандартом и входит в прямую обязанность обучающегося; в-третьих, особенностью ОПО является, по общему правилу, недопущение замены соответствующей санкции санкцией имущественного характера.

Набор ОПС обусловлен, во-первых, особенностями собственно образовательного процесса; во-вторых, образовательным уровнем образовательной программы (общеобразовательная, начального, среднего, высшего профессионального образования, т.п.); в-третьих, направленностью, спецификой самих образовательных программ. К таким санкциям можно отнести уже названное повторное прохождение итоговой аттестации.

Признание самостоятельности педагогических (образовательных) правоотношений, их автономного характера как элемента механизма правового регулирования общественных отношений в сфере образования позволяет сделать достаточно обоснованный вывод и о самостоятельном характере образовательно-правовой ответственности и соответственно образовательно-правовых санкций.

В качестве вывода можно сказать, что ни ОПО, ни ОПС не получили своего надлежащего юридического оформления ни в законодательстве РФ об образовании, ни в локальных актах образовательных организаций. Более того, фактически вне правового закрепления остаются нарушения образовательных прав обучающихся со стороны педагогических работников, самой образовательной организации. Отчасти это может быть объяснено своего рода двойственным характером ОПО: с одной стороны, будучи закрепляемой в нормативном правовом акте, она приобретает общеобязательную силу и распространяется на всех субъектов, названных в соответствующем правовом документе, а с другой стороны, в случаях и порядке, предусмотренных законом, может устанавливаться и самим образовательным учреждением. В этом случае она носит своего рода квазиправовой, т.е. не в прямом смысле правовой, характер, так как, во-первых, имеет ограниченную силу и распространение - только в пределах установившего ее образовательного учреждения; во-вторых, влечет определенные последствия, которые с трудом можно назвать правовыми.

Практическое применение подобной ответственности и санкций в случае их введения потребует закрепления довольно четких и жестких критериев квалификации соответствующего поведения как неправомерного, их правового закрепления, а также последующего оценивания такой ситуации в правоприменительной практике на основе введенных признаков, критериев, что может вызвать достаточно серьезные трудности.

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

2. Иные обязанности обучающихся, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

3. Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

4. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

6. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

7. При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.

8. По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

9. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

10. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.

11. Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.

12. Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Согласно ст. 44 ч. 1 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года(далее Конституция РФ) была закреплена свобода преподавания (которая является частью академических свобод) каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

В соответствии со ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012г.в ред. от 13.07.2015 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"(далее Закон РФ "Об образовании") при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.

Академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.

В основе принципа академической свободы лежит право на проведение исследований и преподавание без постороннего вмешательства как внутри вуза, так и извне, со стороны политических властей или частных лиц. Академическая свобода предполагает также свободу обучения для студентов. Таким образом, обеспечение академической свободы лежит на государстве и на самих вузах. Внутривузовская ситуация обычно налагает некоторые ограничения на академическую свободу, как правило, в области учебных планов и при назначении на академические посты.

Академическая свобода - права преподавателей и научных сотрудников, в частности, в институтах и университетах, развивать свою область знаний и выражать свою точку зрения без боязни притеснений или увольнения с работы. Эти права основываются на положении, что открытость и свобода исследований в пределах области специализации преподавателя или ученого необходимы для успешного добывания знаний и существенны для надлежащего исполнения образовательных функций. В настоящее время эти права соблюдаются, в основном, в странах, где образование рассматривается не только в смысле внушения общепризнанных взглядов, но также в смысле развития способностей к расширению совокупности существующих знаний.

Часто приходится слышать о необходимости отличать академическую свободу от свободы слова. Это не лишено смысла, поскольку академическая свобода предполагает не только свободу самовыражения, но и право свободно выбирать область исследований и уровень участия в процессе. Что же касается "академической свободы самовыражения", то она, как правило, не выходит за пределы общего понимания свободы слова, за тем исключением, что в других условиях свобода слова зачастую имеет больше граничных условий.

Концепция академической свободы подразумевает, что пребывание в должности зависит преимущественно от компетентности преподавателя в его предметной области и его соответствия существующим стандартам профессиональной честности, а не от посторонних соображений, таких как политические или религиозные убеждения. Академическая свобода существует не ради комфорта или удобств преподавателей и ученых, а для пользы всего общества исходя из его долгосрочных интересов.

Концепция свободы должна быть дополнена концепцией ответственности. Университетский преподаватель является гражданином, членом профессиональной ассоциации, и должностным лицом института. Выступая устно или письменно, как гражданин, преподаватель должен быть свободен от институтской цензуры или дисциплины, но осознавать, что специальная позиция влечет специальную ответственность. Как член профессиональной ассоциации и должностное лицо, он должен помнить, что публика может оценивать эту профессию и этот институт по его высказываниям. Поэтому преподаватель все время должен быть аккуратен, проявлять соответствующую сдержанность, выказывать уважение к мнениям других, и прилагать все усилия для обозначения, что он не является официальным представителем института.

Одним из важнейших элементов механизма правового регулирования, с помощью которого возможно достижение результативности последнего, в том числе в сфере образования, является юридическая ответственность субъектов образовательных правоотношений.

В правовой науке под юридической ответственностью понимается обязанность субъекта, совершившего виновно противоправное, причиняющее ущерб общественным отношениям деяние, претерпевать предусмотренные законодательством (санкциями охранительных правовых норм) неблагоприятные для субъекта лишения личного, имущественного и/или организационного характера. Данное определение полностью применимо и к сфере образовательных отношений, хотя ответственность их участников обладает и своими особенностями.

Основанием возложения юридической ответственности выступают различного рода правонарушения, состав которых предусмотрен различными отраслями права. Так, в образовательной сфере могут совершаться:

  • - уголовно-правовые деяния (взятки со стороны педагогических работников, поборы с родителей и учеников, мошенничество при «организации» образовательных учреждений, кражи учащимися имущества в помещении образовательного учреждения, оскорбление в грубой форме учащихся и т.д.);
  • - административные проступки, совершаемые должностными лицами образовательных учреждений и самими этими учреждениями (нарушение установленных административным законодательством требований по управлению образовательным учреждением, взаимодействию последних с органами управления образованием, нарушение финансового и налогового законодательства и т.п.);
  • - гражданско-правовые деликты (невыполнение образовательным учреждением условий заключенных хозяйственных договоров, договоров аренды, нарушения предусмотренных гражданским законодательством организационно-правовых форм, предусмотренных для образовательных учреждений и т.д.);
  • - дисциплинарные проступки (невыполнение учащимися требований внутришкольной (внутривузовской) дисциплины, т.е. правил внутреннего распорядка, невыполнение требований учебных планов и учебного процесса, опоздание педагога или других категорий работников образования на работу и т.п.).

Особое место занимают правонарушения, имеющие собственно образовательно-правовой характер, т.е. нарушающие нормы специального образовательного законодательства. Это несоблюдение образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий (п.14 ст.33 Закона РФ "Об образовании"), отрицательные результаты аттестации образовательного учреждения (п.23 ст.33 Закона РФ "Об образовании"), осуществление деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей ее уставным целям (п.4 ст. 34 Закона РФ "Об образовании")и т.п. Субъектами таких правонарушений выступают, как правило, институциональные субъекты - образовательные учреждения либо органы управления образованием. Образовательные проступки могут совершать и индивидуальные субъекты образовательных правоотношений - учащиеся, их родители, педагогические работники, руководители образовательных учреждений и органов управления образования: родители по каким-то причинам (религиозным, национальным) не отдают своего ребенка в школу, чем нарушается конституционная норма об обязанности получить основное общее образование (ч.4 ст. 43 Конституции РФ); педагог решительно отказывается обучать учащегося, мотивируя такое решение неспособностью ученика к обучению и т.п.

Соответственно этим основаниям выделяют уголовно-правовую, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную иматериальную виды юридической ответственности к субъектам образовательным правоотношений, совершившим правонарушения.

Что касается особенностей юридической ответственности в образовании, то она обусловлена, прежде всего, специфическим характером общественных отношений по поводу обучения и воспитания.

Наиболее многочисленны и исключительно разнообразны в сфере образования дисциплинарные проступки, особенность которых в том, что их могут совершать лица (речь идет, прежде всего, об обучающихся, но не только), не обладающие дееспособностью (деликтоспособностью), предусмотренной уголовным, административным, гражданско-правовым, трудовым, семейным законодательством. В теории и практике осуществления образовательного права эта тема относится к числу наиболее актуальных и проблемных.

В перечень дисциплинарных проступков, совершаемых обучающимися, следует, по мнению ученого, включить такие их виновные, противоправные деяния, которые посягают на правопорядок в образовательной сфере, и, прежде всего, те, которые препятствуют осуществлению образовательного процесса, проведению лекционных, практических и иных занятий либо связаны с невыполнением законных решений и распоряжений администрации образовательного учреждения. Это, в частности:

  • - систематические (более трех раз в семестр) опоздания или неявка без уважительных причин на практические или иные обязательные занятия;
  • - появление на занятиях или в помещениях образовательного учреждения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • - нарушение дисциплины в процессе проведения лекционных, семинарских и иных учебных занятий;
  • - неисполнение законных требований педагогического работника, декана, его заместителей, решений и распоряжений руководителя образовательного учреждения;
  • - воспрепятствование деятельности педагогического работника, декана, его заместителей, руководителя образовательного учреждения;
  • - пользование без разрешения учебным оборудованием и иным имуществом образовательного учреждения, нахождение в помещениях образовательного учреждения в вечернее и ночное время после окончании занятий;
  • - порча, разрушение или уничтожение оборудования или иного имущества образовательного учреждения;
  • - курение в неположенном месте, распитие спиртных напитков в учебных помещениях и аудиториях;
  • - публичный призыв к совершению названных действий или участие в них.

Что касается педагогических работников образовательных учреждений, то помимо составов дисциплинарных проступков, названных в Трудовом кодексе РФ и в ст. 56 Закона РФ "Об образовании", они, по мнению того же исследователя, должны нести дисциплинарную ответственность за следующие виновные противоправные деяния:

  • - реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;
  • - нарушение прав и свобод обучающихся, применение к ним методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием;
  • - привлечение обучающихся и воспитанников без согласия их и родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой;
  • - принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации, движения и партии, религиозные объединения, а также принудительное привлечение к деятельности в этих организациях, посещению религиозных мероприятий и участию в агитационных кампаниях и политических акциях;
  • - отказ от прохождения периодических бесплатных медицинских обследований;
  • - использование антигyманных, а также опасных для жизни и здоровья обучающихся, воспитанников методов обучения.

Такой же противоправных деяний должен распространяться и на руководителей образовательного учреждения. Кроме того, они несут ответственность за следующие дисциплинарные проступки:

  • - невыполнение или ненадлежащее выполнение образовательным учреждением функций, в том числе некачественное образование;
  • - несоблюдение условий безопасного ведения учебных и производственных процессов, создавших реальную угрозу причинения вреда или причинивших вред жизни и здоровью обучающихся, воспитанников, работников образовательного учреждения;
  • - нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников, работников образовательного учреждения, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств договора, заключенного между обучающимися и образовательным учреждением, воспрепятствование деятельности совета образовательного учреждения, проведению общих собраний (конференций) трудового коллектива, иных органов самоуправления;
  • - непредоставление помещений для работы медицинских работников, а также для питания обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
  • - превышение максимально допустимых учебных нагрузок на педагогических работников;
  • - нерациональное использование нежных и иных материальных ресурсов образовательного учреждения.

Тот же проект предусматривает такие последствия привлечения тех или иных субъектов образовательных правоотношений к юридической ответственности

За совершение перечисленных действий к обучающимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные:

замечание, выговор, запрещение посещать отдельные занятия или пользоваться отдельными помещениями (учреждениями) вуза в течение одного или нескольких семестров; исключение из образовательного учреждения.

За совершение дисциплинарных проступков педагогические работники образовательных учреждений могут быть повергнуты следующим мерам дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, временное отстранение от ведения занятий на срок до окончания семестра (четверти), запрещение читать курс в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», увольнение. Такие же последствия предусматриваются и для руководителей образовательных учреждений. В действующем законодательстве, прежде всего, трудовом и Законе РФ «Об образовании», как отмечалось выше, предусмотрены определенные меры ответственности, которые применяются на практике. Однако, перечень, содержание, характер этих мер чрезмерно узок и не способен отразить всю специфику образовательных отношений.

ответственность юридический образование